Дипломная работа

«Развитие вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста с применением музыкально-компьютерных технологий»

  • 81 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.Теоретические основы развития вокальных навыков у детей младшего школьного возраста с применением музыкально-компьютерных технологий 8

1.1 Сущность и содержание понятия « вокальные навыки» в музыкальной педагогике 8

1.2 Возможности музыкально-компьютерных технологий в развитии вокальных навыков детей 24

Выводы по 1 главе 35

ГЛАВА 2. Педагогические условия вокального развития младших школьников с применением МКТ 37

2.1 Особенности развития вокальных навыков у младших школьников 37

2.2 Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию вокальных навыков детей с применением музыкально-компьютерных технологий 44

Выводы по 2 главе 62

Заключение 63

Список использованной литературы 67

Приложения 75

Введение

Актуальность исследования: Современный мир стремительно развивается, появляется все больше инновационных технологий, которые быстрым темпом внедряются в различные сферы жизни. Система музыкального образования не является исключением, здесь также происходят значительные перемены.

Оттесняя традиционные методы обучения, музыкально-компьютерные технологии все чаще используются в образовательном процессе. Педагог имеет колоссальные возможности для того, чтобы наглядно и увлекательно провести занятие, используя различную текстовую, аудио и видео информацию, придавая обычному уроку современный вид. При этом у школьников повышается интерес к музыке, эффективней усваивается учебный материал, усиливается познавательная деятельность, а также воплощается в жизнь их творческий потенциал.

Одной из ветвей музыкального образования является вокал. В музыкальной педагогике употребляется термин «пение» (вокальное искусство) - это искусство передачи средствами голоса художественного содержания вокального музыкального произведения.

Известно, что формирование вокальных навыков у детей способствует их общему развитию: совершенствуется музыкальный вкус, развивается интеллект, память, пробуждается фантазия и воображение. Дети, занимающиеся вокалом, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны, они способны выражать свои мысли в пении. Развитие вокальных навыков еще ценно тем, что пение представляет собой самый доступный вид музыкального искусства. Поэтому так важно приобщать к вокалу детей уже в младшем школьном возрасте, поскольку именно этот возраст является сенситивным периодом для всестороннего развития личности [35].

Процесс обучения певческому (вокальному) искусству - певческое (вокальное) обучение принято считать «постановкой голоса». В процессе постановки голоса развиваются его природные свойства, он приобретает яркость, красоту, длительность, гибкость и ровность звучания, широту диапазона, силу [74.с 102]

В музыкальной педагогике выделяются основные вокальные навыки, формирующиеся у детей младшего школьного возраста - это дыхание, артикуляция(дикция), эмоционально-выразительное исполнение, звукообразование, певческая установка. Можно выделить исследования в области обучения эстрадному вокалу, проведенные Изюровой О.С., Клипп О.Я., Риггс С.). Вопросы формирования и развития электронного музыкального творчества рассматриваются в работах И. М. Красильникова, И. Айдаровой, С. В. Пучкова. Использование и применение музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании школьников описываются в трудах Г. С. Машошина, Д. А. Семе-нова, Ж. Б. Кармазина, Т. А. Затямина, Э. В. Зауторова. Педагог А. Е. Гимро занимается развитием музыкального слуха у младших школьников в процессе электронного музицирования. Роль компьютера в музыкальном образовании детей также изучают Т. Цареградская, А. Апухтин, В. Г. Кадина. Большое количество педагогов связывают урок музыки с развитием творческого потенциала детей (О. Судакова, В. Кирюшин, И. Красильников).

Вопросы компьютеризации музыкального образования освещались в исследованиях И. В. Заболотской, Р. X. Зарипова, В. В. Медушевского, А. А. Падражанской, С. П. Полозова. Изучая теоретический аспект проблемы, отметим, что различные стороны обучения пению рассматривались многими исследователями (Л. Д. Работнов, Ф. Ф. Заседателев, В. А. Багадуров, М. Гарсиа, Л. Б. Дмитриев и др. ) Однако на наш взгляд, вопрос о применении компьютерных технологий в процессе обучения пению остается недостаточно разработанным как в теории, так и на практике.

На сегодняшний день имеется множество различной информации по развитию вокальных навыков с применением традиционной методики обучения, но основных руководящих пособий и методов для внедрения музыкально-компьютерных технологий в процесс обучения пению недостаточно.

Отсюда нами было выявлено противоречие между значительными потенциальными возможностями музыкально - компьютерных технологий для совершенствования вокальных навыков младших школьников в процессе обучения детей эстрадному вокалу и отсутствием разработанной методической базы их использования.

Выявленные противоречия обусловили выбор проблемы данного исследования: обоснование эффективности применения средств музыкально-компьютерных технологий в развитии вокальных навыков младших школьников.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему нашего исследования: «Развитие вокальных навыков у детей младшего школьного возраста с применением музыкально-компьютерных технологий».

Цель исследования:

Выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия развития вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста с помощью музыкально-компьютерных технологий.

Объект исследования: процесс развития вокальных навыков у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: развитие вокальных способностей детей с применением МКТ.

Гипотеза: обучение эстрадному пению у младших школьников будет более успешным, если определить педагогические условия развития вокальных навыков с применением музыкально-компьютерных технологий

Задачи исследования:

1. Определить сущность и содержание понятия «вокальные навыки» в музыкальной педагогике;

2. Выявить возможности музыкально-компьютерных технологий в совершенствовании певческих навыков младших школьников;

3. Раскрыть и охарактеризовать специфические особенности вокального развития учащихся младшего школьного возраста;

4. Разработать методические рекомендации развития вокальных навыков школьников с применением МКТ для руководителей вокальных коллективов.

Методологическая основа исследования: исследования в области музыкального образования (Абдуллин Э.Б., Лагутин А.И., Кабалевский Д.Б., Кодай З., Котляревская-Крафт М.А.), работы по применению современных информационных технологий в образовании (Ажищева Т.А., Запасная Л.А., Никитин П.В., Хрузина Т.А., Краснова Г.А.); исследования в области обучения эстрадному вокалу (Изюрова О.С., Клипп О.Я., Коваль Л.М., Риггс С.); применение музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании школьников (Г. С. Машошина, Ж. Б. Кармазина, А. О. Бороздин Т. А. Затямина, Э. В. Зауторова). Вопрос формирования и развития электронного музыкального творчества рассматривается в работах: И. М. Красильникова, И. Айдаровой, С. В. Пучкова.

Методы исследования: Для достижения цели и задач исследования нами применялся следующий комплекс методов: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение), наглядность, работа с научной литературой, а также метод педагогического наблюдения.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в изучении и обобщении теоретических основ развития вокальных навыков у младших школьников с применением музыкально-компьютерных технологий. Взяв за основу традиционный метод обучения, мы сделали своего рода Upgrade занятий, включив в него определенные музыкально-компьютерные технологии, тем самым открыв возможности для развития как педагога, так и обучающегося. Расширяя возможности каждого этапа обучения компьютерными технологиями, мы заметили, что обучающиеся с увлечением посещают занятия, расширяется кругозор и обогащается их духовный мир, появляется музыкальный вкус, а также зарождается собственное видение мира.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные педагогические условия для развития вокальных навыков младших школьников с применением музыкально-компьютерных технологий могут быть использованы на практике педагогами и руководителями творческих коллективов в учреждениях дополнительного музыкального образования.

База исследования: МАУДО ДШИ п.г.т Чишмы, Чишминского района Республики Башкортостан Выборка исследования включала 18 детей 7-11 лет.

Структура исследований: Дипломная работа включает в себя введение, две главы, вывод по главам, заключение, список использованной литературы, приложения. Общий объем работы составляет 81 страница.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы развития вокальных навыков у детей младшего школьного возраста.

1.1 Сущность и содержание понятия « вокальные навыки» в музыкальной педагогике.

Пение является одним из самых доступных видов музыкальной деятельности, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голо-совой аппарат человека. Поэтому оно так популярно и среди детей, и среди взрослых. Пение развивает ребенка целостно: тренирует память и интуицию, развивает мышление и навыки общения, обеспечивает гармоничное развитие левого и правого полушарий мозга. Кроме этого занятия вокалом благотворно влияют на формирование духовно-нравственной личности, развивают эстетический вкус, обогащают кругозор и повышают интеллект.

Вместе с тем пение - это достаточно сложный психофизиологический процесс, имеющий связь со значительными изменениями жизненно-важных актов организма (дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и пр.), в результате которого получает развитие и эмоциональное состояние ребёнка. Человеческий голосовой аппарат - необычный музыкальный инструмент. Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Этот своеобразный массаж внутренних органов может стимулировать и улучшать их работу. Помимо этого, систематические занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их. Мы солидарны с мыслью А.П.Зиминой, что «пение улучшает произношение, развивает координацию голоса и слуха, укрепляет детский голосовой аппарат - является своеобразным видом дыхательной гимнастики» [34. с. 22].

Поэтому занятия пением, овладение приемами певческого искусства - один из путей к здоровью и очень важная составляющая здорового образа жизни наших детей.

В области вокала выделяются такие выдающиеся деятели, как: П.Лиси- циан., Д. Огороднов., И.Плешаков., Л.Б.Дмитриев., В.А.Багадуров., В.П.Моро- зов., М.Гарсиа-сын., Р.Юссон.

Сам процесс обучения вокалу благоприятно воздействует на обучающегося в плане нравственно-эстетического воспитания - которое непосредственно связано с формированием личности и в тоже время совершенствованием музыкальных данных в соответствии с голосом.

В младшем школьном возрасте развитие вокальных навыков происходит на начальном этапе. У ребенка в этом возрасте еще не сформирован голосовой аппарат, малоподвижное небо и слабое дыхание. Пение можно охарактеризовать как легкое, обладающее недостаточной звонкостью, требующее осторожности и предусмотрительности. Также благоприятно воздействует и правильно подобранный репертуар в соответствии с певческими возрастными особенностями обучающихся. Развитие певческого голоса тесно связано с формированием определенных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения. У певца, не обладающего вокальными навыками, нет возможности достичь высокого вокального мастерства. Исходя из этого, основной задачей вокального обучения является формирование правильных приемов певческой деятельности, доведения их до автоматизма.

Навык есть психофизиологический механизм, доведенный до значительной степени автоматизации путем длительной и регулярной тренировки. В основе воспитания певческих навыков лежит закон «обратной связи», то есть постоянная взаимосвязь между центральной нервной системой и работающими органами голосового аппарата, деятельность которых она контролирует и регулирует [21. С.57]

Заключение

В результате проделанной нами опытно-экспериментальной работы можно сделать следующий вывод:

Мы определили сущность и содержание понятия «вокальные навыки» в музыкальной педагогике. Вокальный навык - это частично автоматизированный способ выполнения действия, являющегося компонентом в пении. В основе вокальных навыков лежит создание и упрочнение условно рефлекторных связей, образование систем этих связей. Вокальные навыки — это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. В музыкальной педагогике принято рассматривать вокальные навыки как двигательные навыки, что является не совсем правильным. Конечно, в пении постоянно присутствует мышечное движение, без которого нет возможности воспроизвести звук, но все же превыше всего в формировании певческих навыков является слух.

Выявили возможности МКТ в развитии вокальных навыков с помощью разнообразных музыкальных конструкторов. Это музыкальные проигрыватели, обучающие программы, музыкальные энциклопедии, программы для пения караоке. Применение которых решают ряд задач: повышается запоминание пройденного материала, возрастает познавательный интерес детей; движения, звук, мультипликация приковывает внимание ребенка.

Помимо этого начинают работать различные каналы восприятия, что позволяет вложить информацию в ассоциативном виде; вырабатывается интерес детей к самостоятельному выполнению заданий; музыкальному занятию придается привлекательный и современный вид; материал становится доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные; возрастают возможности значительно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям; обогащаются методические возможности организации совместной работы педагога и обучающихся, повышая ее уровень; повышается творческий потенциал обучаемых, содействующий в воспитании интереса к музыкальной культуре.

Раскрыли и охарактеризовали возрастные особенности вокального раз-вития младшего школьного возраста. В процессе исследования было установлено, что младший школьный возраст является сенситивным периодом для раз-вития вокальных навыков, поскольку в это время происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания). Формирование высших психических функций, активно позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные мыслительные операции. Мотивы отношения детей к искусству осознаются и дифференцируются. У младшего школьника при восприятии произведений искусства преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых.

При изучении психологических и физиологических особенностей детей младшего школьного возраста стало известно, что у школьников не в полной мере сформирован голосовой аппарат, на это указывают - тонкие связки, малоподвижное небо, слабое поверхностное дыхание. Организм ребенка этого возраста находится в процессе роста, активно развивается мышление, воображение, память и речь. А основной и ведущей деятельностью является обучение - приобретение новых знаний, умений и навыков.

Также не стоит забывать, что именно в этот период ребенок начинает развиваться как личность. Особо значимыми вокальными навыками, формирующиеся у детей младшего школьного возраста, являются дыхание, артикуляция, звукообразование и слуховые навыки. На начальном этапе вокала основным процессом является упражнения на дыхание и распевание. Пение вокальных упражнений способствует развитию вокальных навыков. Физиологические возможности и вокальные способности у детей разные, поэтому вокальные упражнения следует подбирать индивидуально для каждого ребенка.

На занятиях сольным пением в музыкальной школе работа над формированием вокальных навыков должна идти рука об руку с работой над музыкально-образной выразительностью, именно в этом случае вокальное развитие детей будет носить более широкий и гармоничный характер. Формирование вокальных навыков должно так же идти параллельно с общим

музыкальным и эстетическим развитием учащихся. Важно постоянно помнить, что, главная цель педагога - пробудить в детях творческое начало, интерес к музыке, которая откроет им дверь в прекрасный мир искусства.

При помощи музыкально-компьютерных технологий мы смогли улучшить процесс обучения пению, расширив традиционный урок различными инновационными средствами. Создав две группы - экспериментальную и контрольную, мы взяв за основу традиционный метод обучения, сделали ее обновление. На каждом этапе занятия в экспериментальной группе мы внедряли ту или иную технологию, которая помогла значительно улучшить качество урока. При этом обогатила новыми знаниями как ученика, так и педагога. И по завершении опытно-экспериментальной работы диагностика детей показала заметное повышение качества развития вокальных навыков, что свидетельствовало об эффективности выбранных нами форм работы.

Проведённая опытно-экспериментальная работа и анализ полученных результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента показали положительную динамику в развитии вокальных навыков младших школьников и подтвердили исходную гипотезу нашего исследования. Применяя музыкально-компьютерные технологии на занятиях вокала, мы заметили, что у обучающихся активно развивалось критическое мышление, которое заставляло их думать и анализировать, оказывало помощь в закреплении вокально-технических и художественно-исполнительских навыков, а также мотивировало на изучение предмета. Также в свою очередь расширились возможности обучающихся, а именно, из пассивного слушателя он стал активным участником процесса обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что музыкально-компьютерные технологии помогают сделать урок вокала познавательным, разнообразным, а самое главное - современным. Активно развивается и сам педагог, совершенствуя профессиональное мастерство, исходя из своего опыта. Он изучает различные программы, имеет возможность создавать или обрабатывать произведения, учитывая индивидуальные особенности обучающихся, контролирует процесс, а также записывает полученные результаты на современную аппаратуру.

Список литературы

1. Абдуллин Э.Б. Актуальные проблемы общего музыкального образования. - М.: Искусство в школе,- 2012. - № 2. - 8-14 с.

2. Адищев В.И. Музыка язык чувств. - М.: Начальная школа, 2004. - № 1. - С. 96-99.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с.

4. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. - М.: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 128 с.

5. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей [Текст] / В.П. Анисимов. - М.: Владос, 2004. - 127 с.

+ еще 80 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие вокальных навыков у учащихся младшего школьного возраста с применением музыкально-компьютерных технологий»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 81
Цена: 2900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика