Дипломная работа

ПЕВЕЦ, ПЕДАГОГ ФАНАВИ САЛИХОВ (штрихи к творческому портрету)

  • 58 страниц
  • 24 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. Творческий путь Ф.З. Салихова…7

ГЛАВА II. Певец и педагог Ф.З. Салихов …. 13

2.1. Солист оперы …. 13

2.2. Концертная деятельность ….22

2.3. Педагогическая работа ….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.33

ЛИТЕРАТУРА .36

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ.39

ПРИЛОЖЕНИЯ .40

1. Оперный и концертный репертуар солиста Башкирского

государственного театра оперы и балета Ф.З. Салихова….40

2. Программа юбилейного концерта нар. арт. РБ, засл. арт. РФ,

солиста оперной труппы Башкирского государственного театра оперы

и балета Фанави Салихова …47

3. Фотоиллюстрации …51

Введение (выдержка)

Вокальная школа Республики Башкортостан славится именами, среди которых: братья Аскар и Ильдар Абдразаковы, Идрис Газиев, Зухра Байбурина, Альфия Каримова, Флюра Кильдиярова, Фанави Салихов, Эльвира Фатыхова, Лилия Халикова, Вахит Хызыров и др. Выпускники кафедры вокального искусства работают в ведущих оперных театрах, филармониях страны и за её пределами, ведут преподавательскую деятельность в средних специальных и высших учебных заведениях.

Огромную роль в разные годы в дело воспитания молодых вокалистов внесли педагоги вуза: засл. деят. иск. РСФСР и БАССР, отличник высшей школы СССР, профессор М.Г. Муртазина; нар. арт. РСФСР и БАССР, профессор Б.Н. Валеева; нар. арт. ТАССР, профессор З.Г. Байрашева; нар. арт. РСФСР и БАССР, профессор М.Х. Хисматуллин; профессор Л.Г. Менабени; нар. арт. РБ, профессор Р.Г. Галимуллина (Хабибуллина); засл. арт. БАССР, профессор Р.М. Юлдашбаева; засл. раб. культ. РБ Л.А. Каримова и др.

В наши дни большой вклад в становление профессиональных певцов вносят профессора: засл. деятель иск. РБ и РФ Ф.Ф. Сагитова; засл. арт. РФ и РБ Я.А. Абдульманов; засл. арт. РФ, нар. арт. РБ и РТ И.М. Газиев; нар. арт. РБ и РФ Ф.А. Кильдиярова и др.

Воссоздание творческого пути каждого певца, продолжающего традиции вокальной школы республики, имеет большую значимость для развития её музыкальной культуры.

Актуальность темы работы исходит из её не разработанности. На сего-дняшний день отсутствуют специальные работы, посвященные творческому пути нар. арт. РБ, засл. арт. РФ Фанави Зикафовича Салихова.

Объект исследования – вокальная школа Республики Башкортостан.

Предмет исследования – творческий путь солиста Башкирского государст-венного театра оперы и балета, старшего преподавателя кафедры вокального искусства Уфимского государственного института искусств имени З. Исмагилова Ф.З. Салихова.

Цель выпускной квалификационной работы – всестороннее освещение творческой и педагогической деятельности Фанави Зикафовича Салихова.

Объект, предмет и цель исследования связаны с решением следующих задач:

– составление биографии Ф.З. Салихова;

– сбор и систематизация материалов по творческой деятельности

Ф.З. Салихова как солиста БГТОиБ;

– анализ оперных партий, исполненных оперным певцом Ф.З. Салиховым;

– характеристика концертной деятельности;

– рассмотрение педагогической деятельности;

– изучение фондов архивов и библиотек РБ в избранном направлении;

– комплектация справочного материала по теме ВКР.

Методология и методы исследования. В работе применен комплексный подход к изучению темы. В вопросах рассмотрения творческого пути певца, педагога Ф.З. Салихова автор опиралась на труды ведущих педагогов отечественной вокальной школы М.С. Агина, З.Г. Байрашевой, Н.К. Гасташевой, А.С.Яковлевой. В том числе, автор ВКР знакомилась с работами видных специалистов башкирской вокальной школы М.С. Алкина, Б.Н. Валеевой, Р.Г. Галимуллиной, М.Г. Муртазиной, Ф.Ф. Сагитовой и др.

Научная новизна выпускной квалификационной работы определяется наиболее полным рассмотрением поднятой темы, посвященной творческому пути певца, педагога Ф.З. Салихова.

Апробация работы состоялась в виде участия в научно-практической конференции и публикации статьи в сборнике «Газиз Альмухаметов и музыкаль-ная культура Башкортостана (к 125-летию со дня рождения)» (Уфа, 2021).

Практическая значимость работы заключается в целесообразности её ис-пользования в учебных курсах «Истории башкирской профессиональной музыки», «Музыкального краеведения», «Оперной драматургии» музыкальных отделений ссузов и вузов Башкортостана. Работа может представлять интерес также и для ценителей башкирского оперного искусства.

Структура работы.

Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, За-ключения, Списка литературы и ряда Приложений.

Во Введении сформулированы основные положения работы: цель и задачи, обоснована её методология и научная новизна, обозначена практическая значимость.

Первая глава «Творческий путь Ф.З. Салихова» раскрывает биографию солиста БГТОиБ и педагога УГИИ имени З. Исмагилова. Материал главы изложен хронологически с использованием архивных источников (семейного архива артиста, архивов БГТОиБ, Национальной библиотеки им. А.-З. Валиди Республики Башкортостан, Радиовещательной компании «Башкортостан»).

Вторая глава «Певец и педагог Ф.З. Салихов» состоит из трех разделов.

В первом разделе «Солист оперы» показана работа солиста Ф.З. Салихова в БГТОиБ за период 1988–2020 гг.; дается анализ отдельных партий в исполнении Ф.З. Салихова из опер зарубежных, отечественных и башкирских композиторов; рассмотрены партии из опер с участием солиста Ф.З. Салихова: «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова, либр. композитора и И. Тюменева по одноименной драме Л. Мея; «Травиата» Дж. Верди, либр. Ф.М.Пьяве; «Кахым-туря» З.Г. Исмагилова, либр. И. Дильмухаметова и А. Дильмухаметовой; «Салават Юлаев» З.Г. Исмагилова, либр. Б. Бикбая; «Послы Урала» З.Г. Исмагилова, либр. И. Дильмухаметова; «В ночь лунного затмения» С.А. Низаметдинова по трагедии Мустая Карима.

Второй раздел «Концертная деятельность» раскрывает многостороннюю работу певца в области концертно-камерного исполнительского искусства. Автор обращает внимание на объемность исполнительского репертуара солиста, включающего произведения композиторов зарубежных, отечественных и национальных школ, а также на особое место, которое в творчестве певца занимают башкирские народные песни мелодических стилей «озон-кюй» и «кыска-кюй».

Третий раздел «Педагогическая работа» посвящен профессиональной деятельности Ф.З. Салихова в учебных заведениях среднего и высшего звена: в Уфимском училище искусств (колледж), в должности профессора в БГПУ им. М. Акмуллы, а также на кафедре вокального искусства УГИИ им. З. Исмагилова. В разделе указаны учебно-методические требования, предъявляемые педагогом Фанави Салиховым к обучающимся в Уфимском училище искусств.

Заключение содержит краткие итоги по теме выпускной квалификационной работы.

Список литературы включает 26 наименований.

ВКР имеет три Приложения.

В первом «Оперный и концертный репертуары солиста Башкирского государственного театра оперы и балета Ф.З Салихова» дана наиболее полная информация об участии Фанави Салихова в многочисленных оперных постановках 1988–2017 годов. Отдельно указан концертный репертуар певца, включающий вокальные произведения башкирских и татарских композиторов, а также азербайджанского композитора.

Во втором Приложении дана программа юбилейного концерта нар. арт. РБ и засл. арт. РФ, солиста оперной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета Фанави Салихова, состоявшегося 21 апреля 2007 года в БГТОиБ.

Третье Приложение содержит фотоиллюстрации, показывающие творческую и педагогическую работу нар. арт. РБ, засл. арт. РФ Фанави Салихова.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА II. Певец и педагог Ф.З. Салихов

1.1. Солист оперы

За годы работы в БГТОиБ ведущий солист Ф.З. Салихов овладел об-ширным репертуаром. Обладатель незаурядного голоса (лирического тенора) был востребован во многих спектаклях зарубежных, русских, отечественных композиторов, авторов национальных опер. Техничному, красивому по тембру голосу Ф.З. Салихова доступны разноплановые оперные партии. За годы работы в БГТОиБ он спел более 40 партий. Это говорит о масштабности и многогранности таланта Ф.З. Салихова. Певец строг к себе, трудолюбив. Каждая партия для него является новой музыкальной ступенью в достижении певческих высот.

Солистом Ф. Салиховым исполнены разноплановые партии из опер зарубежных и русских композиторов. Среди них партии: Тамино в «Волшебной флейте» В.А. Моцарта, Надира в «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, Герцога Мантуанского в «Риголетто» Дж. Верди. Из произведений русских композиторов: Владимир Игоревич в опере «Князь Игорь» А.П. Бородина, Ленский в «Евгении Онегине» П.И. Чайковского, Берендей в «Снегурочке» Н.А. Римского-Корсакова и др.

Сценический оперный репертуар Ф.З. Салихова богат исполнением партий, принадлежащих башкирским композиторам. Большой зрительский резонанс вызвало у оперных меломанов исполнение партии Салавата Юлаева в одноименной опере З.Г. Исмагилова. Небывалый успех сопутствовал исполнению певцом партий в операх З.Г. Исмагилова – «Акмулла» (старик Хазрета), «Шаура» (Акмурза), заглавной партии «Кахым-туря» (Кахыма).

В опере «Нэркэс» композитора Х.Ф. Ахметова, либретто Х. Ахметова и

Р. Валиуллина (по одноименной трагедии И. Юмагулова), певец исполнил партию Сулеймана.

Немало партий исполнил Ф. Салихов и в операх, написанных та-лантливым башкирским композитором, заслуженным деятелем искусств РБ и РФ С.А. Низаметдиновым. Среди них отметим: Дивана в опере «Ночь лунного затмения» (либретто С. Низаметдинова и Р. Галеева по одноименной трагедии М. Карима), Художник и Подмастерье в «Memento» («Помни!», с использованием текстов Сократа, О. Хайяма, М. Буанаротти, М. Лермонтова, С. Есенина); авторы либретто оперы – Р. Галеев и Р. Хантимиров). В опере «Черные воды» композитор как либреттист использует одноименную поэму народного поэта Башкортостана М. Карима. Здесь Ф. Салихов исполнил партию Якупа. В опере «Наки» (либретто Р. Галеева по одноименной пьесе А. Сакаева) Ф. Салихов исполнил партию Кияма.

В становлении Ф. Салихова как ведущего солиста театра важную роль сыграли работавшие дирижерами в БГТОиБ в разные годы Ю. Анисичкин, М. Ахмет-Зарипов, Ф. Идрисов, Г. Ким, А. Людмилин, Р. Лютер, А. Макаров, Ф. Мансуров, Г. Муталов, В. Платонов, Р. Сабитов, Р.А. Якупов и др.

Особо большую роль оказали профессиональному росту Ф.З. Салихова и оперные певцы старшего поколения Н. Абдеев, Н. Аллаярова, М. Галеев, С. Галимова, И. Ивашков, Т. Сагитов, З. Фархутдинова, М. Хисматуллин и т.д. Дальнейший его творческий путь проходил в совместной работе на сцене с разноплановыми певцами – Я. Абдульмановым, Л. Ахметзяновой, Г. Бутолиной, Р. Гареевым, Х. Ишболдиным, Ф. Кильдияровой, Р. Кучуковым, Э. Фатыховой, Р. Хабибуллиным и др.

В одной из бесед автора ВКР с солистом БГТОиБ Фанави Салиховым выяснилось, что его кумиром по сцене был обладавший удивительным ярким голосом башкирский певец Магафур Хисматуллин. «К оперному пению он побудил во мне тягу… Мне всегда хотелось походить на него и продолжить его традиции. Я счастлив, что пою на сцене замечательного БГТОиБ и стараюсь добиться своей цели, поставленной еще в юношеские годы…», – говорит Фанави Зикафович.

Магафур Хисматуллович Хисматуллин (1915–2004) – певец, режиссер, педагог. Засл. арт. РСФСР (1955) и Башкирской АССР (1949). Нар. арт. РСФСР (1965) и Башкир-ской АССР (1953). Удостоен Респ. пр. им. Салавата Юлаева (1968). Солист БГТОиБ (1939–1982). Гл. режиссер БГТОиБ (1963–1967). В театре исполнил более 50 оперных пар-тий в музыкально-сценических произведениях русских, отечественных, национальных композиторов. Обладатель лирико-драматического плана тенорового голоса. В 1970–1990 гг. преподавал в УГИИ в классе оперного пения. Непревзойдённый мастер в создании сценических образов лирического, трагедийного и комедийного плана.

Первый исполненной ролью на сцене БГТОиБ солиста Ф.З. Салихова была партия Ивана Лыкова в опере Н.А. Римского-Корсакова «Царская не-веста. Партию готовил певец под руководством главного дирижера, нар. арт. Башкирской АССР Гайнетдина Муталова.

Пресса отмечала в обладателе лирического тенорового голоса гибкость, техничность и полетность. Голос певца Фанави Салихова покорил слушателей и задушевным, эмоционально-образным исполнением партии, умением раскрыть тончайшие нюансы произведения.

20 апреля 1996 года в БГТОиБ состоялся бенефис Фанави Салихова. Здесь певец участвовал в постановке оперы С.А. Низаметдинова «В ночь лунного затмения», созданной по трагедии Мустая Карима. Фанави Салихов выступил в заглавной роли Диваны – юродивого пророка. Роль Диваны певец готовил с режиссером Р. Галеевым.

Салават Ахмадеевич Низаметдинов (1957–2003) – засл. деятель искусств РБ и РФ, лауреат Государственной премии имени Г. Саляма, лауреат премии Союза композиторов им. Д.Д. Шостаковича, лауреат Международной премии «Филантроп» и т.д. Автор опер, вокально-инструментальных произведений, хоровых и камерно-инструментальных произведений, эстрадных песен.

В отзыве о постановке оперы С. Низаметдинова «В ночь лунного за-тмения», известный педагог вокала республики, профессор М.Г. Муртазина указала на прекрасное исполнение роли главной роли Диваны певцом Ф. Салиховым [16].

Сам автор оперы «В ночь лунного затмения» Салават Низаметдинов, отзываясь о певце Ф. Салихове, говорил, что «партия получилась как бы для него специально написанной. Для меня, как для режиссера, созданный Салиховым образ Диваны был радостной неожиданностью».

Отметим, что слушателей в постановки оперы привлекло актерское и вокальное мастерство певца в исполнении сложной партии, состоящей толь-ко из музыкальных фрагментов, без арий и песен.

30 мая 2007 года в БГТОиБ состоялся 47-ой спектакль оперы Дж. Верди «Травиата». Вторая роль – партия Альфреда в опере – была исполнена народным артистом Республики Башкортостан Фанави Салиховым . Композитор показал в главной роли Виолетты трагедию женщины, загубленной буржуазном обществом; в лице второго героя, лицемерного Жоржа Жермона автор осуждает лживую буржуазную мораль. Вынужденный разрыв Виолетты с Альфредом заканчивается ее гибелью. Перед исполнителем партии Альфреда стояла нелегкая задача в решении образа как в сценическом, так и музыкальном отношении. Это исходило и от темы оперы, и от психологического богатства образов героев, а также отсутствия показного начала в постановке. И с этой задачей Фанави Салихов успешно справился.

В наши дни с большим успехом идет на сцене БГТОиБ героико-патриотическая опера «Салават Юлаев» З.Г. Исмагилова. Создателями оперы

являются видные деятели культуры и искусства нар. арт. СССР, компози-тор, профессор З.Г. Исмагилов (1917–2003) и засл. деятель искусств РБ, башкирский драматург Баязит Бикбай (1909–1968). 0пера посвящена историческому событию 1773–1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева. В центре произведения стоит башкирский полководец Салават Юлаев, принявший участие в Пугачевском восстании против царских наставников, поработивших народ. Отметим, что премьера оперы состоялась ещё в 1955 году в Уфе, затем в Москве во время Декады литературы и искусства Башкирской АССР .

В опере «Салават Юлаев» традиции оперной классики сочетаются слиянием башкирских национальных истоков. В опере использованы мело-дии башкирских и русских народных песен и наигрышей. К ним относятся выдержанные в мелодическом стилях «озон кюй»: «Урал», «Гильмияза», «Салимакай»; «кыска кюй» «Салават»; инструментальный наигрыш «Журавлиная песнь»; мелодии русских народных песен «Не шуми ты, мати, зеленая дубравушка» и «Слава».

Заглавную партию в опере «Салават Юлаев» в разные годы исполняли солисты театра, обладатели лирико-драматического тенорового голоса Х.Л. Галимов, М.Х. Хисматуллин; обладатели лирического тенорового голоса – Н.З. Абдеев, Х.Х. Ижболдин.

В исполнении заглавной партии солисту Фанави Салихову, по отзы-вам прессы, удалось полно раскрыть образ национального героя башкирского народа Салавата Юлаева. Партия требует от певца наряду с хорошими голосовыми данными и большого сценического, эмоционального образного перевоплощения. Сам певец по этому поводу говорит что, работая над образом, он стремился к естественности в перевоплощении своего героя от лирического до драматического состояния, виртуозной техничности исполнения, окраске тембра интонаций.

Так, Салават, потрясенный смертью жены Амины (IV д., 7 к.), во взволнованном состоянии исполняет арию «О, горький час». Ария написана композитором в характере башкирских протяжных песен «озон кюй». Этому способствуют широкий диапазон напева, развитие мелодии с протяженными фразами, обращение пентатонному ладу. Вместе с тем, напряженное звучание арии создается и заполнением интервальных скачков сложными орнаментальными распевами, а также повторяющимися волнообразными мелодическими построениями с движением к кульминационной точке. Оркестровое сопровождение усиливает лирико-драматическое звучание арии сильными динамическими оттенками, созданием фона через выдержанные квинтовые звучания, сочетающиеся с аккордами, имеющими триольный ритмический рисунок [14, с. 233–239].

В 2004 году солист БГТОиБ Фанави Салихов покорил публику выступлением в заглавной роли Кахыма в опере композитора Загира Исмагилова «Кахым-туря», представленной в рамках Национального театрального фестиваля «Золотая маска» в Москве.

Загир Гарипович Исмагилов (1917–2003) – видный композитор, общественный деятель, педагог, народный артист СССР, лауреат премий Башкирской АССР имени Салавата Юлаева (1967), Государственной премии имени М. Глинки (1973). Основатель Уфимского государственного института искусств (ныне УГИИ им. З. Исмагилова) (1968). Автор опер «Салават Юлаев», «Шаура», «Волны Агидели», «Послы Урала», «Кахым- туря», музыкальной комедии «Кодаса». Композитору принадлежат многочисленные произведения для симфонического оркестра, вокально-инструментальные и камерно-инструментальные сочинения.

Авторы либретто оперы «Кахым-туря» И. Дильмухаметов и А. Диль-мухаметова использовали легенду-предание, повествующую о реальных со-бытиях Отечественной войны 1812 года. Сюжет оперы основан на историческом факте, который связан с гибелью возвращающегося после победы на родину домой командира одного из башкирских полков. Этот факт ярко передан в многочисленных записях башкирской народной песни «Кахым-туря», осуществленных фольклористами в разные годы.

В самой ранней записи русского музыканта С.Г. Рыбакова описано, что «Касым-туря был полковым командиром башкирского войска в начале его существования, отличался расторопностью и ловкостью в деятельности, из зависти его отравили сулемой. Мать после его смерти поминала его этой песней» [17, с.116].

Заключение (выдержка)

Успех выступлений певца, солиста БГТОиБ Фанави Салихова исходит от его преданности избранной специальности, любви к пению, постоянной работе, стремления к достижению поставленных целей, обогащению кон-цертного репертуара.

За годы многолетней творческой деятельности на театральных сценах Республики Башкортостан и за её пределами Ф.З. Салиховым исполнено це-лая галерея ведущих персонажей в операх зарубежных, русских, отечественных композиторов. Это оперы Дж. Верди («Травиата», «Риголетто»), Дж. Пуччини («Богема»), Ж. Бизе («Кармен») и др.; партии из опер русских композиторов А.П. Бородина («Князь Игорь»). П.И. Чайковского («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта»), Н.А. Римского-Корсакова («Снегурочка», «Царская невеста») и др.

На особом месте в репертуаре певца Фанави Салихова разнохарактер-ные партии из опер башкирских композиторов: Х.Ф. Ахметова («Нэркэс»), З.Г. Исмагилова («Акмулла», «Кахым-туря», «Салават Юлаев», «Шаура»), С.А. Низаметдинова («В ночь лунного затмения», «Memento», «Наки», «Черные воды»).

Разноплановый перечень спетых оперных партий Ф.З. Салиховым подтверждает его многогранный талант, преданность оперному искусству. Успеху певца на театральной сцене сопутствовал, прежде всего, поиск новых красок в сценическом воплощении партий, полное раскрытие тембровых, технических возможностей голоса и неустанная работоспособность.

«Я мечтал стать оперным певцом и стал им. Хочется работать, быть причастным ко всему, что происходит в моем родном театре», – говорит солист БГТОиБ Фанави Салихов. Певец утверждает, что «когда уже спето более 40 партий, чувствуешь себя неотделимой единого творческого организма, непрекращающегося художественного процесса. Каждая роль – это отдельно прожитая жизнь. И неважно – на каком языке ты поёшь…Главное, чтобы голос ложился, – и партия получится».

Масштабна и концертная деятельность солиста БГТОиБ Фанави Сали-хова. На эстрадных площадках в его исполнении звучат песни, романсы башкирских и татарских композиторов: Хусаина Ахметова, Загира Исмагилова, Салавата Низаметдинова, Розы Сахаутдиновой, Абрара Габдрахманова, Роберта Газизова. В том числе вокальные произведения татарских композиторов Рустема Яхина, Сары Садыковой, Луизы Батыркаевой и др.

С большим вдохновением, с любовью певец преподносит для слуша-тельской аудитории богатое песенное наследие башкирского народа. В его исполнении в многочисленных концертных поездках по республике звучат классические образцы протяжных лирических песен «озон-кюй»: «Урал», «Буранбай», «Кахым-туря», «Абдрахман», «Шагибаряк», «Бииш», «Азамат» и т.д.

С большим задором певец исполняет умеренные и короткие песни ме-лодических стилей «халмак кюй» и «кыска кюй»: «Ҡара Юрға» («Вороной иноходец»), «Байык» («Баик»), «Ялсығол» («Ялсыгул»), «Любизар», «Кахарман кантон» («Кагарман-кантон») и т.д.

В составе деятелей культуры и искусства Республики Башкортостан Фанави Салихов не раз выезжал в ГДР, Португалию, Турцию, Египет, Азербайджан, знакомя зарубежных меломанов с музыкальным наследием башкирского народа. Кроме того он активно принимал участие в оперных постановках русских и башкирских композиторов в городах Российской Федерации (Москва, Йошкар-Ола, Челябинск и др.).

Насыщенную концертную исполнительскую деятельность Фаниви Са-лихов сочетает с педагогической работой в музыкальных отделениях учеб-ных заведений Республики Башкортостан. Его воспитанники по классу сольного пения не раз побеждали на открытых республиканских, международных конкурсах и фестивалях, проводимых в республике и за её пределами.

За годы работы в музыкально-учебных заведениях Ф.З. Салиховым подготовлено более 100 молодых певцов для концертных организаций, педагогов по классу вокала для ДМШ, ДШИ и ссузов республики Башкортостан.

За заслуги в области вокального музыкального искусства труд солиста БГТОиБ Фанави Салихова отмечена почетными званиями – заслуженный артист Российской Федерации и Республики Башкортостан, народный артист Республики Башкортостан, Почетными грамотами Министерства культуры РБ и многочисленных отделов культуры Башкортостана и за её пределами.

Список литературы

1. Агин, М.С. История отечественного вокального исполнительства: учебное пособие / М.С. Агин. – М.: Пробел, 2017. – 500 с.

2. Алкин, М.С. Башкирская песня. Вокальные жанры в фольклоре башкир, традиции их исполнения / М.С. Алкин. – Уфа: Китап, 2002. – 288 с. – На башк. яз.

3. Асафьев, Б.В. Об опере. Избранные статьи / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1976. – 336 с.

4. Ахметжанова, Н.В. Феноменальный певец / Н.В. Ахметжанова // Бельские просторы. – Уфа, 2004. – № 11. – С. 121–123.

5. Байрамова, И.И., Зинатшина, Н.В. Вокальная школа Миляуши Муртазиной / И.И. Байрамова, Н.В. Зинатшина. – Уфа: Китап, 2001. – 120 с.

+ еще 21 источник

Примечания
есть Приложение
2700 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Светлана
Тема работы: 1.Внебюджетные фонды 2.Сущность кредита и его функции

спасибо. зачет!

Анастасия
Тема работы: Подходы и методы управления банковскими валютными рисками на примере Дорожно-строительной компании-82 (ООО...

Спасибо за работу!

user745110
Тема работы: Современные методы психологической диагностики психосоматических заболеваний

Благодарю вас за помощь в написании курсовика!!! Удалось сдать, всё прошло гладко!!! Большое вам спасибо!!!! p.s. Если что, теперь знаю к кому обратиться!

Ольга
Тема работы: Критический анализ проблемы наследственности в развитии ребёнка

Отлично,спасибо большое))

Евгений
Тема работы: Постоянно действующие органы управления рсчс

Все отлично.

Екатерина
Тема работы: Трудовой договор и его отличия от смежных гражданско-правовых договоров в Российской Федерации

Спасибо огромное !! Уже не первый раз спасаете в трудные моменты в учебе . Качество самое достойное !