Магистерская работа

«Воспитание обучающихся на основе башкирских народных танцев юго-восточных башкир»

  • 108 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Народная хореография юго-восточных башкир

1.1 Общая характеристика башкирской народной хореографии

1.2 Классификация башкирских народных танцев

1.3 Особенности народных танцев юго-восточных башкир

Глава II. Педагогические условия воспитания обучающихся посредством башкирской народной хореографии

2.1 Особенности организации внеклассной работы по танцевальному искусству

2.2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению башкирской народной хореографии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования. Интенсивные процессы модернизации, не учитывающие особенности национального духа и менталитета россиян, не созвучные с глубинными архетипами российской культурной традиции, способствуют росту социальной поляризации, наступлению массовой низкопробной культуры. Исходя из этого, на сегодняшний день очень важно развивать духовное и нравственное пространство системы образования. Ещё К.Д. Ушинский отмечал о духе школы, говоря, что самое главное формируют не стены школы, не знания, полученные на занятиях, а дух образовательного учреждения. А создать его, не развивая полноту духовных и нравственных отношений нельзя. Поэтому духовное и нравственное воспитание становится важнейшей причиной возрождения российской системы образования.

Общепринято, что одним из эффективных средств воспитания, духовного развития обучающихся является искусство, в частности, хореография. Хореография - это мир, куда человек входит однажды и остаётся его поклонником раз и навсегда. Всеобщее развитие учащегося протекает более благополучно, если к средствам воспитания дополняется танец.

Хореография представляет важную роль в воспитании детей. Это связано с ее универсальностью, которая сочетает в себе приемы музыкально-пластического, спортивно-физического, художественно-эстетического развития. Танцевальное произведение, впрямую передающее замысел художника, как и любой другой вид искусства - важный метод эстетического воспитания.

Изучение народной хореографии необходимо также для сохранения этнической идентичности. Народный танец на многих этапах истории человечества, начиная с древних времен, был основой хореографической культуры общества.

У башкир танец является одним из наиболее популярных видов искусства. В нем нашли отражение особенности быта, тесно связанного с хозяйственной жизнью, древними верованиями. В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах. Как известно, эпические произведения, сказки пелись, разыгрывались в драматических пантомимах, плясках.

Региональные отличия в этнически однородной культуре башкир заметно выражены в обрядах, в составе которых в прошлом функционировали танцы. По особенностям хореографической культуры восточных башкир, Л.И. Нагаевой выделены три района: юго-восточный, северо-восточный и зауральский. В представленной работе нами будут рассмотрены танцы юго-восточных башкир.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в 2020 году в Республике Башкортостан будет проходить Всемирная Фольклориада, целью которой также является изучение и пропаганда народной культуры.

Степень изученности. Анализ работ, близких к проблеме исследования, свидетельствует о том, что в воспитание подрастающего поколения активно разрабатывались философские труды о проблемах духовности и этики, о проблемах искусства (А.А. Климов, И.А. Моисеев, В.К. Нестеров, Ю.Ф. Абдрашитов, А.Р. Ахметов, Д.И. Бахтизина, А.Р. Гареев,); идеи личностно-деятельностного подхода (А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреев, М.Я. Басов, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский); труды о духовно - эстетическом воспитании (А.Г. Андреева, Л.П. Буева, И.В. Бурцева, Е.С. Волков); труды о башкирской народной хореографии(Ф.А. Гаскаров, Л.И. Нагаева, Л.М. Беляева, Ф.Б. Ахметшин, М.А. Тагирова).

С 1930-х до 1970-х гг. XIX века выходили сборники солидных изданий А.И. Бочарова, А.Я. Вагановой, В.В. Ванслова, М.В. Васильевой- Рождественской, Г.Д. Добровольской, B.C. Костровицкой, Е.Я. Суриц.

Колоссальное влияние оказали труды указанных авторов на степень общины образовательного развития в области хореографического образования в Советском Союзе.

Выявлению свойств развитий духовных, нравственных и эстетических воспитаний учащихся посвящены труды таких ученых, как В.Г.Асеевой, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, А.К.Марковой, А.Г.Рузской.

Т.Б. Бадмаева, Э.А. Королева, С.С. Лисициан, Л.И. Нагаева, Э.Х. Петросян, Х.В. Суна, Г.Х. Тагиров, Ж.К. Хачатрян, Ю.М. Чурко проводили исследования в сфере этнической хореографии Советского Союза в 19801990-х годов, они рассматривали и систематизировали народные танцы.

На сегодняшний день вопросы хореографии в России решают такие ученые, как О.Б. Буксикова, А.Г. Бурнаев, Е.И. Григорьева, О.Л. Ефимова- Соколова, О.В. Ромах, Л.К. Сальманова.

Объектом исследования определена башкирская народная хореография.

Предмет исследования - традиционная танцевальная культура юго - восточных башкир как средство воспитания.

Целью исследования является комплексное изучение народных танцев юго-восточных башкир для использования их потенциала в воспитании обучающихся.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

- изучить исторические предпосылки формирования башкирской народной хореографии;

- выявить особенности танцев юго-восточных башкир;

- разработать формы и методы воспитание обучающихся на основе башкирской народной хореографии.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой методически правильно подобранный башкирский народный танец для детей школьного возраста поможет развить духовную культуру.

При разработке проблемы использовались традиционные методы наблюдения, анкетирования, описания, экспериментальная работа.

Методологической основой исследования послужили:

- труды о духовно-эстетическом воспитании (А.Г. Андреева, Л.П. Буева, И.В. Бурцева, Е.С. Волков);

- труды о башкирской народной хореографии (Ф.А. Гаскаров, Л.И. Нагаева, Л.М. Беляева, Ф.Б. Ахметшин, М.А.Тагирова).

Научная новизна исследуемой темы обусловлена необходимостью теоретической и практической разработки проблемы использования педагогов-хореографов школ и учреждений дополнительного образования в условиях повышения интереса к истории и культуре родного края, духовного воспитания, возрождения национального самосознания, создания методических рекомендаций для преподавания танцев в школах РБ.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты особенности народной хореографии юго-восточных башкир и материалы исследования могут быть полезны для педагогов-хореографов школ и учреждений дополнительного образования детей. Результаты исследования могут быть использованы начинающими руководителями танцевальных коллективов.

Апробация результатов исследования. Выпускная квалификационная работа была обсуждена на заседаниях кафедры башкирской литературы Башкирского государственного педагогического университета имени М.Акмуллы. Основные положения работы докладывались на научно-теоретических и научно-практических конференциях, методологических семинарах. Результаты исследования нашли отражение в 2 публикациях.

Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Фрагмент работы

Глава I. Народная хореография юго-восточных башкир

1.1. Общая характеристика башкирской народной хореографии

Как система культово-магической деятельности, танец состоит из ритмических движений, пластических поз, имеющих и практические, и эстетические замыслы, реализующиеся под напевное или звуковое сопровождение. Испокон веков имело место осознание человеком сакральности необычных по сравнению с профанной деятельностью смысловых движений, что отразилось в мифах, сказках, преданиях. Многие народы воспринимали танец как божественное действие: японцы называли танец «ками асаби» (игра богов), ацтеки - «идут как боги» и т.д. Именно восприятие и использование танца как некоего священнодействия, эффективного способа решений целей обеспечило живучесть танца, его импровизационность применительно ко времени [Султангареева, 2013: 5].

Башкирский фольклорный танец, развиваясь на фоне общечеловеческой традиционной культуры, обнаруживает типологические черты экспрессивности, функциональности и яркой изобразительности, одновременно представляя собой знаковый этнический феномен, важнейшую часть народного творчества. Его генетические истоки восходят в глубокую древность осознания человека частью природы и своей зависимости от Природы. Фольклорный танец прост по технике исполнения, имеет характер пластического обыгрывания ситуаций, в стилистике преобладают подражание, яркий эмоциональный посыл и эстетический, образный повтор жизненных эпизодов. Культовое поклонение Природе, чувственно-созерцательное восприятие окружающей среды и человеческих отношений, выраженные в народной пластике, обеспечили уникальную ценность танца как источника историко-этнографических, мировоззренческих знаний и многовекового творческого опыта предков.

За многие столетия своего развития, осваивая способы и нормы языка жестов, народный танец приобретает качества сюжетно-драматического искусства с ясно выраженной символикой национального духа, психологии, ментальности и пластического стиля.

История изучения башкирских народных танцев восходит к XVII-XVIII вв. Описания и фиксации башкирского танца производились уже в начале XVII в. В трудах И.И. Лепехина, С.И. Руденко, И. Палласа и других танец, записанный хоть и фрагментарно, представляется как сложный функциональный комплекс, значительно хорошо передающий характер, природу башкирского акционального жанра. Ретроспективный анализ описанных танцев дает возможность воссоздания целостности комплексов, а также проследить динамику, функциональные особенности и пути развития башкирского народного танца, в истории которого имеются и шаманистские, и культурно-магические традиции.

Ученый-путешественник И.И. Лепехин описал обряд кампания, при помощи которого башкиры прогоняли беса. Описание коллективного акта представляет редкостный образец, свидетельствующий об особенностях элементов ритуального танца и его функций, лексики жесткого языка как форм выражения древних верований. Основным действующим лицом был шайтан-куряза, чертовидец, как в старину называли шаманов, знахарей, совершающих лечебные акты. В описании камлания шамана (у башкир - баксы), сделанном И. Лепехиным, зафиксирована синкретичная (единство слов, действ, жестов) природа творчества, особенности исполнения специальных ритуальных молитвословий. По своей природе телодвижения башкирского баксы обнаруживают типологические сходства с камланиями и шаманскими плясками, издревле имевшими место в традициях различных народов.

Заключение

Результаты проведенного исследования, их обобщение и соответствующая интерпретация позволяют сделать следующие выводы.

Народные танцевальные обычаи и традиции башкирского народа, их роль в духовном развитии обучающихся не потеряли и сегодня своей значимости: богатое достояние танцевального искусства башкир, его наследие, являются важным историческим явлением и колоритным показателем народных форм и приемов воспитания духовного развития обучающихся.

В юго-восточной части республики башкирский танец имеет значительный духовный потенциал. В условиях нашей республики нужно обращаться, кроме изучения лучших танцевальных образцов мировой культуры, к танцам башкирских постановщиков-балетмейстеров для развития у обучающихся чувства патриотизма, коллективизма, интернационализма, гордости за страну и других морально-этнических качеств.

Приобщение к башкирской народной хореографии наиболее эффективно в младшем возрасте, потому что этот период является чувствительным для духовного воспитания.

Проведенное исследование, сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной групп подтверждают, что применение башкирского танца является результативным действием духовного воспитания обучающихся разных возрастов.

Обращаться к башкирскому танцу актуально в республиках с многонациональным составом, особенно, в Республике Башкортостан. Богатые обычаи и традиции нравственного и морально-этического воспитания способствуют развитию национального понимания и межнациональной толерантности, утверждению высококачественной межнациональной конфигурации социальной жизни, развивающейся личности учащегося, который включает также и народно-танцевальные формы общественной организации детского коллектива - от хороводов и плясок до вживания в собственную танцевальную культуру.

Исследование, безусловно, не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Качественные изменения теории и методики формирования духовной культуры необходимы, поскольку не все социальные преобразования создают нравственные ориентиры. Использование духовного потенциала башкирского танца в процессе танцевально-эстетического воспитания способствует формированию мировоззрения учащихся.

В определении этой проблемы особое значение принадлежит воспитанию учащихся посредством танца, который способствует воспитанию духовного начала личности, выражению духовного опыта индивида, восстановлению взаимоотношений между воспитанниками.

Список литературы

1. Аминев З.Г. Мифоритуальные основы башкирского праздника «Сабантуй» / Ватандаш. - 2006.- №6.

2. Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности / Вестник МГУ. Сер.7. Философия. - 2001. - №1

3. Астафьева О.Н. Массовая культура / Глобалистика. Энциклопедия. - М.: ЦНПП «Диалог», ОАО Издательство «Радуга», 2003. - 1323 с.

4. Атанова Л.П. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора. - Уфа, 1992. - 190 с.

5. Ахметжанова Н.В. Башкирская этномузыкология. Исследование. 4.1. Изд.2-е. доп. - Уфа, 2008. - 160 с.

+ еще 82 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Воспитание обучающихся на основе башкирских народных танцев юго-восточных башкир»
Раздел: Культурология
Тип: Магистерская работа
Страниц: 108
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика