Курсовая работа

Развитие правозащитной деятельности в России

  • 53 страниц
  • 21 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение….3

1. Понятие и сущность правозащитной деятельности в РФ….5

1.1 Сущность правозащитной деятельности….5

1.2. Принципы государственно-правовой защиты…10

1.3 Законодательное регулирование правозащитной деятельности в РФ.15

2. Становление и развитие правозащитной деятельности в РФ….18

2.1 Основные этапы развития правозащитной деятельности в РФ…18

2.2.Роль Сахарова в истории отечественных правозащитных организаций.25

2.3 Трансформация правозащитной деятельности в России на современном этапе….36

Заключение….45

Список использованных источников….49

Введение (выдержка)

Актуальность изучения развития правозащитной деятельности объясняется существенной значимостью этого института на современном этапе развития Российской Федерации. Правозащитная деятельность направлена на защиту и восстановление важнейших прав и свобод человека и гражданина.

Традиционно правозащитная деятельность ассоциировалась не с государственными органами, а с институтами общества или их отдельными представителями. Следовательно, имидж России как защитника прав человека только начинает приобретать реальный характер, чему способствует вступление нашей страны в Совет Европы.

Особая актуальность изучения правозащитной деятельности органов власти подчеркивается тем фактом, что формирование правового государства, внедрение демократии в стране требует осмысления пройденного Россией пути. В связи с этим актуальным является изучение прошлого нашей страны, связанного с возникновением инакомыслия, правозащитной деятельности, особенно в советский период.

Проблема рассматривалась такими - учеными правоведами Андриченко Л.В. Берестнев Ю., Вейтцель А., Лаптев П.А., Мархгейм М.В.

Объект исследования - правозащитная деятельность.

Предмет исследования - субъекты правозащитной деятельности в современной России.

Цель курсовой работы - изучение теоретических основ и процесса развития правозащитной деятельности в Российской Федерации.

В рамках поставленной цели решались следующие задачи:

1. Охарактеризовать сущность правозащитной деятельности в России;

2. Рассмотреть принципы государственно-правовой защиты;

3.Показать особенности правозащитного законодательства России;

4.Рассмотреть основные этапы становления и роль Сахарова в развитии правозащитного движения;

5. Проанализировать развитие правозащитной деятельности в России на современном этапе

Методологическая база исследования - сравнительный метод, анализ, синтез, индукция, обобщение.

Исследование проведено на основании работ следующих авторов: Волков А.М., Микадзе Ю.В., Бутылин В.Н, Сунгкров А.Ю., Лукин В.П., Чуксина В.В., Карташов В.Н., Шапсугов ДМ., Орзих М.Ф., Назаров С.Н.

Основная часть (выдержка)

1. Становление и развитие правозащитной деятельности в РФ

1.1 Сущность института правозащитной деятельности как элемента конституционной защиты прав человека

Правозащитная деятельность – это систематическая работа различных субъектов правозащитной структуры России (публичных - государственных и муниципальных органов – и непубличных – институтов гражданского общества), направленная на восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

Правозащитная деятельность - один из видов юридической деятельности, что подтверждается, во-первых, закреплением правозащитной деятельности в вышеназванных нормах Конституции Российской Федерации, а также в иных нормативно-правовых актах, а во-вторых, общими признаками правозащитной и юридической деятельности, а именно: осуществление на основании норм права и во исполнение норм права; наступление юридических последствий, как результата осуществления деятельности; соблюдение и защита прав и свобод человека, как, основная цель и направление осуществления деятельности[35, с.260].

Рассмотрим правозащитную деятельность как относительно самостоятельную разновидность юридической деятельности, чему существует ряд причин. Во-первых, российское законодательство четко различает защиту прав и свобод человека и гражданина, с одной стороны, а также их обеспечение, признание, соблюдение, охрану — с другой. Например, уже ст. 2 Конституции РФ устанавливает обязанность государства относительно «признания, соблюдения и защиты прав и свобод». Статья 18 Конституции РФ гласит, что «права и свободы человека и гражданина. определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

По мнению И. В. Голованева, выделяют следующие признаки, характеризующие правозащитную деятельность: а) она направлена на восстановление нарушенных прав и свобод граждан; б) в ней должны использоваться только правовые средства и способы защиты прав и интересов граждан; в) защищаются права граждан Российской Федерации, хотя законодательство допускает участие в общественно-политической жизни в России иностранных граждан и лиц без гражданства, и их права в таких случаях должны быть защищены в той же мере, что и права российских граждан [15, с. 14].

Аналогичной точки зрения придерживается и Д. И. Авдеев, который полагает, что правозащитную деятельность невозможно представить без восстановления нарушенных прав.

П. В. Анисимов полагает, что под правозащитной деятельностью следует понимать деятельность, осуществляемую компетентными, правомочными субъектами, которые в рамках правозащитного производства, посредством применения организационно-правозащитных и иных регулятивно-правозащитных средств, оказывают юридически результативное воздействие на общественные отношения, возникающие из факта реализации права человека на защиту [8, с. 32].

В. В. Чуксина определяет правозащитную деятельность государства, в широком смысле, как законодательную и правоприменительную практику государства в области прав человека, отражающую специфические историко-культурные традиции и уровень социально-экономического развития страны [40, с. 73].

Самой распространенной при определении своей организации или типа деятельности является формулировка «правозащитная в широком смысле». Эта формула употребляется, когда речь идет о функции сохранения и распространения свободы и демократии в России. Лидеры организаций объясняют наличие не прямых для гражданской правозащитной организации функций особенностями российского общественно-политического ландшафта: с одной стороны, традиционной связью правозащиты с политикой и гражданской ответственностью, с другой, отсутствием внятных демократических сил, способных систематически и авторитетно заявлять свою позицию, тогда как потребность у определенных групп населения в такой позиции есть.

«К расширительному толкованию можно отнести и понимание правозащиты как формы протестности. Это обыденное понимание присуще не только власти и населению, но и многим гражданским активистам. Оно заключается в том, что правозащитной считается любая протестная деятельность, где объектом выступает государство, если при этом протестующий не претендует на власть и его протест непартийный. Соответственно, правозащитником является человек, который критикует власть, но при этом не собирается ее заменить» [13, с. 16].

В узком смысле — это совокупность контрольных механизмов, представленных определенными организационными структурами (судом, правоохранительными органами, различными учреждениями по рассмотрению обращений граждан и др.), специализированных правозащитных институтов (комиссии по правам человека, омбудсмены) и процедур, определяющих методы, порядок рассмотрения, проверки, подготовки предложений и принятия решений по жалобам, заявлениям и иной информации о нарушениях прав человека, базирующихся на конституционных и отраслевых нормах внутреннего права государства [20, с. 5]. Так, В. И. Карташкин считает, что правозащитная деятельность как элемент система защиты прав человека включает судебную защиту, несудебную защиту и деятельность неправительственных правозащитных организаций [20, с. 6].

А. В. Чурилов рассматривает правозащитную деятельность с точки зрения обязанности государства обеспечивать защиту провозглашенных им прав и свобод; права каждого самостоятельно защищать свои права и свободы; обязанности международных, специально для этого создаваемых организаций [21, с. 17].

Согласно указанным понятиям правозащитная деятельность осуществляется государственными органами и фактически приравнивается к правоохранительной деятельности.

Часто термины «защита прав человека» и «правозащитная деятельность» употребляются как синонимы: вроде бы - одно и то же, но разница колоссальна. С точки зрения Е.В.Скряковой, она определяется «смысловым ядром» каждого из них. Центром первого является человек. Центром второго - право. И тот, и другой термин, безусловно, имеют общегражданский ценностный контекст социально - или либерально-демократического уклона, который в отдельных случаях сам становится смысловым ядром правозащитной активности. В зависимости от того, как подсознательно свою деятельность воспринимают те или иные правозащитные авторы - как занятие защитой прав человека, правами человека или гражданской деятельностью в контексте прав человека, и выстраиваются их мировоззренческие амбиции, личные притязания, определяется место в гражданском и политическом спектрах, оценивается результат работы [39, с. 61].

По словам П. Н. Юшманова, понятие «правозащитная деятельность» в отечественной юридической науке и в других отраслях знания традиционно относится, прежде всего, к деятельности соответствующих как государственных, так и общественных организаций, которые, как правило, называют неправительственными (негосударственными) правозащитными организациями [36, с. 78].

Заключение (выдержка)

Анализ теоретических и исторических аспектов правозащитной деятельности и тенденций развития правозащитного движения позволил сделать следующие выводы:

1. Правозащитная деятельность является важнейшей правовой конструкцией, получившей свое закрепление в конституции Российской Федерации и одним из элементов конституционной системы защиты прав человека. Правозащитная деятельность представляет собой систематическую работу различных субъектов правозащитной структуры России (публичных — государственных и муниципальных органов, и непубличных — институтов гражданского общества), направленную на восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Содержание правозащитной деятельности составляет целесообразное положительное изменение ситуации с нарушениями прав человека и преобразование ее в интересах человека, общества и государства.

2. Институт государственно-правовой защиты прав, свобод и интересов граждан имеет свою правовую базу, основу, т. е. свои специфические принципы. К их числу, с нашей точки зрения, следует отнести: принцип законности обращения к защите прав, свобод и законных интересов граждан; принцип государственного признания правомерности и актуальности института государственно-правовой защиты прав; принцип добровольности; принцип разумности и объективности; принцип ответственности; принцип гласности использования права обращения граждан к государственноправовой защите; принцип презумпции правомерности граждан требовать предоставления им полагающихся прав, свобод и интересов.

3. Исследование российского законодательства с точки зрения Л.В. Лазарева позволило обнаружить, что несовершенства, содержащиеся в Конституции РФ, воспроизведены в законодательстве по защите прав и свобод человека и гражданина. Некоторые конституционные принципы, получив редуцированное толкование законодателя, не в полной мере выполняют свою правозащитную функцию.

Институт правовой защиты прав человека с одной стороны требует качественной и полноценной нормативно-правовой базы. С другой стороны необходимы реально действующие государственные механизмы содействия гражданам в процессе защиты их интересов и, соответственно, привлечение к ответственности виновных лиц, виновных в посягательствах на права и законные интересы граждан.

4. Становление правозащитного движения прошло тяжелый и сложный путь своего развития, который сопровождался лишениями и потерями. Состояние с защитой прав человека наглядно демонстрируют, что правозащитное движение находилась в глубоком кризисе. Проблемы демократических преобразований в России, такие как безработица, утрата жилья, платное обучение, медицинское обслуживание, непомерная стоимость оплаты жилья, железнодорожных и воздушных перевозок.

На стадии зарождения правозащитного движения и его начальной деятельности правозащитники проводили работу по защите всего спектра прав личности. Это происходило во-первых по причине недостатков в правовом регулировании статуса личности, а во-вторых в связи с довлеющим положением государства.

5. Следующий этап развития правозащитного движения связан с деятельностью общественных объединений по укреплению правового положения человека, которое с принятием Конституции России нашло свое отражение в законодательстве. Активность правозащитников в этой связи была направлена на создание положительной правоприменительной практики, позволяющей реализовать конституционную декларацию о приоритете личных интересов.

Настоящий этап развития правозащитной деятельности характеризуется определенной дифференциацией интересов в работе общественных организаций. Этот процесс заключается в распределении между общественными организациями социальных сфер, в которых проводится работа по отстаиванию интересов и защите прав граждан: права пенсионеров, прав женщин, права репрессированных, права и интересы несовершеннолетних, права военнослужащих и солдатских матерей и т.д.

Очередной этап в существовании правозащитного движения, на наш взгляд будет связан с уменьшением роли данной общественной деятельности. Причиной тому станет окончательное оформление России как правового государства, сокращение возможностей и фактов нарушения прав человека, усиления мер по социальной защите граждан и как следствие - развитие зрелого гражданского общества, в основе которого будет лежать активность самих людей. При этом следует отметить, что наступление указанного этапа в истории правозащитного движения - далекая перспектива, дело не одного десятка лет.

6. Сегодня российское государство еще не до конца выработало систему принципов и методов взаимодействия с неправительственными правозащитными организациями, поэтому подчас приходится сталкиваться с настороженным, либо откровенно негативным отношением представителей органов власти к неправительственным правозащитным организациям, желание видеть в них разрушающих основы государственности элементов.

Российские правозащитники активно используют опыт зарубежных стран в своей работе, в частности зарубежные наработки, связанные непосредственно с социальной жизнью и социальной адаптацией граждан, проблемами, связанными с взаимоотношением в семье, т. е. правозащитники, по принципу зарубежных стран, пытаются оказать посредственную помощь государству в сфере социальных проектов, связанных с проблемами семьи, детей, пожилых людей, людей социально не адаптированных, но на данной стадии развития правозащитных организаций и правовых норм, симбиоз правозащитников и государства затруднен. Затрудняет такое слияние и потребительское отношение граждан к подобным организациям, ведь правозащитные организации оказывают комплекс мер, который должен приводить к улучшению правового положения группы граждан, но не в коем случае не отдельно взятого гражданина, если ситуация в которую попал гражданин, не затрагивает интересы группы.

Таким образом, на данный момент, Россия находится еще в процессе становления правового государства, и различного рода колебания, сопровождающие данное преобразование, вполне естественны. России предстоит пройти долгий и нелегкий путь утверждения прав человека и на уровне государства в целом, и на уровне повседневной жизни. И наличие в стране независимого правозащитного движения — это гарантия того, что процесс правового развития продолжается.

7.Правозащитная деятельность осуществляется по следующим основным направлениям: осуществление постоянного мониторинга соблюдения прав человека и основных свобод и информирование о фактах нарушения прав и свобод; защита прав человека и основных свобод в органах государственной власти и местного самоуправления; осуществление исследований по правам человека и основных свобод, в том числе постоянный мониторинг подготовки проектов законов и других правовых актов; проведение образовательных мероприятий и кампаний, семинаров, тренингов, конференций; взаимодействие с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства; информационно-методическая работа по правовым вопросам; содействие развитию сети правозащитных организаций.

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации.

Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 1995. - № 67.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5) (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (ред. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 20. - Ст. 2143.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020 № 1 -ФКЗ) // на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pr**o.gov.ru) 4 июля 2020г.

4. Гражданский кодекс РФ Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ [Электронный ресурс], режим доступа: http://base.ga**nt.ru/

5. Гражданско-процессуальный кодекс РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ред от 3 0.04.2021) // Собрании законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532

+ еще 38 источников

1100 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Евгений
Тема работы: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА» Тема \

Работа принята, спасибо за помощь !

Зоя
Тема работы: бухгалтерский учет

Работа выполнена в срок, автор молодец!

Анастасия
Тема работы: коммуникативная сторона общения

спасибо все хорошо

Боровков Сергей Александрович
Тема работы: Организация и управление в системе социального обслуживания населения

Все хорошо

Елена
Тема работы: Основы деловой этики корпоративной культуры

Спасибо!!!

Юлия
Тема работы: Порядок рассмотрения гражданских дел, осложненных иностранным элементом в порядке международного...

Всё выполнено четко и в срок. Спасибо.