Дипломная работа

«Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с заниженной самооценкой»

  • 70 страниц
Содержание

Содержание.

Введение

Глава 1. Творческое мышление.

1.1. Понятие творческого мышления.

1.2. Особенности детей старшего дошкольного возраста и особенности их мышления.

1.3. Самооценка в старшем дошкольном возрасте, её особенности.

Глава 2. Методики и рекомендации, научный практикум.

2.1. Методики по анализу и развитию самооценки у старших дошкольников.

2.2. Методики по анализу и развитию творческого мышления.

2.3. Рекомендации по развитию творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста

с заниженной самооценкой.

Заключение.

Приложения: примеры игр и упражнений.

Список используемой литературы.

Введение

Научно определенно и доказано на основании специально проводимых исследованиях, что в старшем дошкольном возрасте самооценка у детей становится не общей, а раздельной. В данный период развития ребенка, его самооценка претерпевает колоссальные изменения и подвержена дифференциации и дроблению (разделению) на отдельные многогранные части, сложные по своему социально-психологическому наполнению и содержанию. В последствие, на протяжении всего периода взросления и жизнедеятельности ребенка, происходит структуризация его самооценки и непрерывно-сложный процесс становления личности. Данный период развития у детей наиболее сложен и многогранен, он требует повышенного внимания как со стороны родителей и близких, так и со стороны педагогов, в том числе и специализируемых дошкольных образовательных учреждений. В данный период своего развития и развития личностной самооценки, дети начинают реально оценивать свои возможности, отсутствие таковых, недостатки и достоинства, свои сильные и слабые стороны. Это происходит параллельно, практически одновременно, и сразу на двух, совершенно разных сферах восприятия ребенка – нарассудительно – мыслительном уровне ребенка, построенном на основах врожденной и уже приобретенной им логики, а также на интуитивно – чувственном уровне юного создания. Ребенок начинает анализировать, основываясь на внешне окружающем его социуме, традициях, образе жизни близких ему людей, их отношения к нему, а также на основе информации, получаемой им из окружающего его мира, начинает замыкаться в себе, теряет уверенность в себе и своих возможностях, зачастую это явление переходит в один из первых этапных кризисов личности, которые непосредственно сама личность переживает на протяжение всей своей жизни. Данный кризис личности, зачастую вызывает снижение самооценки ребенка, его замкнутость и отчужденность от внешнего мира, неуверенность в себе и озлобленность. Данное явление в развитие ребенка зачастую упрощают и коротко называют заниженной самооценкой, а сам процесс – процессом понижения (снижения) самооценки.

Заниженная самооценка у ребенка влияет на его социализацию, адаптацию к окружающему и, вновь изучаемому им социуму, и подавляют творческое начало в зародыше, творческую сторону личности ребенка и затормаживает, а в случае, глубокой, обостренно - выраженной проблемы заниженной самооценки, сводит на нет и полностью исключает, нормальное становление и развитие творческого мышления у ребенка старшего дошкольного возраста. Проблема творческого развития у детей с заниженной самооценкой, в настоящее время одна из наиболее актуальных и мало изученных. Наше время – это время перемен и всё более и более нарастающего развития и движения. В наше время нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, развиваться всесторонне и быть многогранными. Как может ребенок страдающий комплексом заниженной самооценки трансформироваться в такую личность? Стать человеком своего времени своих свершений, открыть все свои скрытые возможности и раскрыть свой творческий потенциал на все сто процентов, став при этом нужным элементом нашего общего и заняв свою нишу (своё место) в социальном вакууме? Каким образом можно бороться с комплексом заниженной самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста и продолжать развивать в нем творческое мышление, постепенно превратив его в творчески одаренную личность в полном смысле этого словосочетания?

Среди большинства дипломированных, профессионально владеющих приемами психологии и обученных познавать дошкольное мышление детей, психологов – педагогов, бытует мнение, что такие дети с заниженной самооценкой, нуждаются в правильном, сбалансированном обучении, проводимым с ними как педагогами детских садов и дошкольных учреждений, так и родителями. Но чаще всего, ввиду острой нехватки кадров и мизерной заработной платы педагогов в детских дошкольных учреждениях, в виду постоянной занятости родителей детей на работе и в быту, обучение дошкольников, к сожалению, сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий и однообразным, шаблонным повторением одних и тех же действий, рассчитанное на группы детей, без учета отдельных особенностей и уровней развития детей, их социальной направленности и интересов, что окончательно убивает интерес к обучению и развитию у детей творческого мышления. Дети лишаются радости первого и постоянного открытия чего-то нового, радости от неудержимого восторга от своего творческого развития, и постепенно могут полностью потерять способность и интерес к творчеству.

Роль взрослого очень важна в процессе развития творческого мышления, т.к. дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность и оценить полученные результаты. При этом необходимо чтобы родители были доброжелательны и терпимы к деятельности ребёнка, умели принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными.

Цель настоящей дипломной работы по возможности углубленно и детально изучить данную проблему, всесторонне раскрыть суть проблемы, попытать найти ответы на все вышеперечисленные вопросы и найти единственно верные и возможные варианты выхода из сложившейся проблемы, ведь роль взрослого наставника (наставников), очень важна в процессе развития творческого мышления ребенка, т.к. дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность и оценить полученные собой результаты. При этом необходимо чтобы родители и педагоги были доброжелательны и терпимы к деятельности ребёнка, умели принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными, неверными или невероятными.

Цель этой дипломной работы подробно изучить как по отдельности, так и в совокупном взаимодействии, два наиболее важных элемента в развитии ребенка в старшем дошкольном возрасте, это его самооценку и способность к творческому созиданию и развитию, к творческому мышлению.

Заключение

Проблема развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста остро проявляется в наше время, когда современный окружающий нас мир становиться всё более расчетливым и безразличным ко всему. Монотонный образ жизни, когда индивидуальность уступает место обыденности и общепринятым нормам, правилам поведения и восприятия, когда происходит стандартизация жизненных приоритетов и взглядов на те или иные происходящие в мире события. Современная жизнь с постоянно нарастающим темпом, постоянная суета больших мегаполисов, порождающая жестокость в людях и отчужденность, всё это не может не сказаться на становлении личности в ранние годы своего развития. В столь раннем дошкольном возрасте личность получает колоссальное негативное восприятие всего окружающего его мира. Будучи ребенком, личность замыкается в себе, становится неуверенной в своих поступках, принятых решениях и теряет «нити» мировоззрении, приобретая с возрастом так называемый комплекс неполноценности личности, широко изученный и распространенный как в отечественной, так и в зарубежной литературе о психологии личности.

В старшем дошкольном возрасте происходит тонкий процесс осознания маленькой личностью самого себя, и зачастую такой процесс, сопровождаемый неправильным отношением к ребенку со стороны родителей и педагогов, выливается в приобретении ребенком заниженной самооценки, которая не позволяет ребенку чувствовать себя комфортно при общении с ровесниками, педагогами и вызывает множество мелких локальных конфликтных ситуаций в семье ребенка, превращая нормальную домашнюю атмосферу в напряженную и нервную, сопровождаемой нарушением семейного микроклимата во взаимоотношениях между всеми членами семьи.

С заниженной самооценкой дошкольник старшего возраста зачастую сам не может развивать и взращивать в себе творческое начало. Он не может научиться мыслить творчески без грамотной поддержки педагогов и заботы со стороны родителей. С такими детьми нужно проводить комплекс мер, учить планомерно и целенаправленно развивать в себе любовь к творчеству, а также способность мыслить творчески. Нужно чтобы врожденное любопытство и азарт малыша подтолкнули его и заставили переступить свои комплексы и страхи. Взрослым нужно сделать так, что бы ребенок реально оценивал свои возможности и силы, и учился устранять свои недостатки, а не обреченно опускать руки и говорить – я не могу, детям нужна наша поддержка и забота.

Творческое мышление всегда выходило за рамки обычного, стандартного, обыденного явления, оно связано с творческим воображением, на него влияют как внутренние, так и внешние факторы, воспитание и условия в которых рос ребенок и миллионы иных факторов и условий, но одни из самый важный и главных условий для развития в ребенке с заниженной самооценкой способности к творческой мысли – это мы с Вами, взрослые люди. Таким образом, мы с Вами пришли к выводу, что дети старшего дошкольного возраста с заниженной самооценкой прежде всего обычные дети, им также интересно и они также имеют от рождения способность к поиску всевозможных вариантов выполнения какого – либо задания, а как следствие имеют все возможности для развития своего творческого мышления, с такими детьми так же можно и нужно проводить наиболее эффективные обучающие игры и развивающие упражнения, единственное, о чем не следует забывать родителям и воспитателям – это терпение, оно должно быть воистину безграничным, об искреннем желании развить творческое начало в ребенке и наконец – то уважением к детям, ведь дети – это действительно цветы жизни и от того, что именно они себя впитают, доброе ли или плохое, будут занудами или веселыми, научаться не отчаиваться в любой ситуации и находить из неё самые неординарные выходы, либо будут опускать руки, это все зависит от нас, от взрослых. Давайте никогда не будем забывать об этом и вырастим из наших детей действительно личность в полном понимании этого слова.

Список литературы

1. Репина Т. А., Социально-психологическая характеристика группы детского сада. Москва, 1988г.

2. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Автор-составитель Данилова Е. Е. Под редакцией Дубровиной И. В. Москва, 1999г.

3. Терещук Р. К., Общение и избирательное взаимоотношение дошкольников. Кишинев, 1989г.

4. Краткий психологический словарь-хрестоматия. Москва, 1974.

5. Мухина В. С., Детская психология. Москва, 1985г.

6. Лопатина О. Г., Роль оценочных высказываний в процессе общения детей в детском саду и семье. // Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого–педагогическом аспекте: сборник научных трудов. Москва 1990г.

7. Счастная А. М., Сравнительный анализ межличностного взаимодействия детей шестилетнего возраста в условиях подготовительных групп и классов.// Генетические проблемы социальной психологии. Под ред. Коломинского Я. Л. Москва, 1985г.

8. Хьелл Л., Зиглер Д., Теории личности. Санкт-Петербург, 1999г.

9. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. Москва, 2005г.

10. Методы социальной психологии. Под редакцией проф. Кузьмина Е. С., канд. психол. наук Семенова В. Е.

11. Детская практическая психология. Под редакцией проф. Марцинковской Т. Д. Москва, 2001г.

12. Троицкая Н. Б., Нестандартные занятия и творческие задания для дошкольников. Москва, 2003г.

13. Иващенко Ф. И., Труд и развитие личности школьника. Москва, 1987г.

14. Популярная психология для детей и их родителей. Под редакцией Бодалевой А. А., Москва, 1987г.

15. Педагогика. Курс лекций. Под общей редакцией Г. И. Щукиной, Е. Я. Голанта, К. Д. Радиной. Москва, 1966г.

16. Гальперин С. И., Физиологические особенности детей. Москва, 1965г.

17. Мухина В. С., Шестилетний ребенок в школе. Москва, 1990 г.

18. Гамезо М. В., Возрастная и личностная психология, Москва,1964г.

19. Фриман Дж., Как развить талант ребенка от рождения, Москва, 1996г.

20. Шумакова Н. Е. «Возраст вопросов, Москва, 1990г.

21. Лук А. Н., Учить мыслить творчески, Москва, 1970г.

22. Матюгин И., Зрительная память, Москва, 1993г.

23. Дьяченко О. М., Воображение дошкольника, Москва, 1986г.

24. Шутерман З. Г., Новые приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких, Москва, 1993г.

25. Заика Е. В., Комплекс игр для развития воображения, Вопросы психологии,1992г., №2.

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с заниженной самооценкой»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 70
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика