Дипломная работа

«Выявление особенностей связной речи у детей среднего школьного возраста»

  • 64 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретический аспект изучения связной речи детей среднего дошкольного возраста 6

1.1. Понятие связной речи в научно-методической литературе 6

1.2. Особенности развития связной речи детей среднего дошкольного возраста 9

1.3. Методы обследования связной речи дошкольников 13

Выводы по 1 главе 17

Глава II. Экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности связной речи детей среднего дошкольного возраста 19

2.1. Организация и содержание эксперимента 19

2.2. Анализ результатов исследования 23

2.3. Программа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста 35

Выводы по 2 главе 38

Заключение 40

Список литературы 43

Приложение 48

Введение

Актуальность проблемы. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется.

Дар слова - важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения.

Речь - это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального влияния и воздействия на других людей. Но, к сожалению, не каждому дано в полной мере освоить это богатство.

В современной логопедии достаточно полно освещены вопросы касающиеся речевого развития детей. Над этим работали: Р.Е. Левина, В.К. Воробьева, Т.Е. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская.

Связная речь представляет собой более трудную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного, систематического развернутого изложения.

Умение связно передавать свои мысли - один из главных показателей владения языком. Создание связного развернутого высказывания представляет собой процесс, требующий собранности, сосредоточенности говорящего ребенка, хорошей предварительной подготовки, значительных волевых усилий, композиционных, логических и речевых умений.

Развитие связной речи детей - является важным условием успешного обучения. Речь выполняет две основные функции: коммуникативную и познавательную. Она является и средством общения и формой существования мысли сознания. Роль общения в становлении личности представлена в трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьева.

Особое значение в дошкольный период придается развитию связной речи, так как ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение.

Он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёром об игре , обсуждать действия происходящие в совместной деятельности, быту. Связная речь способствует коммуникативной и социальной активности. Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника, является овладение языком, как средством общения. По данным Д.Б. Эльконина общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер [50, 34]

Цель: изучить состояние связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Объект: связная речь детей среднего дошкольного возраста.

Предмет: особенности развития связной речи детей среднего дошкольного возраста и разработка рекомендаций.

Теоретический анализ литературы позволил сформировать гипотезу исследования: в настоящее время увеличивается число детей с нарушением развития речи, а именно развития связной речи.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1) раскрыть понятие связной речи в научно-метотической литературе;

2) выявить особенности связной речи детей среднего дошкольного возраста.

3) определить содержание и методики развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.

4) разработать программу по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Теоретической и методологической основой исследования: Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др. Особенности развития связной речи изучали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина, Ф.А. Сохин.

Практическая значимость: разработана программа по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Методы исследования: изучение литературы по теме анализ, синтез, наблюдение, метод обработки данных.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. Центр развития ребенка детский сад №30 «Улыбка» городского округа, город Октябрьский Республики Башкортостан. Исследованием было охвачено 12 ребенка среднего дошкольного возраста.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, приложения и списка литературы. Выпускная квалификационная работа представлена на 64 страницах.

Фрагмент работы

Глава I. Теоретический аспект изучения связной речи детей среднего дошкольного возраста.

1. 1. Понятие связной речи в научно-методической литературе.

С.Л. Рубинштейн дает следующее определение связной речи - «это такая речь, которая может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания. Для того чтобы ее понять, нет необходимости специально учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится; все в ней понятно для другого из самого контекста речи; это контекстная речь» [38, 438]. Т.А. Ткаченко отмечает, что нередко под связной речью понимают отдельные фразовые высказывания и далее уточняет, что связная речь — это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль, то есть рассказ [41, 11].

Н.В. Елкина, ссылаясь на Ф.А. Сохина, отмечает, что связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития [24, 2].

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Ф.А. Сохин отмечает, что связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т.п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов [36, 115].

Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи.

Под связной речью Ф.А. Сохиным понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Развитие связной речи детей включает решение других частных задач обучения родному языку: 1) словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно); 2) формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа); 3) воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, четкой, выразительной) [36, 116].

Ф.А. Сохин указывает на особенности двух основных видов речи - диалогической и монологической. Так, по его мнению, неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т. п. являются основными чертами диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и исправить собеседника и т.д. Тогда как монологическая речь, по мнению Ф.А. Сохина, как речь одного лица требует развернутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, образно [36, 117].

М.М. Алексеева и Б.И. Яшина, отмечают, что в лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе [1, 246].

Заключение

Таким образом, основной функцией связной речи является коммуникативная функция.

Анализ научно-методической литературы показал, что связная речь играет ведущую роль в процессе развития ребенка, оказывает большое влияние на развитие умственного и эстетического воспитания, а также выполняет значимую социальную функцию.

На пятом году жизни у ребенка совершенствуются элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания: темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность. От овладения ребенком произносительной нормой и использования им просодических единиц, будет зависеть стиль его связной речи. Отмечает возрастание количества сложных предложений в речи детей среднего дошкольного возраста, и этот факт связывается с увеличением случаев неправильного согласования слов в предложениях, в то время как грамматическое оформление союзной связи между отдельными предложениями значительно улучшается. Усложнение структуры предложений связано, с расширением словарного запаса, пониманием значения слова, а следовательно, с развитием мышления. Вместе с тем в высказываниях детей встречаются грамматические ошибки, которые затрудняют изложение, не всегда соблюдается в высказываниях необходимая временная последовательность.

Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста существуют разные авторские методики.

Глухов В.П. предлагал наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности (логопедические занятия и различные виды предметно-практических занятий, воспитательские занятия по родному языку).

Филичева |Т. Б. для обследования связной речи рекомендует картины из серии «Мы играем», «Домашние и дикие животные», а также картины из

«Дидактического материала по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста»

Воробьева В.К. рекомендует связную речь обследовать по четырем сериям.

Первая серия направлена на выявление репродуктивных возможностей речи детей и включает два задания: пересказать текст как можно подробнее; пересказать этот же текст, но кратко.

Вторая серия экспериментальных заданий направлена на выявление продуктивных речевых возможностей детей: умения самостоятельно составить смысловую программу связного сообщения по наглядным опорам; умения реализовать найденную программу в цельное связное сообщение.

Третья серия направлена на выявление особенностей построения связного сообщения в условиях частичной заданности смысловых и лексико-синтаксических компонентов высказывания.

Четвертая серия заданий направлена на выяснение состояния ориентировочной деятельности, поскольку ориентировка в правилах генерации текста предваряет создание связного монологического высказывания.

Ефименкова Л.Н. указывает на то, что при обследовании связной речи детей необходимо выявить умения ребенка.

Таким образом, каждый автор предлагает свою методику исследования связной речи у детей дошкольного возраста. При исследовании связной речи необходимо учитывать: лексико-грамматическое оформление рассказа, уровень овладения монологической речи детей, степень самостоятельности при выполнении заданий, полнота изложения, смысловое соответствие наглядному сюжету, наличие или отсутствие логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании событий.

Итак, полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в случае целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения связной речью относятся: реформирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств развернутого сообщения.

Список литературы

1. Алексеева, М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М: Академия, 2014 - 400 с.

2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015 - 270 с.

3. Бородич, A.M. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2014 - 255 с.

4. Бельтюков, В.И. Пути исследования механизма развития речи / В.И. । Бельтюков // Дефектология, 2015 - № 3 - С. 24-32.

5. Бородич I А.М. I Методика развития речи детей Iдошкольного возраста/А.М. Бородич - М., 1984.

+ еще 45 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Выявление особенностей связной речи у детей среднего школьного возраста»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 64
Цена: 2500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика