Дипломная работа

«Хореографические занятия как средство развития эмоционально- чувственного восприятия детей младшего школьного возраста»

  • 67 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ХОРЕОГРАФИИ 8

1.1. Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов 8

1.2. Понятие и сущность эмоционально-чувственного восприятия детей 16

1.3. Хореографическое искусство как основа развития эмоционально-чувственного восприятия младших школьников 27

Выводы по первой главе 31

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ХОРЕОГРАФИИ.33

2.1. Содержание, формы и методы развития эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста средствами хореографии 33

2.2. Анализ результатов экспериментальной работы 43

Выводы по второй главе 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64

Введение

Актуальность исследования. Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в общеобразовательных школах и системе дополнительного образования. Хореография обеспечивает более полное развитие индивидуальных способностей детей, и поэтому обучение в хореографических коллективах должно быть доступно значительно большему кругу детей и подростков. Они любят искусство танца и посещают занятия в течение достаточно длительного времени, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Используя специфические средства искусства танца, заинтересованность детей, преподаватели хореографии имеют возможность использовать хореографические занятия как средство развития эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста.

Особое место в развитии эмоциональной сферы ребенка занимает искусство. Влияние искусства на уровень развития эмоционально-эстетического сопереживания отражено в работах Л.С. Выготского, С.М. Каргапольцева, Б.М. Неменского, В.Г. Ражникова, Б.П. Юсова и др. Музыка как самый эмоциональный вид искусства развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций, мобилизуя эмоционально-чувственный мир личности (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.Л. Гродзенская, Г.Л. Головинский, Д.Б. Кабалевский, А.Г. Костюк, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.Д. Остроменский, В.И. Петрушин, Г.С. Тарасов и др.).

Специфика развивающего потенциала хореографии в различных видах танцевального искусства (классический, народный, бальный и историко-бытовой танец) отражена в творчестве известных деятелей: А.Я. Вагановой, Н.П. Базарова, Р.В. Захаровой, К. Зацепиной и др. Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.

Хореография - средство развития эмоционально-чувственного восприятия младших школьников, ее специфика определяется

разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи развития эмоционально-чувственного восприятия младших школьников, танец дает возможность еще и физического развития, становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения.

Рассматривая хореографию как средство развития эмоционально-чувственного восприятия младших школьников, мы должны указать на следующие синтетические ее возможности. Основой хореографии является танец форма организации танцевальных движений. Среди всех искусств, в единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по обобщенности, ассоциативности и структурным закономерностям.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность.

Воздействуя на чувства и эмоции ребенка, формируя их при использовании разнообразных методов и форм работы с детьми, главным из которых является непосредственный контакт ребенка с танцем, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.

Как известно, особым потенциалом в развитии эмоционально-чувственной сферы личности, ее духовной культуры обладает художественное творчество, различные виды искусства, в частности - пластические искусства, хореография. Хореографическое искусство

синкретично. Органическая связь его с музыкой, костюмом, танцевальной лексикой и рисунком, порождает проникновение в суть реальной действительности при помощи художественных обобщений, образов, вызывая у человека переживания, чувственные отклики, эмоциональное слияние с животрепещущей темой жизни на Земле. Являясь источником вдохновения для композиторов и балетмейстеров, природа часто выступает главным мотивом их произведений. Танец, движение, «выражая отношение человека к окружающему, являются внешней формой существования внутреннего духовного содержания личности.» (С А-Рубинштейн). Смысловую наполненность, символизм движения используют балетмейстеры при создании пластического образа. Поэтому, выразительное танцевальное движение, глубоко передающее эмоциональное содержание образа, выступает и как средство общения, как знак и символ, при помощи которых осуществляется трансляция социокультурного опыта от поколения к поколению.

Актуальность развития эмоционально-чувственного восприятия младших школьников средствами танцевального искусства отмечали Л. Богатикова, М. Боголюбская, В. Верховинец, А. Конорова, Б. Мануйла и др. Важность развития внутреннего мира учащихся начальных классов средствами танца доказывается в трудах Г. Ильиной, С. Рудневой, Е. Фиша и др.

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу содействуют развития эмоционально-чувственного восприятия младших школьников,

способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что 5

хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность выбора данной темы.

Объект исследования система дополнительного образования младших школьников.

Предмет исследования содержание, формы и методы развития эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста на основе хореографии.

Цель исследования: теоретически определить и экспериментально проверить содержание, формы и методы развития эмоциональночувственного восприятия детей младшего школьного возраста на основе хореографии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;

2) изучить понятие и сущность развития эмоционально-чувственного восприятия детей;

3) рассмотреть младший школьный возраст и его особенности;

4) изучить особенности развития эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста;

5) рассмотреть занятия по хореографии как средство развития эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста;

6) провести экспериментальное исследование по развитию эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста на основе хореографии;

7) обобщить результаты эксперимента;

8) выработать методические рекомендации по развитию эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста на основе хореографии.

В качестве гипотезы послужило следующее предположение: процесс развития эмоционально-чувственного восприятия младших школьников будет наиболее эффективным, если создать условия для занятия хореографией, использовать определенные формы и методы приобщения детей к прекрасному, учитывать возрастные особенности учащихся.

В исследовании были использованы следующие методы исследования:

1. анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

2. наблюдение в исследуемых классах;

3. тестирование и анализ диагностики;

4. педагогический эксперимент.

Методологическая основа исследования: работы по истории

развития хореографии В. Пасютинской, А. Г. Лукиной, методические рекомендации А. Б. Баранова, Л. В. Ковинько, А. А. Борзовой, В. И. Уральской, Т. В. Пуртовой, А. Н. Беликовой, О. В. Кветной, педагогические опыты Ф. В. Исаркиной, М. С. Максимовой и т.д.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития эмоционально-чувственного восприятия младших школьников посредством занятий хореографии, которые могут быть использованы студентами, учителями, работниками дополнительного образования в практической деятельности.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ХОРЕОГРАФИИ

1.1. Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов

Проблеме эмоций уделяли внимание и отечественные и зарубежные психологи. Об односторонности современных зарубежных теорий эмоций в какой-то мере свидетельствуют сами названия: «психоаналитическая» (Фрейд, Холт, Дал); «интеллектуалистическая» (Спенсер); «когнитивная» (Арнольд); «активационно-энергетическая» (Спенсер).

За последнее время накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблюдений об эмоциях, приобретён некоторый опыт их экспериментального исследования. В нагромождении фактов уже начинают проступать очертания целостной системы.

Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явлений принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является Вильгельм Вундт. Он совершенно определённо указывает на двухкомпонентность структуры эмоциональных процессов. На основе эмпирических данных Вундт выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-

разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований.

Теория Вундта критиковалась американским психологом Титченером, который подверг сомнению выдвинутый Вундтом тезис о неисчислимом множестве чувств. Титченер полагал, что существует только два вида чувств: удовольствие и неудовольствие.

Известный немецкий психолог Циген показал, что чувство является свойством ощущения. По его мнению, ощущение имеет три характерных свойства: качество, интенсивность и чувственный тон. Чувственный тон, это и есть не что иное, как чувство удовольствия или неудовольствия, сопровождающее в различной степени наши ощущения.

Представители интроспективной психологии по-разному определяли основные свойства эмоциональных явлений. Это, конечно, обусловлено особенностями самого метода самонаблюдения, применяя который трудно найти адекватное решение данных проблем.

Первым традиционную концепцию эмоций поколебал известный американский психолог Уильям Джемс. В 1884 году он изложил, а в 1894 году развил далее тезис о том, что непосредственно за восприятием возбуждающего факта следует телесное изменение, а наше переживание этих изменений и есть эмоции. Подобную точку зрения разделял и датский исследователь К. Ланге: по его мнению, эмоции возникают в результате моторных изменений, вызываемых некоторыми раздражителями. Хотя позиции Джемса и Ланге не совсем идентичны, вследствие сходства и совпадения во времени их теорий (К. Ланге опубликовал свою работу в 1885 году), их стали рассматривать как единую теорию, известную ныне, как и «теория Джемса-Ланге». Это физиологическая теория, которая имеет значение и поныне. Согласно этой теории, эмоциональное состояние является производным от состояния периферических органов. Джемс делит эмоции на «низшие» и «высшие». К «низшим» он относит эмоции, связанные с состоянием гнева, страха и т. д.; к «высшим» относит, например, эмоции, связанные с эстетическими потребностями. Теория Джемса-Ланге имеет некоторое основание для объяснения целого ряда эмоциональных ощущений, но в целом она исходит из неправильных физиологических предпосылок.

Основоположник бихевиоризма Джон Уотсон отверг теорию Джемса- Ланге. По его мнению, эмоции представляют собой специфический вид реакций, проявляющихся в трёх основных формах: страха, ярости, любви. Как видно Уотсон остался на позициях Джемса и Ланге, хотя и исключил из их теории интроспективные элементы.

Заключение

Одна из ценностей младшего школьного возраста - повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции.

Наша работа была ориентирована на развитие эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста.

В связи с поставленной целью в первой части нашей работы рассмотрено состояние исследуемой проблемы в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, проанализированы особенности развития эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста и изучены пути развития эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста. Анализ раскрыл достаточно широкую освещенность проблемы развития эмоций в психологических исследованиях в деятельностном, поведенческом и личностном направлениях. Анализ педагогических исследований позволил определить важность и значимость эмоций в жизни ребенка.

Анализ теоретических положений и методических выводов первой части исследования позволил провести экспериментальную работу. Экспериментальная работа по проблеме развития эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика выявления уровня проявления эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста у детей 6-7 лет. Результаты диагностики показали, что на начало экспериментальной работы дети не умели адекватно осознавать свои эмоции, передавать характер музыки в мимических, двигательных реакциях, проявили эмоциональную активность в процессе слушания музыкальных произведений.

Исходя из данных констатирующего эксперимента, нами была организована и проведена работа по развитию эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста экспериментальной группы

посредством восприятия музыки. Был разработан и апробирован комплекс занятий, направленный на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.).

Наиболее существенная зависимость в развитии эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста связана с содержанием художественных произведений и пространственно-предметной средой, обуславливающей проявление свободы, активности, творчества детей. Эти данные нашли подтверждение на контрольном этапе исследования.

Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что у детей экспериментальной группы произошли позитивные изменения в эмоциях, наиболее ярко выразившиеся в эмоционально-эстетической окрашенности танцевальных проявлений, в экспрессии и разнообразии при использовании средств выразительности хореографии. Исчезла дисгармония между мимикой лица, движением рук ребенка, оценкой воспринимаемых произведений и выражением собственных эмоциональных отношений.

Исследование позволило установить динамику развития эмоционально-чувственного восприятия у детей экспериментальной группы от эмоционального интереса, выразившегося в любопытстве, любознательности, к эстетическому сопереживанию и наслаждению, к активному проявлению эстетических оценок и суждений, к свободному и творческому самовыражению своего эмоционального состояния через музыкальную импровизацию, игру, рисунок.

Таким образом, проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Эксперимент подтвердил, что значительное место в практике воспитания должно отводиться развитию 62

эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста.

Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для развития эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста педагоги-хореографы должны проводить систематическую и

целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе восприятия художественных и танцевальных произведений.

Таким образом, гипотеза о том, что развитие эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста будет более успешным при определенных условиях, подтвердилась. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.

Разумеется, наше исследование не является достаточно полным и глубоким, в связи с малым сроком проведения опытно-экспериментальной работы по рассматриваемой проблеме, но, тем не менее, может оказать значительную помощь педагогам в развитии эмоционально-чувственного восприятия детей младшего школьного возраста.

Список литературы

1. Аромштам. М. Маленькие колокольчики или музыка будущих первоклассников.//Дошкольное образование.- 2006. -№ 8-55-57с.

2. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения [Текст] // Во-просы психологии, 1994, № 1. - С. 9 -10.

3. Бочкарев Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания. Докт. дисс. в 2т. - КГУ, К., 1990.-101с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2000.

5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. - М., 1986.-124 с.

+ еще 50 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Хореографические занятия как средство развития эмоционально- чувственного восприятия детей младшего школьного возраста»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 67
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика