Дипломная работа

«Социально-педагогическое сопровождение детей и подростков из неблагополучных семей»

  • 75 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 7

1.1. Общая характеристика неблагополучных семей 7

1.2. Виды неблагополучных семей 9

1.3. Влияние неблагополучных семей на детей и подростков 19

Выводы по 1 главе 30

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 31

2.1. Социально-педагогическая помощь детям и подросткам из неблагополучной семьи 31

2.2. Психологическая помощь детям и подросткам из неблагополучной семьи 37

2.3. Помощь логопеда и дефектолога оказываемая детям и подросткам из неблагополучной семьи 40

Выводы по 2 главе 52

ГЛАВА 3. ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ 53

Выводы по 3 главе 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

ЛИТЕРАТУРА 72

Введение

Актуальность темы исследования. Семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания. В тоже время семья может быть фактором, негативно влияющим на процесс личностного развития ребёнка. Внутрисемейные конфликты, низкий материальный статус семьи, негативное отношение родителей к воспитанию детей, насилие и жестокость, являются психотравмирущими факторами развития детей. Особую проблему составляют неблагополучные семьи, в которых воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Оказание социально-психологической помощи семье начинается с её изучения, диагностики отклонений в функционировании семьи, проблем семейного воспитания, социально-психологической дифференциации семейного неблагополучия. Диагностические исследования помогают сориентироваться в проблеме, обнаружить противоречие и тенденции негативного развития семьи.

Неблагополучная семья нуждается в различных видах помощи: материальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической и др. Эффективность оказания помощи семье во многом зависит от тесного взаимодействия и сотрудничества социально-психологической службы учебного заведения с различными государственными учреждениями и общественными организациями.

Сегодня актуальность исследования проблемы психологического влияния семейного неблагополучия на формирование несовершеннолетних обусловлена следующими статистическими данными: в 2017 году в органах внутренних дел на социально-профилактическом учете состоит свыше 200 тыс. неблагополучных семей; в размерах страны наблюдается увеличение числа несовершеннолетних с девиантным поведением; ежегодно несовершеннолетними совершается 100 тыс. правонарушений. Семья в современных условиях не всегда сама может выйти из сложных жизненных ситуаций; она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать в том числе социальный педагог.

Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и от социального педагога, работающего с ней, поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а также принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями «группы риска».

Неблагополучные семьи - это семьи, где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители - пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию нежелательных ситуаций. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий предоставление льгот, социальной помощи. Кроме педагогических проблем, работа с семьей решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.

Главная цель - мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во- вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.

Для оказания помощи семьям организованы различные центры, социальные службы, приюты, например МБОУ ДО ЦППМСП «Семья» г.Уфы.

Особое внимание обращается на семьи, которые оказались в тяжелом материальном положении, работают на вредном предприятии, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.

Степень научной разработанности темы. В настоящее время существует довольно небольшое количество работ, посвященных социально-педагогическому сопровождению детей и подростков из неблагополучных семей - это научные и научно-практические статьи, монографии, диссертационные исследования авторов.

Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере изучения социально-педагогического сопровождения детей и подростков из неблагополучных семей.

Предметом выпускной квалификационной работы являются особенности социально-педагогического сопровождения детей и подростков из неблагополучных семей.

Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ социально-педагогического сопровождения детей и подростков из неблагополучных семей и разработка рекомендаций Киля социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях.

Руководствуясь основной целью исследования, нами поставлены следующие задачи, раскрыть:

- общую характеристику неблагополучных семей,

- виды неблагополучных семей,

- влияние неблагополучных семей на детей и подростков,

- социально-педагогическую помощь детям и подросткам из неблагополучной семьи,

- психологическую помощь детям и подросткам из неблагополучной семьи,

- помощь логопеда и дефектолога оказываемая детям и подросткам из неблагополучной семьи.

Методологическую основу исследования составляют как общенаучный диалектический метод познания, так и частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, статистический и другие.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлено комплексное теоретическое исследование особенностей социально-педагогического сопровождения детей и подростков из неблагополучных семей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты и основанные на них выводы могут способствовать совершенствованию института социально-педагогического сопровождения детей и подростков из неблагополучных семей; разработанные методические рекомендации могут быть использованы в работе социальных педагогов, участвующих в социально-педагогическом сопровождении детей и подростков из неблагополучных семей.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛЧНЫХ СЕМЕЙ

1.1. Общая характеристика неблагополучных семей

В настоящее время отмечается увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием». Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе [38, с.333].

Известный детский психиатр М.И. Буянов считает, что все в мире относительно - и благополучие, и неблагополучие, при этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья - это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней весть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально-психическое состояние «Для одного ребенка, - подчеркивает М. И. Буянов, - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная».

Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М.И. Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи» [2, с. 435].

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями; их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.

Под неблагополучной понимается семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети» [39, с. 213].

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи условно разделяют на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия - так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и таорб семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).

Вторую группу составляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.

Заключение

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение детей из неблагополучных семей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями.

В настоящее время в РФ сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом:

- государственные социальные службы;

- смешанные службы;

- коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

Социологи выделяют разные типы семей. Вот некоторые из них: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной, а копнешь глубже, посмотришь, какова она на самом деле, и видишь что ее сплоченность - лишь видимость. По существу же она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет взаимного уважения друг к другу, все друг другу если не враги, то уж недоброжелатели и соперники наверняка.

Говорить о ребенке в неблагополучной семье - значит говорить о том: 1) какие бывают неблагополучные семьи; 2) какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие; 3) как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы; 4) как больной ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпеливость, превращать семью в неблагополучную, а последнее, в свою очередь, может еще больше усугублять психическое состояние ребенка; 5) что должны - хотя бы в общих чертах - предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку - ведь он не виноват, что живет в неблагополучных условиях.

Если ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен: 1) объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что мальчик или девочка не должны быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом; 2) если не удастся влиять на родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу, нужно как-то изолировать ребенка от подобных родителей: поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать сна время ребенка другим родственникам; вариантов тут много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуален; 3) если у школьника уже появились психические аномалии на почве семейных раздоров, его следует проконсультировать у детского психиатра, приходящего ев школу для профилактических осмотров, а тот потом сам решит, что лучше сделать. Педагог обязан неустанно следить за социально-психологическим климатом в семье школьника, сохранять спокойствие, мужестве и чувство собственного достоинства независимо от социального престижа родителей, их самомнения и давления на него. И как бы хорошо в материальном отношении ни жили многие школьники, какие бы высокие посты ни занимали их родители, учителя никогда не должны пасовать перед ними, если им очевидно, что неблагополучие семьи породило неблагополучие школьника.

Список литературы

1. Беличева С.А. Основы превинтивной психологии [Текст] / С. А.Беличева. -М., 2017. -243с.

2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра[Текст] / М. И.Буянов. -М., 2010. -435с.

3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия[Текст] / А. Я.Варга. Курс лекций. СПб, 2011. -243с.

4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального спедагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений[Текст] / Ю.В.Василькова. - М., 2011.0574с.

5. Гавриш Е.М. Работа школьного социального педагога с неблагополучными семьями[Текст] / Е.М. Гавриш //Социальная педагогика. - 2017. - № 1. - С. 113-114.

+ еще 40 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Социально-педагогическое сопровождение детей и подростков из неблагополучных семей»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 75
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика