Контрольная работа

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

  • 32 страниц
  • 21 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение….3

1. Теоретическое изучение воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста…5

1.1. Понятие звуковой культуры речи….5

1.2. Особенности овладения детьми звукопроизношением…9

1.3. Восприятие речи, его особенности….13

1.4. Пути воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Глава 2. Организация практической работы по воспитанию звуковой культуры речи с детьми младшего дошкольного возраста….24

2.1 Диагностические задания на выявление уровня сформированности

у детей звуковой культуры речи….24

2.2 Конспект комплексного занятия по воспитанию звуковой культуры речи

у дошкольников….26

Заключение…30

Список литературы…33

Введение (выдержка)

Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста включает в себя владение культурой речепроизношения которая включает в себя собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора) [3].

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма. Поэтому дети с недостатками речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы.

Эти данные позволяют утверждать, что речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива. В связи с этим чрезвычайно актуальным является изучение проблемы воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста, так как, овладевая языком, ребенок познает окружающий мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия, вбирает в себя культуру народа, созданную поколениями.

Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются в работах А.И. Максакова, М.Ф. Фомичевой, И.П. Павлова, Д.Б. Эльконина, и других. Проблема развития звуковой стороны речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, А.М. Бородич, Л.Ф. Спирова и других.

Цель работы: освоить последовательность и особенности освоения ребёнком звуковой культуры речи; осветить задачи, содержание и методику работы по формированию произносительной стороны речи, развитию фонематического восприятия и речевого слуха.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие развития звуковой культуры речи и ее значение для развития личности ребенка

2. Проанализировать особенности усвоения звуковой культуры речи детьми дошкольного возраста

3. Разобрать задачи и содержание работы по звуковой культуре речи

4. Выделить пути воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

5.Разработать диагностические задания на выявление уровня сформированности у детей звуковой культуры речи.

6.Составить конспект комплексного занятия по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.

Основная часть (выдержка)

1. Теоретическое изучение воспитания звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

1.1. Понятие звуковой культуры речи

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность её и чёткую дикцию.

В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Звуковая культура речи - это составная часть общей речевой культуры. Она включает в себя все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Формирование звуковой культуры речи (ЗКР) является одним из направлений работы логопедов и воспитателей в детском саду.

В понятие звуковой культуры речи входит правильное звукопроизношение, отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух.

Формирование звуковой стороны речи на первых этапах развития зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике[1].

В связи с этим необходимо обратиться к исследованиям А.И. Максакова [13]. Ученый определил, что всех детей дошкольного возраста можно разделить на четыре группы.

Первая хорошо воспринимающие все недостатки произношения в своей и чужой речи. Обычно это дети, у которых собственные недостатки произношения ограничиваются неправильным произношением одного или двух звуков (чаще сонорных, выражающихся в замене).

Вторая группа улавливающие все неправильно произносимые звуки в чужой и в своей речи, но не сразу, в момент речи, а пир прослушивании записи на магнитофоне. Они имеют недостатки произнесения одной из групп звуков по характеру отсутствия и замены звуков, реже – искажение.

К третьей группе относятся дети, имеющие нарушения звукопроизношения, но не все нарушенные у них звуки они одинаково четко улавливают своей и чужой речи как в момент их произношения, так и входе прослушивания магнитофонной записи. Они не правильно произносят несколько звуков из разных фонематических групп.

Четвертая группа – это дети, не замечающие никаких недостатков ни в своей, ни в чужой речи. Они имеют недостатки произношения, выражающиеся, чаще всего, в искажении, при этом количество нарушенных звуков отличается вариативностью.

Дальнейшие исследования показали, что дети из первой и второй дифференцированных групп, в отличие от их сверстников из третьей и четвертой групп, демонстрируют более высокие результаты обучения не только по разделу « воспитание звуковой культуры речи», но и « обучение грамоте».

А.И. Максаков доказал, что дети, которые не подмечают недостатков произношения в своей и чужой речи (при их отсутствии и замене), испытывают затруднения и в анализе слов, в составе которых находятся смешиваемые звуки. [13, 15]

Обучение детей правильному произношению включает выработку и закрепление правильных речевых динамических стереотипов, что требует значительного напряжения нервных клеток коры головного мозга. Работу над правильным произношением необходимо проводить параллельно с обучением звуковому анализу слова, ибо готовность к обучению грамоте определяется, в том числе возможностью осознания ребенком звукового строя языка. Переключением внимания от семантики слова к его звуковому составу, то есть к умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены в определенной последовательности.

Звуковой анализ является высшей ступенью фонематического восприятия, способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формировать у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со второй – четвертой недели жизни, в семь – одиннадцать месяцев уже откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи. [8,11]

К концу первого года жизни словарь становится орудием общения, когда ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку – фонемы, входящие в его состав (Н.Х. Швачкин).

Далее фонематическое развитие происходит, бурно, опережая артикуляционные возможности ребенка. Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Дети в два и даже в три года заменяют акустически или артикуляционные сходные звуки [ш] на [с], [р] на [л], [ч] на [ть], [щ] на [сь] и наоборот, не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки, что свидетельствует о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения вплоть до окончательного завершения последней[1].

Заключение (выдержка)

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям: 1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи); 2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. д.).

В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте — выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.

В работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы ставятся свои задачи.

В младшей группе:

1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи. Игра: "Слушай звуки", "Двигайся на звук".

2. Воспитывать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, основные качества голоса. Игра: "Определи одинаковые звуки", "Покажи, что звучит", "Узнай по звуку", "Спой как большой медведь, как маленький мишка", "Сдуй пушинку". Развитие пространственного слуха. Игра: "Покажи, где звук?", "Где котенок, где щенок?".

3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др.

Проведение дидактических игр (хороводных, подвижных (с произнесением слов), сюжетно-ролевых, словесных), а также использование разнообразного речевого материала (звукоподражательных слов, потешек, поговорок, половиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок, рассказов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов) сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр и т. д.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду тесно связана с формированием словаря (активного и пассивного), грамматического строя, связной речи, с решением задач подготовки детей к школе (овладение чтением и письмом).

Список литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений[Текст] - М.: Издательский центр `Академия`, 2017.

2. Бондаренко А.К. Дидактическая играв детском саду. [Текст] – М.: Просвещение2010.

3. Болотина Л.Р., Микляева Н.В.,Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. [Текст] – М.: Айрис пресс, 2006.

4. Волкова Л.С. Нарушения детской речи и их устранение в учебно-воспитательном процессе, Хрестоматия по логопедии, т.1, [Текст] М.: Гуман.центр Владос, 2007

5. Гербова В. В., Развитие речи в детском саду (мл. гр) [Текст] М. - 2016.,с. 66

+ еще 18 источников

300 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Надежда
Тема работы: История знаков препинания

Оперативно, качественно! Спасибо!

Юлия
Тема работы: Формирования орфографической зоркости младших школьников посредством технологии проблемного обучения.

Работа написана по всем требования. Я довольна.

Мария
Тема работы: Совершенствование и реализация мероприятий программы противодействия коррупции (на примере...

Преподаватель за сроки снизила оценку

Елена
Тема работы: Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочных занятиях по декоративно - прикладному искусству

Работа выполнена раньше срока. Качественно, автор работы учла все необходимые данные. По внутреннему наполнению работа полностью соответствует заявленным данным. Все необходимые сведения полностью отражены, литература подобрана в соответствии с современными стандартами. Рекомендую всем! Не пожалеете!

Валерия
Тема работы: Проблемы квалификации нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных...

все быстро, качественно и в срок) спасибо!

Елизавета
Тема работы: Образовательный геокешинг в дополнительном образовании

Благодарю за отлично выполненную работу!