Дипломная работа

Управление торговлей в муниципальном образовании

  • 94 страниц
  • 3167 просмотров
Содержание

Содержание

Введение….3

1 Теоретические основы управления торговлей….6

1.1 Особенности торговли как отрасли народного хозяйства….6

1.2 Сущность и содержание управления торговлей….11

1.3 Опыт управления торговой сферой муниципальных структур в России и

за рубежом…26

2 Анализ управления торговлей в муниципальном образовании Лабинский

район….33

2.1 Социально-экономическая характеристика муниципального

образования….33

2.2 Анализ сферы торговли муниципального образования Лабинский

район….51

2.3 Система управления торговлей в администрации муниципального

образования Лабинский район….58

2.4 Государственное регулирование управления торговлей….66

3 Совершенствование управления торговлей в муниципальном образовании

Лабинский район….70

3.1 Мероприятия, направленные на созданий условий для развития малого

бизнеса в МО Лабинский район.….70

3.2 Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий….77

4 Правовое обеспечение управления торговлей….82

Выводы и предложения…89

Список использованных источников….93

Введение (выдержка)

Введение

В современный период, столь насыщенный социально-экономическими преобразованиями, объективно возрастает роль управления, организационной деятельности исполнительной власти во всех отраслях и сферах экономики (хозяйства).

Становление рыночного хозяйства, многообразие форм собственности, развитие экономической и организационно-правовой самостоятельности хозяйствующих субъектов, усиление коммерциализации предполагает выяснение места и роли управления, в том числе и государственного, пределов и диапазона, границ вмешательства органов исполнительной власти в экономическую сферу, изменение форм, способов, стиля их работы, создание новых организационных структур и систем, повышение эффективности исполнительно-распорядительной деятельности.

Эффективная рыночная экономика, способная обеспечить высокое благосостояние граждан и процветание страны, возможна лишь на основе достижения мирового уровня конкурентоспособности российских товаров и услуг, российских предприятий. Управление организацией в условиях рыночной экономики значительно более сложный процесс, чем в плановой экономике. В первую очередь, это связано с расширением прав субъектов предпринимательской деятельности, с увеличением ответственности перед акционерами, партнерами, клиентами и другими субъектами. Возникает необходимость более гибкой адаптации к изменениям в окружающей среде. Такие изменения в управлении затрагивают все сферы общественной деятельности, в том числе и торговлю.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена целым рядом обстоятельств.

Во-первых, в настоящее время существует необходимость создания научно-обоснованной системы управления торговлей, базирующейся на эффективно действующей системе правовых норм, соблюдения законности и правопорядка.

Во-вторых, торговля как сфера народного хозяйства (экономики), несмотря на затянувшийся экономический кризис в стране, сохранила значительный потенциал. В условиях рыночной экономики успешное выполнение торговлей своих функций на основе эффективного использования имеющегося потенциала возможно при дальнейшем развитии коммерческой деятельности и научной организации государственного регулирования этой сферой деятельности. Мнение о том, что рынок является саморегулирующейся системой, которая не нуждается во внешнем регулировании, было в большей степени уже опровергнуто как самой практикой, так и теоретическими исследованиями в этой сфере общественных отношений.

В-третьих, функционируют специальные органы управления торговлей. Однако не всегда четко определены цели их деятельности, основные функции, права и обязанности, формы и методы деятельности. На территории субъектов РФ действуют территориальные управления федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих те или иные функции в области управления торговлей. В ряде случаев отсутствует четкое правовое разграничение полномочий между ними и необходимая координация их деятельности, процедура разрешения возникающих разногласий.

Учитывая возросшую активность муниципальных структур в самостоятельном регулировании торгово-хозяйственной деятельности на местах, изучение процесса становления и развития механизма муниципального управления торговой сферой определяет особую актуальность дипломного проекта.

Актуальность исследования, в свою очередь, обусловила его цель, объект, предмет и задачи.

Цель дипломной работы – изучение теоретических основ управления торговлей, его анализ на примере муниципального образования и определение основных направлений его совершенствования в данной области.

Объект работы – муниципальное образование Лабинский район.

Предмет работы – процесс управления торговлей в исследуемом муниципальном образовании.

Основными задачами исследования явились:

― изучение теоретических основ управления торговлей;

― проведение анализа управления торговлей муниципального образования Лабинский район;

― определение основных направлений совершенствования управления торговлей в исследуемом МО.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды ученых и исследователей по проблеме управления торговлей в муниципальных образованиях, таких как: Бланк И.А., Валевич Р.П., Давыдова Г.А., Стюарт Г., Хисрик Р., Джексон Р. и др.

В ходе написания дипломного проекта были использованы следующие методы:

― экономико-статистический;

― монографический;

― аналитический;

― графического отображения результатов;

― абстрактно-логический.

Информационной базой исследования являются следующие материалы: годовые отчеты МО Лабинский район за 2004-2006 г.г.

В работе также использовались законодательные и нормативные акты РФ, постановления Правительства РФ, имеющие отношение к исследуемым вопросам.

Заключение (выдержка)

Выводы и предложения

Целью дипломного проекта явилось изучение теоретических основ управления торговлей, его анализ на примере муниципального образования и определение основных направлений его совершенствования в данной области.

В ходе написания работы нами были сделаны следующие основные выводы:

- торговля имеет своей целью, с одной стороны, перевозить продукты от производителей на рынок, а с другой стороны, - доставлять их с рынка потребителям. Задача эта может выполняться единым торговым связующим звеном или разделена на частные задачи, и потому выполняться различными посредствующими торговыми звеньями. Также торговля является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны, как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения.

- изменения, произошедшие в экономике страны за последние годы, требуют новых подходов и взаимной увязки в процессе стратегического и оперативного управления торговым предприятием. Это позволяет обосновать положение о том, что современный менеджер высшего звена (управляющий предприятия, Генеральный директор и т. п.) должен обладать профессиональными знаниями и навыками. В нем должны сочетаться качества умелого управленца, психолога, стратега, финансиста. В этой связи трудно переоценить значение организации профессионального обучения специалистов компаний, а также разработки и включения в учебные планы экономических вузов новых курсов, таких как управление торговлей (торговый менеджмент).

- управление эффективностью торговли в значительной степени зависит и от внутренних факторов. Внутренние факторы зависят непосредственно от деятельности торгового предприятия. Совокупность внутренних факторов, влияющих на эффективность торговли, – это сегментированное, но взаимоувязанное структурное деление торгового предприятия и его деятельности. К внутренним факторам относят оборот розничной торговли по отдельным предприятиям или по совокупности таких предприятий, а также размер издержек обращения, численность работников, величину основных, оборотных средств, товарных запасов, наличие собственных оборотных средств и другие факторы. Следовательно, необходим системный подход.

- с учетом основных характеристик процесса управления торговой сферой муниципальных структур формируются его цели и задачи. Основной целью управления торговой сферой муниципальных структур является, на мой взгляд, обеспечение высоких темпов развития торговых предприятий в стратегической перспективе и возрастание их конкурентной позиции на потребительском рынке. Исходя из этой главной цели, определяются основные направления формирования системы управления торговой сферой муниципальных структур.

- экономическое развитие Лабинского района находится на низком уровне, а социальное – удовлетворяет требованиям населения, но возможны и некоторые преобразующие моменты. Организационная структура управления муниципального образования Лабинский район построена на принципе единоначалия, где все решения принимает и передает один человек или один руководящий орган, а все остальные руководители отделов и структурных подразделений подчиняются ему. Администрация муниципального образования осуществляют свою деятельность в соответствии с существующим законодательством и нормами, а также главным документом муниципального образования – Уставом.

- проанализировав сферу торговли и состояние потребительского рынка муниципального образования Лабинский район, мы можем сделать вывод о наметившихся положительных тенденциях в сфере управления данной сферы. Рынок более гибко реагирует на изменение спроса и, соответственно, цен.

- практика показала, что созданная в Управлении по торговле и защите прав потребителей система защиты прав потребителей действенная, способна обеспечить эффективную и оперативную защиту законных прав и интересов потребителей по их месту жительства, что же касается взаимодействия с органами государственной власти, то оно осуществляется на высоком уровне, но в основном по принципу иерархии, т.е. муниципальное образование взаимодействует не напрямую, а посредством существующего Департамента потребительской сферы Краснодарского края. Взаимодействие с торговыми организациями осуществляется слабо, так как число самих торговых предприятий в муниципальном образовании Лабинский район не много и, как правило, это небольшие магазины и рынки.

Исходя из них, мы сформулировали следующие рекомендации:

- совершенствование механизма государственного регулирования торговли на уровне субъектов и предприятий предусматривает преобразование структур управления, основанных на разграничение функций государственного регулирования торговли и непосредственного оперативно-хозяйственного руководства, что предполагает развитие самостоятельного хозяйствования и самоуправления предприятиями с различными формами собственности.

- одним из направлений совершенствования является помощь малому бизнесу, которая заключается в предоставлении больших возможностей предпринимателям. К таким возможностям может относиться, например, выдача земельных участков в аренду с последующим правом выкупа не только для развития фермерского хозяйства, но и для строительства магазинов, аптечных пунктов, небольших производственных цехов, также возможно и небольших гостиниц, с учетом предполагаемых мероприятий по развитию туризма.

- программный метод начинает использоваться в практике осуществления социально-экономической политики муниципалитетов. И чем более проработанными, конкретными станут местные программы, тем большего насыщения потребительского рынка удастся добиться, что позволит повысить и уровень качества жизни населения муниципальной структуры.

Правовым обоснованием предлагаемых нами мероприятий, направленных на создание условий для развития малого бизнеса является Федеральным Законом РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

Список литературы

Список использованной литературы

1. Федеральным Законом РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. // Деловое Прикамье. – 10.08.2007 г. – 38с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II. – М.: Проспект, 26.01.1996 г. (в ред. от 20.04.2007 N 53-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ). – 155с.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I – М.: Проспект, 30.11.1994 г. (в ред. от 26.06.2007 № 118-ФЗ). – 115с.

4. Баженов Ю.К. Малое предпринимательство. / Баженов Ю.К., Баженов А. Ю. – М., 2004. – 231 с.

5. Бланк И.А. Торговый менеджмент. - К.: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2007. – 421 с.

6. Бодди Д. Основы менеджмента: пер. с англ. / Бодди Д., Пэйтон Р. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. - СПб: Питер, 2002. – 328 с.

7. Валевич Р.П Экономика торгового предприятия. / Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Учебное пособие. - Минск, Вышейшая школа, 2006. – 156 с.

8. Васильев А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. Изд. 5-е, испр. и доп.– Н.Новгород, 2005. – 224 с.

9. Вопросы экономики, управления и организации торговли в современных условиях: Сб. науч. тр. / С.-Петерб. торг.-экон. ин-т ; Отв. ред. Соломатин А.Н. - СПб., 2007. – 321 с.

10. Воронин Г.А. Основы управления муниципальным хозяйством. / Воронин Г.А., Лапин В.А., Широков А.Н. - М.: Моск. обществ. научн. Фонд, 2006. – 214 с.

11. Газарян А. Миссия местных властей и проблемы предоставления услуг населению. Теоретические основы гражданской администрации. В кн.: Местное самоуправление: проблемы и перспективы. Под ред. М.Б.Горного. - СПб., 2005. – 129 с.

12. Гапоненко А.Л. Теория управления: учебник./ Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П./ – М.: РАГС, 2005. – 98 с.

13. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. – М.: Консалтбанкир, 2002. – 187 с.

14. Кислов Д.В. Предпринимательство. Практическое пособие./Кислов Д.В., Курбангалеева О.А./– М.: Малый бизнес, 2006. – 229 с.

15. Ковалык В.Н. Теория и практика управления. – М.: Канди, 2004. – 321 с.

16. Красавин Н.Н. Торговля в системе отраслей народного хозяйства. – М., 2004. – 341 с.

17. Кудрявцев Ю.Н. Территориальный маркетинг как основа стратегии устойчивого развития муниципальных образований / Кудрявцев Ю.Н., Харченко А.В. // Аналитический вестник / ВНТИЦ. – 2007.

18. Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.: ИНФА-М, 2005. – 189 с.

19. Морозова Г.А. Муниципальный маркетинг. - Н. Новгород: Волго-Вятское кн. Изд-во, 2002. – 229 с.

20. Мескон М. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2005. – 319 с.

21. Муниципальный менеджмент./ Под ред. Морозовой Т.Г. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 311 с.

22. Общий и специальный менеджмент: Учебн. пособие: В двух ч. / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.Н. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2007. – 269 с.

23. Растворцева С.Н. Системность в управлении эффективностью торговли. // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики. – 2006.

24. Рыбина М.Н. Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных рыночных реформ в России// Менеджмент в России и за рубежом., 2008.

25. Рябых Д. Маркетинг территорий: маркетинг региона. // Энциклопедия маркетинга. – 2004.

26. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, общественное питание и гостиничное хозяйство. - М.: Наука, 2006. – 448 с.

27. Стюарт Г. Успешный менеджмент торговли. - Минск: Амалфея, 2004. – 132 с.

28. Торговля России: состояние и проблемы. // Современная торговля. – 2002. Фойоль А. Общее и промышленное управление. – М., 2007. – 273 с.

29. Хисрик Р., Джексон Р. Торговля и менеджер продаж. / Хисрик Р., Джексон Р. - М.: Филинъ, 2005. – 321 с.

30. Черёмушкинский П.В. Теория и практика управления. - М.: Дело, 2007. – 226 с.

31. Экономика предпринимательства. Курс лекций. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Владос, 2003. – 216 с.

Примечания
В приложении устав муниципального образования.
400 руб.

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли что искали?
Закажите новую работу по вашему заданию
Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9
Узнай стоимость