Реферат

Цели, проявления и последствия политики «культурной революции» в Китае.

  • 23 страниц
  • 9 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение 3

1 Причины и цели «Культурной революции в Китае» 4

2 Хронология революции 8

3 Результаты «культурной революции» 10

Заключение 22

Список литературы 24

Введение (выдержка)

Актуальность темы. «Великая пролетарская культурная революция» в Китае является одним из важных событий, определивших дальнейшую историю КНР, и в определённом смысле повлиявшим на всю историю коммунистического движения. Она стала одним из способов борьбы за власть, в которую была вовлечена молодёжь. Это участие молодёжи в политической борьбе делает изучение «культурной революции» актуальным и в наши дни, учитывая желание некоторых политиков вновь привлечь молодёжь к борьбе за власть. Другим фактором, влияющим на политическую жизнь любой страны, является международный опыт, либо прямое вмешательство иностранных государств.

Цель работы – анализ взглядов современных отечественных и зарубежных исследователей на итоги «культурной революции», официальной позиции китайского Правительства относительного данного периода и его итогов, а также отражения итогов «культурной революции» в сознании современного китайского общества.

Задачи работы:

- проанализировать взгляды советских и российских историков на причины «культурной революции»;

- рассмотреть описание этапов «культурной революции» в историографии;

- охарактеризовать взгляды современных отечественных и зарубежных исследователей на итоги «культурной революции» в Китае;

Объект работы – «культурная революция» в Китае 1966 – 1976 годов.

Предмет работы – современные оценки «культурной революции» в Китае.

Результат работы представляет собой составленное представление о «культурной революции» в России и за рубежом, официальное и общественное отношение к «культурной революции» и ее итогам в Китае.

Основная часть (выдержка)

1 Причины и цели «Культурной революции в Китае»

В начале 60-х годов XX в. в Китае сложилась сложная социально- экономическая и политическая ситуация. Разрушительные последствия «Большого скачка», голод и болезни, классовая борьба – все это негативно отражалось на развитии страны. Утопическая линия Мао Цзэдуна вела китайское общество в тупик. Подорвав свой авторитет среди партийного руководства и народных масс, китайский лидер оказался под угрозой потери власти. Необходимо было предпринять соответствующие меры.

Мао Цзэдун, отстаивая революционные принципы, писал: «Ошибочное положение о невоенном переходе от капиталистического строя к социалистическому по существу, является открытой ревизией учений К.Маркса и В.Ленина о государстве и революции, отрицанием всеобщего значения пути Октябрьской революции. Марксизм открыто заявляет о том, что насильственная революция неизбежна. Он подчеркивает, что подобная революция это повивальная бабка, без которой невозможно рождение социалистического общества, это, так называемый, путь изменения буржуазной диктатуры на диктатуру пролетариата, всеобщий закон пролетарской революции»

8 августа 1966 года на XI пленуме ЦК КПК было принято «Постановление о Великой пролетарской Культурной революции» [3].

Фактически эта дата считается началом одного их самых масштабных и массовых событий в истории социально-революционных движений мира.

Однако предпосылки революции начались еще в 1965 году, когда была опубликована критическая статья Яо Вэньюаня «Разжалование Хай Жуя» [7].

Китайский лидер отмечал, что в партии уже давно процветает ревизионизм и необходимо провести полную реорганизацию партийного аппарата. Мао говорил: «Проникновение группы контрреволюционных ревизионистов и различных культурных представителей буржуазии в партию, правительство, армию может закончиться тем, что, когда придет время, они захватят власть и установят диктатуру буржуазии над диктатурой пролетариата» [5].

Таким образом, возникла идея очистить партию от бюрократов и карьеристов, посредством осуществления революции. 7 сентября 1966 года в Пекинской газете "Жэньмин жибао" в соответствии с указаниями Мао Цзэдуна была опубликована статья под названием: «Отдать все силы революции и форсировать производство» [2]. В итоге, он пытался объяснить, что все происходящее делается во благо Китая.

Мао заявил: «Внутрипартийные члены, некоторые из которых буржуазные оппортунисты; фабрики и заводы, руководство которых не является истинными марксистами, т.к. их заботит только материальная заинтересованность; преподаватели учебных заведений, которые полностью находятся под контролем Гоминьдана - вся эта социальная база, связанная с ревизионизмом, изменила «общий цвет Китая» [1]. Китайский лидер выразил серьезную обеспокоенность по этому поводу. Он будто оправдывал себя, говоря: «Я неоднократно поднимал серьезные вопросы, они (партийная буржуазия) не принимали их, сила сопротивления была огромной. Они меня будто не слышали, я не лично за себя прошу, а за будущее всей страны, партии. Изменится ли общий цвет страны, правильно ли мы делаем, что идем по пути строительства социалистического общества? Я не эгоист, я подумал о бедном китайском народе, они страдают, они хотят идти по социалистическому пути. Поэтому я рассчитываю на народ, нельзя снова свернуть с пути. При создании нового Китая много ли людей погибло? Кто- нибудь всерьез задумывался над этим вопросом? Я-да» [4].

Заключение (выдержка)

«Культурная революция», несомненно, является одним из самых удивительных событий в истории Китая, особенно в XX веке. Соединив в себе политические убеждения, личностные взаимоотношения, тяжелое становление нового типа государства, этот период принес огромное количество изменений во все сферы жизни Китая.

Одной из называемой учеными причин начала «культурной революции» является ухудшение отношений Советского Союза и Китайской Народной Республики. Отчасти их можно назвать причиной, так как именно изменение отношений с лидером социалистических стран послужило пересмотром социалистических ценностей и идеалов в китайском понимании социализма.

В советской историографии на это делается особо сильный упор. Именно отхождение от социалистических идеалов, изменение главенствующей идеологии страны с социализма на маоизм, стремление Мао Цзэдуна к полной личной власти и лидерским позициям среди социалистических стран является главной проблемой для советских ученых. Российские исследователи, уже отказавшись от советских ценностей и ориентиров, больше внимания уделяли внутренним процессам, происходящим к Коммунистической Партии Китая.

Иностранные исследователи во главу угла чаще всего ставят нарушение прав человека и состояние экономики страны. Как капиталистические страны с развитой системой прав и свобод человека, они не могли не указывать на то, как именно и какими методами проводилась «культурная революция». Здесь больше внимания уделяется не целям, а средствам.

И российские и зарубежные исследователи отмечают тот тяжелый урон, который нанесла эта политическая кампания политике, обществу, культуре и экономике. Но вместе с этим, и та, и другая сторона не могут не отметить, что период «культурной революции» стал одним из знаменательных шагов Китая на пути становления современной сильной и могущественной державы. Именно «культурная революция» сыграла огромную роль в переосмыслении ценностей и задач китайского правительства и стала одним и факторов сознания «социализма с китайской спецификой».

На данный момент официальная китайская позиция признает «культурную революцию» ошибкой. Точнее ошибочными признаются средства, которыми добивались поставленные цели. Так же «культурная революция» признана неподходящей моделью изменения общества и партии для современного Китая.

Что касается общественного восприятия «культурной революции», то все же, и здесь большую роль играем мнение главенствующей партии Китая. Основная часть китайской общественности воспринимает итоги «культурной революции» как безнаказанность приближенных к Мао Цзэдуну, которые пользуясь своим положением и благородными целями Мао, использовали сложившуюся в стране ситуацию для своих личных корытных целей, но после смерти «великого кормчего» были пойманы и наказаны. Тогда и прекратилась «культурная революция» - десятилетие хаоса и жестокости, которое оставило неизгладимый шрам в истории, культуре, искусстве и памяти китайского народа и государства.

Список литературы

1. Бурлацкий, Ф.М. Мао Цзэдун, Цзян Цин и Советник Дэн – М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 384 с.

2. Воронцов, А. Сталин и Мао слушают нас… / А. Воронцов // Наш современник. – 2014. – №12. – С. 223 – 247.

3. Галенович, Ю.М. Смерть Мао Цзэдуна / Ю.М. Галенович. – М: ИзографЪ, 2005. – 672 с.

4. История Китая: учебник / под. ред. А.В. Меликсетова, – 2-е изд., испр. и. доп. – М: Изд-во МГУ, 2002. – 736 с.

5. Каменская, Е В. «Культурная революция» в Китае во второй половине 1960-х годов на страницах советской прессы и в восприятии населения / Е.В. аменская // Вестник Пермского Университета. – 2014. – №4 (27) – С. 159 – 167.

6. Киссинджер, Г. О Китае / Г. Киссинджер; перевод с английского В.Н. Верченко. – М.: Астрель, 2013. – 635 с.

7. Черная книга коммунизма. Преступления, террор, репрессии / С. Куртуа, Н. Верт, Ж. Панне и др. – М.: Три века истории, 2001. – 689 с.

8. Шорт, Ф. Мао Цзэдун / пер. с англ. Ю. Г. Кирьяка. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 608 с.

9. Турушева Н.В. Современная китайская литература как отражение социальных прогрессов в КНР / Н.В. Турушева // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 383. – С. 126–132.

300 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Матвей
Тема работы: Эволюция средств защиты информации

Спасибо!Все заказы выполняются качественно,без лишних хлопот.

Наталья
Тема работы: Государственное и муниципальное управление

Работу выполнили быстро,преподаватель оценил на 70 баллов из ста Спасибо огромное !

Зоя
Тема работы: бухгалтерский учет

Все выполнено, спасибо

Борисова Светлана Вячеславовна
Тема работы: Женщина в православной церкви.

Благодарю за выполненную работу в срок!!!

Алёна
Тема работы: Особенности государственного регулирования валютных отношений или валютной политики отдельных стран (США,...

Работа выполнена в срок. Оперативно вносились корректировки.

Катя
Тема работы: Методы и модели управленческих решений на ВТ

Спасибо! Дисциплина сдана