Курсовая работа

«Актуальные вопросы правового регулирования применения сотрудниками полиции физической силы»

  • 39 страниц
Содержание

Введение….5

1. Правовое регулирование порядка применения полицией физической силы

1.1. Законодательство РФ о применении полицией физической силы…5

1.2. Применение физической силы сотрудниками полиции….11

2. Актуальные проблемы правового регулирования использования физической силы сотрудниками полиции….19

2.1. Реализация права на использование физической силы полицией…19

2.2. Проблемы, возникающие в ходе применения физической силы сотрудниками полиции 27

Заключение….31

Список использованных источников….34

Введение

Актуальность вопроса о применении физической силы сотрудниками полиции остается грубой реальностью в полицейской практике. Это неудивительно, поскольку социальная роль полиции, существенно отличающая ее от других государственных структур, не может быть правильно понята, за исключением ее способности прибегать к прямому принуждению в случае необходимости.

В системе государственного управления Российской Федерации в целях обеспечения законности применяются различные правовые и организационные меры и методы, оказывающие различное воздействие на участников соответствующих правоотношений. На выбор средств и методов регулирования деятельности участников общественных отношений влияют место и роль в управленческой организации, поставленные цели и задачи, а также законность или неправомерность их поведения. Каждый из этих способов применяется в зависимости от ситуации и целей, поставленных правоприменителем.

Правомерное применение физической силы является гарантией личной безопасности сотрудника полиции, а грамотные и тактически построенные алгоритмы действий позволяют избежать характерных ошибок, которые влекут за собой негативные последствия.

Полиция использует методы управления в своей деятельности для обеспечения законности и порядка. Полиция является самым универсальным правоохранительным органом. Она реализует в своей деятельности разнообразные стимулирующие способы и методы принуждения, обязывающие юридических и физических лиц к соблюдению ограничений и запретов, установленных законодательством. Государственное принуждение занимает центральное место в деятельности полиции. Именно с помощью принуждения осуществляется борьба с преступлениями и административными правонарушениями. Административное принуждение осуществляется многими подразделениями и службами полиции. Меры административного пресечения, применяемые в деятельности полиции, различны. Благодаря этим мерам усиливается потенциал противодействия различным мерам административного принуждения, выявляются преступления и административные правонарушения, а также обеспечивается применение административных взысканий.

На сегодняшний день существует огромное число организационных проблем, которые связаны с осуществлением полицией административных задержаний, использования специальных средств и огнестрельного оружия.

Целью данной работы является изучение актуальных вопросов правового регулирования применения полицией физической силы.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

изучение действующего законодательства по данной теме;

изучение нормы применения физической силы сотрудниками полиции

проанализировать актуальные проблемы правового регулирования применения законодательства сотрудниками полиции.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в случаях необходимости применения физической силы полицией.

Предметом исследования является действующее законодательство, регламентирующее порядок применения полицией физической силы.

Методы исследования: общенаучные методы: анализ, синтез, и частно-научные методы – сравнительно-правовой, анализ нормативных правовых актов и материалов судебной практики.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка библиографии.

Фрагмент работы

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИЦИЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ

1.1. Законодательство РФ о применении полицией физической силы

Термин «физическая сила», впервые использованный в Законе Российской Федерации «О полиции», заменил понятие «приемы САМБО», использовавшееся в Уставе ППС советской милиции (1974 г.) и других более ранних нормативных актах. Закон не раскрывает содержание этого термина, он лишь определяет «боевые приемы борьбы» как одну из разновидностей физической силы.

На сегодняшний день в связи с развитием общества, принятием новых правовых актов и расширением сферы правового регулирования очень распространена проблема возникновения правовых коллизий, что тесно связано с эффективностью применения российского права. законодательства, так как согласованность правовых актов является одним из ключевых требований его эффективности и инструментом восполнения пробелов, коллизий и других недостатков действующих нормативных актов. Построение самого права как непротиворечивой и внутренне непротиворечивой структуры является объективно необходимым средством его успешного функционирования и существования.

Коллизии в законодательстве могут привести к нарушению системного построения правового регулирования и привести к снижению его эффективности.

Коллизия – это технический и юридический дефект; это логическое и языковое нарушение, искажение в выражении и построении норм права в системе законодательства, которое характеризуется отсутствием последовательного, точного нормативного установления .

Если речь идет о сфере отношений, определяемых одним правилом и запрещаемых другим, систему обстоятельств, связывающих прекращение соответствующих отношений или действий, следует трактовать более узко или широко в другом правиле, то необходимо внимание в данном дело о коллизии законодательства, в частности в применении физической силы полицией.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 3 от 7 февраля 2011 г. «О полиции» (далее ФЗ «О полиции») сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия .

Сотрудник полиции должен пройти специальную подготовку. Также он должен периодически проходить проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В случае превышения сотрудником полиции своих полномочий при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия наступает ответственность, установленная законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 ст. 19 Федерального закона «О полиции», в случае применения физической силы сотрудник полиции должен стремиться к минимизации ущерба, действовать с учетом оказываемого ему сопротивления, а также степени и характера опасность публичных действий. Но, несмотря на это обстоятельство, если обратиться к нормам уголовного права, то в них не найдется указания на необходимость «минимизации» причиняемого преступнику вреда в состоянии необходимой обороны и не определены пределы причиняемого вреда .

Следует отметить, что ч. 9 ст. 18 Закона о полиции гласит: «сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами»1.

Остается полагать, что реализация данного принципа на практике позволит усилить правовую защиту сотрудников полиции, а вместе с тем повысить эффективность полицейской защиты прав и законных интересов граждан от преступного и иного противоправного вмешательства.

Проблемы, возникающие в процессе применения законодательства об уголовной защите и задержании, могут привести к тому, что сотрудники полиции в большинстве случаев начинают воздерживаться от применения физической силы для защиты интересов государства, общества и граждан, поскольку сотрудники полиции проявляют разумную осмотрительность, возникает беспокойство до того, как для них наступят неблагоприятные последствия.

Статья 20 данного закона гласит:

1. «Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

- для пресечения преступлений и административных правонарушений;

- для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

- для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

- во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия» .

Сопоставляя условия правомерности уголовно-правового задержания и необходимой обороны, определенных ст. 37 и 38 Уголовного кодекса РФ и гл. 5 ФЗ «О полиции», можно прийти к выводу о том, что на сегодняшний день простые граждане наделены большим количеством прав на защиту своих интересов, в отличие от сотрудников полиции .

Анализируя вышеизложенное, следует отметить, что сотрудники полиции при применении необходимой защиты при исполнении своих служебных обязанностей в первую очередь будут ориентироваться на положения Федерального закона «О полиции», хотя положения УК РФ определяются иметь равнозначную юридическую силу Реализации положений о необходимой обороне, независимо от профессиональной подготовки или служебного положения.

Наличие несоответствий в правовом регулировании по вопросам, связанным с задержанием преступников и применением сотрудниками полиции необходимых средств защиты, свидетельствует о существовании между нормами статей 37 и 38 УК РФ и ч. 5 Федерального закона «О полиции» межотраслевых конфликтов.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1.Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Закон о полиции по-прежнему не раскрывает содержания понятия «физическая сила», указывая лишь на «боевые приемы борьбы» как на разновидность физической силы. Представляется, что физической силой в соответствии с Законом о полиции следует считать предпринимаемые в законных целях и не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия физические действия сотрудника полиции, направленные против отдельных граждан либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности этих граждан, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, а также в повреждении или временном изъятии принадлежащего кому-либо имущества.

3. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

По мнению большинства ученых, правовой основой применения физической силы сотрудников полиции всегда следует считать нормы действующего уголовного законодательства о необходимой обороне, крайней необходимости и задержании преступника, запретах и предписаниях. В свою очередь, административное законодательство можно определить как общий фундамент правового регулирования.

4. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, Законом о полиции и другими федеральными законами.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия определен в главе 5 Закона о полиции.

Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

5. Проанализировав реализацию права на использование физической силы полицией можно сказать, что при применении физической силы, сотрудник полиции действует с учетом сложившейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, оказываемого ими сопротивления. Сотрудник полиции выступает в качестве представителя власти, но по общему правилу это не ограничивает его в правах, которые предоставлены любому физическому лицу. Здесь в полной мере действуют положения УК РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Поэтому, когда сотрудник полиции находится в состоянии необходимой обороны или действует как любое физическое лицо, он не ограничен теми запретами и ограничениями, которые сформулированы в главе 5 Закона о полиции, на полицейское огнестрельное оружие.

Учитывая сказанное, представляется целесообразным и актуальным ч. 3 ст. 18 ФЗ « О полиции» изложить следующим образом: «Сотрудники полиции не несут никакой ответственности за любой физический, моральный и материальный вред, причиненный нарушителю закона в результате применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если они действовали в соответствии с условиями и требованиями настоящего ФЗ, предусматривающего основания и порядок их применения».

6. Рассмотрев актуальные проблемы правового регулирования использования физической силы сотрудниками полиции можно заключить: прежде чем применять физическую силу, сотрудник полиции должен убедиться в отсутствии или несостоятельности доступных ему «мирных» способов достижения законных целей. Данное требование содержится и в ряде решений Европейского суда по правам человека. Частью 1 ст. 20 Закона о полиции допускается применение ее сотрудниками физической силы при условии, что «несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей».

В теории и на практике по-разному решается вопрос о пределах применения сотрудниками полиции физической силы для пресечения таких противоправных действий, которые выражаются лишь в словесной форме (например, нецензурная брань в общественном месте при мелком хулиганстве или оскорблении сотрудника полиции и т.п.). Предполагается, что если уговоры сотрудника полиции и сам факт задержания соответствующего лица на месте правонарушения не привели к его прекращению, эта цель вполне может достигаться применением физической силы до тех пор, пока правонарушение не будет прекращено. Однако вред здоровью правонарушителя, причиненный применением физической силы, должен быть легкий.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями и одобренными в ходе общ. голосования от 1.07.2020г)// http://www.c**sultant.ru/

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // СПС «Консультант Плюс», 2022 г.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 26.03.2022)// Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, (часть I), 07.01.2002, ст.1

4. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О полиции»// Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, N 7, ст. 900. (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.g**v.ru

5. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 30.04.2021) О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)// СПС «Консультант Плюс», 2022 г.

+ еще 37 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Актуальные вопросы правового регулирования применения сотрудниками полиции физической силы»
Раздел: Административное право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 39
Цена: 900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика