Реферат

«Особенности памяти у школьников с разными типами высшей нервной деятельности в динамике учебного процесса»

  • 40 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Литературный обзор 6

1.1 Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. 6

1.1.1 Признаки, положенные И.П. Павловым в основу деления высшей нервной деятельности животных и людей на четыре типа 6

1.1.2 Физиологическая характеристика и черты поведения представителей каждого из четырех типов 8

1.1.3 Пластичность типов высшей нервной деятельности и задачи воспитания характера у детей с различными типологическими особенностями 11

1.2 Общее представление о памяти 17

1.2.1 Механизмы памяти 17

1.2.2 Виды памяти 25

1.3 Учет индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся при организации учебного процесса в школе 33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39

Введение

В современном ритме жизни человек зачастую сталкивается с ситуацией, требуемой точной концентрации и запоминания предметов. С памятью человека связана его профессиональная деятельность, успешность обучения, воспитания и общего развития человека. Память считается одним из главных психофизиологических особенностей человека, при которой задействованы как его психические свойства, так и физиологические характеристики высшей нервной деятельности.

Одной из самых главных этапов развития памяти считается младший школьный возраст.

Именно в этот период память под действием образовательного процесса получает наибольшее внимание со стороны педагога.

Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема развития памяти младших школьников т.к. память, есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности.

Память является важнейшей частью жизни человека, и самым важным периодом развития памяти является младший школьный возраст.

Именно этот период закладывает предпосылки для дальнейшего полноценного формирования памяти и ее совершенствования в будущем. Значимость памяти для младшего школьника заключается в том, что каждый последующий школьный курс является расширенной и усложненной версией прошлого, основанный на применении уже полученных ранее знаний. В педагогике и психологии память считается средством получения, хранения и воспроизведений полученной извне информации. На основе памяти человек приспосабливается к различным условиям, адаптируется, применяя весь полученный опыт. Понимание значимости и процессов развития памяти является важным аспектом успешной педагогической работы, включая период начальной школы.

Проблеме развития памяти в начальной школе освещались учеными таких наук, как педагогика, психология, физиология, методика и т.д. Особое внимание развитие памяти младших школьников получило в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей.

В ряд ученых, освещавших данную тему, входят К. Бюлер, Л.С. Выготский, П. Жане, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П. Маклаков, С.Л. Рубинштейн, И.П. Павлов, Г. Эббинсгаузен. Но в современной науке пока не существует единой теории памяти.

В связи с этим появляется необходимость исследования особенностей развития памяти детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.

В отечественной психологии теория деятельности, разработанная А.Н.Леонтьевым, П. И. Зинченко, А.А.Смирновым, в последствие получило развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций [27].

Анализ научной литературы и практики по данному вопросу выявляет ряд противоречий:

- между потребностью и необходимостью запоминать разнообразный учебный материал и неумением запоминать;

- между объективно существующими психофизиологическими особенностями развития памяти младших школьников и недостаточной ориентацией на них.

Обозначенные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы педагогические средства, оказывающие эффективное влияние на развитие памяти младших школьников, с учетом типа высшей нервной деятельности учащихся.

Объектом исследования является процесс развития памяти младших школьников.

Предметом исследования является комплекс дидактических игр, направленных на развитие памяти младших школьников.

Цель исследования: выявить особенности памяти школьников с разными типами высшей нервной деятельности в динамике учебного процесса.

Фрагмент работы

1 Литературный обзор

1.1 Типологические особенности высшей нервной деятельности человека.

1.1.1 Признаки, положенные И.П. Павловым в основу деления высшей нервной деятельности животных и людей на четыре типа

Исследованию высшей нервной деятельности человека посвящены многочисленные работы физиологов и психологов[6,8,18,22].

С физиологической точки зрения ученые работают по таким направлениям, как изучение влияния функциональной асимметрии головного мозга на формирование речи, творческих способностей детей, изучение факторов риска нарушения когнитивного развития у детей, изучение взаимосвязи интеллектуального развития и физического здоровья детей дошкольного и школьного возраста и другим проблемам[28,30,32,39].

Под высшей нервной деятельностью (ВНД) понимают результат совместной работы коры большого мозга и подкорковых образований обеспечивающих поведение человека и животных в окружающей среде.

Совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, благодаря которым формулируется тип поведения, называется типом ВНД.

Существует несколько классификаций типов ВНД [34].

В основе классификации И. П. Павлова лежат свойства процессов возбуждения и торможения:

а) сила нервных процессов, которая определяется длительностью нервного напряжения.

б) уравновешенность нервных процессов, которая характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения.

в) подвижность нервных процессов, обусловленная способностью процессов торможения и возбуждения к быстрой смене друг друга.[8]

Врожденные особенности функций центральной нервной системы – сила, уравновешенность, подвижность – послужили И.П. Павлову основанием для выделения четырех типов высшей нервной деятельности (ВНД):

1) живой тип (сильный, уравновешенный, подвижный). Для данного типа характерны одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью. Это, в свою очередь, обеспечивает высокие адаптивные возможности человека в различных жизненных ситуациях;

2) спокойный тип (сильный, уравновешенный, спокойный) характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения.

Однако, отмечается плохая подвижность процессов возбуждения и торможения, поэтому человек с таким типом ВНД всегда испытывает затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой.

3) безудержный тип (сильный, неуравновешенный) – характеризуется сильным процессом возбуждения и отстающим от него по силе процессом торможения. У человека такого типа в трудных ситуациях отмечаются нарушения ВНД.

4) слабый тип - характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения. Представитель данного типа плохо приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.

Типы высшей нервной деятельности являются результатом унаследованных и приобретенных качеств нервной системы. В свою очередь, типы ВНД могут проявляться в особенностях функционирования всех систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной) человека [24].

Природу ВНД человека, по мнению автора (Фомин Н.А., 1992), необходимо рассматривать как результат взаимоотношений его со средой.

При этом под внешней средой понимается социальная среда – общество людей, наделенных сознанием, живущих по законам общественного развития.

Особенностью высшей нервной деятельности человека является наличие первой и второй сигнальных систем.

Под первой сигнальной системой понимается единая основа отражения конкретных предметов, на основе анализа и синтеза их реальных свойств.

В процессе социализации человека, связанной с трудовой деятельностью, сложилась вторая сигнальная система отражения действительности. Реальными сигналами о внешнем мире для человека являются не только свойства, качества предметной действительности, но и словесное их обозначение. Слово становится для человека сигналом первичных, действующих через органы чувств раздражителей – сигналом сигналов (Фомин Н.А., 1992).

На основе соотношения сигнальных систем у человека выделяют 4 типа высшей нервной деятельности: 1) художественный тип – у людей данного типа вторая сигнальная система доминирует над первой; преобладает правое полушарие конечного мозга.

2) мыслительный тип– у человека преобладает вторая сигнальная система над первой, но доминирует левое полушарие конечного мозга. 3) средний тип – у человека отмечается равенство сигнальных систем. 4) художественно – мыслительный тип – равенство первой и второй сигнальных систем при среднем уровне их активности [14].

Классификация типов высшей нервной деятельности (основоположник И.П. Павлов) является общей и для животных и для человека [14].

1.1.2 Физиологическая характеристика и черты поведения представителей каждого из четырех типов

В физиологической школе И.П. Павлова было установлено четыре типа высшей нервной деятельности, которые соответствуют четырем типам темпераментов, выделенных еще древнегреческим врачом Гиппократом[18].

Известно, что в основе классификации темпераментов по Гиппократу лежит характеристика личности по возбудимости и впечатлительности. Согласно Гиппократу выделяют 4 темперамента:

1) Сангвиник – живой, подвижный тип. Его характеризуют сильные, устойчивые к внешним воздействиям, подвижные процессы возбуждения и торможения. Сангвиник способен сохранять уравновешенность в трудных ситуациях.

2) Флегматик – сильный, спокойный, малоподвижный тип. Процессы возбуждения и торможения отличаются инертностью. У флегматика над всеми центрами в нервной системе доминирует центр терпения; эмоции проявляются слабо.

3) Холерик – безудержный тип. Он отличается большой силой и подвижностью нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают над торможением. У холерика над остальными центрами в нервной системе доминирует центр нетерпения. Флегматик очень эмоционален, активно реагирует на любые воздействия.

4) Меланхолик – слабый тип, для него характерны слабые процессы торможения и возбуждения, быстрая утомляемость и истощаемость нервной системы. У меланхолика повышена впечатлительность, он эмоционален, однако преобладают отрицательные эмоции [23].

Высшая нервная деятельность у детей характеризуется динамичностью развития и пластичностью ее самой как системы. В отличие от взрослого человека нервная система и психика ребенка до конца не сформированы и свойства ВНД зависят от возрастных особенностей ребенка. Так, для детей дошкольного возраста характерна слабость процессов возбуждения и торможения и их неуравновешенность. В связи с этим у детей дошкольного возраста даже сильный тип нервной системы будет характеризоваться слабостью нервных процессов, но степень ее выраженности будет меньше по сравнению со слабым типом. Основные свойства нервной системы достигают уровня, характерного для каждого типа нервной системы, только к моменту ее полного созревания (к 20-22 годам) [14].

Академик Н.И. Красногорский [18] конкретизировал Павловское учение о типах высшей нервной деятельности применительно к детскому возрасту.

1) Дети - сангвиники. У таких детей одинаково выражены мыслительные и эмоциональные реакции. Дети-сангвиники контролируют свои эмоции, у них хорошо развита речь. Дети хорошо приспосабливаются к школьной обстановке, успешно справляются со школьными нагрузками.

2) Дети - флегматики. Дети этого типа быстро обучаются речи, активны и стойки при выполнении сложных заданий. Они хорошо контролируют свои эмоции и желания, хорошо адаптируются к условиям школы.

3) Дети - холерики. Дети с таким темпераментом отличаются выраженной эмоциональной возбудимостью, быстрой сменой настроений.

Речь у детей этого типа быстрая, с отдельными выкрикиваниями. Дети – холерики склонны к конфликтам с окружающими, проявляют несдержанность, поэтому к школе адаптируются не сразу. Такие дети в своем поведении больше руководствуются чувствами, желаниями и меньше - разумом. Большинство детей холерического темперамента хорошо поддаются воспитательным воздействиям, если они строятся с учетом особенностей темперамента.

4)Дети - меланхолики. Дети быстро утомляются, не способны переносить значительные психические, эмоциональные и физические нагрузки. Речь у таких детей часто замедленная. Они обидчивы, впечатлительны, чувствительны к наказаниям и поощрениям. К школьной обстановке дети-меланхолики приспосабливаются с трудом, многие из них неохотно посещают школу.

Четыре типа высшей нервной деятельности лежат в основе характера ребенка.

Согласно данным [23] характер - это устойчивые особенности личности, которые проявляются в поступках. Зачастую поступки детей случайны и зависят от обстоятельств, поэтому еще не передают свойств характера. Характер ребенка формируется с возрастом, что определяет его поведение. Черты характера ребенка выражают его отношение к людям, к труду, к самому себе.

Тип высшей нервной деятельности и характер человека взаимно влияют друг на друга, поэтому одни черты характера у детей складываются быстро, другие медленно. При воспитании детей необходимо учитывать тип нервной деятельности ребенка. К каждому ребенку необходимо находить индивидуальный подход в воспитании, который позволит раскрыть и сформировать положительные качества ребенка. Различия свойств нервных процессов у детей с разными типами высшей нервной деятельности, определяют их функциональные возможности в процессе обучения и воспитания. Эффективность воспитательного процесса во многом определяется и индивидуальным подходом к учащимся, учитывающим их типологические особенности [19].

Заключение

1.3 Учет индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся при организации учебного процесса в школе

Учебная информацияотносится к такому типу информации, который нуждается вдетальной, а, иногда, и длительной проработке со стороны высшей нервной деятельностиученика. Это следует из самой природы восприятия как психофизиологического процесса, в основе которого лежит механизм воздействиявнешнего стимула на рецептор. Завершением же этого процесса восприятия является создание образавнешнего стимула и последующее его распознавание. Сущность восприятия такова, что для мозга требуется некоторое время для проведения детального анализа новой информации, выдвижения нескольких гипотез и далее следует последовательная обработка полученных данных. Из чего мы делаем вывод, что, поскольку сама информация, в особенности при обучении, носит незнакомый для мозга характер, она нуждается в особом оформлении и подаче.Детский развивающийся интеллект на самом деле чрезвычайно нуждается в новой информации и впечатлениях, следовательно, педагоги должны учитывать это в своей каждодневной педагогической деятельности.

В связи с этим, нам необходимо определиться с индивидуальными особенностями учащихся, так как каждая личность уникальна, а значит, заслуживает особого отношения, тем более, если речь идет об обучении и моделировании учебных занятий.

Психологи выделяют три основные группы особенностей высшей нервной деятельности ребенка, которые влияют на результат обучения:

– психофизиологические особенности (тип нервной системы, ведущее полушарие головного мозга, ведущий канал восприятия информации);

- особенности развития познавательной сферы (память, мышление, внимание);

- личностные особенности (мотивация, интересы, склонность к творчеству или аналитике, воля).

Разберемся с одним из довольно сложных понятий - тип нервной системы. Из школьного курса биологии известно, что Иван Петрович Павлов доказательным путем выявил существование четырех носителей этих типов, различающихся по характеру протекания нервных процессов – холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический темпераменты. Наиболее важной характеристикой нервной системы является сила процесса возбуждения, отражающая ее работоспособность, проявляющаяся также в способности выдерживать высокую интенсивность процесса возбуждения, и соответственно, в способности не переходить в так называемое охранительное торможение. Охранительное торможение возникает как реакция, следующая за избыточным или длительным возбуждением, она призвана оберегать нервную систему от истощения.

Считается, что идеальных типов темперамента не существует. Имеет смысл говорить о «плюсах» и «минусах» нервной системы, которые важно использовать в процессе обучения учащихся. Если речь идет о детях со слабым типом темперамента, важно отметить, что их ресурсы не велики, они имеют низкую выносливость и довольно утомляемы. А значит, на выполнение заданий им требуется больше времени. Представителям слабого типа нервной системы необходимо давать время на отдых, и, разумеется, планировать деятельность так, чтобы происходило некотороепереключение одной работы на другую, поскольку монотонная деятельность их утомляет, снижая уровень оптимальной работоспособности. Если при организации процесса обучения не будут учитываться особенности, то такие ученики будут часто впадать в так называемое охранительное торможение, сильно запаздывая с выполнением задания.

Меланхолик – представитель слабого и неуравновешенного типа. Легко утомляемы, часто выглядят субтильными, болезненными, в раннем возрасте плаксивы. Их не нужно оставлять без должного внимания. Возможно, им не всегда комфортно в команде, где они, как правило, находятся на «вторых ролях», но и самому коллективу важно учиться учитывать мнения и особенности других.Меланхолики очень чувствительны, углублены в свой собственных мир, поэтому могут оказать большую помощь в работе, утешая других, если этого требует ситуация, давая понять лидерам, что команда устала или работа пошла не по тому пути, который следует избрать.

Сильные типы темперамента (холерический, сангвинический, флегматический) хорошо выдерживают значительные и относительно длительные нагрузки, но их способности должны быть реализованы там, где нужна будет работа в группе, где нужно будет или лидерствовать, или заниматься презентацией достигнутого результата. Представители холерического темперамента выполняют работу с большим эмоциональным «запалом», громко и энергично комментируют происходящее, по сути, являются своеобразным двигателем всего происходящего в рабочей группе.

Список литературы

1. Алферов, А. Д. Психология развития школьников: учебное пособие по психологии / А. Д. Алферов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 174 с.

2. Аткинсон, Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления: Психология памяти: хрестоматия/ Р. Аткинсон, Р.Шифрин / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – Москва: ЧеРо, 2000. ‒ 546 с.

3. Блонский, П. П. Основные предположения генетической теории памяти: Психология памяти: хрестоматия/ П.П.Блонский / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – Москва: ЧеРо, 2000. ‒ 389 с.

4. Болонана, В. В. Технологии развития памяти и мышления у детей с ОВЗ. Технологии развития памяти и мышления у детей с ОВЗ: методический сборник для педагогов / сост. В. В. Болонана, Е. А. Дугинова, И. А. Еремина. – Новокуйбышевск, 2010. – 203 с.

5. Воробьева, Е. А. Анатомия и физиология / Е. А. Воробьева. – Москва: 2007. – 404 с.

+ еще 35 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности памяти у школьников с разными типами высшей нервной деятельности в динамике учебного процесса»
Раздел: Разное
Тип: Реферат
Страниц: 40
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика