Контрольная работа

«Применение игрового метода на уроках безопасности жизнедеятельности»

  • 56 страниц
Содержание

Введение 3

1 Особенности, цели и задачи применения игровых методов на уроках ОБЖ 6

2 Методологические основы использования игровых методов обучения на уроках ОБЖ 16

3 Возможности применения игровых методов на уроках ОБЖ 23

Заключение 27

Список литературы 30

Приложения 33

Введение

Актуальность исследования. Проблема защиты подрастающего поколения от опасностей возникла одновременно с зарождением человечества. Первоначально людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности, в связи с растущим числом случаев наступления опасности для обучающихся.

В школе каждый учитель ищет такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышающие авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи очень хорошо решаются через различные педагогические технологии.

Поиск новых форм и методов изучения основ безопасности жизнедеятельности, в настоящее время, является не только естественным явлением, но и необходимым. Это обусловлено тем, что современная система образования ориентирована на всестороннее развитие личности обучающегося, а использование различных форм работы, должно быть направлено, именно на достижение данной цели.

В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового образования должны быть направлены на формирование сильной личности, способной жить и работать в постоянно меняющемся мире, способной смело развивать собственную стратегию поведения, осуществлять моральный выбор и ответственность за него, т.е. саморазвитие и самореализацию личности.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты воспитательной работы.

Эти задачи могут быть успешно решены с помощью технологии методов игрового обучения.

Технология игровых методов обучения направлена на то, чтобы обучить школьников понимать мотивы их обучения, их поведение в игре и в жизни, т. е. формировать цели и содержание своей самостоятельной деятельности и предвидеть ее непосредственные результаты.

Игровая форма занятий является средством стимулирования обучающихся в учебном процессе. Все игровые формы обучения позволяют использовать уровни усвоения знаний. Ученикам интересно обучаться в игре, так как именно в такой форме информация, которую они получают, воспринимается доступнее и у них появляется все больший интерес к изучению предмета.

Применение различных игровых технологий способствует развитию у обучающихся логического мышления, познавательных интересов; школьники учатся обобщать, классифицировать, рассуждать, развивать внимательность, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывают выдержку, терпение в достижении цели.

Таким образом, исследование игровых методов обучения на уроках ОБЖ является актуальной темой для изучения.

Объектом настоящего исследования является процесс обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе.

Предмет исследования - игровые методы обучения и их применение на уроках ОБЖ.

Целью исследования является теоретическое изучение особенностей игровых методов обучения на уроках ОБЖ и практическое их применение.

На основании выдвинутой цели нами были сформулированы следующие задачи:

1) Изучить литературные источники по применению игровых методов обучения на уроках ОБЖ.

2) Разработать методические рекомендации по применению игровых методов на уроках ОБЖ.

Фрагмент работы

1 Особенности, цели и задачи применения игровых методов на уроках ОБЖ

Жизнедеятельность представляет собой сложный процесс создания условий для собственного существования и развития, который взаимосвязан с окружающей природной средой и социальной реальностью. Современный человек живет и действует в двух взаимосвязанных мирах - мире природы и мире общества, сообществе людей. Оба этих мира тесно взаимодействуют друг с другом.

Создавая условия существования, удовлетворяя их потребности, человек постоянно влияет на окружающий мир, тем самым вызывая его противодействие (физическое, химическое, биологическое, социальное и т. д.). В этой связи можно сказать, что любая сфера жизнедеятельности человека потенциально опасна, поскольку она связана с интерференцией в этих взаимосвязанных мирах и с не всегда предсказуемой реакцией на эту интерференцию [17].

Предмет основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) является одним из тех предметов, которые учат быстро принимать правильные решения и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. В наше неспокойное время предмет приобретает первостепенное значение для социализации детей; следовательно, учитель должен искать те средства и формы обучения, которые способствовали бы лучшему усвоению знаний в данной учебной дисциплине. Поэтому при изучении программы ОБЖ целесообразно примерно 60-70% учебного времени отводить активным формам обучения.

Урок ОБЖ - это единица учебного процесса, явно ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой. Урок является основной формой организации учебного процесса. В этой форме представлены все компоненты учебного процесса: цель, задачи, содержание, инструменты и методы.

Сущность и цель урока сводятся к коллективному, индивидуальному взаимодействию учителя и учеников для решения дидактических проблем.

Функция урока как организованной формы обучения заключается в достижении завершенной, но частичной, дидактической цели в триедином единстве образовательных, воспитательных и познавательных задач развития.

Поиск новых форм и методов изучения школьного курса основ безопасности жизнедеятельности в наше время является не только естественным явлением, но и необходимым, поскольку в современной школе, как и в современном обществе, к которому мы идем, каждый человек будет способен учиться и работать на основе своих приоритетов, используя максимальные возможности своей личности.

При переходе на ФГОС средней и старшей школы для достижения поставленных результатов педагог в совершенстве должен владеть инновационными педагогическими технологиями и подходами в учебно-воспитательном процессе. И на первый план выходят технологии сотрудничества, личностно-ориентированные, интерактивные и другие технологии, обеспечивающие деятельностный подход в образовании, так как в основе ФГОС лежит именно системно-деятельностный подход как средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов.

Процесс обучения становится интересным, когда ученик становится полноправным членом обучающего процесса, когда он видит цель своего обучения, область применения полученных знаний, может реально оценить свои успехи. При метапредметном подходе к обучению можно смоделировать ситуацию успеха, когда обучающийся, имеющий затруднения по отдельно взятому предмету может проявить себя в целом. Педагог выстраивает обучение так, чтобы процесс познания становился интересным и значимым как для педагога, так и для обучающихся. Такие занятия требуют не только знание своего предмета, но и других учебных дисциплин.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты воспитательной работы.

Эти задачи могут быть успешно решены с помощью технологии форм игрового обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» определяет педагогическую технологию как систематическое внедрение предпроектированного образовательного процесса на практике.

Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, что и деятельность, работа, служба для взрослого. Игра только выглядит легкой и простой. Но на самом деле она властно требует, чтобы игрок дал ей максимум своей энергии, интеллекта, выносливости, независимости.

Игровые методы обучения позволяют использовать все уровни овладения знаниями: от воспроизведения деятельности путем трансформации к главной цели - творческой поисковой деятельности.

Активность творческого поиска оказывается более эффективной, если ей предшествуют воспроизводящие и преобразующие действия, в ходе которых обучающиеся изучают методы обучения.

Содержание предмета ОБЖ включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных непредвиденных и чрезвычайных ситуациях. Тематические области содержания образовательной области ОБЖ: основы здорового образа жизни, защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний и правил оказания первой помощи, современный комплекс проблем безопасности, основы защиты Отечества.

Формирование системы знаний безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе обучения и воспитания в семье, дошкольныхучреждениях, в школе. Однако этот процесс наиболее интенсивно проводится во время обучения в общеобразовательной школе в рамках предмета ОБЖ.

Заключение

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных.

В области преподавания предмета ОБЖ - это вопрос активизации познавательной деятельности студентов на уроках открытия новых знаний, поскольку этот процесс организован с помощью определенных сочетаний методов, задач, вопросов.

Вступительная фаза знаний - самая сложная часть подготовки к уроку. Правильная, эффективная, целесообразная и порой нестандартная организация этапа «открытия» знаний приводит к развитию и формированию способностей обучающихся, их познавательной деятельности.

Активация познавательной деятельности студентов может быть реализована на разных этапах урока, на уроках разных типов и на любом предметном материале с помощью определенных методов.

Наибольшей популярностью среди обучающихся в ходе изучения предмета ОБЖ пользуются игровые технологии, которые способствуют активизации и интенсификации учебного процесса.

Рассматривая концепцию игры как методы обучения, можно сделать следующие выводы:

1) игра - эффективное средство обучения когнитивным интересам и активизации деятельности школьников;

2) игра, правильно организованная с учетом специфики материала, тренирует память, помогает обучающимся развивать речевые навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учеников, развивает внимание и когнитивный интерес к предмету;

4) игра - один из способов преодоления пассивности школьников;

5) в команде каждый обучающийся несет ответственность за всю команду, все заинтересованы в лучшем результате своей команды, все стремятся решить задачу как можно быстрее и успешнее. Таким образом, конкуренция помогает повысить производительность всех учеников.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Существует большое количество классификаций игровых методов, одной из самых распространенных является:

1) предметные игры, то есть манипуляции с объектами;

2) сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности;

3) дидактические игры, которые имеют готовые правила, требуют от ученика умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, но самое главное - знать предмет. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения. Ценность дидактической игры определяется по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику;

4) квазипрофессиональные игры, отражающие некоторую профессиональную деятельность. В этих играх обучающиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач;

5) интеллектуальные игры, целью которых является демонстрация школьникам уровня их подготовленности, тренированности, путей дальнейшего самосовершенствования. Зачастую подобные игры основаны на соревновании.

Игровые технологии на уроках ОБЖ могут применяться на всех уровнях школьного образования.

Правильный выбор игр позволяет использовать их на различных видах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний.

Игровые занятия на уроках ОБЖ используются в следующих случаях:

1) как независимые технологии для овладения концепцией, темой и даже частью учебного предмета.

2) В качестве элементов более обширной технологии.

3) Как технология урока или его фрагмента (введение, объяснение, консолидация, упражнения, контроль).

Таким образом, эффективность использования игровых технологий на уроках ОБЖ будет зависеть, во-первых, от их систематического использования, а во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровые методы являются одним из наиболее эффективных методов обучения, поскольку их психолого-педагогическая основа - это игра, которая вносит большой вклад в умственное развитие личности. Использование игровых технологий на уроках ОБЖ соответствует когнитивным потребностям учеников разных возрастных групп. Игра активирует мыслительные процессы и мотивацию школьников к изучению предмета ОБЖ.

Список литературы

1. Абдульменова З.З. Игра - способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. 2013. № 11

2. Абрамова В.Ю., Елизарова И.С. Модель методики внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», способствующая повышению качества знаний учащихся 10-11 классов по экологической безопасности. Молодой учёный. 2015. № 5 (85). С. 423-427.

3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой /Н.П. Аникеева. — М.: Просвещение, 2007. - 334 с.

4. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика . - 2007. - № 2. - с.3-8.

5. Барташникова И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А.Барташников. — Харьков, 2017. - 45 с.

+ еще 28 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Применение игрового метода на уроках безопасности жизнедеятельности»
Раздел: Педагогика
Тип: Контрольная работа
Страниц: 56
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика