Дипломная работа

«Изучение навыков грамматического структурирования предложений у дошкольников с общим недоразвитием речи iii уровня»

  • 67 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы формирования навыков грамматического структурирования предложений у дошкольников с ОНР 3 уровня 9

1.1.Грамматический строй как основа развития речи старших дошкольников 9

1.2.Онтогенез грамматических навыков 11

1.3.Особенности формирования навыков грамматического структурирования предложений у дошкольников с ОНР III уровня 19

Выводы по главе 1 28

Глава II. Опытно - экспериментальная работа по формированию навыков грамматического структурирования предложений у дошкольников с ОНР 3 уровня 30

1.1. Организация и результаты работы по анализу уровня развития навыков грамматического структурирования предложений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 30

1.2. Результаты экспериментальной работы 34

1.3. Методические рекомендации по формированию навыков грамматического структурирования предложений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 39

Выводы по главе II 49

Заключение 50

Список литературы 52

Приложения 59

Введение

Актуальность исследования. Успешное речевое развитие ребёнка дошкольного возраста является одним из основных условий его развития, формирования личности. Поэтому проблема организации речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальной.

На социально - педагогическом уровне актуальность названной проблемы поддерживает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный 17 октября 2013 года. В данном стандарте выделена область «Речевое развитие». Основные направления этой области - владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с книжной литературой [36].

Грамматическая компетенция отличается умением детей использовать в высказываниях разные типы предложений (простые, сложные, с простой речью), осмысленные отношениями к грамматической правильности речи, овладением способами словообразования глаголов, существительных, прилагательных, «экспериментированием» со словом, его звуковой оболочкой.

Многие авторы, такие как: Л. С. Выготский, Г. Р. Доброва, Е. С. Кубрякова, Т. Н. Ушакова, С. Н. Цейтлин, Д. Б. Эльконин утверждают, что дизонтгенез формирования грамматического строя создает существенные трудности в коммуникативной сфере детей дошкольного возраста. Следовательно, данный факт оказывает негативное влияние на формирование познавательной деятельности, способствует нарушению формирования навыков устной, а в дальнейшем и письменной речи [35].

Изучением становления грамматического строя речи у детей в разное время занимались А.Н.Гвоздев, А.В.Запорожец, Т.Б.Филичёва, Н.С.Жукова и другие авторы, изучавшие общее недоразвитие речи. А.Н.Гвоздев писал: «Связь значащих слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи. Поэтому построение грамматически оформленных предложений - кульминационный процесс формирования речи при ее недоразвитии» [15, с. 64].

В научной литературе общее недоразвитие речи (далее: ОНР) у детей с нормальным слухом и интеллектом понимается как форма речевого дизонтогенеза, при котором формирование компонентов речевой системы нарушено. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.

Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. Поэтому проблема формирования грамматического строя речи у детей с ее недоразвитием является одной из наиболее значимых в логопедической практике [26].

Формирование навыков в области грамматической и лексической валентности предполагает как результат способность детей точно употреблять слова в речевом потоке, в словосочетаниях и предложениях. С точки зрения психолингвистического подхода, в онтогенезе овладение словосочетанием позволяет детям расширить и закрепить знание синтагматических связей между словами, валентности слов, способствует усвоению и закреплению правил грамматики, является условием усвоения все более усложняющейся структуры предложения, в частности предпосылкой перехода от простого нераспространенного предложения к распространенному. Закрепление знаний о словосочетании обеспечивает более быстрый выбор слова, так как на основе синтагматических связей одно слово как бы по цепочке «вытягивает» другое.

На современном этапе развития дефектологии существуют методические наработки по вопросам особенностей формирования грамматических навыков с детьми дошкольного возраста с ОНР, однако проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи навыков грамматического структурирования предложений у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня является недостаточно изучений и достаточно актуальной.

Цель исследования квалификационной работы: изучить особенности сформированности навыков грамматического структурирования предложений у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня и разработать методические рекомендации.

Объект исследования: грамматический строй речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предмет исследования: изучить навыки грамматического структурирования предложений у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Гипотеза исследования состоит в следующем: использование дифференцированной методической системы, направленной на адекватное понимание и употребление предикативных единиц в самостоятельных высказываниях различной длины, будет способствовать формированию навыков грамматического структурирования предложений, совершенствованию коммуникативных умений и навыков.

Задачи исследования:

1. Изучить сущностные характеристики грамматического строя как основы развития речи старших дошкольников.

2. Рассмотреть особенности онтогенеза грамматических навыков.

3. Рассмотреть особенности формирования навыков грамматического структурирования предложений у дошкольников с ОНР III уровня.

4. Подобрать методики диагностики и проанализировать уровень развития навыков грамматического структурирования предложений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

5. Проанализировать количественные и качественные данные полученные в ход выполнения экспериментального исследования.

6. Разработать методические рекомендации и апробировать работу по формированию навыков грамматического структурирования предложений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Теоретические методы: сравнительно-сопоставительный, аналитико-синтетический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования;

эксперимент;

количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам развития грамматических навыков у детей дошкольного возраста как в норме, так и в ситуации дизонтогенеза: Гвоздев А.Н. («Вопросы изучения детской речи»); Филичева Т.Б.«Дети с общим недоразвитием речи»; Сингаевская О.В. («Развитие связной речи дошкольников»); Гризик Т.И. («Развитие речи детей 5-6 лет»); Курганская Л.М. («Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста»); Алексеева М.М. («Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»).

Изучением вопросов структурно-семантического анализа предложений в рамках онтолингвистики и психолингвистики, занимались: А.Н. Гвоздев («Вопросы изучения детской речи»), Н.И. Жинкин, А. А. Леонтьев, Н.И. Лепская («Язык ребёнка (онтогенез речевой коммуникации)»), Воробьева В.К. («Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи»), О.С. Ушакова («Развитие речи детей 5-6 лет»), А.М. Шахнарович («Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи») и др.

Вопросами структурного и грамматического оформления предложений у детей с ОНР: Гасанова, С. С.-Г. («Анализ словесного состава предложения у дошкольников с недоразвитием речи»), Кастрикина А.Ю. («К проблеме формирования навыка анализа предложений как основы развития языковой способности дошкольника с общим недоразвитием речи»); Моисеенко Е.М. («Формирование синтаксической структуры предложения у дошкольников с общим недоразвитием речи»); Силантьева С.Н. («Особенности структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»); Хуснутдинова Г.С. («Взгляды исследователей на развитие процесса согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста»).

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить представления об особенностях формирования и последующего развития навыков грамматического структурирования предложений у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Практическая значимость исследования находит отражение в разработке и апробации коррекционной программы, направленной на формирование навыков грамматического структурирования предложений у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня. Результаты исследования, методы исследования и предложенная программа может быть успешно использована специалистами ОУ.

База исследования: Детское дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №192 «Ласточка», г. Уфа, республика Башкортостан.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ

1.1. Грамматический строй как основа развития речи старших дошкольников

В рамках квалификационной работы первостепенным является изучение грамматического строя языка в лингводидактическом аспекте.

Грамматика является одной из ведущих областей языкознания. В данной области происходит изучение грамматического строя языка, а также изучение общих закономерностей развития и формирования особо значимых единиц - слов и предложений [39].

Необходимо отметить, что абстрактные формы и конструкции составляют структуру грамматического строя языка. Данные абстрактные единицы, сгруппированные во взаимосвязанные классы и подклассы, отражают фундаментальные законы образования и изменения слова, а также соединение слов в словосочетания и построение предложения.

Рис. 1 . Структура грамматического строя языка ( по Н.Ю. Боярковой)

Исходя из этого, в грамматике выделяют отдельные подразделы:

1. Морфология - учение о грамматической природе слова. В данной области рассматривается парадигматика слов, а также все многообразие абстрактных значений слов, стоящих над их лексическими и словообразовательными значениями и выводимых из их формальной организации [19].

2. Синтаксис - учение о словах и формах в словосочетаниях и предложениях. В данной области происходит изучение особенностей сочетаемости слов, построения предложения или высказывания. А также их соединения в предложения или элементарные (бессоюзные) конструкции.

3. Словообразование - учение о словообразовательных процессах, а также изучение основных закономерностей образования новых слов. Данная область рассматривает все многообразие явлений внутреннего строения слов, его деления на словообразующие морфемы [8].

Исходя из вышеизложенного можно сказать, что грамматика представляет собой формальный строй языка, являющимся противоположным фонетическому и лексическому строю.

Грамматический строй речи представлен основными единицами языка - словом и предложением, которые выступают в своих абстрактных формализованных значениях [33].

Одной из основных грамматических единиц является слово, в котором сочетаются звуковая сторона, лексическое значение и грамматические характеристики слова.

Обобщающей единицей, построенной по определенному синтаксическому образцу, функционально нагруженной и интонационно оформленной, является предложение.

Таким образом, грамматический строй речи - это совокупность знаний и умений, необходимых человеку, чтобы создавать высказывания самому и понимать высказывания других людей (Е. И. Негневицкая, А. М. Шахнарович) [49].

В грамматическим строе языка выделяются морфологический строй, к которому относится умение изменять слова по формам (например, склонять существительные, спрягать глаголы, изменять прилагательные в роде и числе при согласовании их с существительными и т.д.), образовывать слова с помощью суффиксов (хлеб - хлебница, строить - строитель), приставок (летел, улетел, прилетел, облетел), создавать сложные слова из двух простых (длинные уши - длинноухий) и др.; и синтаксический строй, который предусматривает умение соединять слова в высказывании.

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам исследования показал, что навыки грамматического структурирования предложений занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.

O.E. Грибова, Б.М. Гриншпун, Г.С. Гуменная, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева в многочисленных трудах раскрыли особенности структурного и грамматического формирования предложений детей с ОНР III уровня. В частности, у детей данной категории можно выделить несформированность навыков структурирования синтаксических единиц; своеобразие грамматических связей; нарушения морфологических операций.

Нарушение навыков грамматического структурирования предложений проявляется в пропуске или отсутствии членов предложения (предикатов), необычный порядок слов, даже при повторении предложений. Особые затруднения у детей с ОНР III уровня вызывают инвестированные предложения, предложения пассивные, а также сложноподчиненные предложения.

Дети с общим недоразвитие речи III уровня имеют ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматических навыков, что затрудняет процесс развития связной речи. Обучение детей с ОНР III уровня по развитию грамматических навыков структурирования предложений является важным фактором.

Цель опытно-экспериментальной работы - определение особенностей навыков грамматического структурирования предложений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в количестве 10 человек.

Для выявления сформированности грамматических структурирования предложений за основу бралась методика М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной «Обследование грамматических навыков у детей».

На основании данной методики был составлен и реализован комплекс диагностических проб (5 проб) для изучения особенностей формирования навыков грамматического структурирования предложений.

Исходя из полученных результатов констатирующего эксперимента можно сказать, что большинство детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня обладает низким уровнем формирования навыка грамматического структурирования предложений (80%).

Целью формирующего эксперимента являлось изучение и апробация методов коррекционной работы по формированию навыков грамматического структурирования предложений, выявить их эффективность, определить последовательность работы логопеда.

Для реализации формирующего эксперимента нами были составлены методические рекомендации по формированию навыков грамматического структурирования предложений.

Методические рекомендации строятся на блочном принципе.

Блок 1. Задания и игровые упражнения на составление простых предложений.

Блок 2. Блок 2. Задания и игровые упражнения по расширению объёма предложений.

Блок 3. Задания и игровые упражнения на составление сложных предложений.

Созданные нами методические рекомендации по формированию навыков грамматического структурирования предложений были апробированы и могут быть использованы в детских садах для обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Таким образом, цель исследования достигнута.

Список литературы

1. Актуальные проблемы и современные тенденции в развитии специальной педагогики и психологии: мат-лы Всеросс. науч. конференции (23-26 марта 2015 г., г. Москва) [Текст] / под ред. Т. А. Соловьевой. - М. - Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 368 с.

2. Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях [Текст] : учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. / М.М. Алексеева, О.С. Ушакова. - М. : Академия, 2013. - 274 с.

3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 400 с

4. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] : в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / А.Г. Арушанова, А.М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2015. - 234 с.

5. Бельтюков, В.И. Пути исследования механизма развития речи [Текст] / В.И. Бельтюков // Дефектология. - 1984. - №3. - С. 24-32.

+ еще 47 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Изучение навыков грамматического структурирования предложений у дошкольников с общим недоразвитием речи iii уровня»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 67
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика