Дипломная работа

«Изучение понимания речи у детей раннего возраста»

  • 69 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения понимания речи у детей раннего возраста 7

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста 7

1.2 Развитие понимания речи у детей раннего возраста 14

1.3 Задержка речевого развития в раннем возрасте 20

Выводы по главе 1 28

ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение понимания речи у детей раннего возраста 29

2.1 Организация и методы экспериментального исследования 29

2.2 Анализ результатов исследования 36

2.3 Методические рекомендации по развитию понимания речи у детей раннего возраста 42

Выводы по главе 2 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 62

Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания. В связи с этим проблема предупреждения отклонений в развитии речи, выявление детей с нарушениями речи является актуальной проблемой современной науки (О.Е. Громова, К.Л. Печора, Г.В. Чиркина, Е.В. Шереметьева и др.).

Раннее детство - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

В исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности, поведении, детей. Поэтому, актуальным является наиболее раннее выявление факторов риска в развитии речи ребенка, которые могут стать предпосылками к развитию речевых нарушений в дальнейшем. Однако, нельзя путать разные типы нормального речевого развития детей 3 лет, которые при благоприятных условиях способны самостоятельно корректироваться и те особенности речевого развития, которые могут стать предпосылками появления речевых нарушений.

Особенностям развития детей с нарушениями речи посвящены работы Е.М. Мастюковой, В.Г. Петровой, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой и др.

Диагностируя речь детей раннего возраста, основополагающими факторами риска речевого развития являются: пассивность и безынициативность в общении; отсутствие в речи ребенка фраз; однословность или однотипность ответов на вопросы взрослого; «физиологическое субституирование» - возрастное несоответствие последовательного усвоения фонематических моделей или искаженное произнесение фонем; стойкие запинки при произнесении отдельных слов или фраз, а также многократные повторения и растянутое произнесение слогов и звуков, которые сопровождаются мышечными напряжениями и другие.

Не все из перечисленных диагностических показателей являются равнозначными или проявляются одновременно, однако их общей характерной особенностью является то, что тяжесть и частота отклонений речевого развития обычно связаны со сроками появления произносительной единицы, морфологической категории или грамматической формы в речи ребенка.

Как правило, чем позже эти формы должны были появиться в речи нормально говорящего ребенка, тем тяжелее и чаще они будут нарушены в случаях патологического развития речи.

Поэтому, вопросы диагностики всех сторон речи детей младшего дошкольного возраста, правильный подбор методик, для объективной оценки речевых возможностей детей, позволяющий выявить разные типы нормального и аномального речевого развития, как факторов риска возникновения речевых нарушений, а также поиск путей их профилактики продолжает оставаться крайне актуальной.

Цель исследования: изучить понимание речи у детей раннего возраста и разработать методические рекомендации по развитию понимания речи у детей.

Объект исследования: понимание речи детей раннего возраста.

Предмет исследования: особенности понимания речи у детей раннего возраста.

Гипотеза исследования: у детей раннего возраста наблюдается различный уровень и особенности понимания речи.

В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

- провести теоретический анализ данных психолого-педагогической литературы по теме исследования;

- подобрать методики исследования понимания речи у детей раннего возраста;

- провести констатирующий эксперимент по выявлению особенностей понимания речи у детей раннего возраста;

- проанализировать экспериментальные данные и сделать выводы;

- разработать методические рекомендации по развитию понимания речи у детей раннего возраста.

Методы исследования выбирались с учетом объекта, предмета и цели исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

- изучение и анализ медико-педагогической документации детей раннего возраста;

- констатирующий эксперимент;

- качественно-количественный анализ экспериментальных данных.

Теоретико-методологические основы исследования:

- исследования о взаимосвязи речи и мышления (Л.С. Выготский);

- исследования речи у детей раннего возраста (О.А. Громова, Г.В. Соломатина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина и др.)

Теоретическая значимость исследования: полученные данные расширяют представление об особенностях развития понимания речи у детей раннего возраста.

Практическая значимость исследования: представлены методические рекомендации по развитию понимания речи у детей раннего возраста для воспитателей, логопедов дошкольных образовательных организаций.

База исследования. МАДОУ №20 «Мальвина» г. Туймазы Республики Башкортостан.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы с выводами, заключение, список литературы и приложение. Объем работы 69 страниц. В работе 50 наименований литературных источников.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения понимания речи у детей раннего возраста

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста

Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается - речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое.

При этом все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Основной особенностью периода раннего детства является наиболее интенсивный темп развития. Быстро происходит физическое развитие, и чем меньше ребенок, тем интенсивнее [10]. Так, за первый год рост ребенка увеличивается на 25 см, вес ребенка утраивается. Совершенствуются все функции организма, в том числе условно-рефлекторная деятельность коры головного мозга, формируются все виды внутреннего торможения, динамические стереотипы, а к концу 1-го года развивается вторая сигнальная система [10].

Очень высока у детей и потребность в двигательной активности. Они много и разнообразно двигаются, различно действуют и почти все время активно что-то делают. Структурно-функциональное созревание теменных отделов коры больших полушарий обеспечивает контроль положения тела в пространстве и компонентов движений, что способствует улучшению пространственной ориентировки. Важнейшим новообразованием этого возрастного периода является прямохождение, которое существенно 7

расширяет возможности самостоятельного ознакомления ребенка с окружающей средой [14].

В самые первые годы жизни велика взаимозависимость и единство физического и психического развития. Ребенок не может хорошо физически развиваться, если он мало двигается или часто находится в отрицательном эмоциональном состоянии, если отсутствуют условия для его активной деятельности. Крепкий, физически полноценно развивающийся ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и психически лучше развивается, а веселые, подвижные дети лучше развиваются не только психически, но и физически более развиты и выносливы.

В формировании произвольной двигательной деятельности ребенка все большее значение приобретает речевая инструкция. К 3 годам ребенок овладевает всеми основными движениями (ходьба, бег, лазание, бросание в цель, плясовые движения) и тонкими движениями пальцев [14].

Изменения функциональной организации мозга в раннем возрасте, связаны с дальнейшим прогрессивным созреванием коры больших полушарий. Это обеспечивает развитие манипулятивных и орудийных предметных действий. Ребенок познает не только предметы как таковые, но и их разнообразные свойства, в том числе относительные характеристики - например, размер колец пирамидки (больше/меньше), с правильным использованием этих свойств. Ребенок в этом возрасте осваивает большое количество так называемых "инструментальных движений" - учится есть вилкой и ножом, работать ножницами, расчесываться, мыть себя губкой (мочалкой), учится выполнять графические движения.

Дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать. Так, ложкой можно копать, пересыпать содержимое из одной емкости в другую, есть суп, и совершать другие орудийные действия. Причем важно помнить, что орудийные действия в определенной степени могут являться показателем 8

интеллектуального развития детей, в то время как предметные в большей степени отражают степень их обучения, широту контактов с взрослыми.

В 1-1,5 года ребенок не пытается еще изобразить что-то определенное, он получает эмоциональное подкрепление от самого процесса движений руки и способен "рисовать" с большим увлечением. Движения ребенка этого возраста еще нестабильные, часто спонтанные. К трем годам инструментальные движения становятся более определенными, менее разбросанными. К концу этого возраста ребенок способен выполнять координированные действия двумя руками, складывая кубики, мозаику, пирамидки [14].

Заключение

Понимание речи - сложный психический процесс, который обуславливается с одной стороны, развитием высших психических функций ребёнка, с другой стороны - качеством среды общения. Поэтому работа по развитию понимания речи у детей раннего возраста должна учитывать как психолого-педагогические особенности данного возраста, так и организацию развивающей среды.

Развитие понимания речи у детей раннего возраста можно условно разделить на два временных этапа:

1) возрастной период 2 - 2 года 6 месяцев.

2) возрастной период от 2 лет 6месяцев до 3 лет.

Соответственно и требования к пониманию речи у детей раннего возраста также дифференцированы. Так, в норме в первом периоде ребёнок: понимает смысловое содержание речи (тексты пословиц, стихов, инсценировок, сказок, рассказов в сопровождении наглядности); понимает настоящее и будущее время, если то, о чем идет речь, было известно ему ранее; понимает вопросы взрослого, отвечает на его вопросы отдельными словами, действиями; легко повторяет фразы, которые слышит; предложения в речи ребёнка становятся многословными, появляются сложные предложения; в речи начинается употребление союзов и предлогов; речь становится главным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми; в соответствующей ситуации ребёнок словом может заранее определить свои действия и намерения. Во втором периоде ребенок: понимает смысл речи взрослого о событиях и явлениях, которых не было в его собственном опыте, за исключением отдельных элементов; понимает сообщения, художественные тексты, стихи без сопровождения наглядности; легко запоминает коротенькие стихи и песни; знает наизусть несколько народных песен, потешек, загадок; в речи ребёнка появляются вопросы «Для чего?», «Когда?»; говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя они и аграмматичны; рассказывает об увиденном несколькими предложениями; по вопросам рассказывает содержание знакомой сказки или рассказа.

Однако, не все дети раннего возраста имеют в достаточной степени развитое понимание речи. Так, по результатам экспериментального исследования, проведенного в настоящей работе, нами было установлено, что лишь половина детей имеют высокий уровень понимания речи. Были выявлены дети, имеющие средний и ниже среднего уровни развития понимания речи. Отметим, что в процессе диагностики у данных детей проявлялась стеснительность и коммуникативная скованность, дети не были готовы к общению и, достаточно неохотно шли на контакт. Смысл задания дети понимали с трудом и давали ответ лишь на знакомые вопросы. Часто вместо ответа на заданный вопрос дети повторяли его, не понимая при этом смысла задания.

Как известно, ведущей деятельностью детей раннего возраста выступает игровая. Соответственно и приёмы развивающей работы должны учитывать игровые методы и средства.

Цель развивающей работы: развитие понимания речи у детей раннего возраста.

Развивающая работа должна решать следующие задачи:

1) способствовать дальнейшему развитию понимания речи у детей;

2) способствовать развитию навыков речевого общения детей со взрослыми и сверстниками;

3) развивать умение связно отвечать на поставленные вопросы взрослого;

4) способствовать развитию связной речи.

Нами были разработаны методические рекомендации, учитывающие разницу в уровне развития понимания речи у детей раннего возраста и психолого-педагогические особенности раннего возраста. Рекомендуемые методы и приёмы могут использоваться при организации развивающей работы по развитию понимания речи у детей раннего возраста в условиях ДОУ.

Необходимо отметить, что развитие понимания речи у детей раннего возраста происходит как в условиях детского сада, так и в семейной среде. Поэтому, работа родителей по развитию понимания речи детьми раннего возраста, не может быть недооценена. Поэтому, разработанные рекомендации содержат также и советы для родителей по развитию понимания речи у детей раннего возраста.

Список литературы

1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии [Текст] / Е.Ф. Архипова,- М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.

2. Базарова, Н.А., Дурнева, О.В., Шабанова, Т.Н. Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]// Педагогика: традиции и инновации. Материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.) - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - с. 186 - 188.

3. Белобрыкина, О.Л. Речь и общение [Текст] / О.Л. Белобрыкина. - Ярославль, Академия развития, 2014. - 150 с.

4. Введение в фониатрию: методическое пособие для логопеда [Текст] / авт. - сост. Гаджиев, К.С., Каменская, Г.В. и др. М.: Академия, 2003. - 63 с.

5. Власенко, И.Т., Чиркина, Г.В. Методы обследования речи у детей [Текст] / И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. - М., 2016. - 167 с.

+ еще 45 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Изучение понимания речи у детей раннего возраста»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 69
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика