Дипломная работа

«Перфекционизм и прокрастинация как личностные факторы депрессивных и тревожных состояний»

  • 128 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНЫХ И ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ 9

1.1 Тревожные состояния и тревожные расстройства личности 9

1.2 Депрессивные расстройства, их виды и особенности 16

1.3 Перфекционизм как личностная черта, теоретические модели и методики исследования 22

1.4 Феномен прокрастинации и его связь с аффективными состояниями личности 32

Выводы по первой главе 47

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА И ПРОКРАСТИНАЦИИ КАК ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ ДЕПРЕССИВНЫХ И ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ 48

2.1. Организация и методы исследования 48

2.2. Анализ результатов исследования 52

2.3. Программа профилактики перфекционизма и прокрастинации у студентов 68

Выводы по второй главе 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75

ПРИЛОЖЕНИЕ 83

Введение

Актуальность проблемы. В современном мире как никогда стоит проблема значительного распространения депрессивных и тревожных расстройств. Количество заболеваний по всему миру достигло максимума и продолжает расти каждый день. Причина кроется в глобальном техническом и технологическом развитии, повышении информатизации общества и многократном росте количества информации, которую человек ежеминутно «пропускает» через себя. Тревожные состояния, если их вовремя не диагностировать и не лечить, могут привести к развитию тревожного расстройства, а следовательно, тяжелым последствиям, таким как нарушение социальной адаптации, алкоголизация и даже суицид.

Данные виды расстройств сами по себе обладают непростой структурой возникновения и протекания, а поскольку они могут также и сопутствовать друг другу, то необходимость изучения причин и факторов их возникновения является важной и актуальной задачей.

Рассуждения о том, существует ли зависимость между наличием аффективных состояний и такой чертой, как «перфекционизм» поднимаются с середины 1980-х годов. Существует мнение, что излишнее стремление к со-вершенству связано с наличием у человека психических отклонений.

Феномен прокрастинации является достаточно новым понятием, как для отечественной, так и для зарубежной психологии. Проявление феномена прокрастинации - невозможности выполнить дела даже при условии наступления негативных последствий, может свидетельствовать о наличии у человека отклонений, связанных с возможными психическими заболеваниями.

Очевидно, что данные феномены являются сложными конструктами, структура и состав которых до сих пор до конца не изучении вопрос о том, являются ли данные явления личностными факторами эмоциональных расстройств остается открытым и актуальным.

Цель исследования: изучение перфекционизма и прокрастинации как личностных факторов депрессивных и тревожных состояний.

Объект исследования: перфекционизм и прокрастинация как черты личности.

Предмет исследования: перфекционизм и прокрастинация как личностные факторы депрессивных и тревожных состояний.

Гипотезы исследования: Перфекционизм и прокрастинация являются личностными факторами тревожных и депрессивных состояний.

В качестве вспомогательных гипотез рассматриваются следующие:

1) перфекционизм является личностным фактором тревожных и депрессивных состояний;

2) существует взаимосвязь между прокрастинацией и тревожными и депрессивными состояниями;

3) тревожные и депрессивные состояния обладают свойством коморбидности.

В соответствии с целью и гипотезой были представлены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы изучить этиологию и патогенез тревожных состояний и тревожных расстройств личности.

2. Проанализировать исследования депрессивных расстройств, их виды и особенности.

3. Рассмотреть феномен перфекционизма как личностную черту, теоретические модели и методы его диагностики.

4. Изучить феномен прокрастинации и его связь с аффективными состояниями личности.

5. Исследовать взаимосвязь перфекционизма и прокрастинации с тревожными и депрессивными состояниями у лиц с аффективными нарушениями и условно здоровых.

6. Разработать программу профилактики перфекционизма и прокрастинации у студентов.

Методы исследования:

I. Теоретические методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования.

II. Эмпирические методы: тестирование с помощью комплекса методик:

1. Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчинова).

2. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.Зунга (адаптация Т.И. Балашовой)

3. Шкала общей прокрастинации К. Лэй (General Procrastination Scale/GPS)

4. Многопрофильная шкала перфекционизма Хьюитта и Флетта (MPS- H)

111. Методы статистической обработки данных:

1. Методы статистического анализа:

- критерий Колмогорова-Смирнова

- t-критерий Стьюдента.

2. Методы корреляционного анализа:

- критерий корреляции Пирсона - для выборок с нормальным распределением;

- критерий ранговой корреляции Спирмена - для выборок с распределением, отличающимся от нормального.

Этапы исследования:

Первый этап - теоретический. Изучение и анализ психологической литературы, формулирование актуальности работы, проблемы исследования, выделение объекта, предмета исследования, постановка цели и задач исследования.

Второй этап - эмпирический: подбор диагностического инструментария, выбор базы и выборки исследования, проведении диагностики, интерпретация и статистический анализ полученных данных, разработка программы профилактики перфекционизма и прокрастинации для студентов.

Третий этап - аналитический. Анализ, систематизация и обобщение полученной в ходе эмпирического исследования информации, формулирование выводов, заключения, оформление выпускной квалификационной работы.

База исследования: исследование проводилось на базе кафедры воз-растной и социальной психологии ФГБОУ ВПО «БГПУ им. Акмуллы».

Выборка исследования: В исследовании приняли участие студенты и преподаватели Башкирского Государственного Педагогического Университета им. М. Акмуллы, Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета и Уфимского Государственного Нефтяного Технического Университета. Возраст испытуемых от 18 до 55 лет. Общее количество ре-спондентов составило 104 человека. Выборка была сформирована случайным образом.

Положения, выносимые на защиту:

1. Характер взаимосвязи между личностными факторами (перфекционизм и прокрастинация) и аффективными состояниями (тревожность и депрессивность) отличается у лиц, страдающих аффективными расстройствами, и условно здоровых испытуемых.

2. Лица с аффективными расстройствами отличаются от условно здоровых лиц более высоким уровнем общего перфекционизма, а также большей склонностью чаще откладывать дела на потом.

3. У лиц, не имеющих расстройств тревожного и депрессивного спектра, перфекционизм и прокрастинация являются личностными факторами тревожных и депрессивных состояний.

4. У лиц с аффективными нарушениями перфекционизм и прокрастинация не играют решающей роли в возникновении расстройств тревожного и депрессивного спектра. Причина данных нарушений имеет другую природу, лежащую за рамками настоящего исследования.

5. Тревожные и депрессивные состояния обладают свойством коморбидности.

Достоверность результатов исследования обеспечена ясностью его теоретико-методологических основ, репрезентативностью выборки, приме-нением надежных и валидных методов исследования, разнообразием взаимо-дополняющих методик, использованием адекватных методов статистической обработки эмпирических данных.

Научная новизна исследования: в исследовании впервые был выявлен различный характер взаимосвязи между уровнями аффективных состояний (тревожности и депрессивности) и уровнями перфекционизма и прокрастинации как личностных факторов данных состояний у лиц, имеющих нарушения аффективного спектра и условно здоровых лиц.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и расширении научных представлений о перфекционизме и прокрастинации как факторах, влияющих на возникновение и протекание тревожных и депрессивных состояний. Представлены современные взгляды на проблему влияния феноменов перфекционизма и прокрастинации на жизнь человека.

Практическая значимость исследования состоит в возможности ис-пользования полученных результатов в практической деятельности психологов и смежных специалистов, работающих с клиентами в рамках индивидуального консультирования по вопросам коррекции аффективных состояний. Разработанная программа профилактики перфекционизма и прокрастинации для студентов может быть рекомендована к использованию в образовательных организациях и психологических центрах.

Апробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования докладывались на заседании кафедры возрастной и социальной психологии, а также были опубликованы и докладывались на очной межвузовской научно-практическом семинаре «Психическое здоровье в реалиях современного мира» (Уфа, 2019) и очной международной научно-практической конференции «Духовный мир мусульманских народов. Гуманистическое наследие просветителей в науке, культуре и образовании» (XV Акмуллинские чтения).

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы из 64 источников, в том числе 21 на иностранном языке. Работа представлена на 82 страницах машинописного текста и включает 13 таблиц и 4 приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНЫХ И ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ

1.1 Тревожные состояния и тревожные расстройства личности

Каждый человек в мире периодически испытывает чувство тревоги. Это совершенно нормально, поскольку она возникает как реакция на возможную опасность. Тревога появляется на всем этапе жизненного пути человека и выражает ощущение неопределенности, ожидания отрицательных событий. Тревога основывается на базовом инстинкте человека - инстинкте самосохранения, и необходима для того, чтобы обезопасить себя в определенных ситуациях.

Тревога представляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущих событий. Она возникает в ситуациях, когда ещё нет (и может не быть) реальной опасности для человека, но он ждёт её, причём пока не представляет, как с ней справиться. По мнению некоторых исследователей, тревога представляет собой комбинацию из нескольких эмоций - страха, печали, стыда и чувства вины.

Но наличие тревоги является нормой только тогда, когда существует реальная угроза или причина, которая обуславливает появление этой самой тревоги. В тех случаях, когда предмета волнения нет, но тревога все равно продолжает безосновательно влиять на жизнь человека, тогда это может говорить о наличии у человека тревожного расстройства [8].

Тревожное расстройство является невротическим состоянием и характеризуется постоянным беспокойством человека по поводу жизненных обстоятельств, своей внешности или отношений с окружающими людьми. Из- за внутреннего дискомфорта и неприятных мыслей больные часто замыкаются в себе, ограничивают круг общения и не развивают свои способности.

Тревожные расстройства является кластером расстройств, принадлежащих аффективному спектру. Наряду с депрессивными и соматофорными расстройствами являются эпидемиологически значимыми [35].

По данным различных исследований, проведенных в 1990-х годах, в мире тревожным расстройством страдает от 15 до 20% людей. Наличие тревожного расстройства увеличивает риск возникновения депрессивного расстройства (в 15 раз) и химической зависимости (в 20 раз). По данным исследований, половина пациентов, обладающих тревожными расстройствами, имеют проблемы с алкогольной зависимостью, а четверть пациентов имеет лекарственную зависимость от определенных групп препаратов. Как и наоборот, треть пациентов, обладающих алкогольной зависимостью, имеют тревожные расстройства.

Одна из проблем состоит в том, что чаще всего тревожное расстройство у пациента некорректно диагностируется и лечится, что только усугубляет положение. Несвоевременное выявление, как и неправильное лечение, способствует превращению тревожных расстройств в хронические, а также закреплению различных форм алкогольной и/или наркотической зависимости. Поэтому критически важно проводить своевременную и корректную ди-агностику с целью разработки более эффективной помощи пациентам.

По исследованиям, проведенным в США Комитетом по национальному здоровью, в течение жизни 14,6% населения хотя бы раз испытывали тревожное расстройство. По данным других исследований этот процент значительно выше и составляет 24,9%. При этом одномоментно страдает каким- либо тревожным расстройством 9% населения.

Когда человек испытывает разовую тревогу, которая не переходит в тревожное расстройство, это называют панической атакой. На протяжении жизни панические атаки испытывают до 15% населения [36].

В качестве аспектов возникновения тревожного расстройства рассматривают психологические предпосылки. Психоаналитическая теория объясняет появление тревоги как индикатор появления неприемлемой, запретной потребности или импульса, которые побуждают индивида бессознательно предотвращать их выражение. Еще З. Фрейд отмечал тот факт, что тревога является бессознательным выражением, позволяющим защитить «Эго». С точки зрения теории бихевиоризма, тревога возникает как условно-рефлекторная реакция на какие-либо устрашающие стимулы [32].

Классификация тревожных расстройств. З. Фрейд еще в 1894 году дал первое описание тревожного невроза, выделив три критерия, которые позволяют выделить тревожный невроз:

1) наплыв тревоги (сейчас чаще говорят о панической атаке);

2) ожидание наплыва тревоги;

3) вторичное фобическое избегание.

Заключение

В ходе проведенного исследования были изучены и проанализированы депрессивные и тревожные состояния, причины их возникновения, различные точки зрения на данные явления, а также различные подходы к изучению аффективных расстройств. Были подробно рассмотрены возможные типологии и классификации эмоциональных расстройств. Далее были проанализированы феномены перфекционизма и прокрастинации. В теоретической части исследования были рассмотрены составы данных конструктов, возможные причины возникновения, классификация и различные методики изучения перфекционизма и прокрастинации. Было рассмотрен вопрос влияния проявления таких черт характера, как перфекционизм и прокрастинация, на возникновение аффективных расстройств личности.

Также в ходе теоретического изложения был изучен вопрос коморбидности тревожных и депрессивных состояний личности.

В эмпирической части исследования был проведен подбор необходимого диагностического инструментария, выбор базы и выборки исследования; была проведена диагностика и интерпретация полученных первичных данных. Затем был осуществлен статистический анализ. В ходе данного этапа была разработана программа профилактики перфекционизма и прокрастинации для студентов.

В ходе аналитического этапа исследования были проведены систематизация и обобщение полученных данных Анализ полученных практических данных позволил ответить на вопрос о том, являются ли феномены перфекционизма и прокрастинации личностными факторами депрессивных и тревожных состояний. Был проведен статистический и корреляционный анализ полученных на прошлом этапе данных. Исходя из анализа, мы сделали вывод о том, что такие личностные черты характера, как перфекционизм и прокрастинация являются факторами эмоциональных нарушений. Данный вывод подтвердился и на условно здоровой группе. В группе с высоким уровнем аффективных нарушений данная связь не была обнаружена и это говорит о том, что перфекционизм и прокрастинация напрямую не влияют на поддержание высокого уровня тревожности и депрессивности.

Также была подтвердилась гипотеза о том, что у лиц, обладающих высоким уровнем тревожных и депрессивных состояний наблюдается повышенный уровень перфекционизма и прокрастинации относительно условно здоровой группы.

В ходе дальнейшего анализа была подтверждена гипотеза о коморбидности тревожных и депрессивных нарушений личности.

На последнем этапе работы был сделан интересный вывод о том, что ориентированный на себя перфекционизм обладает обратной корреляционной связью с уровнем прокрастинации, что говорит о том, что требовательный к себе человек реже страдает от прокрастинации.

Список литературы

1. Адлер А. Индивидуальная психология [Текст] / А. Адлер. - М.: Изд-во МГУ, 1986. - С. 131-140.

2. Барабанщикова В.В., Каминская Е.О. Феномен прокрастинации в дея-тельности членов виртуальных проектных групп [Текст] / В.В. Бара-банщикова, Е.О. Каминская // Национальный психологический журнал. - 2013. - №2 (10). - С. 43-51.

3. Болотова А.К., Чеврениди А.А. Временной модус прокрастинации в ре-троспективе: виды, предикторы и последствия [Текст] / А.К. Болотова, А.А. Чеврениди// Культурно-историческая психология. - 2017. - Т. 13. - № 4. - С. 101-108.

4. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования [Текст] / Я.И. Варваричева // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 121-131.

5. Варваричева Я.И. Психологические механизмы феномена лени [Элек-тронный ресурс]. // Ломоносов-2007: материалы докл. XIV Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых / Отв. ред. И.А. Алеш-ковский, П.Н. Костылев. - М. - 2007. URL:

http://www.p**y.msu.ru/science/conference/lomonosov/2007/thesis/Varvaric heva_YI.pdf (дата обращения: 22.05.2019).

+ еще 59 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Перфекционизм и прокрастинация как личностные факторы депрессивных и тревожных состояний»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 128
Цена: 3100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика