Дипломная работа

«Изучение профессиональной компетенции по работе с нормативно-правовой документацией у тифлопедагогов»

  • 68 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические основы изучения профессиональной компетенции по работе с нормативной документацией у тифлопедагогов 3

1.1 Понятие «профессиональная компетенция» в психолого-педагогической литературе 3

1.2 Анализ профессиональных компетенций в профстандарте педагога- дефектолога (тифлопедагога) 13

1.3 Виды нормативной документации в образовательной организации для обучающихся с нарушением зрения 20

Выводы по первой главе 26

Глава II. Изучение умения работать с нормативной документацией у тифлопедагогов 28

2.1. Организация и методика исследования 28

2.2. Анализ результатов 30

Выводы по второй главе 37

Глава III. Формирование компетенции по работе с документами у тифлопедагогов 38

3.1. Цель, задача работы 3 8

3.2. Программа формирования компетенции по работе с документами у тифлопедагогов 39

Выводы по третьей главе 42

Заключение 43

Список литературы 45

Приложения 52

Введение

Актуальность темы исследования. В России примерно 200 тыс. детей и подростков с ограниченными возможностями по зрению. Около 15% из них полностью слепые, остальные - слабовидящие. Такие дети не могут осваивать программы обычных школ и детсадов из-за своих физических ограничений. Незрячие и слабовидящие дети нуждаются в освоении навыков, которые можно сформировать только в специальной образовательной среде и со специалистами - тифлопедагогами.

В настоящее время в нашей стране существенно активизирована деятельность по совершенствованию нормативно-правового сопровождения специального образования - федеральные нормативно-правовые акты, учебно-методические пособия, научные статьи по правовой подготовке будущих специальных педагогов. Продолжаются научные исследования, направленные на определение содержания обобщенных трудовых функций специалистов, осуществляющих помощь детям с ОВЗ.

Одной из важнейшей компетенцией, определенной в проекте профстандарта педагога-дефектолога является - работа учителя с документами. Анализ, систематизация, применение нормативной документации является важнейшей составляющей в работе современного учителя. Специфика деятельности учителя-дефектолога (тифлопедагога) проявляется в умении работать со специальной медико-педагогической документацией на ребенка, а также владение умением работать со специальными учебными планами и программами.

В данной работе рассмотрены вопросы организационно-методического аспекта деятельности тифлопедагога, затрагивающие нормативное обеспечение образовательной работы с обучающимися с нарушениями зрения.

Объект исследования: нормативная документация образовательной организации для обучающихся с нарушением зрения.

Предмет исследования: особенности овладения тифлопедагогами компетенцией по работе с нормативной документацией.

Цель исследования: изучить степень владения профессиональной компетенцией по работе с нормативной документацией у тифлопедагогов и разработать систему повышения компетентности в области нормативного обеспечения их профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: Эффективное формирование методической компетентности у учителей-тифлопедагогов может осуществляться, на наш взгляд, на основе разработки комплекса методического обеспечения повышения квалификации, в котором будут учтены как сущностные характеристики данной компетентности, так и принципы ее формирования.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие «профессиональная компетенция» и виды нормативной документации в образовательной организации для обучающихся с нарушениям зрения;

- проанализировать проект профстандарта педагога-дефектолога (тифлопедагога);

- изучить и проанализировать умения работать с нормативной документацией у тифлопедагога;

- разработать систему повышения компетенций по работе с нормативной документацией у тифлопедагогов в образовательной организации для обучающихя с нарушением зрения.

Методы исследования: изучение научно-методической литературы и нормативно-программных документов, определяющих деятельность школ слепых и слабовидящих; наблюдение педагогического процесса; анкетирование; тестирование, анализ результатов исследования.

Теоретико-методологической основой исследования: послужили труды ученых, определяющие стратегию качества подготовки и содержания высшего дефектологического и тифлопедагогического образования, ориентированного на современные требования к специалисту (А. Л. Андреев, Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, Дж. Равен, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, Л. В. Черепанова, Е. Н. Шиянов и др.).

Теоретическая значимость исследования. Систематизирован теоретический материал по изучения профессиональных компетенций тифлопедагога, раскрыто содержание компетенции по работе с нормативной документацией у тифлопедагогов, рассмотрены виды нормативной документации в образовательной организации для обучающихся с нарушением зрения.

Практическая значимость исследования: разработан тестовый материал для изучения у тифлопедагогов умения работать с документами, разработана программа повышения квалификации по работе с нормативной документацией у тифлопедагогов для обучающихся с нарушением зрения.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы с выводами, заключение, список литературы и приложение. Объем работы 68 страниц. В работе представлено 60 наименований литературных источников.

Фрагмент работы

Глава I. Теоретические основы изучения профессиональной компетенции по работе с нормативной документацией у тифлопедагогов

1.1 Понятие «профессиональная компетенция» в психолого-педагогической литературе

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляются понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.

Введение этих понятий в педагогическую практику средней школы потребует изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов. Определению выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, - называют компетентностным подходом [12].

Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создании условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.

Наряду с понятием «компетенция» в педагогическом лексиконе применяется как синоним понятие компетентность». Эти понятия для российской педагогики являются относительно новыми; поэтому и наблюдается разное их понимание.

«Компетенция» и «компетентность» имеют свои смысловые оттенки. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова определяет компетенцию как круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом. А компетентный - это осведомлённый, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе.

Словарь иностранных слов раскрывает понятие «Компетентный» как обладающий кругом прав и полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Французское competent переводится как компетентный, правомочный. Оно также имеет юридический оттенок. В английском языке в термине competence доминирует смысл качества личности: компетентность трактуется как способность. Если же отвлечься от юридического аспекта, то понятия «компетенция» и «компетентность» почти синонимичны [8].

Понятие компетенция чаще применяется для обозначения - образовательного результата, выражающегося в подготовленности, «обособленности» выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами;

- такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить а достигать цели по преобразованию окружающей среды. Суффикс «-ность» в русском языке означает степень овладения определённым качеством , поэтому термин "компетентность" чаще используется для обозначения определённых качеств, степени овладения ими.

Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Таким образом, понятия компетенций, компетентностей значительно шире понятий знания, умения, навыки, т. к. включают направленность личности, ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер- самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Можно также понимать под компетентностью владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Профессиональные компетенции - это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности.

Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья требует от образовательной организации разработку локальных актов (документов), определяющих нормы образовательных отношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ.

Профессиональный стандарт педагога - рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в школьных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.

На сегодняшний день виды нормативно-правовых документов в образовательной организации обучающихся с нарушением зрения можно классификацировать на следующие группы: администрация, завуч, учителя начальных классов.

Администрация образовательного учреждения и педагогический коллектив создают специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ. Особая образовательная среда обеспечит успешную социализацию ребенка в будущем. Формальный подход администрации и учителей к обучению детей с ОВЗ не обеспечит интеграцию обучающихся в образовательную среду и нарушит права детей на получение образования в условиях, которые соответствуют их возможностям.

Отчетная документация является непосредственным отражением содержания деятельности учителя - тифлопедагога (годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения, расписание на первое, второе полугодие, журнал регистрации детей нуждающихся в коррекционных занятиях, журнал учёта коррекционно-развивающих занятий; индивидуальные карты развития ребёнка с ООП (особыми образовательными потребностями); результаты мониторинга; программы и методы коррекционно-развивающей работы, в том числе диагностической, просветительской, консультационной и других видов работы; аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

В практической части проведено исследование учителей СКОШИ №28 которое показало, что в процессе работы с документами у учителей - тифлопедагогов возникают различные трудности: большой объем работы, отсутствие методической поддержки, нехватка рабочего времени на заполнение внутренних документов, нет доступа во внутренний документооборот, трудности при заполнении ежедневных записей.

Для устранения трудностей необходимо разработать программу формирования компетенции по работе с документами у тифлопедагогов.

В третьей главе была разработана программа по формированию компетенции по работе с документами у учителей-тифлопедагогов направлена на повышение профессионального уровня в области работы с документами у тифлопедагогов. В результате освоения программы у педагогов усовершенствуются профессиональные компетенции для выполнения трудовых функций.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Закон РФ «Об образовании РФ« от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф3 (ред. от 04.06.2018г.)

4. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018)

5. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р.

+ еще 55 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Изучение профессиональной компетенции по работе с нормативно-правовой документацией у тифлопедагогов»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 68
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика