Дипломная работа

«Развитие навыков дифференцированного употребления предлогов пространственного значения у дошкольников с общим недоразвитием речи»

  • 64 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей зрительно-пространственных представлений у детей с ОНР 7

1.1 Пространственные представления как психический процесс 7

1.2 Онтогенетические закономерности зрительно-пространственных представлений 11

1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи 17

1.4 Особенности зрительно-пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи 29

Выводы по главе 1 33

Глава 2. Изучение навыков дифференцированного употребления предлогов пространственного значения у дошкольников с ОНР 35

2.1 Организация исследования 35

2.2 Анализ полученных результатов 39

2.3 Методические рекомендации по формированию навыков употребления предлогов пространственного значения 46

Выводы по главе 2 54

Заключение 55

Список использованной литературы 58

Приложения 62

Введение

Актуальность исследования. Проблема исследования особенностей формирования зрительно-пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи является актуальной т.к. зрительно-пространственные представления играют крайне важную роль во взаимодействии человека со средой. Зрительно-пространственные представления являются необходимым условием ориентировки человека в окружающей среде.

Способность воспринимать пространство, пространственные представления изначально не даны ребенку, они появляются в результате сложного и длительного процесса онтогенетического развития, в свою очередь, определяя становление высших психических процессов, письма и чтения.

Нарушения зрительно-пространственных представлений у детей оказывают негативное влияние на речевую и познавательную деятельности, отрицательно отражаются на процессе обучения ребенка, а особенно - на овладении им орфографически-правильного письмом. Очень велика роль пространственного представления в развитии речи детей, пространственный гнозис - один из главных психических процессов, создающих первичную базу для формирования речи детей, развитие которой совершенствует в дальнейшем данный психический процесс (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская и другие) [60, с. 38]. Кроме того, развитие пространственного гнозиса лежит в основе формирования познавательной деятельности дошкольников и является одной из главных предпосылок при подготовке их к школьному обучению.

Степень разработанности проблемы исследования. Работая над поставленной проблемой, исследователи опирались на труды ведущих российских учёных в области дефектологии и логопедии Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой.

Значительный вклад в изучения проблем обучения младших школьников со сложной структурой дефекта внесли М.В. Жигорева, С.А. Игнатьева, Е.Е. Коржаева.

Исследования в области формирования зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи в системе логопедической работы представлены в трудах Е.В. Боярко [11], С.А. Игнатьевой [30], Т. Сидоренко [67].

Цель исследования: изучить особенности формирования зрительно-пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Объект исследования: зрительно-пространственные представления у детей с нарушением речи.

Предмет исследования: особенности формирования зрительно-пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что дети дошкольного возраста со сложной структурой дефекта речи имеют недостатки зрительно-пространственных представлений и, в связи с этим, нуждаются в целенаправленной, комплексной системе коррекционнологопедической работы.

Задачи исследования:

1. Изучить пространственные представления как психический процесс.

2. Изучить онтогенетические закономерности зрительно-пространственных представлений.

3. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением речи.

4. Выявить особенности зрительно-пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи .

5. Разработать методику обследования зрительно-пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи.

6. Провести экспериментальное изучение зрительно-пространственных представлений у детей, нарушения речи.

Теоретическую базу проведённого исследования составили:

- общие теоретические положения личностно-деятельностного подхода в психологии, представленные трудами Л.С. Выготского [20], А.Н. Леонтьева [47], И.С. Якиманской;

- системный подход и уровневая организация психического отражения, находящие отражение в исследованиях П.К. Анохина [4], Б.Ф. Ломова [48], А.Р. Лурия [51, 52, 53, 54, 55], С.Л. Рубинштейна [64, 65];

- основные концептуальные положения возрастной и педагогической психологии в изучении проблемы формирования у детей общих умственных способностей к усвоению знаний изученные Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, З.И. Калмыковой [33, 34];

- положения психологии восприятия пространства и времени, разработкой которых занимались Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Л.А. Венгер, Д.Г. Элькин [80];

- концепция пространственного мышления, предложенная И.Я. Каплунович [35], И.С. Якиманской;

- закономерности речевого развития ребенка в онтогенезе, изучением которых занимались А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, О.С. Ушакова, Н.Х. Швачкин [77, 78], Д.Б. Эльконин [81] и др.

Методы исследования:

Достижению поставленной исследователями цели способствовало применение совокупности разноаспектных методов:

- анализ литературы по основам коррекционной педагогики и психологии, логопедической работы с детьми с дефектом речи;

- метод наблюдения;

- анализ предоставленной документации ПМПК;

- психодиагностический метод (методика Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой, А.М. Колесниковой);

- описательный метод;

- методика формирования О.С. Штундлер.

Теоретическая значимость: в ходе исследования проанализированы и изучены теоретические подходы к данной проблеме и обозначены специфические особенности зрительно-пространственных представлений дошкольников с нарушением речи.

Практическая значимость: данное исследование может быть использовано в работе логопедов детских садов.

База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Башкирский детский сад №51» г. Уфы Республики Башкортостан.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы с выводами, заключение, приложения.

Фрагмент работы

Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей зрительно-пространственных представлений у детей с нарушением речи

1.1 Пространственные представления как психический процесс

В ходе теоретического и научного исследования проблемы, было выявлено, что пространство характеризуется протяженностью и структурностью материальных объектов (образований) в их соотношении с другими материальными образованиями.

Представления - это зрительные образы, которые отпечатлелись в памяти в итоге предшествовавшего восприятия предметов или же явлений и образующиеся в мозгу при недоступности их конкретного влияния на органы эмоций.

Пространственные представления ориентируются как «представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, условном месторасположении объектов» [2, c.103].

Для удачного изучения ребёнка в школе, дошкольнику принципиально просто ориентироваться в месте, владеть важными пространственными мнениями.

При верном обладании пространственными представлениями Пространственные представления необходимы при обучении ребёнка посланию, счёту, чтению, рисованию и иным дисциплинам, почвой коих работает установление пропорций меж различными предметами и появлениями, определение их очередности, а, значит, их пространственных взаимосвязей.

Т.А. Павлова выделяет пространственное ориентирование как определенный картина восприятия, при поддержке зрительного, слухового, кинестетического и кинетического анализаторов. [2,c.104] Работа вышеназванных анализаторов считается совместной вещественной почвой пространственного ориентирования. При помощи выработки относительных рефлексов развиваются и улучшаются анализаторы, обеспечивающие восприятие места пространства. При данном различают надлежащие характеристики: размер предметов и их изображений, конфигурация, протяженность, объемность, месторасположение предметов сравнительно воспринимающего объекта и сравнительно приятель приятеля.

Зрительно-пространственные функции (представления) - одни из более трудных по строению психологических процессов.

Зрительно-пространственные представления - это дееспособность понимать место, пространственно-временные качества и дела: значение, форму, условное месторасположение объектов и т.д., а например же дееспособность оперировать ими в процессе заключения теоретических и практических задач [6, с. 55].

Это трудный процесс, в который подключаются не лишь только закономерные операции, но и операции восприятия, без коих мышление проходить не имеет возможность (к ним относятся: различение объектов, представленных возможно или же изображенных разными графическими способами, создание на данной базе адекватных образов и оперирование ими по представлению).

В содержании механизма пространственного мышления есть переустройство образов, а например же оперирование ими. В пространственном мышлении безгранично случается переход от пространственных образов настоящих объектов к их условно-графическим обозначениям (изображениям), от трехмерных изображений - к двухмерным, и напротив.

Степень классификации пространственного вида находится в зависимости от предметов, а например же от задач работы, которая реализуется ребенком.

Во содействии анализаторов: зрительного, двигательного, осязательного и кинестетического базируется гнозис пространственных отношений и симптомов. Работа 1-го анализатора всякий раз соотносится с работой иного, который принимает участие в пространственной ориентировке. Они образуют трудный системный устройство. Выделяют 3 облика пространственных представлений: внутреннее место, наружное место и отраженное в речи «квазипространство».

Заключение

Таким образом, в данной курсовой работе была изучена особенность зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи.

В ходе работы в начале был изучен теоретический материал, после чего проведен эксперимент на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Башкирский детский сад №51» г. Уфы Республики Башкортостан, в котором были исследованы дети с нарушением речи.

Зрительно-пространственные представления - это способность воспринимать пространство, пространственно-временные свойства и отношения: величину, форму, относительное расположение объектов и т.д., а так же способность оперировать ими в процессе решения теоретических и практических задач.

А.В. Семенович предлагает вертикальное построение пространственных представлений как функциональной системы, которое состоит из 7-ми уровней. Эти уровни пространственно-временных представлений формируются в онтогенезе и филогенезе постепенно. Каждый следующий уровень включает в себя предыдущие.

Пространственное мышление - это представления о пространственных и пространственно-временных отношениях и свойствах (величине, форме, относительном расположении объектов, их движении).

Развитие пространственной ориентировки и представлений о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений.

Пространственные функции являются ведущим компонентом любой психической деятельности, пространственная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и пространственных представлений в онтогенезе лежат в основе дальнейшего формирования высших психических функций ребенка.

У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование пространственных представлений нарушено, и имеет свои особенности, связанные с поражением головного мозга. Зрительно-пространственные представления у детей с дизартрией характеризуются замедленным формированием пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса, трудности в усвоении представлений о величине, сравнении предметов. Развитие пространственной ориентировки происходит с расширением практического опыта детей. Также можно отметить, что у детей с дизартрией наблюдается пофрагментарная стратегия восприятия изображения.

Дошкольники, у которых не развиты зрительно-пространственные представления, не пользуются в своей речи предлогами, обозначающими пространственные взаимоотношения предметов, людей. В дальнейшем, при овладении навыками письма перечисленные трудности приводят к нарушению письма, патологической основой которого является недостаточность или запаздывание формирования «схемы тела».

Итак, с целью выявления особенностей зрительно-пространственных представлений дошкольников с нарушениями речи было проведено исследование. Использовали модифицированную версия обследования, предложенная Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой, А.М. Колесниковой [32, с. 95]; далее заполнялся протокол наблюдений, которая включала 4 блока.

1-й блок «Исследование ориентировки в двухмерном пространстве»

2-й блок «Исследование ориентировки в трехмерном пространстве»

3-й блок «Исследование ориентировки «в схеме собственного тела»

4- й блок «Исследование переработки зрительно-пространственной информации»

Наибольшие трудности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи вызывают задания, связанные с ориентировкой в «схеме собственного тела», а также задания по работе с предлогами. Рассматривая блок «переработка зрительно-пространственной информации», можно говорить о том, что у детей данной категории в половине случаев наблюдаются грубые нарушения зрительно-пространственной ориентировки.

Значит, поставленная нами гипотеза верна. Дети дошкольного возраста с нарушением речи имеют недостатки зрительно-пространственных представлений и, в связи с этим, нуждаются в целенаправленной, комплексной системе коррекционно-логопедической работы.

Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Пространственное различение [Текст] / Б.Г. Ананьев.Л.: ЛГУ.1955.188 с.

2. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко.М.: Просвещение.1964.304 с.

3. Ахутина, Т.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы её коррекции [Текст] / Т.В. Ахутина, Э.В. Золотарёва // Школа здоровья.2014.№3.С. 38-42.

4. Басилова, Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями [Текст] / Т.А. Басилова // Дефектология.2016.№3. С. 3537.

5. Бенедиктова, Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] / Л.В. Бенедиктова, Р.И. Лалаева.М.: ВЛАДОС.2015.479 с.

+ еще 38 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие навыков дифференцированного употребления предлогов пространственного значения у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Раздел: Логопедия
Тип: Дипломная работа
Страниц: 64
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика