Магистерская работа
«ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ В РАМКАХ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
- 78 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОЧИНЕНИЕ В СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Особенности экзаменационной модели ОГЭ по русскому языку.7
1.2. Основные подходы к проверке и оценке сочинения-рассуждения.10
1.3. Сочинение-рассуждение как средство формирования коммуникативных навыков обучающихся в основной школе 17
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА II. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ- РАССУЖДЕНИЮ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированное™ коммуникативной компетенции учащихся 9 класса 21
2.2. Этапы работы над сочинением ОГЭ по русскому языку 30
2.2.1. Алгоритм выполнения задания 15.1 31
2.2.2. Алгоритм выполнения задания 15.2 43
2.2.3. Алгоритм выполнения задания 15.3 47
Выводы по второй главе 51
ГЛАВА III. БАНК ТЕКСТОВ СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
Актуальность темы ВКР. Наше исследование посвящено одной из актуальных проблем современности, когда школьная реформа диктует иной подход к решению поставленных задач в условиях введения профессиональных стандартов образования в связи со введением ФГОС. В настоящее время приходится перестраивать всю налаженную систему, включая работу учителя-специалиста, так как во все сферы жизнедеятельности особым быстрым темпом ворвались в последнее десятилетие ИКТ, что в свою очередь не может не оставаться незамеченным. Преобразования на всех этапах образования, включая дошкольное образование, диктуют особые условия для передачи обучающимся компетенций (вместо ЗУНов) и проверки уровня сформированности этих же компетенций (введение профессиональных стандартов, системы НСУР, становление устойчивой системы ИГА выпускников (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ) и др.). Известные педагоги и психологи, теоретики и методисты рассматривают в своих многочисленных исследованиях, трудах современный процесс образования, однако эти работы отличаются разнообразием подходов, методов и критериев к оценке сложившейся системы оценивания результатов ИГА. Этим фактором и объясняется наше обращение к одной из актуальных проблем в теории и методике преподавания русского языка и литературы в основной школе.
Все преобразования, имеющие фактор влияния на действительность российской системы образования, претерпели в последние десятилетия огромное влияние не только на сам путь развития, но и на формы и методы образовательного процесса. При этом основополагающие принципы обучения и педагогические пути преподавания и обучения отдельных дисциплин в свете ФГОС предполагают владение профессиональными компетенциями на уровне специалистов высшего образовательного звена и на уроках русского языка, и на уроках литературы. При этом совместными усилиями предстоит решить насущные вопросы, которые встают перед учителями-словесниками. Пути к совершенствованию филологического образования в основной и средней школы намечены в стандартах образовательной организации каждого субъекта.
Государственная итоговая аттестация в форме ОГЭ - обязательный экзамен, завершающий освоение образовательных программ основного общего образования. Это, безусловно, очень серьёзное и ответственное дело, но нельзя считать сдачу экзамена целью обучения и подчинить ей весь образовательный процесс, учитель должен руководствоваться принципом - обучать языку, а не сдаче экзамена. Мы учим школьников предмету для того, чтобы они осознанно пользовались богатством выражения чувств, грамотно писали, умело выражали свою точку зрения. А всё это и послужит успешной сдаче экзамена в девятом классе.
Как организовать обучение русскому языку, чтобы выпускники успешно справились со всеми заданиями экзаменационной работы? На какие виды деятельности при подготовке к экзамену необходимо обратить особое внимание? - Поиск ответов на эти вопросы и породил актуальность выбранной нами темы исследования.
Цель данной работы - попытка систематизировать имеющийся материал по подготовке девятиклассников к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку и создать банк текстов сочинений-рассуждений к вариантам КИМ из открытого банка, опубликованного на странице ФИПИ.
Выдвигаем ряд задач, которые помогут при достижении основной цели:
- проанализировать имеющуюся методическую литературу по подготовке успешному проведению ОГЭ по русскому языку в 9 классе;
- ознакомиться с открытым банком данных, опубликованном на официальном сайте ФИПИ;
- выбрать определенные варианты КИМ из открытого банка данных и провести констатирующий эксперимент;
- проанализировать итоги констатирующего эксперимента и провести пробный экзамен в 9 классе;
- представить методические материалы - банк текстов сочинений для подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Объектом исследования являются варианты КИМ по русскому языку для проведения ОГЭ.
Предмет исследования - процесс подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Теоретическую основу исследования составили нормативные документы (положения) по содержанию ОГЭ по русскому языку: Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ОГЭ по русскому языку в 2019 году; Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2019 году ОГЭ по русскому языку и методические работы известных педагогов, занимающихся проблемами обучения написанию сочинений различных жанров: В. Борисовой [18], Г. Глинкиной [19-20], И. Добротиной [22-26], Т. Егораевой [29, 40, 42], А. Нарушевич [5, 38-39], Сениной [47, 49], И. Цыбулько [50] и др.
Методы исследования:
- теоретические (анализ и обобщение литературы по теории и методике обучения русскому языку и литературе, анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих подготовку и проведение ОГЭ по русскому языку в основной школе, анализ контрольно-измерительных материалов);
- моделирование педагогической деятельности (выявление оптимальных условий, способов, средств обучения в основной школе);
- эмпирические (изучение и обобщение передового опыта преподавания русского языка в основной школе, проведение итоговых проверочных работ и анализ их результатов).
Научная новизна работы определяется образовательными стандартами нового поколения и требованиями к успешному проведению ОГЭ в основной школе по русскому языку.
Практическая значимость ВКР предполагает смелое использование части методических материалов, представленных в ней, учителями- словесниками при подготовке обучающихся к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку. Банк данных сочинений-рассуждений имеет практическую ценность как образцы выполнения творческих работ и на уроках литературы.
Структура работы представлена двумя главами, пятью параграфами, раскрывающими суть самой выпускной квалификационной работы; заключения, списка литературы из 50 наименований и банка текстов сочинений-рассуждений, написанных учениками по КИМ из открытого банка, размещенного на официальном сайте ФИПИ, который содержится в третьей главе.
ГЛАВА I. СОЧИНЕНИЕ В СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Особенности экзаменационной модели ОГЭ по русскому языку
При разработке модели контрольных измерительных материалов 2018 г. для выпускников за курс основной школы, по данным ФИПИ, «одним из главных был вопрос преемственности контрольных измерительных материалов ЕГЭ и материалов государственной итоговой аттестации выпускников основной школы классов» [1]. Разрабатывались задания, которые, как и в ЕГЭ, проверяют не только умения, необходимые в области русского языка, но и общеучебные умения (умение адекватно понимать информацию прочитанного текста; комментировать эту информацию, раскрывая ее личностный смысл; использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента).
Выбор видов работы с текстом - сжатое изложение (Задание 1) и сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста (Задание 15) -также обусловлен практическими умениями, которые должны быть сформированы у учеников основной школы: в процессе обучения на любом этапе им приходится воспринимать на слух и перерабатывать большое количество информации по разным предметам. Поэтому данное умение - «это отнюдь не школьно-академическое, отвлечённое требование, а действительно важное умение, постоянно используемое в жизни».
С другой стороны, учащиеся часто не понимают важности использования в тексте тех или иных лингвистических средств и средств речевой выразительности. Между тем без умения находить их в тексте, понимать их роль невозможно до конца постичь авторский замысел, разобраться в тех смысловых акцентах, которые помогают выявить авторскую позицию. Понимание - это способность приблизить к себе чужой текст, освоить его, сделать его компонентом личностного опыта, поэтому деятельность, связанная с пониманием, строится не как суммирование словесных значений, а как постижение целостного смысла. Это положение реализовано в наборе критериев, которые применяются для оценки качества и глубины понимания прослушанного или прочитанного текста.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей.
Первая часть работы - это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не только репродуктивные, но и продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать полученную информацию.
Заметим, что, какой бы программой ни руководствовался учитель, комплекс этих умений обеспечивается всей проводимой в курсе русского языка работой по развитию речи. Нельзя забывать и о том, что многие из этих умений формируются как общеучебные при изучении других предметов (литературы, иностранного языка, истории, биологии, географии и пр.). Выделение главного в тексте (концепта), составление плана, отражающего развертывание текста, выявление опорных (ключевых) слов, сжатие информации, ее преобразование в графическую, табличную, тезисную форму и т.д. - эти общеучебные действия целенаправленно и последовательно воспроизводятся при работе со сжатым изложением и выступают как необходимые условия для успешного решения речевых задач, связанных с пониманием исходного текста и продуцированием собственного высказывания.
Умение создавать собственное высказывание на заданную тему оказывается востребованным не только на экзамене в 9 классе, но и на ЕГЭ в 11классе. Более того, культура доказательного аргументированного рассуждения является показателем общей культуры человека.
Написание сочинения-рассуждения - это одно из самых сложных заданий на ОГЭ. Для того чтобы учащиеся осознанно выполняли задание, а результаты работы были бы очевидными для учеников следует выстраивать систему обучения написанию сочинения-рассуждения.
Подготовку девятиклассников проводить следует систематически, целенаправленно, в несколько этапов. Нужно стремиться к тому, чтобы каждый из учеников на экзамене чувствовал себя уверенно и успешно справился с этим видом работы.
Задание 15.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. За основу будущего сочинения берется собственное определение, которое ученик должен дать тому или иному качеству или жизненному явлению, связанному со смыслом текста, использованного для выполнения основных заданий во второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его основу должны составить размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста и практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки. Систематически можно проводить лингвистическую разминку «Найди речевую или грамматическую ошибку».
Такая система работы помогает решать основную задачу современной методики обучения русскому языку - формирование трёх видов компетенции учащихся: языковой, лингвистической и коммуникативной.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку помогает преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
Каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися по подготовке учащихся к ОГЭ, но всех объединяет одно: необходим результат. И это не только успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание компетентной личности.
Таким образом, подготовка к итоговому экзамену (ОГЭ) по русскому языку должна осуществляться планомерно.
Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к экзамену - это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену.
Конечно, единой системы подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку не существует и не будет: каждый учитель сам определит для себя оптимальную методику.
Интернет-источники
1. Александров В.Н, Александрова О.И., Зверева Е.Н. и др. Русский язык. Методические рекомендации по оцениванию выполнения задании ОГЭ с развернутым ответом. - М., 2018 // http://www.fL**pi.ru/oge-i-gve-9/dlya-predmetnyh-komissiy-subektov-rf
2. Демоверсии, спецификации, кодификаторы: ОГЭ. Русский язык // http://www.fi**pi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatorv
3. Капканы ЕГЭ и ГИА (образцы сочинений-рассуждений) http://xn—7 sbanj**bzp7jza.xn--p 1 ai/
4. Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2017 году (ОГЭ и ГВЭ) // http://www.fi**pi.ru/oge-i-gve-9/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy
5. Нарушевич А.Г. Подготовка учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку // https://4e**ge.ru/gia-po-russkomu-jazyku/6155-podgotovka-uchaschihsya-k-napisaniyu-sochineniya-na-oge-po-russkomu- yazyku.html
6. Открытый банк заданий ОГЭ. Русский язык: ФИПИ http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge http://oge.fi**pi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=739C92B62FA098A74536BD3E064F0CD8&proj_guid=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416
7. Памятка по написанию сочинения-рассуждения по фрагменту текста в 9 классе (подготовка к выполнению задания 15.2 ОГЭ по русскому языку). http://ped-kop**ilka.ru/blogs/elena-anatolevna-shehurdina/pamjatka-po-
napisaniyu-sochinenija-rasuzhdenija-po-fragmentu-teksta-v-9-klase-podgotovka-k- vypolneniyu-zadanija- 15-2-ogye-po-ruskomu-jazyku.html
8. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку https://grya**ova-sch8- schel.edumsko.ru/articles/podgotovka k napisaniyu sochineniya-
rassuzhdeniya v ramkah podgotovki k oge po russkomu yazyku vypolnenie z adaniya 15 3 chasti 3
9. Подготовка к ОГЭ по русскому языку //Социальная сеть работников образования // https://nsportal.ru/user/290618/page/podgotovka-k- oge-po-russkomu-yazyku
10. Примеры сочинений по открытому банку заданий //http: //uchimcauchitca.blogspot.ru/
11. http://drag**kin.ucoz.ru/publ/russkiy jazyk/teoriya oge/zadanie 15
2 sochinenie rassuzhdenie po tezisu/10-1-0-52
Источники
12. Андреева И.Ю. Рассуждаем о том, что волнует //Русский язык в школе. - 2014. - №12. - С.7-11.
13. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: литературные цитаты; Образные выражения. 4-е изд., доп. - М.: Худож. литер., 1987. - 324с.
14. Беднарская Л.Д. Метапредметные функции и виды анализа текста //Русский язык в школе. - 2014. - № 9. - С.13-18.
15. Беднарская Л.Д. Метапредметные функции и виды анализа текста (Окончание) //Русский язык в школе. - 2014. - №10. - С.22-28.
16. Беляева Н.В. Школьное сочинение в новом формате //Русский язык в школе. - 2014. - № 5. - С.8-13.
17. Бондаренко М.А. Приемы работы над сочинением- рассуждением //Русский язык в школе. - 2013. - № 10. - С.5-8.
18. Борисова В.В. Сочинение как метапредметная форма ГИА // Педагогический журнал Башкортостана. - 2016. - № 4. - С. 21-27.
19. Глинкина Г.В. Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка // Русский язык в школе. - 2013. - № 12. - С.13-18.
20. Глинкина Г.В. Приемы структурирования лингвистических знаний учащихся// Русский язык в школе. - 2015. -№ 1.- С.5-8.
21. Гордиенко О.В. Эффективные приемы подготовки учащихся к написанию сочинения. // Русский язык в школе. - 2014. - № 3. - С.3-7; Русский язык в школе. - 2014. - № 4. - С.3-6.
22. Добротина И.Н. Развитие умений информационной переработки текста с использованием приемов современных образовательных технологий // Русский язык в школе. - 2013. - № 8. - С.20-24.
23. Добротина И.Н. Развитие умений информационной переработки текста с использованием приемов современных образовательных технологий // Русский язык в школе. - 2013. - № 10. - С.5-8.
24. Добротина И.Н. Развитие умений информационной переработки текста с использованием приемов современных образовательных технологий (Окончание) // Русский язык в школе. - 2013. - № 11. - С.11-17.
25. Добротина И.Н. О сочинении как форме итоговой аттестации // Русский язык в школе. - 2014. - № 5. - С.14-17.
26. Добротина И.Н. Учебные ситуации на уроках развития речи как способ достижения планируемых результатов (Окончание) //Русский язык в школе. - 2014. - № 12. - С.10-16.
27. Дроздова О. Е. Метапредметное обучение русскому языку в школе: формирование методической базы // Русский язык в школе. - 2013. - № 8. - С.6-8.
28. Дроздова О.Е. Язык как инструмент воспитания школьников в условиях современных стандартов образования //Ценности и смыслы. - 2013. - № 6. - С. 61-69.
29. Егораева Т.Г. ОГЭ-2018. Практикум по русскому языку. Выполнение заданий части 3. Сочинение на лингвистическую тему. - М.: Издательство «Экзамен». - 2018. - 142 с.
30. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. - М., 1994. -153 с.
31. Карлов И.В. Стоит ли сочинять сочинение? //Русский язык в школе. - 2014. - №12. - С.17-19.
32. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М., 1989. - 207 с.
33. Лысова О.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка // Русский язык в школе. - 2013. - № 5. - С.7-12.
34. Львова С.И. Усиление метапредметного статуса курса русского (родного) языка в современной системе школьного образования // Русский язык в школе. - 2013. - № 6. - С.9-12.
35. Львова С. И. Коммуникативно-деятельностный подход как достижение современной методики преподавания русского языка // Русский язык в школе. - 2013. - № 7. - С.15-17.
36. Мальцева Л.И. Русский язык: подготовка к ОГЭ-2018. - Ростов- на-Дону: Издатель Мальцев, М.: Народное образование, 2018. - 384 с.
37. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. - М., 1999. - 83с.
38. Нарушевич А.Г. Интерпретируем, анализируем, аргументируем. Пишем сочинение на лингвистическую тему // Русский язык в школе. - 2013. - № 12.- С.10-14.
39. Нарушевич А.Г. Размышляем над лексическим значением слова // Русский язык в школе. - 2015. - № 6. - С.7-9.
40. ОГЭ-2018. Русский язык. Практикум. Подготовка к выполнению
задания 15.2/ Г.Т. Егораева. - М.: Издательство «Экзамен», 2017. - 138 с.
41. ОГЭ 2019. Русский язык. 38 вариантов. Типовые тестовые задания / Васильевых И.П. и др. - М., 2019. - 320 с.
42. ОГЭ 2019. Русский язык. 14 вариантов типовых тестовых заданий / Егораева Г.Т. - М., 2019. -128 с.
43. ОГЭ 2019. Русский язык. Тематический тренажёр / Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н. - М., 2019. - 328 с.
44. ОГЭ 2019. Русский язык. 500 заданий с ответами. Сборник заданий / Львова С.И. - М., 2018. - 400 с.
45. ОГЭ. Русский язык. Задания 15.1, 15.2, 15.3. / Егораева Г.Т. - 600 экзаменационных сочинений на “отлично”. - М., 2019. - 560 с.
46. ОГЭ 2019. Русский язык. Сочинение-рассуждение и изложение / Черкасова Л.Н. - М., 2018. - 272 с.
47. Русский язык. Подготовка к ОГЭ 2019. 30 тренировочных
вариантов / Сенина Н.А. и др. - Ростов-на-Дону, 2018. - 430 с.
48. Рябухина Е. А. Реализация компетентностного подхода в спецкурсе по речевой деятельности //Русский язык в школе. - 2013. - № 4. - С.3-8.
49. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие /Под ред. Н.А.Сениной. - Изд. 2-е доп. - Ростов н/Д: Легион, 2018. - 160 с.
50. Цыбулько И.П. ОГЭ-2017, 2018, 2019. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. - М.: Национальное образование, 2019. - 259 с.
Оригинал в pdf
Тема: | «ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ В РАМКАХ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Магистерская работа | |
Страниц: | 78 | |
Цена: | 2800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
Дипломная работа
«Подготовка к чтению в рамках огэ по немецкому языку на основе использования интернет-ресурсов»Дипломная работа
«Особенности развития речи младшего школьника во внеурочной деятельности по русскому языку»Дипломная работа
«Организационно-методические условия подготовки обучающихся к участию в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности»Дипломная работа
«Новые формы внеклассной работы по русскому языку»Дипломная работа
«Речевая деятельность младших школьников на уроках русского языка»