Реферат

«Направления эффективной экономической стратегии для России в XXI веке»

  • 30 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

1. Стратегия и тактика экономических реформ….….5

1.1.Угрозы национальным интересам России в области экономики….5

1.2.Новый этап преобразований- структурная перестройка экономики России.6

2. Рыночная экономика России и пути ее развития в ХХI веке….….….12

2.1.Программа экономических реформ в России (1991—1997)….12

2.2.Принципы экономического сотрудничества с Западом….14

2.3.Основные источники экономического содействия реформам…15

2.4.Пять основных направлений экономической поддержки реформ….16

2.5.Социально-экономический кризис в России: основные черты….18

2.6.Роль государства в кризисной экономике….20

2.7.Глобальные проблемы курса проведения реформ в России в начале XXI века….22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК….29

Введение

Современная теория переходной экономики в системе экономических наук начала формироваться как компаративистика — отрасль экономической науки, занимающаяся сравнительным анализом экономических систем, и как транзитология — теория экономической трансформации, которая появилась в связи с ускорением процессов трансформации.

В конце 80-х гг. появился новый раздел экономической теории — теория переходной экономики — переходной от централизованно управляемого к рыночному хозяйству. Особое место теории переходной экономики в системе экономических и общественных наук определяется ее комплексным характером, объединяющим предметы исследования ряда общественных наук — экономических, социологических, политических, охватывающих всю цепь взаимодействий различных процессов. Поскольку переходное состояние эко-номической системы выступает объектом исследования ряда социальных наук, то в наибольшей мере требованиям системности анализа отвечает институциональный подход.

В соответствии с критериями Европейского Сообщества Россия с 1994г. отнесена к странам с переходным типом экономики.

С абстрактно-логической стороны, переходная экономика — это особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Она представляет собой промежуточное состояние общества, отражает цикличность экономического развития. Следовательно, переходный период — это период перехода от одной экономической системы к другой.

В современной переходной экономике переплетаются три блока проблем: глобальные закономерности трансформации экономики, тенденции современного этапа экономической трансформации, трансформация цент-рально-управляемой экономики в рыночную. Поэтому можно выделить общеэкономические закономерности переходной экономики и присущие только современной переходной экономике [6;344].

Общая концепция перехода России к рыночной экономике — это концепция стратегического взаимодействия с Западом. Отсюда эффективность концепции во многом зависит от характера и степени участия Запада в ее реализации. Концепция стратегического взаимодействия не нова. Она была сердцевиной плана Маршалла, государственного секретаря США. В 1947 г. он бросил вызов европейским государствам: совместно разработать план того, «как поставить на ноги экономику Европы», и в этом случае США предоставят свои финансовые ресурсы для такого плана действия «в той мере, в какой они сочтут это для себя практически целесообразным».

Среди стран, приглашенных участвовать в программе американской помощи, были Советский Союз и страны Восточной Европы. Однако Сталин отклонил американский план, и Советский Союз стал самостоятельно восстанавливать послевоенную экономику.

Не будем анализировать результаты плана Маршалла. Только отметим, что эта идея получила реальное воплощение в развитии стран Западной Европы.

Но идея стратегического взаимодействия вновь возродилась. В 90-х гг. XX столетия Советскому Союзу в лице первого президента СССР М.С. Горбачева был предложен курс проведения рыночных реформ под названием «Согласие на шанс». Он разработан американцами из Гарвардского университета совместно с представителями из Советского Союза Григорием Явлинским, Михаилом Задорновым и др. и одобрен Международным Валютным Фондом

Заключение

В соответствии с критериями Европейского Сообщества Россия с 1994г. отнесена к странам с переходным типом экономики.

Курс проведения экономических реформ предполагал перестроить экономику бывшего СССР на западный манер: взаимодействие рыночной системы управления с ограниченным государственным регулированием. Об этом свидетельствует программа экономических реформ (1991—1997).

Целью программы экономических реформ было создание в возможно более короткий срок в Советском Союзе эффективной рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения.

Чрезвычайно трудно определить соответствующую политику стабилизации в переходной экономике, поскольку эта экономика отличается высоким уровнем макроэкономической нестабильности. Отсутствие равновесия проявляется здесь в различных формах: искажение большей части цен; контроль за валютным курсом, отсутствие конвертируемости национальной валюты; наличие значительного внешнего долга; неразвитость рыночных институтов, приводящая к снижению эффекта монетарной и фискальной политики.

Выделяют два сценария макроэкономической стабилизации в переходной экономике: ортодоксальный и гетеродоксальный. Ортодоксальный сценарий стабилизации — совокупность макроэкономических мероприятий, включающая ликвидацию (минимизацию) бюджетного дефицита, проведение жесткой кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы или обменного курса в качестве «якоря» для уровня цен. Если эти мероприятия проводятся правительством быстро и жестко, то они называются шоковой терапией. Парадокс ортодоксальной стабилизации заключается в том, что в индексированной экономике, где все хозяйствующие субъекты приспособились к хронической инфляции, победить ее оказывается намного сложнее, чем гиперинфляцию.

Гетеродоксальный сценарий, или неортодоксальный подход к макроэкономической стабилизации - это жесткая кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика в сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, гетеродоксальный подход предполагает и минимизацию дефицита государственного бюджета, и ограничение предложения денег, и фиксацию номинального обменного курса, но дополняется контролем за заработной платой и ценами, т.е. использованием зарплатного «якоря» (фиксируется уровень номинальной заработной платы). Анализ неортодоксальных программ позволяет сделать выводы о том, что эти программы бывают успешными лишь на начальных этапах долгосрочных программ стабилизации и для них характерна легкость, с которой на первых порах удается сбить инфляцию.

При реализации программ макроэкономической стабилизации невозможно не учитывать политические и институциональные факторы каждой страны. Стабилизационные программы российской экономики должны учитывать специфику протекающего экономического кризиса, ибо именно она предопределяет направление реформ. Специфика нашего кризиса, заключается в выпадении его из типичной картины циклических кризисов перепроизводства. Кризис сформировался не в результате взрыва диспропорций развитого рынка покупателя, а по причине краха госу-дарственного социализма в условиях рыночной недостаточности.

Поскольку кризис в России носит нециклический характер, к России нельзя применять набор привычных инструментов, используемых при таких кризи-сах. Длительность трансформационного кризиса ограничивает применение монетаристских программ, использование которых предполагает скоростной механизм адаптации производителей к рыночным регуляторам. Кроме того, Россия - страна с невысоким уровнем дохода и не может длительное время жертвовать падением жизненного уровня. Для кейнсианских программ в России также имеются существенные ограничения, так как эти программы строятся на увеличении бюджетного дефицита и государственного долга. Однако и тот и другой достигли у нас уровня, превышающего оптимальный. А также эти программы строятся на мультипликационном эффекте, который возможен при высокой интегрированности экономики. В условиях разрыва хозяйственных связей действие мультипликатора невозможно.

Итак, рецепты западного образца антициклического регулирования экономики в чистом виде для России не пригодны, так как она решает совсем иные проблемы. Не переход от развитого рынка в более его зрелую ступень, а процесс формирования основ рыночного механизма встает на повестку дня в экономических преобразованиях России. Это прежде всего формирование производителей как частных собственников, создание конкурентной среды, в которой даже государственные предприятия должны вести себя как агенты рынка. Следует иметь в виду, что для налаживания рыночных механизмов необходимы зрелые формы рынка информации, фондового рынка, рынка жилья, ибо эти сферы деятельности несут на себе значительную нагрузку в обеспечении подвижности ресурсов, без которых невозможно выйти из структурных деформаций на путь сбалансированного роста. Такое реформирование экономики возможно лишь на фоне эффективной антиинфляционной политики. На создание условий для выхода из кризиса можно надеяться лишь при образовании благоприятного инвестиционного климата, когда предприятия выходят на достаточный уровень накоплений, а спрос способен поглотить возможное увеличение предложения, и предприятия рассчитывают на реальное вознаграждение их возросшей деловой активности.

Специфика функций государства переходного общества и экономики всецело предопределяется конечной целью трансформации — достижением качественно иной модели их социально-экономического устройства и ценностных ориентации.

В соответствии с правительственной концепцией социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 г., стратегической целью реформирования является формирование высокоразвитой социально ориентированной экономики. Общепризнанно, что в этих условиях государство выполняет следующие социально-экономические функции: обеспечения правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; защиты конкуренции; стабилизации экономики, т.е. контроля за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирования экономического роста; содействия социально справедливому распределению доходов; корректировки распределения ресурсов в целях изменения структуры национального продукта.

Перечисленные функции могут и должны быть ориентиром для государств, трансформирующих свою экономику. Вместе с тем именно ориентиром, поскольку, к примеру, специфика России и прежде всего специфика самого переходного состояния экономики, весьма отягощенного распадом некогда единого народнохозяйственного комплекса СССР, особенности исторического и национального развития требуют существенной адаптации механизма реализации данных функций для российских условий. Но столь же несомненно, что «конструкция» этого механизма в обязательном порядке должна концептуально отражать основополагающие тенденции его состояния и совершенствования в странах смешанной экономики. Тем самым становится объективно необходимым формулирование социально-экономических функций государства применительно к переходному состоянию его общества и экономики.

Список литературы

1. Экономические реформы и инвестиционная политика //Вопросы экономики. 1995 г. № 1.

2. Дж.Бьюкенен. Конституция экономической политики//Вопросы экономики. 1996 г. № 7.

3. Проблемы экономики РФ в переходный период//Экономист. 1996 г. № 3. С.3.

4. Перестройка России// Экономика и жизнь. 1997 г. № 3.

5. Структурная перестройка и экономический рост//Российская газета. 9 января. С.3.

6. Бакалавр экономики / Хрестоматия: В 3 т. / Под ред. заслуженного деятеля науки, профессора В.И. Видяпина // РЭА им. Г. В. Плеханова. - М., 1999.

7. Бим А. «Экономическая политика в условиях кризиса государствености и неопределенности реформаторских стратегий//Вопросы экономики. 1993 г. № 9.

8. Горланов Г.В. «Экономические реформы и инвестиционная политика». М.: РАГС. 1996.

9. Курс переходной экономики: Учебник / Под ред. Л. И. Абалкина. — М.: АО «Финстатинформ», 2003.

10. Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т. / Пер. с англ. - 13-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2004.

11. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для экон. вузов / Под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. — М.: ИТД «КНОРУС», 1999.

12. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для эконом. вузов.— М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1999.

13. Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс/ Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2003.

14. Теория переходной экономики: макроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. Е. В. Красниковой / МГУ. - М.: ТЕИС, 2005.

15. Теория переходной экономики: микроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Герасименко / МГУ. - М.: ТЕИС, 2004.

16. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. — М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2004.

Покупка готовой работы
Тема: «Направления эффективной экономической стратегии для России в XXI веке»
Раздел: Экономика
Тип: Реферат
Страниц: 30
Цена: 120 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика