Курсовая работа

«Философские взгляды Платона и Аристотеля»

  • 22 страниц
Содержание

1. Философские взгляды Платона (427-347 гг. до н. э.)

1.1 Биографические сведения 1.2 Философия и эстетика Платона

1.3 Художественный стиль Платона

2. Философские взгляды Аристотеля

2.1 Философия Аристотеля 2.2 «Поэтика» 2.3 «Риторика» 2.3.1 Предмет и задачи риторики

2.3.2Прекрасное

2.3.3 Стиль как предмет риторической эстетики Аристотеля

2.4 Значение Аристотеля как литературного критика

Список литературы

Введение

Философия Платона - первое на европейской почве разработанное и продуманное учение объективного идеализма. По учению Платона, существует мир вечных, неизменных идей, которые изливают свою энергию на материальный мир.

Материальный мир никак не может быть совершенным уже по одному тому, что идеи, являясь образцом для него, воплощаются в бесчисленных вещах всегда раздробленно, частично, распыленно. Отсюда представление Платона о чувственно воспринимаемом мире, как только о слабом отражении высшего абсолютного идеала, который он именует благом, добром, демиургом, устроителем мироздания.

Для Платона познание мира заключается в проникновении сначала в идею, определяющую каждую отдельную вещь. Когда же человек сумеет понять, "увидеть умом" эту отдельную прекрасную вещь, он познает, что такое прекрасное многих вещей. Проникнув в самую суть прекрасного материального тела, человек поймет и его прекрасную идею, то есть как бы его прекрасную душу. Переходя от познания единичного прекрасного предмета к нескольким, а затем к еще большему их количеству и, наконец, к прекрасному множеству; шаг за шагом, ступенька за ступенькой можно подняться до самой общей идеи красоты и, следовательно, от частного и конкретного к общему и, наконец, к наивысшему обобщению. Платон предстает здесь как подлинный античный философ, разработавший систему именно объективного идеализма. Платоновская идея - чисто античная, так как она мыслится не как порождение субъективного сознания, а вечно пребывает вовне, отражаясь в осязаемой и видимой действительности. Только философ, то есть "любитель мудрости", искатель высшей истины и поэт в душе, может ощутить за внешней однообразностью жизни высшую красоту, к которой он неизменно и страстно стремится.

В поисках прекрасного мы находим у Платона основу для создания его учения о выразительных и совершенных формах бытия, то есть того, что современная наука именует эстетикой. На этой эстетической теории Платона тоже лежит печать идеализма, в сущности, говоря, сужающего границы искусства и значение художника или поэта.

Фрагмент работы

Художественная зримость и жизненность сказались и в форме произ-ведений Платона в его диалогах (до нас дошли 23 диалога и одна речь).

Диалоги Платона - своеобразные драматические сцены, где собеседни-ки, умудренные в жизни и философии, ведут умный, живой и острый диа-лектический спор, отыскивая ответ на поставленную в начале разговора задачу. Диалоги Платона - это настоящая драма человеческой мысли, так как поиски истины не менее драматичны, чем события практической жизни. Теория для Платона (греч. theoria - созерцание) - в данном случае созерца-ние истины - так же важна, как и практика, то есть действие, дело (греч. praxis). В диалогах Платона перед нами предстает именно такой деятель-ный процесс мысли, в глубинах которого сложно и трудно рождается истин-ное знание.

Диалектическая форма естественно вытекала у Платона, как предста-вителя античной классики, из необычайной живости и подвижности аттиче-ского мышления и из потребностей чисто литературного развития, шедшего из эпоса, лирики и драмы к лирико-эпической и драматической прозе. Ан-тичная философия, как и все античное творчество, немыслима без вечной постановки новых вопросов, без страсти к спорам, без восторга перед ре-чами и цветистой риторикой.

Характер диалога у Платона много раз менялся. Он более драматичен в произведениях ранних и зрелых ("Протагор", "Федр", "Пир", "Федон"), бо-лее уравновешен и спокоен в поздних ("Тимей", "Законы"), часто доходя до степени пассивного согласия с Сократом, всегда ведущим основную линию спора.

В изобилии поэтических приемов Платон превосходит лучших ораторов древности. Диалоги его пронизаны речами, в которых греки, начиная с Го-мера, были великими мастерами. Диалог "Пир", например, весь состоит из пиршественных речей, каждая из которых посвящена определению эроса, то есть любви. Речь Алкивиада представляет собой образец хвалебной ре-чи (энкомия) Сократу. В ней много шутки, остроумия, веселого балагурства, за которыми скрывается глубокое преклонение перед вдохновенным обра-зом Сократа. Алкивиад говорит:

"Хвалить же, друзья мои, Сократа я попытаюсь путем сравнений. Он, верно, подумает, что я хочу посмеяться над ним, но к сравнению я намерен прибегать ради истины, а совсем не для смеха.

Более всего, по-моему, он похож на тех силенов, какие бывают в мас-терских ваятелей и которых художники изображают с какой-нибудь дудкой или флейтой в руках. Если раскрыть такого силена, то внутри у него оказы-ваются изваяния богов. Так вот, Сократ похож, по-моему, на сатира Марсия. Что ты сходен с силенами внешне, Сократ, этого ты, пожалуй, и сам не ста-нешь оспаривать. А что ты похож на них и в остальном, об этом ты послу-шай. Скажи, ты дерзкий человек или нет? Если ты не ответишь утверди-тельно, у меня найдутся свидетели. Далее, разве ты не флейтист? Флей-тист, и притом куда более достойный удивления, чем Марсий. Тот завора-живал людей силой своих уст, с помощью инструмента, как, впрочем, и ны-не еще любой, кто играет его напевы. Ты же ничем не отличаешься от Марсия, только достигаешь этого же самого без всяких инструментов, од-ними речами. Когда мы, например, слушаем речь какого-нибудь другого оратора, даже очень хорошего, это никого из нас, правду сказать, не волну-ет. А, слушая тебя или твои речи в чужом, хотя бы и очень плохом переска-зе, все мы, мужчины, и женщины, и юноши, бываем, потрясены и увлечены.

Что касается меня, друзья, то я, если бы не боялся показаться вам со-всем пьяным, под клятвой рассказал бы вам, что я испытал, да и теперь еще испытываю, от его речей. Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее, чем у беснующихся корибантов, из глаз моих от его речей льются слезы, то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими. Слушая Перикла и других превосходных ораторов, я находил, что они хо-рошо говорят, но ничего подобного не испытывал, душа у меня не приходи-ла в смятение, негодуя на рабскую мою жизнь. А этот Марсий приводил ме-ня часто в такое состояние, что мне казалось - нельзя больше жить так, как я живу. И ты, Сократ, не скажешь, что это неправда. Да я и сейчас отлично знаю, что стоит лишь мне начать его слушать, как я не выдержу и впаду в такое же состояние. Ведь он заставит меня признать, что при всех моих не-достатках я пренебрегаю самим собой и занимаюсь делами афинян. По-этому я нарочно не слушаю его и пускаюсь от него, как от сирен, наутек, иначе я до самой старости не отойду от него. И только перед ним одним ис-пытываю я то, чего вот уже никто бы за мною не заподозрил,- чувство сты-да. Я стыжусь только его, ибо сознаю, что ничем не могу опровергнуть его наставлений, а стоит мне покинуть его, соблазнясь почестями, которые ока-зывает мне большинство. Да, да, я пускаюсь от него наутек, удираю, а когда вижу его, мне совестно, потому что я ведь был с ним согласен. И порою мне хочется, чтобы его вообще не стало на свете, хотя я, с другой стороны, от-четливо знаю, что, случись это, я горевал бы гораздо больше. Одним уло-вом, я и сам не ведаю, как мне относиться к этому человеку. Вот какое дей-ствие оказывает на меня и на многих других звуками своей флейты этот са-тир".

В "Апологии Сократа" речи Сократа на суде просты, естественны, чело-вечески убедительны и драматичны. После вынесения ему смертного при-говора Сократ обращается с речью к народному собранию.

"Из-за малого срока, который мне осталось жить, афиняне, теперь пой-дет о вас дурная слава, и люди, склонные поносить наш город, будут ви-нить вас в том, что вы лишили жизни Сократа, человека мудрого,- ведь те, кто склонны вас упрекать, будут утверждать, что я мудрец, хотя это и не так. Вот если бы вы немного подождали, тогда бы это случилось для вас само собой; вы видите мой возраст, я уже глубокий старик, и моя смерть близка. Это я говорю не всем вам, а тем, которые осудили меня на смерть. А еще вот что хочу я сказать этим людям: быть может, вы думаете, афиня-не, что я осужден потому, что у меня не хватило таких доводов, которыми я мог бы склонить вас на свою сторону, если бы считал нужным делать и го-ворить все, чтобы избежать приговора. Совсем нет. Не хватить-то у меня, правда, что не хватило, только не доводов, а дерзости и бесстыдства и же-лания говорить вам то, что вам всего приятнее было бы слышать: чтобы я оплакивал себя, горевал - словом, делал и говорил многое, что вы привык-ли слышать от других, но что недостойно меня, как я утверждаю. Однако и тогда, когда мне угрожала опасность, не находил я нужным прибегать к то-му, что подобает лишь рабу, и теперь не раскаиваюсь в том, что защищал-ся таким образом. Я скорее предпочитаю умереть после такой защиты, чем оставаться в живых, защищавшись иначе. Потому что ни на суде, ни на войне, ни мне, ни кому-либо другому не следует избегать смерти любыми способами без разбора. И в сражениях часто бывает, очевидно, что от смерти можно уйти, бросив оружие или обратившись с мольбой к пресле-дователям: много есть и других уловок, чтобы избегнуть смерти в опасных случаях,- надо только, чтобы человек решился делать и говорить все что угодно.

Избегнуть смерти нетрудно, афиняне, а вот что гораздо труднее - это избегнуть испорченности: она настигает стремительней смерти. И вот меня, человека медлительного и старого, догнала та, что настигает, не так стре-мительно, а моих обвинителей, людей сильных и проворных,- та, что бежит быстрее,- испорченность. Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедли-вости. И я остаюсь при своем наказании, и они при своем. Так оно, пожалуй, и должно было быть, и мне думается, что это правильно.

А теперь, афиняне, мне хочется предсказать будущее вам, осудившим меня. Ведь для меня уже настало то время, когда люди бывают особенно способны к прорицаниям,- тогда, когда им предстоит умереть. И вот я ут-верждаю, афиняне, меня умертвившие, что тотчас за моей смертью постиг-нет вас кара тяжелее, клянусь Зевсом, той смерти, которой вы меня пока-рали.

Сейчас, совершив это, вы думали избавиться от необходимости давать отчет в своей жизни, а случится с вами, говорю я, обратное: больше поя-вится у вас обличителей - я до сих пор их сдерживал. Они будут тем тягост-нее, чем они моложе, и вы будете еще больше негодовать. В самом деле, если вы думаете, что, умерщвляя людей, вы заставите их не порицать вас за то, что вы живете неправильно, то вы заблуждаетесь.

Такой способ самозащиты и не вполне надежен, и не хорош, а вот вам способ и самый хороший, и самый легкий: не затыкать рта другим, а самим стараться быть как можно лучше. Предсказав это вам, тем, кто меня осу-дил, я покидаю вас".

Платон часто использует также мифы или мифологические рассказы, не традиционные, а им самим созданные, которые имеют у него символи-ческий смысл, выражая его философскую концепцию.

Таковы, например, мифы о периодах возраста космоса, о движении бо-гов и душ на крылатых колесницах по небесной сфере, о занебесной земле, о космическом круговороте души и т. д. Самый яркий синтез философии и мифологии дан у Платона в образе Эроса, символа вечного стремления к истине.

Мудрая беседа говорящих иной раз прерывается у Платона бытовыми сценами, в которых вырисовывается живописный образ героев, обстановка, их окружающая, самая атмосфера спора.

Здесь софисты - то важные, надменные, разодетые (Протагор, Гиппий), то смешные самохвалы (Ион), то бесцеремонные и наглые (Фразимах в "Государстве"). Колкие насмешки, саркастически-иронические выражения, пародийные ситуации в реальной бытовой обстановке также характеризуют диалоги Платона как художественную прозу.

Платону в равной мере удаются веселый комизм, тонкий юмор, залая сатира ("Ион", "Гиппий больший", "Протагор", "Пир") и глубокая, проникно-венная обрисовка драматических и даже трагических событий с целым ря-дом житейских деталей: суд над Сократом ("Апология"), его пребывание в тюрьме ("Критон"), прощание с друзьями и женой, последняя беседа, омо-вение перед смертью и снятие кандалов, горе учеников, чаша с ядом, кото-рую спокойно выпивает Сократ, его хладнокровное наблюдение над дейст-вием яда и, наконец, последнее слово перед смертью.

Платону также в равной мере свойственны высокий драматизм повест-вования и комической ситуации. Недаром Сократ говорит, что "один и тот же человек должен уметь сочинять и комедию и трагедию" и что "искусный трагический поэт является также и поэтом комическим".

В целом стиль Платона - отражение зрелой греческой классики, в кото-ром достигли синтеза все известные тогда лиро-эпические, драматические и ораторские художественные методы.

Несмотря на свой идеализм, Платон сохранил доверие к объективным основам жизни - космической и общественно-политической, чем и оградил себя от субъективизма и беспредметного эстетизма, наступавшего вместе с эллинистической эпохой.

2. Философские взгляды Аристотеля

2.1 Философия Аристотеля

Аристотель из города Стагиры (384-322 гг. до н. э.), сын придворного врача царя Филиппа Македонского, один из воспитателей Александра Ма-кедонского, ученик Платона по Академии, основатель Ликея, своей фило-софской перипатетической школы в Афинах,- подлинный энциклопедист античности.

Аристотель действительно был философом и ученым огромного диапа-зона: он занимался философией, логикой, этикой, психологией, риторикой и поэтикой. Хотя Аристотель двадцать лет был учеником Платона, но в даль-нейшем он проявил большую самостоятельность. Прежде всего, он отрицал наличие двух миров - мира идей и мира вещей. Каждая вещь у Аристотеля заключает в себе не только свою материальную основу, но и свою идею (или, что то же, форму, следуя позднему латинскому термину), действую-щую причину и цель своего развития.

Эти философские принципы Аристотеля сказались в его эстетических требованиях, предъявляемых к искусству, произведению искусства и мас-терству поэта. Специально вопросам теории и практики искусства посвяще-ны "Риторика" и "Поэтика".

Заключение

Платону также в равной мере свойственны высокий драматизм повест-вования и комической ситуации. Недаром Сократ говорит, что "один и тот же человек должен уметь сочинять и комедию и трагедию" и что "искусный трагический поэт является также и поэтом комическим".

В целом стиль Платона - отражение зрелой греческой классики, в кото-ром достигли синтеза все известные тогда лиро-эпические, драматические и ораторские художественные методы.

Несмотря на свой идеализм, Платон сохранил доверие к объективным основам жизни - космической и общественно-политической, чем и оградил себя от субъективизма и беспредметного эстетизма, наступавшего вместе с эллинистической эпохой.

Вместе с тем он довольно холодно относится к многовековой греческой лирике. Аристотель, конечно, прекрасно знал ее и часто цитировал, но ду-ша его была полна эпического драматизма или драматического эпоса, где для лирики оставалось уже мало места. Столь великие имена, как Пиндар, появляются на страницах сочинений Аристотеля редко и не с очень боль-шим эстетическим содержанием. Другого хорового лирика, Стесихора, Ари-стотель использует по преимуществу как автора басен. О Вакхилиде же, этом третьем великом хоровом лирике древней Греции, у Аристотеля нет ни одного слова.

Изучение аристотелевских оценок всей греческой литературы, особен-но Гомера и трагедии, а в трагедии особенно Еврипида и Агафона, свиде-тельствует о том, что Аристотель был очень далек от простой и наивной абсолютизации своих философских убеждений.

Аристотель как деятель поздней классики был свидетелем развала классического полиса и уже готов был встать на точку зрения нового, имен-но эллинистического общества. Но его бесконечные связи с классикой ран-него и зрелого периода помешали ему стать философом и эстетиком элли-низма и только привели его к безысходным противоречиям, к бегству от прославляемой им классической демократии, к страху подвергнуться участи Сократа.

Так, великому мыслителю древности пришлось спрятаться на острове Эвбее, где он вскоре умер, страдая мучительнейшими противоречиями вре-мени, еще не покончившего с погибающим классическим полисом, но пока еще не способного превратиться в огромную военно-монархическую орга-низацию наступающего эллинизма.

Список литературы

1. Линицкий П. Общий взгляд на философию. ТКДА, 1867, т. 4;

2. Трубецкой С. Н. История древней философии. Ч. 1. М., 1906;

3. Трубецкой С. Н. История Древней Философии. Ч.1. М., 1906;

4. Зеленогорский Ф. Учение Аристотеля "о душе" в связи с учением о ней Сократа и Платона. СПб., 1871;

5. Сотонин К. К вопросу об идеях Платона. Петроград, 1915;

6. Богдашевский Д. Учение Платона о знании. ТКДА, 1897, т. 3;

7. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. Ч. 2. М., 1997;

8. Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985.

Покупка готовой работы
Тема: «Философские взгляды Платона и Аристотеля»
Раздел: Философия
Тип: Курсовая работа
Страниц: 22
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика