ВКР

«Применение задач с национально-региональным содержанием как фактор повышения качества математических знаний»

  • 63 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 11

1.1. Содержательное наполнение понятия «качество успеваемости» 11

1.2. Современные методы, способствующие повышению качества успеваемости 23

1.3. Специфика образовательной политики правительства Республики Казахстан 28

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА УСПЕВАЕМОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ 35

2.1. Интерактивные методы как форма успешного взаимодействия учителя и ученика в рамках работы по повышению качества успеваемости 35

2.2. Различные формы организации контроля учащихся 44

2.3. Анализ результатов опытно поисковой работы 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

ПРИЛОЖЕНИЯ 57

Введение

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы ставятся задачи повышения качества обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду. Урок сохраняет ведущее значение в современных условиях улучшения преподавания.

Сейчас вопрос об увеличении производительности и качества уроков становиться еще более важным. В практике преподавания математике накопился благоприятный навык организации учебной работы и повышения ее качества. В настоящее время появились разнообразные дороги повышения эффективности и качества уроков такие, как, нестандартные уроки, использование разных технологий преподавания, организация самостоятельных работ учащихся на уроке и другие пути.

Занятие равно как координационная модель обучения гарантирует вероятность свершения значительного свойства освоения познаний. По этой причине делается значимым увеличивать результативность и свойства уроков математики.

Поэтому были поставлены такие цели и задачи, решение которых поможет лучше выделить главные аспекты.

Качество образования - залог успеха школы.

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических,

содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования.

Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Достоинство преподавания каждого учебного предмета зависит сколько от личности преподавателя, столько же и от тех учебных средств, какими он может свободно распоряжаться. Без них у него нет возможности удовлетворить многим педагогическим требованиям как бы не казались они ему основательными и разумными.

Условия достижения «нового современного качества образования»:

- введение в действие образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана;

- оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;

- обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;

- использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;

- введение профильного обучения в старшей школе;

- усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию

учащихся;

- развитие дистанционного образования;

- государственная поддержка школ для одаренных детей;

- создание эффективной государственно-общественной системы

экспертизы и контроля качества учебной литературы;

- создание государственной системы оценки качества образования.

Понимание термина «качество образования» - одна из сложнейших и актуальных проблем российского образования.

Качество образования — это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что математика является одной из важнейших наук. Успешное изучение математики позволяет развивать математический стиль мышления, выстраивать логические заключения, выявлять закономерности. В связи с этим анализ успеваемости и качества обучения по данному предмету и своевременные меры, направленные на их повышение, позволяют выявить проблемы в изучении предмета, установить причины этих проблем и постараться их решить. Кроме того, анализ изменения показателей за различные периоды позволяет оценить эффективность предпринятых мер и при необходимости скорректировать их.

Цель работы: Определение основных факторов и форм

взаимодействия учителя с учениками способствующих повышения качество успеваемости.

Объектом исследования: Образовательный процесс в средней школе

Предмет: Факторов и форм взаимодействия учителя с учениками в школе

Гипотеза: использование разных методов на уроках математики повышает качества успеваемости ученика, и на уроках будет больше интереса.

Задачи:

- провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме выпускной квалификационной работы.

- рассмотреть основные факторы повышения качества успеваемости на уроках математики в основной школе.

Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя - создание в классе такой среды. Характеристики ситуаций, которые должен организовывать любой учитель с целью создания в классе развивающей среды.

Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:

- образовательных результатов;

- организации образовательного процесса;

- квалификации педагогических работников.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации Российского образования.

В Концепции подчеркнуто, что качество образования отражается не только в сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правового самосознания, российской идентичности, духовности, способности адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности.

Каждый субъект образовательного процесса (педагог, учащиеся, родители, администрация и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования.

Качеству приписываются разнообразные, часто противоречивые, значения:

Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

- с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании

школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;

- с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере,

достигнуть цели, поставленной в жизни;

- с дополнительным знанием, обучением, пониманием

предметов;

- с возможностями получения качественных, разносторонних

знаний для поступления в ВУЗ;

- с глубокими прочными знаниями по всем предметам;

Для родителей:

- с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют

выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;

- со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с

профессионализмом педагогов;

- с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с

умением педагога увлечь детей своим предметом;

Для учителей:

- с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким

раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально);

- с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и

самостоятельно работать;

- со школой, которая учитывает индивидуальные особенности

школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;

- с профессиональной позицией и самоощущением учителя,

когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт.

- Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества

образования - освоение учителем различных образовательных технологий. От того, как и какими технологиями обучения школьников владеет педагог, насколько гибко он может изменить свои методы в зависимости от тех или иных особенностей учащихся, зависит качество обученности и обучаемости школьников.

К современным образовательным технологиям «отнесены:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- разноуровневое обучение;

- коллективная система обучения;

- исследовательские методы обучения;

- проектные методы обучения;

- технологии модульного и модульно-блочного обучения;

- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики.

Ученика необходимо научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения. Еще Киплинг писал: «Образование - величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».

Качество образования «задает» качество жизни человека и общества. И наша задача - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это - итог деятельности школы, то есть нашей работы.

Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца.

Во-вторых, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к обучению. В-третьих, строгий контроль знаний. В классе обучаются разные дети, работа учителя не должна сводиться к обучению с опорой на определенную группу детей, чаще всего среднего уровня, а другие школьники - слабые и сильные выпадают из поля зрения педагога. Зная индивидуальные особенности учащихся, можно определять дифференцированные формы его дальнейшего обучения.

Дифференцированное обучение школьников является одной из наиболее актуальных проблем образования. Учащиеся одного класса могут быть разделены на разное количество групп, которое зависит от соотношения между уровнем обучаемости и работоспособности. Деление на группы происходит негласно и состав групп постоянно меняется. Способы дифференциации учебной работы предполагают дифференциацию содержания учебных заданий, использование разных способов организации деятельности, задания по выбору учащихся, дифференциация домашних заданий. Эффективность дифференцированного обучения зависит от целесообразного сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм обучения, в зависимости от целей и задач урока, от специфики данного учебного материала.

Считаем, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.

2 группа - дети, способные справиться самостоятельно.

Згруппа - дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Фрагмент работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1. Содержательное наполнение понятия «качество успеваемости»

Многие хотят добиться такого параметра как хорошая успеваемость в школе. С чем же может быть связана успеваемость и как ее добиться? Успеваемость в школе сопряжена с неплохим действием и, безусловно ведь, с превосходными оценками согласно абсолютно всем дисциплинам. Для того чтобы ее добиться нужно лишь хорошо учиться. Учеба это то, что позволяет добиться хороших результатов по окончании школы. Но далеко не все ученики могут добиться успеваемости в школе. С чем это связано? Как раз с тем, что слишком много факторов, которые прямо влияют на успеваемость.

В первую очередь успеваемость в школе зависит от воспитания и от родителей. Именно родители способны развивать у ребенка желание учиться и добиться чего-то в жизни. Плохо когда родители заставляют ребенка учиться, и хотят с его помощью сбывать свои мечты, которые сами так и не смогли осуществить. Необходимо быть для ребенка примером успешного человека, который многого добился в жизни, так чтобы ребенок хотел следовать этому примеру.

Вторая сторона, которая зависит на успеваемость это материальное положение семьи, в которой он растет. Деньги не могут все, но они способны на многое. Таким образом, отсутствие денег может вызвать определенные комплексы, в то время как излишки могут баловать. В оба случая образование может пострадать. Счастливы те, которые находят золотую середину и могут себе позволить жить спокойно в середине материального достатка. Это позволит ребенку посетить и кружки разные, обладать возможностью купить книги и т.д.

Третье, что влияет на успеваемость в школе это сама школа. Много факторов, которые могут повлиять на успеваемость, в том числе преподавательский состав. Также на успеваемость влияет окружение школьника, друзья, коллеги. Ели среди них наблюдается тенденция не 11

учить, то школьник не будет учиться, потому что попадет под дурное влияние. Еще успеваемость зависит от характера и способностей ребенка, от его индивидуальности и т.д. Много факторов и нужно следить за тем, чтобы их совокупное влияние имело положительный характер, так чтобы в учебе наблюдался успех и успеваемость.

Понятие успеваемости в педагогической литературе. М.М. Безруких предостерегает: «Проблема школьных трудностей поднимается во всем мире. Это серьезнейшая проблема именно потому, что она и социальная, и психологическая, и медицинская, и педагогическая.».

Действительно, проблема неуспеваемости - не только отечественная. Во многих странах (в том числе и весьма благополучных - например, Великобритании, США, Японии) ей уделяют серьезное внимание, о чем свидетельствует большое число публикаций теоретического, эмпирического и практического характера, большая часть которых посвящена поиску причин, оценке эффективности предлагаемых программ помощи.

Следует отметить, что успешность обучения является одной из составляющих психологического здоровья школьников, сохранением которого обеспокоено всё психолого-педагогическое сообщество.

Проблема успешности обучения школьников волнует умы ученых уже не одно столетие. Со времен Я.А. Коменского и по настоящее время продолжается изучение сущности, причин неуспехов учащихся в учебе, разрабатываются практические рекомендации.

Несмотря на длительность изучения, данная проблема остается еще недостаточно хорошо исследованной. И связано это с тем, что неуспешность как сложное, многогранное явление школьной действительности требует разносторонних и неоднозначных подходов при её решении. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что очень часто происходит смещение понятий «успешность обучения» и «успеваемость».

Что же понимается под «успеваемостью»? Словарь русского языка С.И. Ожегова дает такое определение: «Успеваемость - степень успешности усвоения учебных предметов учащимися»

Заключение

Изучив и проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу мы можем сделать вывод, что в настоящее время, становиться главным, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная жажда знаний. Это в свою очередь требует правильной организации учебного процесса. Его нужно строить так, чтобы он вызвал у ребят живой интерес, увлекал их.

В повышении эффективности и качества уроков, многое зависит от мастерства учителя, от его умения раскрыть тему урока, преподать новое так чтобы оно было понятно ученикам. Как бы там ни было, все или по крайней мере большинство ребят в это время включены в работу.

В первой главе мы рассмотрели урок, его структуру, формы и основные требования к современному уроку. Во второй главе были рассмотрены пути повышения эффективности и качества уроков математики, такие как организация самостоятельных работ учащихся на уроке, использование различных технологий, проведение уроков в нестандартной форме. И сделали вывод, что эти пути могут служить основными направлениями в повышении эффективности и качества урока. Ведь урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Поставленные нами задачи и цели были достигнуты.

Список литературы

1. Агибалов, А.В. Конструирование тестов и методика их использования при контроле знаний учащихся по математике/ А.В. Агибалов. - М., 1987. с.16

2. Антонова Г.П. Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач. В сб. Типические особенности умственной деятельности младших школьников/ Г.П. Антонова - М., 1968. - 232 с.

3. Асмолов А.Г. Психология личности/ А.Г. Асмолов - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 368 с.

4. Архангельский Н.П. О проверке и оценке знаний учащихся начальной и средней школы./ Н.П. Архангельский - М., 1938.

5. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса./ Ю.К Бабанский - М.: Просвещение, 1982. 192 с.

+ еще 45 источников

Примечания

оригинал в pdf формате

Покупка готовой работы
Тема: «Применение задач с национально-региональным содержанием как фактор повышения качества математических знаний»
Раздел: Математика
Тип: ВКР
Страниц: 63
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика