Курсовая работа

Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних: особенности, тенденции, система профилактики

  • 32 страниц
  • 9 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение 3

Глава 1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних 5

1.1. Личность несовершеннолетнего преступника 5

1.2. Особенности личности несовершеннолетнего преступника 7

Глава 2. Причины и профилактика преступности несовершеннолетних 15

2.1. Причины и условия преступного поведения 15

2.2. Профилактика и предупреждение преступности несовершеннолетних 20

Заключение 29

Список литературы 31

Введение (выдержка)

Актуальность исследуемой темы определяется безнаказанностью несовершеннолетних правонарушителей, ростом тяжких и особо тяжких преступлений среди подростков.

Меры, которые принимаются обществом и государством в понятии криминогенных факторов, с возможностью снижения их воздействия на процесс становления личности несовершеннолетних, к сожалению, не дают ощутимых результатов, а система профилактики преступлений во многом устарела и не даёт решений проблемам, которые существуют на сегодняшний день.

В юридической литературе отмечено, что благополучная профилактика отдельных преступлений возможна в том случае, если внимание сконцентрировать на личности преступника, поскольку личность является носителем причин их совершения, основным звеном всего механизма преступного поведения.

Изучение личности несовершеннолетнего преступника представляет повышенный интерес, так как в процессе изучения личности происходит выявление принципа преступного поведения и выявления причин, порождающих данное поведение. С другой стороны, процесс изучения личности несовершеннолетнего преступника вырабатывает ряд воспитательно-предупредительных мер и даёт возможность прогнозировать будущее поведения несовершеннолетнего преступника.

Есть все основания утверждать, что именно в подростковом возрасте формируется тип личности, который в дальнейшем будет прогрессировать и развиваться.

Большой вклад в исследование проблем, связанных изучением преступности несовершеннолетних внесли, такие авторы как Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов, А.И. Долговой, Г.А. Аванесов, Ю.Р. Орлова, В.Л. Васильев, О.Х. Галимов, А.Н. Ильяшенко и др.

Цель курсовой работы – представить криминологическую характеристику преступности несовершеннолетних.

В связи с вышеизложенным, задачами данной работы являются:

- раскрытие личность несовершеннолетнего преступника;

- отразить особенности личности несовершеннолетнего преступника;

- выявить причины и условия преступного поведения;

- рассмотреть профилактику и предупреждение преступности несовершеннолетних.

Объектом исследования является общественные отношения возникающие в формировании личности несовершеннолетнего преступника в условиях современного российского общества, а также проблемы их профилактики.

Предметом исследования являются нормативно правовые акты, направленные на профилактику преступности среди несовершеннолетних, а так же мнения ученых занимающихся вопросами профилактики среди подрастающего поколения.

Методологическую базу исследования составили такие методы, как дифференцирования, обобщения, сравнения, историко-правовой, моделирование, а так же формально-логический методы. В своей совокупности они позволили комплексно исследовать избранную тему и предложить конструктивные выводы.

Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.

Основная часть (выдержка)

Глава 1. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних

1.1. Личность несовершеннолетнего преступника

При рассмотрении условий формирования криминогенного поведения несовершеннолетних, важным является исследование личности несовершеннолетнего преступника.

Личность преступника несовершеннолетнего возраста имеет свои специфические особенности, характерные только для данного вида преступников. К таким особенностям можно отнести сознание и психику несовершеннолетнего преступника. Знание этих особенностей может являться важнейшим при выборе эффективных мер по предупреждению преступлений.

Личность подростка-преступника характеризуется различными нравственными и психологическими качествами, которые определяют формы поведения и отражают отношение подростков к социальным ценностям.

Важнейшим фактором, определяющим личность несовершеннолетнего преступника, является его возраст. Именно биологические, психологические и психические изменения при формировании личности подростков влияют на его дальнейшую жизнь и поведение.

Развитие личности ребенка начинается в раннем детстве, когда формируются интеллект, волевые качества, целеустремленность, активность, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности, а также ребенок учиться анализировать свои действия и их последствия. Следовательно, все названные качества в последующем влияют на поведение несовершеннолетних.

Структура личности детей и подростков включают положительные и отрицательные качества. З. В. Овчаренко обращает внимание на тот момент, что негативные качества личности подростка могут способствовать изменению его сознания и психологических особенностей в поведении. Подросток в силу своих возрастных особенностей, не всегда может осознавать свою социальную сущность в обществе, и могут совершать противоправные действия под воздействием внешних факторов .

В.Н. Кудрявцев и В. Е. Эминов считают, что для несовершеннолетних преступников возрастные различия являются очень важным факторов для формирования асоциального поведения детей в разные периоды их развития. Для подросткового возраста наиболее характерно возникновение межличностных конфликтов, которые могут привести к совершению преступления .

Многие ученые-криминологи указывают, что большое значение в формировании личности ребенка принадлежит семье. Большинство несовершеннолетних преступников воспитывались в неполной семье или в детском доме. Л. С. Голубничаяотмечает факт, при котором в семьях, где дети совершали преступления, характеризуются антисоциальной направленностью и невысоким материальным достатком .

Также, важными, для характеристики личности несовершеннолетнего преступника, выступают психологические особенности и нравственные качества ребенка. Для подростков от 14 до 17 лет могут быть характерными импульсивность, противоречивость, склонность к подражанию.

Е. Н. Федотова обращает внимание на то, что подростковый период является переходным или «трудным» возрастом, когда подросток пытается саморелизовываться, формирует собственное «Я». Следовательно, подросток, оказываясь в неблагоприятной социальной среде, может попасть под влияние антиобщественных элементов и легко переориентироваться на противоправное поведение .

Еще один ученый-исследователь условий формирования личности несовершеннолетнего преступника Н. С. Грудинин обращал внимание на эмоционально-волевую сферу подросткового возраста, которая включает ослабление чувства стыда за совершение противоправных действий, равнодушным отношением к страданиям других лиц. Для подростков характерна вспыльчивость, агрессивность и лживость. Они часто интересуются азартными играми, совместным употреблением алкоголя, публичным выражением негативного отношения к общественным нормам поведения и морали. По мере взросления такое поведение становится привычкой, которую эта категория лиц удовлетворяет при необходимости и общественно опасным или преступным методами .

Важной характеристикой личности несовершеннолетнего преступника является половая его принадлежность. Данные статистики говорят о том, что свыше 90% преступлений совершается лицами мужского пола. Причиной такой ситуации являются различиями между полами, характеризующимися социальными, психологическими и физиологическими характеристиками, а также различием в воспитании девушек и юношей.

Заключение (выдержка)

Рассмотрев особенности криминологической характеристики преступности несовершеннолетних в Российской Федерации можно сделать определенные выводы.

1. Несовершеннолетние преступники - это лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности.

2. Преступность несовершеннолетних имеет ряд отличительных особенностей, которые проявляются в первую очередь в причинном комплексе и мотивации формирования преступного поведения и, как следствие, в ее уровне и тенденциях развития.

3. При исследовании преступности несовершеннолетних прослеживается тенденция взаимодействия социальной среды и личности, в которой происходит формирование несовершеннолетнего лица как личности. Основы будущего преступного поведения несовершеннолетнего зависит от социальной сферы, уровня жизни семьи и других факторов, которые будут подробно рассмотрены в дальнейшем.

4. В современном информационном обществе важной задачей является обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних, которая включает социальные, правовые, экономические, организационные, технические способы. Современные информационные технологии могут быть помощниками несовершеннолетним в совершении преступлений. Следовательно, нужны меры по защите детей от влияния вредной для формирования их личности.

5. Одним из главных недостатков в профилактике девиантного поведения подростков и молодежи можно назвать правовой нигилизм, то есть недостаточное правовое воспитание на всех уровнях обучения. Правовые дисциплины в школах практически не изучаются, а если изучаются, то в краткой форме. Незнание правовых основ законодательства приводит к ощущению безнаказанности, что, в свою очередь, увеличивает криминальную активность подростков, что в дальнейшем влияет на увеличение количества совершаемых преступлений и на степень их общественной опасности.

6. Профилактика преступлений несовершеннолетних является одной из важнейших задач стоящих перед государством. Уголовная политика в отношении несовершеннолетних должна включать правовые, организационные и воспитательные меры воздействия, которые должны привести к сокращению количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними гражданами России. Задачи социальной политики должны быть направлены на выявление и ликвидацию условий, приводящие к совершению правонарушений.

Таким образом, социальная и правовая защита несовершеннолетних – это многоаспектная и структурированная деятельность, работа по борьбе и профилактике подростковой преступности должна основываться на актуальных тенденциях и особенностях делинквентного поведения несовершеннолетних, дифференцироваться в зависимости от регионов.

Список литературы

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета. – 2019. – Ст. 89.

2. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 1. – Ст. 48.

3. Бельский А.И., Ягодин Р.С. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника // Российский следователь. – 2019. – № 15. – С. 32-36.

4. Богданов А. В. Основные направления деятельности полиции по предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. – 2017. – № 3. – С. 218-222.

5. Васильева И. А. Социальные факторы, детерминирующие преступность в сфере семейных отношений // Социально-гуманитарные знания. – 2018. – № 6. – С. 228-237.

+ еще 20 источников

900 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Елена
Тема работы: История возникновения презентаций

Спасибо автору за хорошую работу. Всё было сделано грамотна и в срок. Оценку получила за работу высокую (40 баллов из 50).

Алёна
Тема работы: Задача.

Работа выполнена качественно и в срок. Спасибо.

Иля
Тема работы: Теория вероятностей и математическая статистика

Сделанные задачи решены хорошо

mummi
Тема работы: Своеобразие работы по развитию элементарных математических представлений в группе детей третьего года...

Очень хорошая работа! Надеюсь, оценят достойно! Автору большое спасибо.Работа выполнена в срок и качественно.

Анатолий
Тема работы: Вариант 8

всё ОК!

Александр Лазарев
Тема работы: Подготовка к защите.

Автор молодец. Доволен на 100 процентов.