ВКР

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

  • 73 страниц
  • 22 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.3

1. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Место и роль внеурочной деятельности в образовательно-воспитательном процессе….6

1.2. Условия организации и методические рекомендации по проведению внеурочной деятельности .12

1.3. Принципы организации внеурочной деятельности.14

1.4. Формы организации внеурочной деятельности….….16

1.5. Предметная неделя – особая форма организации образовательно-воспитательной деятельности ….19

Выводы по первой главе.24

ГЛАВА 2. НЕДЕЛЯ ЯЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО ЯЗЫКА

2.1. Виды повышения мотивации к изучению родного языка.26

2.2. Методические рекомендации по организации недели языка.30

2.3. Программа Недели родного (башкирского) языка в национальной школе.33

2.4. Программа Недели родных (русского, башкирского, татарского) языков в школе с русским языком обучения.52

Выводы по второй главе.67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.68

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.69

Введение (выдержка)

Развитие нации, обеспечение ее устойчивости и готовности к укреплению общенационального единства и гражданского согласия связано с овладением каждым гражданином качественным базовым образованием на родном и других языках; овладением общечеловеческими нравственными и культурными ценностями; содержательной интеграцией проблем национального образования, культуры, восстановления естественной связи ребенка с окружающей этнокультурой. Рост национального самосознания усилил интерес к родному языку, к его истокам, к его жизнедеятельности и развитию.

Одной из главных задач в обучении родному языку, особенно в условиях полиэтничного окружения, является формирование, поддержание и повышение положительной, осознанной и устойчивой мотивации учащихся, т.к. мотивация учения, воспитания, интерес к учебному труду, познавательной деятельности, желание стать воспитанным занимают ведущие места среди факторов, определяющих продуктивность образовательно-воспитательного процесса. Как отмечается в педагогической литературе, «Изучив и правильно использовав мотивы, можем достичь решающих преобразований в формировании личности. Мотивы можно определить как отношение школьника к предмету его деятельности, направленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы» [Подласый, 2016, с. 7-8].

На практике обучения родному языку наблюдается поиск и внедрение нестандартных, творческих способов повышения интереса учащихся, используются различные пути активизации, основной среди которых является разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор их сочетаний. Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделяются новые, нетрадиционные формы обучения и воспитания. Одной из таких, где можно совместить разнообразные, необычные мероприятия, является традиционная форма образовательно-воспитательного процесса, как предметная неделя.

Как показали наши поиски методической литературы, нет специальных монографических изданий по проведению и организации предметных недель. Имеются отдельные работы в виде статей в методических журналах или в педагогической литературе, где предметная неделя больше рассматривается в рамках внеклассной работы (как было принято в советской педагогике и методике), а в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения включается в понятие внеурочной деятельности.

Мы же считаем, что предметная неделя – это особая форма, в которой происходит интеграция урочной и внеурочной деятельностей, так как в программу проведения предметной недели входят не только внеклассные мероприятия, но и открытые уроки, и контрольные работы, и диагностические срезы и т.д. Как принято, цель проведения предметных недель – это прежде всего вызвать живой интерес к тому или иному предмету, способствовать проявлению и развитию творческих способностей учащихся, поэтому в программе Недели присутствует больше внеклассных мероприятий. В связи с этим предметную неделю будем рассматривать в рамках вопросов организации и проведения внеурочной деятельности по ФГОС. Все вышесказанное обусловливает актуальность выпускной квалификационной работы.

Важность рассматриваемой проблемы и её теоретическая и практическая неразработанность в рамках новых требований ФГОС послужили основанием для выбора темы «Организация и проведение недели языка как один из видов повышения мотивации к изучению родного языка».

Объектом исследования являются научно-методические вопросы организации внеурочной деятельности по предмету «Родной язык».

Предметом исследования выступают теоретико-методические и практические вопросы организации и проведения Недели языка.

Цель выпускной квалификационной работы: изучить теоретико-методические основы организации и проведения недели языка как один из видов повышения мотивации к изучению родного языка.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1) изучить теоретические аспекты повышения мотивации и организации внеурочной деятельности по ФГОС;

2) систематизировать имеющиеся теоретические сведения и разработать методические рекомендации по организации и проведению Недели языка;

3) разработать программу Недели родного (башкирского) языка в национальной школе;

4) разработать программу Недели родных (русского, башкирского, татарского) языков в школе с русским языком обучения.

Выбор методов исследования обусловлен целью и задачами, были применены методы анализа, сравнения, наблюдения.

Апробация работы проводилась в рамках следующих региональных, всероссийских и международных научных конференций: в ежегодной межвузовской студенческой конференции «Молодежь. Прогресс. Наука» (Стерлитамакский филиал БГУ, 2017), ….

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 1. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Место и роль внеурочной деятельности в образовательно-воспитательном процессе

В систему изучения любого предмета, в том числе и родного языка, входят урочные и внеурочные, внеклассные занятия. Урок – это основная форма образовательно-воспитательного процесса, его содержание определяется учебными программами и регламентируется школьным расписанием. На уроках родного языка школьники получают основные сведения о языке и усваивают законы грамматики, графики и орфографии.

Как определяется в учебном пособии под редакцией В.А. Сластенина, «существуют дополнительные формы организации обучения». Для подготовки способных учащихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям или для оказания помощи отстающим учащимся, которые по той или иной причине не усвоили программный материал и имеют пробелы в знаниях, устраиваются дополнительные занятия. Кроме того, как указывают авторы, существуют «вспомогательные формы организации обучения» и «наряду с постоянными действующими формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеются и такие эпизодические мероприятия, как олимпиады, викторины, соревнования, конкурсы, смотры, выставки, экспедиции и т.д. [Сластенин и др., 2002, 264 с.]

Работа вне школы и вне уроков по предмету является неотъемлемой частью всей образовательно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся. В ФГОС внеурочной деятельности уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана.

Рассмотрим основные положения, выработанные педагогической, лингвометодической наукой в области внеурочной деятельности.

Согласно ФГОС, внеурочная (внеучебная) деятельность обучающихся – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования.

Внеурочные занятия проводятся по направлениям внеучебной деятельности учащихся (общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное направления) [Петунин, 2012,166 с.].

Предлагая программу кружка «Юный журналист», М.Л. Якунина пишет, что «Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы и т.д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях». Она же отмечает, что «эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь их реализовать» [Якунина, 2013, 31-32 с.].

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся, что очень важно при обучении родному языку детей, живущих в русскоязычном окружении.

Заключение (выдержка)

Обучение учащихся родному языку и литературе является основой для сохранения культуры, этноса и способствует укреплению межнационального согласия между народами. Создание условий для изучения родного языка в образовательных учреждениях Республики Башкортостан отвечает интересам государства и соответствует национальной политике Российской Федерации.

В Республике Башкортостан c конца XX века создаются необходимые условия для развития языков народов, проживающих в республике, организовано обучение или изучение 14 родных языков. Но, как отмечают специалисты, во-первых, результаты работы не утешительны, учащиеся недостаточно хорошо владеют изучаемым языком, во-вторых, наблюдается тенденция снижения мотивации учащихся к изучению языков. Поэтому учителя родных языков ищут разные способы для разрешения этой проблемы.

В ФГОС внеурочной деятельности уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся, что очень важно при обучении родному языку детей, живущих в русскоязычном окружении. Внеурочная деятельность по родному языку решает задачи развития универсальных учебных действий.

В практике образовательных учреждений существует систематически и успешно проводимая особая форма образовательно-воспитательного процесса – Неделя языка, которая является одним из видов повышения мотивации к изучению языков. Уже ставшая традиционной данная форма должна отвечать запросам современных учащихся, должна наполнятся новыми инновационными видами образовательно-воспитательной работы. На эти требования мы ориентировались при составлении программ Недели языка.

Список литературы

1. Бикҡужина Т.Ә. Башҡорт теленән синыфтан тыш эштәр / Уҡытыусылар өсөн ҡулланма. Үҙгәртелгән 2-се баҫма. – Өфө: Китап, 1997. – 136 б.

2. 5-9 кластарҙа башҡорт телен уҡытыу методикаһы / Төз. Аҙнағолов Р.Ғ., Исламова Ф.Ғ., Тикеев Д.С., Шарапов И.Ә., Толомбаев Х.А., Ғафарв Б.Б., Бикҡужина Т.Ә. / Аҙнағолов Р.Ғ. редакцияһында. – Өфө: Китап, 1996. – 320 б.

3. Виды внеклассной работы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1968. – 269 с.

4. Горбачев А.А. Сафин Ф.Г., Фатхутдинова А.И. Языковая политика в Башкортостане в сфере школьного образования (1970-2010 гг.). – Уфа: Аркаим, 2012. – 215 с.

5. Губайдуллина Ф.Х. Край родной, тебя пою. Башкирские народные обрядовые праздники, сценарии, сказки для внеклассной работы по культуре Башкортостана в школах и дошкольных учреждениях. – Уфа : Педкнига, 2007. – 192 с.

+ еще 34 источника

2700 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Сергей
Тема работы: Теория и практика социальной реабилитации

Все на высшем уровне! Спасибо!

ольга
Тема работы: 19. Методы стимулирования творческой активности персонала в ДОУ

Работа понравилась,сделана в срок

Полина
Тема работы: Гражданско-правовая ответственность

Огромное спасибо за замечательную работу! Автор учел все требования и пожелания, по моей просьбе во время и качественно откорректировал работу, защитилась на отлично! Ещё раз спасибо!!!

римма чарова
Тема работы: Проекция как форма проявления внутреннего конфликта

хорошая работа

Дарья
Тема работы: Развитие образного мышления младших школьников на занятиях в классе фортепиано

Приятно было общаться с автором. Видно, добрый человек. Желаю ему всего самого лучшего! Но качество работы оставляет желать лучшего. Работа была выполнена в срок. В содержании дипломной многое не по теме. Педагог работу забраковала словом «чушь какая-то». В итоге деньги ушли, работа не исправлена, автор на связь не выходит. Скоро предзащита, ждать больше нет времени. Спасибо.

Александр
Тема работы: Проектирование перегонных устройств автоматики и телемеханики

Работа выполнена в срок