Реферат

«Противодействие кибертерроризму в современных условиях»

  • 37 страниц
Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы противодействия кибертерроризму в Российской Федерации 6

1.1 Нормативное определение понятия «киберпреступность», применяемое в документах региональных международных организаций 6

1.2 Анализ доктринальных подходов к пониманию категории «киберпреступность» и смежных понятий 15

2 Практика борьбы с кибертерроризмом в РФ 22

Заключение 31

Список литературы 34

Введение

Актуальность. На всем протяжении развития и становления информационного общества информация как базовый ресурс представляла интерес для криминальных структур, использующих достижения технологической революции как в качестве средства, так и в качестве объекта преступлений. Появление глобальной сети Интернет выводит проблему киберпреступности за рамки временных, пространственных и даже политических границ. Киберпреступность приобретает характер транснациональной угрозы, требующей эффективных и своевременных действий со стороны международного сообщества.

Элемент транснациональности делает международное сотрудничество ключевым фактором принятия эффективных мер противодействия новой угрозе. На этом этапе начинается формирование международной системы противодействия киберпреступности, в основу которой закладываются правовые источники международного характера. На протяжении последних 20 лет в ряде регионов были реализованы различные подходы, направленные на правовую регламентацию борьбы с киберпреступностью и приняты соответствующие региональные соглашения.

Стоит отметить, что проблема киберпреступности, безусловно носит комплексный многоаспектный характер, что определяет многообразие направлений и подходов к ее исследованию.

Объект работы – киберпреступность и кибертерроризм, ее тенденции и особенности, а также правовая борьба с ней.

Предметом работы являются международные и национальные аспекты киберпреступности и кибертерроризма – их структура, состояние, динамика и факторы, их детерминирующие, вопросы правовой борьбы с этими явлениями, в том числе национальные и международно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за деяния, совершенные в киберпространстве.

Целью данной работы является: изучение проблемы противодействия кибертерроризму на современном этапе, изучение международных и национально значимых аспектов проблемы кибертерроризма, необходимых для оценки степени общественной опасности этого явления, анализ мер правовой борьбы с ним и разработка предложений, направленных на повышение эффективности правового регулирования борьбы с кибертерроризмом.

Основные задачи работы состоят в том, чтобы:

- анализ понятийного аппарата в сфере борьбы с киберпреступностью (понятия «киберпреступность», «информационная преступность», «компьютерная преступность»), разработанного и применяемого в рамках международных нормативных источников регионального характера и выработка на основе проведенного сравнительного анализа рекомендаций и доктринального обоснования применимости рассмотренных правовых категорий.

- провести анализ нормативно-правовой базы международного характера

- раскрыть виды и источники киберугроз

- провести анализ национального законодательства КР о кибертерроризме

- раскрыть борьбу с кибер-угрозами в контексте гражданских прав и свобод человека

Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования послужил подход к определению кибертерроризма ведущих отечественных ученых-международников: Мальгина А., Торкунова А., Цыганкова П.

В работе были использованы общенаучные методы исследования. Общенаучные методы: анализ, синтез, систематизация, сравнение, обобщение, дедукция и индукция, схематизация.

Источниковая база. В исследовательской работе было использованы нормативно-правовые источники, регламентирующие внешнюю политику Российской Федерации. Например, концепция внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 г. № ПР-1440., концепция национальной безопасности Российской Федерации от 10 января 2000 г., концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от 20 октября 2009 г., концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от 20 октября 2009 г.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, 2 глав, 3 параграфами, построенных по проблемно- хронологическому принципу, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

Фрагмент работы

1 Теоретические основы противодействия кибертерроризму в Российской Федерации

1.1 Нормативное определение понятия «киберпреступность», применяемое в документах региональных международных организаций

В основу исследования заложен анализ правовых документов, разработанных в контексте или под эгидой 14 региональных международных организаций, представляющих собой ту или иную региональную группу согласно принципу географического распределения. Стоит отметить, что документы различаются по юридической силе и соответствующим правовым последствиям. Исходя из критерия обязательности, данные документы разделены на две группы: обязательные и рекомендательного характера.

Так, ряд документов (Конвенция Совета Европы о киберпреступности 2001г., Конвенция Африканского союза о кибербезопасности и защите персональных данных 2014 г., Конвенция Лиги арабских государств о борьбе с преступлениями в области информационных технологий 2010 г., Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий 2018 г. и др.) имеют характер межгосударственных соглашений, что влечет наложение определенных юридических обязательств на государство-участника в соответствии с принципом добросовестного выполнения обязательств, принятых на себя в соответствии с международным соглашением .

Другие документы (Типовые законы Содружества Наций о компьютерных преступлениях и электронных доказательствах 2002 г., Типовой закон о компьютерных преступлениях и киберпреступности Сообщества развития Юга Африки (САДК) 2012 г., Декларация G7 об ответствен- ном поведении государств в киберпространстве, Лука, 2017 г. и др.) носят рекомендательный характер и выступают в качестве общих правовых рамок и типовых моделей законодательства в сфере противодействия киберпреступности, что, в свою очередь, не предполагает установление каких-либо юридических обязательств для государств. В таблице содержится полный перечень указанных документов

Заключение

Таким образом, несмотря на отсутствие согласованной терминологии и подходов к определению и нормативному закреплению «новой формы преступности», следует исходить из базового положения, что данный вид преступности включает две категории преступлений:

1. В первом случае информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются непосредственной целью преступления (в качестве объекта преступного посягательства выступает «Триада КЦД» – конфиденциальность, целостность, доступность как неотъемлемые свойства информации.

2. Во втором случае ИКТ являются неотъемлемой частью способа совершения преступления (эта группа преступлений охватывает традиционные общеуголовные составы преступлений, совершению которых тем или иным образом способствуют ИКТ, включая сеть Интернет).

В связи с выявленной крайней несогласованностью в подходах представляется, что для разработки авторского определения «новой формы преступности» необходимо комплексное исследование, основанное на детальном анализе широкого перечня доктринальных источников, которое будет реализовано автором в последующих публикациях.

Тем не менее, на основе проведенного анализа автор приходит к выводу о необходимости определения и вычленения той исходной детерминанты, которая отражает сущностные особенности и специфические свойства новой формы преступности, отличающие ее от других преступлений. При определении такой детерминанты необходимо учесть, что данные преступления совершаются в особо рода сложноорганизованной системе, осуществляющей получение, хранение, обработку, преобразование и передачу информации в качестве базового ресурса. То есть, разрабатываемое определение должно отражать два элемента:

1) указание на информацию, в качестве нематериального ресурса и объекта преступного посягательства;

2) указание на особого рода систему, в которой реализуются процессы обработки, хранения и передачи информации (в качестве такой системы выступает компьютерная сеть, Интернет и другие автоматизированные системы управления).

С учетом изложенного, автор приходит к выводу, что термин «киберпреступность» представляется наиболее обоснованным, поскольку приставка «кибер» содержит указание на связь с наукой кибернетикой в ее значении, предложенном и обоснованном в теории Норберта Винера [Винер 2019:25–27].

В заключение следует отметить, что задача совершенствования и унификации базовых категорий в сфере борьбы с киберпреступностью представляет первостепенный интерес не только с точки зрения теории, но главным образом для разработки и реализации эффективного международно-правового механизма противодействия данному виду преступности. Безусловно, для решения этой задачи требуется комплексный подход, в основу которого должны быть положены доктринальные обоснования и исследования специалистов не только юридической науки, но и представителей технических наук. Это обстоятельство часто упускается из виду при разработке правовых норм, между тем, принимая во внимание специфический характер объекта, предмета и виртуальной среды совершения данных преступлений, любая правовая норма должна быть сформулирована и соотнесена с объективной возможностью ее практической реализации с учетом технических особенностей.

В современном мире киберпреступность представляет собой серьёзную угрозу обществу и его информационной безопасности. Киберпреступность порождает комплекс социальных проблем, которые требуют незамедлительного реагирования и эффективного разрешения. С совершенствованием информационных технологий совершенствуется и киберпреступность, находящая проявление во многих сферах жизни и деятельности человека и общества в целом. Защита от данного вида преступлений предполагает корреляцию усилий на уровне международного сотрудничества и взаимодействия.

Для проведения эффективной политики по борьбе с информационными правонарушениями и киберпреступлениями могут быть предприняты следующие меры:

1) совершенствование технологий, содействующих выявлению киберпреступлений в сети, а также способов проведения расследований данных правонарушений;

2) максимально широкое использование технологии блокчейн для противостояния киберугрозам;

3) развитие ресурсов искусственного интеллекта и их последовательное внедрение в сферу расследования киберпреступлений;

4) ужесточение ответственности за совершение киберпреступлений, описанных в гл. 28 УК РФ, вплоть до категории особо тяжких;

5) целенаправленная борьба с кибертерроризмом во всех его возможных формах и проявлениях.

В заключении необходимо отметить, что поставленная цель достигнута путем решения задач.

Мы установили, что технический прогресс, который зачастую опережает скорость, с какой государство дает ответную реакцию на его проявление, создает серьезные трудности перед правоохранителями в вопросах правовой оценки при квалификации кибертеррористических преступлений. Серьезной проблемой также на фоне активации информационных и телекоммуникационных технологий выступает защита персональных данных, коммерческой, банковской и корпоративной тайны. Отсюда, кибератаки следует характеризовать необратимостью своих последствий, и задача правоохранителей состоит в выработке мер противодействия этому явлению.

Работу в данном направлении по нашему мнению следует начать с определения кибернетической безопасности, которая заключается в надежной работе персональных компьютеров и бесперебойном функционировании программного обеспечения, которые позволят отразить кибертеррористические атаки. Задача же государства состоит в обеспечении адекватной правовой оценки действий, совершаемых в глобальном пространстве, повышении ответственности за размещение запрещенного контента, а также обеспечении организационно-правового регулирования противоправной деятельности в данной сфере.

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2021). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»/ (дата обращения 02.08.2021).

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // «Российская газета» от 29 июля 2006 г.

3. Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.

4. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".URL: https://r**g.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения: 23.03.2017) 24. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3808.

5. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации» (с изм. и доп. от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г., 24 июля 2007 г.) // «Российская газета» от 8 февраля 1992 г

+ еще 35 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Противодействие кибертерроризму в современных условиях»
Раздел: Информационные технологии
Тип: Реферат
Страниц: 37
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика