Дипломная работа

«Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи»

  • 71 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ 6

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения и речи 6

1.2. Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи 16

1.3. Трудности, возникающие в процессе обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи и пути их преодоления 25

Выводы по главе 1 30

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ 31

2.1. Методика проведения экспериментальной работы 31

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 43

2.3. Методические рекомендации по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи 49

Выводы по главе 2 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56

ПРИЛОЖЕНИЕ 60

Введение

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества большое внимание исследователей уделяется изучению речевого развития у детей с различными нарушения и ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «аномальные дети», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) предполагает, создание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Потеря зрения, совмещенная с проблемами речевого развития, достаточно часто ведет к отклонению в развитии, хотя и в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые сигналы сохранными анализаторами, что формирует условия для обучения грамоте таких детей.

Таким образом, детьми с комплексными поражениями психофизического развития, имеют возможности обучаться, однако при этом нуждаются в специальном (коррекционном) обучении.

В работах дефектологов и логопедов Л.С. Волковой, Л.А. Дружининой, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, Л.И. Фильчивой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, Г.А. Якуниной, и др., раскрываются вопросы обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью обучать грамоте детей с нарушениями зрения и речи и отсутствием надлежащего методического обеспечения данного процесса.

Цель исследования: выявить особенности готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи и разработать методические рекомендации.

Объект исследования: развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи с учетом особенностей их физиологического, психологического и речевого развития.

Предмет исследования: обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.

Гипотезой исследования выступает предположение о том, что у детей дошкольного возраста с нарушениями речи и зрения проявляются специфические ошибки фонематического восприятия анализа и синтеза: проявляются смешения и замены звуков, близких по акустическим и артикуляторным признакам, с трудом выделяют позицию заданных звуков на слух находящихся в середине слова; наблюдаются ошибки при фонематическом синтезе.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушением зрения и речи.

2. Подобрать методику обследования и изучить методику обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.

3. Разработать комплекс методических рекомендаций по обеспечению процесса обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.

Для решения поставленных задач в работе использовались методы анализа, обобщения, классификации, констатирующий эксперимент.

Теоретико - методологическая база исследования - составили учения Л. С. Выготского об общих и специфических закономерностях психики развития детей с ограниченными возможностями здоровья; методические разработки Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной об особенностях обучения и воспитания детей с нарушениями зрения и речи.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе обобщены теоретические подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что дополнен методический инструментарий; разработан, апробирован и внедрен эффективный комплекс по предупреждению трудностей обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.

База исследования: МАДОУ детский сад № 11 комбинированного вида городского округа Нефтекамск.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения и речи

В условиях развития организационных форм и содержания образования детей с глубокими нарушениями зрения, которое происходит на современном этапе, меняются подходы к содержанию и методик дошкольного обучения этой категории детей. На сегодня, система образования детей с зрительной депривацией должна обеспечивать ребенку возможность участвовать в трудовой и социальной жизни, а также приобретать знания и умения, необходимые для этого [23].

Соответственно, главной целью образования детей с нарушением зрения является достижение ими потенциально возможного уровня образованности и формирования компенсаторных способов деятельности с коррекцией нарушений вторичного характера, чтобы обеспечить их оптимальную интеграцию в социум.

В то же время, многие вопросы комплексной коррекционной помощи детям с нарушениями зрения все еще не нашли своего решения. В частности актуальной является разработка содержания комплексной коррекционно-реабилитационной помощи детям с нарушениями зрения и речи на этапе обучения грамоте.

Исследователи Л.С. Волкова, В.П. Ермаков, Г.А. Якунин, Н.В. Желудева, Н.Б. Цепина указывают, что речевые расстройства встречаются у детей с патологией зрения значительно чаще, чем у хорошо видящих детей. Но не всегда они связаны с нарушением зрения. Часть речевых нарушений является следствием самых разнообразных причин: нарушений внутриутробного развития и центральной нервной системы, воздействия соматических факторов, неблагоприятное влияние окружающей среды, слабого развития моторики и координации.

В этой связи актуальным является исследование психолого-педагогических особенностей детей с нарушением зрения и как следствие данного процесса, нарушение речи.

Важность данной проблемы несомненна, поскольку дошкольное детство имеет чрезвычайно важное значение в процессе становления личности ребенка с пониженным зрением, формирование необходимых для обучения в школе предпосылок и важных черт личности, определяющих ее социальное поведение и деятельность в течение всей жизни.

Исходя из этого, основными задачами специального дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения, являются следующие:

• обеспечение условий для своевременного, полноценного и гармоничного развития каждого ребенка, с целью воспитания инициативной, творческой личности;

• привлечение детей к основным составляющим человеческой культуры - родному языку, традициям, обычаям, труду, искусству, морали и пр.;

• воспитание активного познавательного, нравственного и эстетического отношения к окружающему миру - к явлениям природы, предметам быта, к людям, к собственной личности;

• формирование у детей сенсорного (перцептивного) опыта, на основе активизации полисенсорного восприятия, ведь зрительное восприятие всегда осуществляется во взаимосвязи с другими видами ощущений (слух, осязание, обоняние, вкус и др.)

• обеспечение квалифицированной заботы об укреплении и сохранении физического и психического здоровья детей с нарушенным зрением, приучение к здоровому образу жизни [6].

Конечной целью специального дошкольного учреждения является стабилизация всего хода психофизического развития ребенка, для его успешной интеграции в общеобразовательную или специальную школу и среду сверстников.

Заключение

Целью данного исследования было изучение проблем, которые связаны с обучением грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи с точки зрения возможностей их диагностики и преодоления.

На первом этапе работы исследовались теоретические аспекты обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи. В процессе данного этапа, на основе анализа научной литературы, было установлены, что речевые расстройства встречаются у детей с патологией зрения значительно чаще, чем у хорошо видящих детей. Но не всегда они связаны с нарушением зрения. Часть речевых нарушений является следствием самых разнообразных причин: нарушений внутриутробного развития и центральной нервной системы, воздействия соматических факторов, неблагоприятное влияние окружающей среды, слабого развития моторики и координации. Общая особенность таких детей - нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная классификация его результатов. Если ребенок правильно называет предмет, это не значит что, у него имеются четкие представления о нем. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесенности слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике.

Подготовка детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи к обучению грамоте и предотвращение у них нарушений письменной речи очень важны при работе по развитию речи. Содержание этой работы включает как развитие устной речи, фонетико-фонематических процессов, звуко-буквенного анализа и синтеза, так и развитие психофизических функций, которые лежат в основе полноценного формирования письма и требуют коррекции у детей с нарушениями зрения: зрительного и зрительнопространственного восприятия; зрительного гнозиса; зрительного анализа и синтеза; зрительной памяти; зрительно-моторной координации; зрительного и двигательного контроля, мелкой моторики в целом. Эти задачи реализуют на специальных коррекционных занятиях по предупреждению нарушений чтения и письменной речи.

На втором этапе исследования проводилась экспериментальная работа, целью которой была экспериментальная проверка возможностей диагностики уровня грамотности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи с последующей разработкой методических рекомендаций по обеспечению процесса обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.

Для диагностики уровня нарушениями зрения и речи использовались индивидуальная и групповая форма работы с детьми, применялись методические разработки ученых, ранее исследовавших данную проблему.

Для уточнения ситуации с общим развитием детей с нарушениями зрения и речи нами были составлены психолого-педагогические характеристики на каждого ребенка. Анализ данных характеристик показал, что в эмоционально-волевой сфере у детей с наращениями зрения и речи наблюдаются существенные различия, однако при этом можно отметить, что дети, имеющие высокие и средние показатели грамотности боле эмоционально устойчивы, чем дети, не умеющие читать и писать. Отсюда можно сделать вывод, что эмоциональная устойчивость оказывает важное влияние на процессы формирования грамотности у слабовидящих детей.

На данной основе нами были разработаны методические рекомендации по обеспечению процесса обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи.

Таким образом, в работе нашла подтверждение гипотеза о том, что процесс обучения грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи будет эффективным, в случае, если его основой будет анализ состояния грамотности, выявление факторов, затрудняющих данный педагогический процесс.

Список литературы

1. Баль Н. Н., Захарченя И. А. Обследование чтения и письма у младших школьников. - Минск: Ураджай, 2001. - 75 с.

2. Безруких М. М., Крещенко О. Ю. Диагностика трудностей обучения письму и чтению в начальной школе // Образование в России: медико-психологический аспект: 7-я Всерос. науч.-практ. конф. - Калуга, 2002. - С. 19-21.

3. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей: учеб.-метод. пособие. / Л.С.Волкова. -- Л.: Рос.гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена, 1991. - 44 с.

4. Дошкольная педагогика: Учебное пособие в 2 ч. Ч. 2. Методика и организация воспитания в детском саду:/В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др.; Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 270 с.

5. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие/ Л.А. Дружинина - М.: Издательство «Экзамен», 2006

+ еще 28 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 71
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика