Курсовая работа

«Роль монополизма в рыночной экономике ( с графиками)»

  • 40 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ И ЕЕ ВИДЫ….5

1.1.Чистая монополия….5

1.1.1. Характерные черты….5

1.1.2. Экономия, обусловленная ростом масштабов производства: издержки.7

1.1.3. Предприятия общественного пользования: естественные монополии…8

1.1.4. Легальные барьеры: патенты и лицензии….10

1.1.5. Собственность на важнейшие виды сырья….12

1.1.6. Нечестная конкуренция….12

1.1.7.Барьеры для вступления в отрасль: два условия….13

1.2.Монополистическая конкуренция….….14

1.2.1. Относительно большое число…14

1.2.2. Дифференция продукта….15

1.2.3. Неценовая конкуренция….17

1.2.4. Легкое вступление в отрасль….18

ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА ПРИ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ….19

2.1. Монопольный спрос….19

2.2. Уравнивание предельного дохода и предельных издержек….22

2.3. Сложности с издержками….….23

2.3.1.Повторное рассмотрение эффекта масштаба….23

2.3.2. Х-неэффективность….24

2.3.3.Расходы, связанные с сохранением монополии…26

2.4. Научно-технический прогресс: динамическая эффективность….26

2.4.1.Конкурентная модель….….27

2.4.2.Монополистическая модель…27

2.4.3.Смешанная картина ….29

2.5. Распределение дохода….30

2.5.1.Условия….30

2.5.2. Примеры ценовой дискриминации….31

2.5.3. Экономические последствия ценовой дискримина-ции….…32

2.6. Регулируемая монополия….…34

2.6.1. Общественно оптимальная цена: Р=МС….….35

2.6.2. Цена, «обеспечивающая справедливую прибыль»: Р= АС (цена=средние издержки)….36

2.6.3. Дилемма регулирования….….37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….40

ПРИЛОЖЕНИЕ 1-4

Введение

В России несколько другие отношения между поставщиком и потребителем. Захвативший на рынке монопольное положение поставщик в условиях острого дефицита не спешит к потребителю. Последний к нему сам придет и даст возможность монополисту установить свои условия сбыта продукции. В конечном счете скорее разорится в условиях монопольного производства потребитель, чем поставщик товара.

Казалось бы, в свете изложенного монополист — злейший враг рынка и всякого прогресса: ему не нужно заботиться ни о качестве продукции, ни о ее цене. Для монополиста торговля на рынке заменяется операцией сбыта продукции. Однако это слишком упрощенный взгляд на монополию. В странах, где давно существуют свободные рыночные отношения, монополист, как правило, — это победитель в жестокой конкурентной борьбе, который в силу своего лидирующего положения постепенно превращается в монополиста и останавливает конкуренцию, что является од-ной из главных причин застоя. В силу этого во многих индустриально развитых странах государственные органы увеличивают налогообложение монополистов, повышают им ставки банковского кредита, не выдают субсидии. Одновременно поощряется создание малых предприятий — но лишь в качестве противовеса монополиям, а не как главного способа подъема экономики.

Вред наносит не само появление монополий, которое неизбежно в рыночной экономике и которое в ряде случаев может быть полезным явлением, сохраняющим равновесие на рынке товаров. Важно, чтобы монополист не чувствовал свою непоколебимость и не оставался един-ственным монополистом на рынке в течение длительного периода. Надо не стараться убрать монополистов искусственным путем, а активно под-держивать их конкурентов. Это и является одним из важнейших методов регулирования рыночных отношений. [4; с.120]

Широко распространено крайне неверное мнение, что "до тех пор, пока с монополизмом не будет покончено, никакие реформы не смогут вывести нас к цивилизованному рынку. Нужен эффективный правовой и государственный механизм для проведения демонополизации экономики. Подобное мнение является, во-первых, следствием поверхностного знакомства с объективными внутренними процессами развития экономики, а во-вторых, результатом фатальной веры в могущество государственного законодательства, которое будто бы может управлять ходом производства, не считаясь с его естественными экономическими законами.

Заключение

Чистый монополист является единственным производителем предмета потребления, у которого нет близких заменителей.

Помехи для вступления в форме: а) эффекта масштаба, б) естественных монополий, в) собственности на патенты и научные исследования, г) владения или контроля над весьма важным сырьем и д) нечестной конкуренции — помогают объяснить существование чистой монополии в других несовершенно конкурентных рыночных структур. Барьеры для вступления в отрасль, которые являются очень значительными в краткосрочном периоде, MOIVI оказаться преодолимыми а долговременном периоде.

Рыночное положение чистого монополиста отличается от положения конкурентной фирмы тем, что кривая спроса монополисте является понижающейся, поэтому кривая предельного дохода оказывается ниже кривой спроса. Подобно конкурентному продавцу, чистый монополист будет максимизировать прибыли путем уравнивания предельною дохода и предельных издержек. Барьеры для вступления в отрасль могут позволить монополисту получать экономические прибили даже в долговременном периоде. Заслуживает внимания, однако, то, что: а) монополист не назначает "наивысшую цену, которую он может получить"; б) максимальная совокупная прибыль, к которой стремится монополист, редко совпадает с максимальными прибылями на единицу продукции; в) высокие издержки и слабый спрос могут мешать монополисту получить какую-либо прибыль вообще и г) монополист будет стремиться избегать неэластичного отрезка своей кривой спроса.

При одних и тех же издержках чистый монополист сочтет выгодным ограничить объем производства и назначить более высокую цену, чем сделал бы конкурентный продавец. Это ограничение объема производства вызывает нерациональное использование ресурсов, о чем свидетельствует тот факт, что цена превышает предельные издержки на монополизированных рынках. Однако издержки монополистов и конкурентных производителей MOГУТ быть неодинаковы. С одной стороны, эффект масштаба может сделать более низкие издержки на единицу продукции доступными для монополистов, но недоступными для конкурентов. С другом стороны, существуют факты, что X -неэффективность — неспособность производить с наименее дорогой комбинацией вводимых ресурсов — более свойственна для монополистов, чем для конкурентных фирм и что монополисты могут производить значительные затраты, чтобы сохранить монопольные привилегии, предоставленные государством.

Экономисты не сходятся во мнении относительно того, насколько чистая монополия способствует научно-техническому прогрессу. Некоторые полагают, что чистая монополия более прогрессивна, чем чистая конкуренция, потому что ее способность реализовать экономические прибыли обеспечивает финансирование научно-исследовательских работ. Другие, однако, доказывают, что отсутствие конкурентных фирм и желание монополиста полностью использовав свое существующее оборудование ослабляют стимул монополиста осуществлять нововведения.

Монополия способствует увеличению неравенства доходов.

Монополист может увеличить свои прибыли, занимаясь ценовой дискриминацией, при условии, если ему удастся выделить покупателей на основе различной эластичности спроса и продукт или ycлуга не MOГУТ легко быть перемещены между изолированными рынками. При всех прочих рав-ных условиях занимающийся дискриминацией монополист будет производить больший объем продукции, чем не занимающийся дискриминацией монополист.

Регулирование цен может быть использовано, чтобы устранить полностью или частично стремление монополистов недораспределить ресурсы и получить экономические прибыли. "Общественно оптимальная" цена устанавливается там, где кривые спроса и предельных издержек пересекаются; цена, "обеспечивающая справедливую прибыль", устанавливается там, где пересекаются кривые спроса и средних издержек.

Список литературы

1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. «Макроэкономика: учебник, 2-е изд., перераб. и доп./под общ. Ред. А.В. Сидоровича.-М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Изд-во «Дело и Сервис», 2004-416 с.

2.Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. «Макроэкономика» Спб.: 2005 г.

3.Долан Э. Дж., Линдсей Д. «Макроэкономика» пер. с англ., С-Пб., 2004 г.

4. «Современная экономика» /Общедоступный учебный курс. Росто н/Д.: изд-во «Феникс», 2005 г.-672 с.

5.Кемпбелл Р. Макконелл, Стенли Л.Брю «Экономикс: принципы, проблемы и политика» В 2 томах: пер. с англ. , Т.2. 2004 г.

6.Курс экономики: учебник/Под ред. Б.А. Райсбергера.-Инфра-М, 2005 г.-720 с.

7.Курс экономической теории: учебник- 5-е изд., переработанное и дополненное// под ред. проф. Чепурина М.Н.- Киров «АСА», 2006 г. -832 с.

8.Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории.М.: Владос, 2004 г.-384 с.

9.Хейне П. «Экономический образ мышления»/пер. с анг.-М.:2004 г.

10.Мэнкью Н.Г. «Макроэкономика»/пер. с англ. –М.: 2005 г.

11. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник /под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. Финансовая академия при Правительстве РФ.-6 е изд. –М.: КНОРУС.-2006 г.

12. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика. /пер. с англ. –М.: 2004 г.

13. «Экономика предприятия» : учебник/под ред. Проф. О.И. Волкова.-М.: ИНФРА-М,2005 г., 416 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Роль монополизма в рыночной экономике ( с графиками)»
Раздел: Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство
Тип: Курсовая работа
Страниц: 40
Цена: 110 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика