ВКР

Исторические связи татарского языка с древними тюркскими языками

  • 99 страниц
  • 20 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение….….3

Основная часть

1. Исторические связи татарского языка с древними тюркскими языками

1.1. Этапы формирования татарского народа и татарского языка.6

1.2. Исторические связи татарского языка с древними тюркскими языками VI-XI веков. ….18

1.3. Сравнительный анализ лексических параллелей древнетюркских памятников письменности и современного татарского языка.31

1.4. Изучение этнических корней татарского народа.35

2. Теоретические и практические основы изучения истории татарского языка в школе

2.1. Особенности изучения истории родного языка в школе….50

2.2. Методы и приемы изучения истории татарского языка.56

2.4. Методы и приемы изучения истории языка на уроках татарской литературы.70

2.3. Виды заданий по изучению истории татарского языка в школе.76

Заключение….90

Список использованной литературы….….93

Введение (выдержка)

Народная пословица гласит: «Язык – дерево, слово – листок». В этих словах есть глубокий смысл. Ветки и ствол языка – грамматика, корни – это его история. Отдельные листочки – слова – берут живительную силу из ствола. [4: 41]. Поэтому с уверенностью может сказать, что основа языка и самое главное звено – это его корни. Только зная и бережно храня историю языка, можно сохранить сам язык.

Историческое развитие норм татарского языка в научном плане изучено достаточно полно. Однако во многих работах, написанных в ХХ веке, внимание уделяется не конкретно татарскому языку, а в целом, тюркским языкам. В частности, заслуживает внимания работа “Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Местные реконструкции”, написанная под редакцией Э.Р. Тенишева. В разделе “Кыпчакская группа” можно найти материал, касающийся исторической фонетики и морфологии татарского языка. [54: 216–339]. История формирования синтаксических норм татарского языка дается в третьем томе “Краткая история науки о татарском синтаксисе” академического издания “Татарская грамматика” [57: 17-39]. В настоящее время в работе В.Х. Хакова “Язык – зеркало истории” история языка освещается начиная с особенностей древнетюркского литературного языка и заканчивая нормами языка советской эпохи [68].

Знакомство с родным языком начинается уже с первых дней жизни, когда мама и папа обращаются к тебе на родном языке. Затем, в процессе познания окружающего мира обогащается словарный запас, происходит знакомство с самыми потаенными особенностями своего родного языка. Но для изучения научных основ языка немаловажную роль играют и уроки родного языка в школе, среднеспециальных и высших учебных заведениях.

Уроки татарского языка – один из основных обучающих предметов, входящих в школьную программу. В школе эти уроки преподаются, начиная с начального этапа обучения, и продолжаются до выпускных классов.

Как пишут ученые, «для того, чтобы восстановить, охранять и развивать национальные языки, а значит, предотвратить и ассимиляцию, растворение самой нации внутри общенационального, национальный язык нужно активно применять его во всех областях общественной жизни. Эта важная деятельность начинается со школы» [64: 7]. Изучающиеся в школе нормы языка возникли не внезапно, а формировались в процессе развития языка в течение долгого времени. Поэтому при разъяснении законов развития языка, системы языка ученые должны уделять внимание на историческое освещение языковых явлений.

К сожалению, в условиях средней школы информация об элементах истории татарского языка рассматривается лишь в старших классах и в малом количестве. Но углубить свои знания можно не только изучая научные труды известных лингвистов, но получив специальное филологическое образование. Где в стенах колледжей, техникумов и университетов опытные преподаватели познакомят с самыми уникальными явлениями родного языка.

Актуальность темы исследования заключается в противоречии между необходимостью ознакомления с историей татарского языка и недостаточной разработкой методики обучения истории данного языка.

Предмет процесс изучения истории языка на уроках татарского языка и литературы.

Объект работы – история современного татарского литературного языка.

Цель выпускной квалификационной работы - изучение научных трудов по истории татарского языка и народа, их систематизация и раскрытие методических основ ознакомления учеников с явлениями, связанными с историей языка, на уроках татарского языка и литературы.

В работе решаются следующие задачи:

1) изучение научных трудов по истории татарского языка;

2) изучение истории татарского народа и происхождение этнонима “татар”;

3) изучение теоретических основ обучения истории татарского языка;

4) определение приемов и способов ознакомления с историей языка на уроках татарского языка;

5) определение приемов и способов ознакомления с историей языка на уроках татарской литературы.

Практическая значимость и новизна работы. Новизна работы состоит в определении приемов и способов обучения истории языка в результате тщательного изучения использующихся в настоящее время учебников татарского языка и литературы, методических пособий, программ.

Практическая значимость работы заключается в том, что достигнутые в процессе работы результаты могут использоваться учителями в их профессиональной деятельности.

Апробация исследования. Определенная часть данного исследования была разработана в курсовых работах «Исторические связи татарского языка с древнетюркскими языками VII-IX вв. (на примере глаголов)» и «Фонологическая комбинаторика односложных корневых основ типа ГС в памятниках древнетюркских письменностей». Опубликована статья в сборнике материалов XV региональной научно-практической конференции «Система непрерывного образования: школа – педколледж – вуз».

Объем и структура исследования. Работа объемом 99 страниц, состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.

Основная часть (выдержка)

1. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА С ДРЕВНИМИ ТЮРКСКИМИ ЯЗЫКАМИ VI-XI ВЕКОВ

1.1. Этапы формирования татарского народа и татарского языка

Татарский язык относится к поволжско-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркской группы алтайской лингвистической семьи. Он является вторым по распространенности языком в Российской Федерации. К его родственными языкам относятся башкирский, хакасский, ногайский, каракалпакский, казахский, туркменский, кумыкский, азербайджанский, карачаевский, узбекский, тувинский, киргизский, якутский, чувашский и другие тюркские языки.

Татарский язык распространен в Республике Татарстан и многих других регионах России (на северо-западе Башкортостана и в некоторых районах Удмуртии, Марий Эл, Чувашии, Челябинской, Мордовии, Свердловской, Тюменской, Оренбургской, Самарской, Ульяновской, Саратовской, Нижегородской, Астраханской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Томской Курганской, областей и Пермского края); встречается на Украине, в Узбекистане, Казахстане, Азербайджане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Германии, Израиле, США и во многих других странах. В Татарстане он наряду с русским языком является государственным.

В 20-30-е гг. ХХ века начинает изучаться история татарского письменного литературного языка, а в 60-70-е гг. ХХ века она формируется как самостоятельная наука и начинает преподаваться в высших учебных заведениях.

В свое время в трудах А.Н. Самойлович, Дж. Валиди, Г. Газиза, Г. Рахима, Н. Хакима, Х. Бадиги и др. в определенной степени были обобщены мнения о том, что историю татарского литературного языка можно разделить на периоды [8].

На факультете татарской филологии Казанского государственного университета в конце 50-х гг. ХХ века начинается чтение лекций по курсам «История татарского литературного языка», «Стили литературного языка», которые вел Л. Заляй заведующий сектором языка Института языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук СССР. В своих лекциях по курсу «Стили татарского литературного языка» профессор он отмечает, что сформировавшийся литературный язык характеризуется наличием пяти функциональных стилей и что у каждого из них есть своя история (Җәләй, Кулъязма, 1958-1959). На основе трудов Л. Заляя в татарском языкознании формируется новая отрасль – стилистика, основной целью которой является исследование истории татаского литературного языка и его функциональных стилей, определяются ее задачи и методы.

Заключение (выдержка)

Современный татарский литературный язык вместе с носителем этого языка пришел большой пусть развития. Начало он берет с древнейших времен и запечатлен на различных памятниках как древнетюркской письменности, так и на произведениях на старотатарском языке.

В языкознании исторический аспект, то есть изучение истории языков одновременно и важен, и сложен, и непосредственно, напрямую связан с историей татарского народа. В науке существует два направления изучения истории языков: история литературного языка и историческая грамматика. История литературного языка изучает появление традиции письма, ее развитие в течение веков в одном языке, а больше в группе близкородственных языков. Роль основного источника в этом случае играют разные письменные памятники. Историческая грамматика же анализирует пришедшие с далеких веков исторические изменения в одном языке, а больше в группе близкородственных языков, по строению языка, то есть со стороны структуры. Несмотря на важность изучения истории языка, нельзя сказать, что в методике обучения татарскому языку этому аспекту уделено серьезное внимание. Только в старших классах об истории татарского языка дается серьезный теоретический материал. По причине серьезности, сложности темы, необходимости изучения в связи с древними языками, у учеников эти уроки в известной степени вызывают затруднения. Выход из этого положения мы видим в проведении уроков нетрадиционного типа. Скажем, в работе были даны некоторые методические особенности изучения этапов развития татарского литературного языка в процессе подготовки к уроку-проекту и активного участия в нем; было доказано, что во время урока-диспута является целесообразным знакомство с историей изучения тюркских языков русскими и татарскими учеными. Естественно, такие уроки и от учителя, и от ученика требуют старания, подготовленности, исследовательских навыков.

Знакомство с элементами истории языка можно вести не только в старших классах, но и в начальных и средних классах. Понятно, что детям 7-11 лет данную работу нельзя ставить во всей ее сложности, нужно работать в рамках возрастных особенностей. Тесная связь истории языка с другими разделами языкознания готовит плодородную почву для знакомства с информацией, касающейся истории татарского языка. Например, в четвертом классе во время прохождения парных слов можно остановится на единицах, бывших компонентами парных слов и ставших архичными в литературном языке, но продолжающихся употребляться в диалектах. Скажем, можно подчеркнуть, что таких лексемах, как бала-чага, мал-туар, кыз-кыркын второй компонент когда-то активно использовался в речи, сейчас употребляется лишь в местных говорах. В 5-м классе во время прохождения фразеологических высказываний , можно обратить внимание на увеличение фразеологической кальки с русского языка, начиная со второй половины ХХ века, и отметить его историческую основу.

Знакомство с историей языка, как было отмечено, можно результативно осуществлять не только на уроках родного языка, но и на уроках литературы. Данный аспект более актуальное звучание получает в старших классах, когда начинает преподаваться история литературы. Начиная с 9 класса, знакомство с татарской литературой осуществляется на общественно-исторической основе. Существующие учебники, хрестоматии расчитаны на изучение памятников с древней рунической, уйгурской письменностью, изучение тюркско-татарской литературы средних веков, далее знакомство с примерами литературы XVII, XVIII, XIX, XX веков. В 10-м классе осуществляется по программе знакомство с татарской литературой гражданской войны и литературой 20-30 годов, в 11-м классе – с литературой Великой Отечественно войны и послевоенных лет. Как известно, изучение литературного произведения включает в себя и знание и понимание его истории написания, общественной основы, условий, осмысления идейно-эстетической ценности произведения. Все это требует тщательного изучения произведения. Во многих случаях внимание к языку произведения направляется авторами учебника ссылками. Скажем, во время изучения произведений С. Сараи, Х. Кятиба при помощи таких ссылок переводятся исчезнувшие с употребления арабо-персидские заимствования. Далее количество таких ссылок все уменьшается, произведения, написанные в начале ХХ века, дети понимают уже достаточно легко. Изучение слов, содержащих элементы истории языка, также помогает находить пересечения между общественными событиями и законами развития языка. Уделение внимания на лексический состав произведений помогает понимать политику той эпохи, экономические, культурные, литературные связи страны, их влияние на развитие, изменение языка.

Функциональное изучение литературного языка – это изучение не только развитие его норм, но истории формирования, изменения, развития стилей. На уроках литературы требуется обратить внимание и на изменение произведений со стороны языка и стиля. Такую работу, например,можно вести на основе сравнения художественного исполнения стихотворного произведения Средних веков и стихотворения ХХ века, а также первых прозаических произведений (речь идет о прозе на примере русской литературы) с прозой современного времени.

Делая выводы, хотим сказать следующее: хороших результатов можно достичь только в том случае, когда изучение истории языка вплетена в изучение родного языка и литературы.

Список литературы

1. Абдуллина Р.С. Хәзерге татар теленең орфографиясе һәм орфоэпиясе. – Казан: Мәгариф, 2009. – 239 б.

2. Ахтямов М.Х. Обратный словарь башкирского языка. – Уфа, 1999. – 237 c.

3. Әхмәтьянов Р. Татар теленең кыскача тарихи-этимологик сҮзлеге. – Казан.: Татар. кит. нәшр., 2001. – 272 б.

4. Әхмәтьянов Р.Г. Татар терминологиясенең тарихи чыганаклары. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2003. – 174 б.

5. Әхтәмов М.Х. Башкорт теленең грамматика һүзлеге: һүз үзгәреш. – Өфө, 1994. – 311 б.

+ еще 72 источника

2900 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Алена
Тема работы: Особенности регулирования и практика применения таможенной процедуры экспорт

Спасибо за помощь.

Вадим
Тема работы: Системный анализ банка

Все хорошо

Хромшина Инара Радиковна
Тема работы: Ядерное оружие: классификация, виды ядерных взрывов, поражающие факторы, их воздействие на людей, сооружения...

Спасибо большое автору, работа написана на отлично, подготовилась и защитила тоже на отлично) Моему счастью нет предела, спасибо большое

Коваляускене Татьяна Петровна
Тема работы: задачи

Спасибо огромное! Очень внимательный автор, отнёсся с пониманием)Всё сделал как просила.

Инна
Тема работы: Текстовый процессор MS Word.Электронные таблицы MS Exsel.Мониторы.Типы,характеристики.Текстовый редактор Word Pad

Благодарю за помощь,это лучший сайт, на котором действительно помогли

Елена
Тема работы: Разработайте собственный проект кадровой политики организации культуры.

спасибо большое!!!