Курсовая работа

Арт-терапия в лечении зависимостей и созависимостей

  • 36 страниц
  • 18 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение…3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ И СОЗАВИСИМОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ…5

1.1.Понятие зависимости и созависимости. Общая характеристика….5

1.2. Исследование механизмов зависимости, моделей зависимого поведения в отечественной и зарубежной литературе ….10

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В ЛЕЧЕНИИ ЗАВИСИМОСТИ И СОЗАВИСИМОСТИ….16

2.1. Арттерапия как средство психологической коррекции зависимости и созависимости….16

2.2. Сказкотерапия для коррекции созависимого поведения….23

Заключение….30

Список использованных источников и литературы….32

Приложения….35

Введение (выдержка)

Актуальность данной работы состоит в том, что одной из сложных проблем, стоящих сегодня перед человечеством, является проблема зависимости. Зависимости оказываются непреодолимой преградой на пути человека к полной самореализации, психологическими причинами личных катастроф, разрушений и заболеваний.

Лечение созависимости является трудным процессом. Причина в том, что носители созависимого поведения не осознают проблему и пренебрегают работой над собой. Так же это связано с особенностями личности созависимых, им присущи такие как послушание, обидчивость, вспыльчивость, пассивность в отношении собственного здоровья, безынициативность и пассивность в целом. У созависимых личностей не сформировано чувство собственного «Я», им сложно осознать собственные чувства, потребности и желания. Созависимым личностям трудно покинуть их «зону комфорта» и преобразовать собственную реальность.

Арт-терапия — один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов, который не имеет ограничений и противопоказаний, используется в ходе психотерапии или психологического консультирования с целью активизации образно-ассоциативной сферы клиента (пациента), способствует преодолению психологических защит и сопротивления.

Данный метод наиболее эффективен в работе с зависимыми и созависимыми пациентами, интегрируется практически во все направления психотерапии.

Объект исследования: зависимое и созависимое поведение.

Предмет исследования: методы арт-терапии в лечении зависимостей и созависимостей.

Цель курсовой работы: теоретически изучить возможности использования методов арт-терапии для коррекции поведения зависимых и созависимых.

Для реализации цели исследования необходимо решить следующие

задачи:

1. Рассмотреть понятия и дать общую характеристику зависимости и созависимости;

2. Провести теоретический анализ исследований механизмов зависимости, моделей зависимого поведения в отечественной и зарубежной литературе;

3. Рассмотреть арттерапию как средство психологической коррекции зависимости и созависимости;

4. Изучить и описать возможности метода сказкотерапии в лечении зависимости и созависимости;

Гипотеза: методы арт-терапии, и в частности сказкотерапия может быть использована для коррекции поведения зависимых и созависимых.

Теоретико-методологическая основа: работы по созависимости (М. Битти, Е.В. Емельянова, О.А. Шорохова, В.Д. Москаленко). Труды по коррекции зависимого и созависимого поведения (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А.Пилипенко, И.Соловьевой, А.И.Копытина, Г.В.Старшенбаума). В исследовании использовались работы по преодолению зависимости М. Битти.

Методы исследования. В работе использовались следующие: теоретические: анализ литературы отечественных и зарубежных авторов, посвященной темам зависимых отношений, психологических особенностей носителей зависимых отношений, способам коррекции зависимого и созависимого поведения. Обобщение и систематизация информации.

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ И СОЗАВИСИМОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ

1.1.Понятие зависимости и созависимости. Общая характеристика

Зависимое поведение - разновидность девиантного поведения, характеризующегося непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам другой личности или группы, чрезмерной и длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности или предметах, становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать свою вовлеченность в какую-либо деятельность, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения.

В переводе с английского addiction — переводится как «зависимость, привыкание». В специальной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой реальности — аддиктивное поведение.

С точки зрения Е.В. Змановской, «зависимость, или аддикция, – навязчивое стремление к объекту зависимости, сопровождаемое потерей контроля, повторением и саморазрушением. В отличие от невинного увлечения, такое стремление становится уже не нормой – болезнью. Считается, что в структуре каждой зависимости можно отметить признаки увеличения толерантности, прогрессирующее забвение альтернативных интересов, продолжение зависимого поведения, несмотря на его очевидные вредные последствия.

По мнению В.Д. Менделевич, можно предполагать существование единого и универсального механизма патологического зависимого поведения. В процессе социализации и с участием врожденных и приобретенных церебральных нарушений происходит становление черт зависимой личности. При этом важна роль «опыта разлуки», приобретаемого в детском возрасте, и некоторых психофизиологических механизмов, приводящих к психическому инфантилизму и повышенной внушаемости[19, с 264].

Сущность аддиктивного поведения, с точки зрения Короленко Ц.П., заключается в формировании стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [15, с 219].

Зависимое поведение может формироваться на базе аддиктивного, патохарактерологического и психопатологического типов девиантного поведения. При аддиктивной форме зависимое поведение формируется в связи с гедонистической мотивацией («феноменом «жажды острых ощущений» по В.А.Петровскому), при патохарактерологическом основывается на одном из типов личностного расстройства или нередко на гипертимной или шизоэпилептоидной акцентуациях характера, при психопатологическом — на базе основных симптомов психического заболевания [21, с 70].

Таким образом, «Зависимое (аддиктивное) поведение это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность» [12, с 48].

Созависимость, по словам О.А. Шороховой, это патологическое состояние, характеризующееся глубокой поглощенностью и сильной зависимостью (эмоциональной или физической) от другого человека, как правило, страдающего каким-либо видом зависимости [36, с.59].

Как отмечает в своих работах И. Я. Стоянова, созависимость, как одна из форм зависимого поведения, длительное время не рассматривалась в научной литературе, но в настоящий момент ситуация кардинально изменилась, за последнее десятилетие появились новые исследования феномена созависимости. Исследованием данного феномена занимаются такие ученые, как Е.В. Емельянова, В. Д. Москаленко, В.С. Битенский Р.Д. Поттер-Эффрон, Дж. и Б. Уайнхолд, И.А. Шаповал, О.А. Шорохова, М. Битти др.[28 с 370]

Проведя обзор литературных данных по проблеме созависимости, А.В. Меринов, Д.И. Шустов, И.А. Федотов установили, что на настоящее время нет единого определения созависимости, концепция ее также пока окончательно не сформировалась.

Исследования проблемы созависимости Б. Уайнхолд и Дж. Уайнхолд показали, что созависимое поведение характерно для 98% взрослого населения, это делает данный феномен распространенной проблемой, затрагивающей общество поощряющего созависимые отношения и создающего для них условия.

С точки зрения С. А. Осинской, термин «созависимость» изначально использовался для определения лиц, состоящих во взаимоотношених с химически зависимым человеком. Более поздние исследования показали, что у многих людей, не злоупотребляющих психоактивными веществами, но строящих близкие отношения с зависимым, развиваются физические, психические, эмоциональные, поведенческие и духовные состояния, напоминающие таковые при зависимости от психоактивных веществ. Для описания этих феноменов ввели термины: ко-алкоголик, пара-алкоголик, которые позднее стали синонимами термина «созависимый» [25, с 42]

Известный специалист в области созависимости В.Д. Москаленко считает «Созависимый человек – это тот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека и совершенно не заботится об удовлетворении собственных жизненно важных потребностей» [24, с. 139].

Н.Г. Артемцева, ссылаясь на National Council of Co-dependece, приводит следующее определение созависимости: «поведение, мотивированное зависимостями других людей; эти зависимости включают пренебрежение и неприятие собственной личности» [2, с. 11].

Большинство научных работ по зависимости основаны на исследованиях западных специалистов, которые определяют созависимость неоднозначно.

Берри и Дженней Уайнхолды видят созависимость как «психологическое расстройство, причиной которого является незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве – стадии установления психологической автономии» [34, c. 16].

М. Битти считает, что созависимая личность – та, которая способна позволить другим воздействовать на нее и принимает одержимость других контролировать ее. Контролирующим, или объектом зависимости, может выступить любой человек – ребенок, супруг, возлюбленный, мать, отец, клиент или лучший друг. Он может страдать зависимостями (алкогольной, игровой или наркотической), быть психически или физически больным, а также вполне здоровым, но склонным к авторитарности и манипулированию [3, с 71].

K.Хорни характеризовала созависимость как самоуничтожение, так как она выражается в неврозе, характеризуемом зависимостью от других, что является обязательным условием для собственной самореализации [35].

В некоторых классификациях ее характеризуют как один из видов зависимости, в других – как отдельный феномен. В чем-то зависимость и созависимость похожи, но в определенных проявлениях могут быть зеркальными – противоположными.

Можно выделить, что созависимость – это эмоциональная зависимость от субъекта, то есть от живого объекта, в отличие от аддикции, подразумевающей зависимость от неживого объекта или от определенных действий. В роли субъекта созависимости может выступать родитель, ребенок или другой родственник; друг; любимый человек и др. И даже не обязательно человек – кто-то развивает созависимые отношения с животными, например с домашней кошкой. При этом животное является замещающим объектом – компенсирует нехватку человеческого контакта.

Заключение (выдержка)

Данная работа посвящена проблеме особенностей использования арт-терапии в лечении зависимостей и созависимостей.

В теоретической части работы был проведен анализ литературы, посвященной исследованию зависимости и созависимости. Рассмотрены понятия «созависимость», «механизмы зависимости», «модели зависимости», а также изучены связанные с ними исследования.

Для решения поставленных задач были выявлены особенности механизмов зависимого и созависимого поведения испытуемых, исследованы различия между ними.

Целью исследования являлось изучение особенностей использования арт-терапии в лечении зависимых и созависимых пациентов.

Арт-терапия пользуется популярностью среди зависимых и созависимых участников группы. Личная эмоциональная вовлеченность пациентов в занятия, их индивидуальное восприятие определяет в итоге позитивный терапевтический эффект. Представление о положительной роли занятий в процессе выздоровления обусловлено положительными эмоциями пациентов от впечатления о собственной деятельности, а также от общей установки на лечение.

Лечебное воздействие арт-терапии усиливается психотерапевтическими групповыми эффектами: возможностью большего коммуникативного воздействия творчества на определенную тему (зависимости и созависимости); изменением самооценки самих участников; повышению их способности к преодолению фрустраций; катарсическим и катализирующим влиянием творчества. Систематическое использование арт-терапии в целях психокоррекции зависимых и созависимых влечет за собой рост группового общения, развивает чувство групповой сплоченности, солидарности.

Сказкотерапия как направление практической психологии может быть использована для решения различных проблем.

Сказоктерапия может быть эффективна в работе с зависимыми и созависимыми по причине её мягкого влияния на клиента на ценностном уровне. Сказкотерапия дает возможность проявить своё творческое начало, а не реагировать на ситуацию, как к тому привыкли зависимые. Сказкотерапия позволяет повысить эмоциональный интеллект, увидеть свою проблему со стороны, изучить новые модели поведения и закрепить их.

Основная идея использования метода сказкотерапии при работе с зависимостями заключается в том, что с помощью психотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей.

Сказкотерапия - прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия пациентом своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии.

Данный вид психотерапии зависимостей и созависимостей связана, прежде всего, с формированием нравственной зрелости и «здоровых» ценностных ориентации.

Итак, цель курсовой работы достигнута, задачи решены, гипотеза о том, что методы арт-терапии (изодеятельность, фотография), и в частности сказкотерапия могут быть использованы для коррекции поведения зависимых и созависимых, достигнута.

Список литературы

1. Артемцева, Н.Г., Галкина, Т.В. Особенности представления о психологическом здоровье у созависимых субъектов / Н.Г. Артемцева, Т.В.Галкина // Проблемы педагогики и психологии. – 2015. – №2. – С. 291 – 301.

2. Артемцева Н.Г. Феномен созависимости: общее, типологическое, индивидуальное. М.: изд-во «Институт психологии РАН», 2017. 227 с.

3. Битти М. Спасать или спасаться? Как избавиться от желания постоянно опекать других и начать думать о себе / Пер. с англ. Э. Мельник. М.: Эксмо, 2016. 384 с.

4. Брыжахина, Ж.Д. Феномен созависимости (обзор) / Ж.Д. Брыжахина // Наука и здравоохранение. – 2010. – № 3. – С. 10-15.

5. Гоголева А.В. Аддитктивное поведение и его профилактика. - М.: Изд-во Моск.псих.-соц. института, Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК. - 2003 - 240 с.

+ еще 35 источников

900 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

mummi
Тема работы: Современные тенденции обновления дошкольного образования в стране.Принцип наглядности обучения.

Спасибо за своевременное и качественное исполнение заказа! Все отлично!

Юлия
Тема работы: Проведение русских народных подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста

Огромное спасибо

Алёна
Тема работы: Задача.

Работа выполнена качественно и в срок. Спасибо.

Татьяна
Тема работы: Теоретические аспекты потребительского кредитования на туристские услуги

Спасибо что долго мучались со мной, и в итоге все исправили как надо.

Сергей
Тема работы: Основы консультирования в соц работе (Билеты)

Все хорошо

Алексей
Тема работы: основные элементы режима секретности

Спасибо ! Приятно было сотрудничать. Если что, первым делом обращусь к Вам.