ВКР

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики»

  • 60 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 6

1.1. Основные характеристики универсальных учебных действий 6

1.2. Организация групповой работы учащихся по информатике 11

Выводы по главе 1 21

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ 24

2.1. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий 24

2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 29

Выводы по главе 2 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

ЛИТЕРАТУРА 56

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 60

Введение

В настоящее время в сфере образования произошли серьезные изменения. В основе федерального государственного образовательного стандарта лежит системно - деятельностный подход, предполагающий решение одной из важнейших задач системы образования: формирование совокупности личностных, регулятивных, познавательных и

коммуникативных универсальных учебных действий (УУД). Изучением данной темы занимались различные ученые и педагоги, такие как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Г.А. Цукерман и другие. Многочисленные работы Л.А. Петровской и Г.М. Андреевой стали основой в разработке проблемного обучения. Опираясь на концепцию общения Г.М. Андреевой, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению межличностного взаимодействия.

Формирование универсальных учебных действий возможно при организации процесса обучения при помощи эффективных методов обучения и форм организации учебной деятельности учащихся. Одной из эффективных форм обучения является организация групповой деятельности, направленной на формирование коммуникативных действий.

Проблема заключается в противоречии между необходимостью нахождения эффективных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий и малым количеством разработанных методик и технологий для такого образования.

Актуальность формирования коммуникативных универсальных учебных действий при помощи групповой формы работы является очевидной, потому что такая методика допускает использование дифференцированного обучения в группах разного уровня подготовленности учеников, развивает навыки личностного взаимодействия учащихся, стимулирует их рефлексивную деятельность. М.Д. Виноградова и И.Б. Первин являются авторами технологии групповой работы, которая помогает воспитать ученика, который умеет учиться, правильно высказывать и отстаивать свою точку зрения, правильно задавать вопросы и слушать собеседников.

В связи с вышеперечисленным была определена тема выпускной квалификационной работы «Формирование коммуникативных

универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики».

Объектом данной работы является процесс формирования универсальных учебных действий.

Предметом — организация групповой деятельности учащихся на уроках информатики для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Цель выпускной квалификационной работы — теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования групповой формы работы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики.

Гипотеза — формирование коммуникативных универсальных учебных действий школьников будет осуществлено тогда, когда учитель на уроках информатики будет использовать специальные задания для управления коммуникацией и планированием учебного взаимодействия.

Задачами данной работы в связи с указанной целью являются:

- изучить и определить коммуникативные УУД;

- изучить виды групповой работы, которые могут быть использованы на уроках информатики;

- разработать задания по информатике для групповой формы работы, направленной на формирование коммуникативных универсальных учебных действий;

- определить на основе опытно-экспериментальной работы эффективность группового обучения, направленного на формирование коммуникативных УУД.

При написании этой выпускной квалификационной работы для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ психоло-педагогической и методической литературы по теме исследования, проектов образовательных стандартов по информатике, сравнительный анализ, обобщение.

Теоретическая значимость работы состоит в выделении основных положений реализации стандарта второго поколения по информатике, их характеристики, в приведении методики реализации их на уроках информатики по разделу «Моделирование и формализация».

Практическая часть выпускной квалификационной работы выполнялась на базе МБОУ «Лицей №5» города Уфа.

Апробация и внедрение результатов выпускной квалификационной работы в практику осуществляется посредством организации учебного процесса по информатике с использованием методики преподавания с учетом ФГОС и методологических подходов. Основные идеи работы представлены в сборнике научных статей физико-математического факультета «Ученые записки» 2016 г.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

1.1. Основные характеристики универсальных учебных действий

В связи со стремительными развитиями в обществе в целом и, в частности, в системе образования, введены изменения к требованиям образовательного стандарта. Эти изменения отражены в основных нормативных документах Российской Федерации в области образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является базой для создания ориентировочных образовательных программ, программ учебных курсов, материалов, реализующих образовательную программу. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит требования к условиям реализации образовательного процесса, к структуре и результатам. Компетентностный подход подразумевает развитие личностных качеств, предметных и метапредметных результатов. Для достижения всех целей необходимо организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы учитывались и формировались все универсальные учебные действия.

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к результатам овладения учащимися основной образовательной программы. Это готовность и способность к самообучению, которое включает умение пользоваться различными информационными источниками, а также критически оценивать и интерпретировать их. Следующее требование подразумевает уверенное использование средств

информационных и коммуникационных технологий при решении организационных, когнитивных и коммуникативных задач, следуя требованиям техники безопасности, ресурсосбережения, этических и правовых норм, а также норм информационной безопасности[25].

Стандарт предполагает развитие у школьников коммуникационных способностей в разных видах деятельности, формирование умения переносить и применять эти знания в жизненных вопросах, а также для решения задач личностного, познавательного и общекультурного развития учащихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит в себе совокупность обязательных требований к образованию, которые утверждены федеральным органом государственной власти,

осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Формирование универсальных учебных действий обеспечивает развитие личности в системе образования. Освоение учащимися универсальных учебных действий создает почву для самостоятельного успешного овладения новыми знаниями, умениями и компетентностями, включая организацию образовательного процесса, т. е. умение учиться. Можно выделить несколько основных видов универсальных учебных действий: личностные

(смыслообразование, самоопределение и действие нравственно-этической оценки), регулятивные (целеобразование, прогнозирование, планирование, контроль, корректировка, оценка,), познавательные (логические, общеобразовательные и знаково-символические) и коммуникативные (умение общаться, слушать и понимать партнера, сотрудничество с учителем и сверстниками)[4].

Формирование различных видов универсальных учебных действий, а также их дальнейшее развитие происходит не в рамках отдельных учебных предметов, а в совокупности образовательного процесса. Все виды УУД развиваются за счет обучения учащихся на каждой предметной области. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к формированию и развитию у учащихся личностных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия представляют собой способность ученика к самообразованию и самосовершенствованию при помощи сознательного и активного присвоения нового опыта, а также комплекс действий учащихся, который обеспечивает их культурное единство, социальную компетентность, терпимость, навык самостоятельного овладения новыми знаниями и умениями[27].

Рассмотрим функции универсальных учебных действий[1]:

- обеспечить возможность учащегося самообучаться, определять учебные цели, находить и применять нужные средства и методы достижения, а также непрерывно контролировать процесс и оценивать результаты своей деятельности;

- создать условия развития личности ученика и его самореализации, базируясь на готовности к непрерывному образованию, умении самообучаться, овладении высокой социальной и профессиональной ликвидности;

- обеспечить успешное овладение знаниями, умениями и навыками и сформировать понятия картины мира в любой предметной области познания.

Заключение

В связи с тем, что перед школой стоит задача формирования личности, готовой к жизни в стремительно меняющемся мире, к возможности саморазвития и самообразования, перед учителем информатики возникает задача формирования у учащихся совокупности универсальных учебных действий вообще, и формирование коммуникативных УУД в частности.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является базой для создания ориентировочных образовательных программ, программ учебных курсов, материалов, реализующих образовательную программу.

В основе федерального государственного образовательного стандарта лежит системно - деятельностный подход, предполагающий решение одной из важнейших задач системы образования: формирование совокупности личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Формирование универсальных учебных действий обеспечивает развитие личности в системе образования. Освоение учащимися универсальных учебных действий создает почву для самостоятельного успешного овладения новыми знаниями, умениями и компетентностями, включая организацию образовательного процесса, т. е. умение учиться. Можно выделить несколько основных видов универсальных учебных действий: личностные,

регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Выделим коммуникативные УУД:

- Общение, включающее сознательную направленность на учет мнения других людей при взаимодействии.

- Искусство слушать и говорить, соответствуя целям и задачам общения.

- Коллективное обсуждение проблемы и принятие решения.

- Сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

- Краткое и безошибочное выражение своих мыслей.

Формирование коммуникативных УУД возможно в процессе выполнения различных практических и лабораторных заданий как в паре, так и в группе. Устная речь формируется в таких видах деятельности, как монолог, диалог, защита проекта, дискуссия. При работе с диалоговыми окнами, рассмотрении принципов построения интерфейсов, настройках параметров среды формируется взаимодействие человек — техническая система. При групповой организации деятельности учащихся формируется умение находить компромиссы, строить общение с представителями иных взглядов.

Применение заданий, таких как групповой опрос, диспут, мозговой штурм, общее мнение по вопросу, совместное рисование, изображение слова рисунком и совместный проект, в процессе обучения на уроках информатики позволяет формировать коммуникативные универсальные учебные действия.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, в процессе которой проводили занятия с групповой формой работы. Также в процессе эксперимента проводили анкетирование, тестирование, наблюдение, беседу, выполнение и защиту заданий. По результатам анкетирования и тестам можно смело сказать, что нужно применять групповое обучение в процессе организации деятельности учащихся, а также чаще проводить различные игры и мероприятия, в процессе которых эффективно формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

Список литературы

1. Аксенова Н.И. Системно — деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов. - СПб., 2012 г.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001 г.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Асток - Пресс, 1998 г.

4. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. /Пособие для учителя/ - М.:Просвещение, 2011 г.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - 2000 г.

+ еще 22 источника

Примечания

оригинал в pdf формате

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики»
Раздел: Информатика
Тип: ВКР
Страниц: 60
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика