Реферат

«Применение индексного метода при изучении взаимосвязей явлений.»

  • 18 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

1. Понятие об индексах, их значение. Индексируемые признаки. Индексный метод…4

2. Виды индексов….6

2.1. Индивидуальный индекс….7

2.2. Сводный индекс….7

2.2.1. Многофакторный индекс….10

2.3. Базисные, цепные, взвешенные индексы…12

2.4. Индекс переменного состава, постоянного состава, структурных сдвигов….13

3. Разностный анализ, основанный на применении индексного метода….14

4.Индексы – Дефляторы….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….16

ЛИТЕРАТУРА….18

Введение

При сопоставлении каких-либо данных, характеризующих экономические явление или процесс во времени и в пространстве, широко используются относительные статистические показатели — индексы. Они позволяют рассчитать и соизмерить сложные социально-экономические явления, особенно состоящие из непосредственно несопоставимых элементов. Индексы основаны на отчетных и базисных данных в зависимости от отношения показателей к содержанию исследования. Элементами индексов являются индексируемая величина, ее тип (форма), вес, срок исполнения. Использование индексов позволяет создавать математические модели и проводить расчеты относительно финансового положения фирмы и планов ее развития.

При анализе своей деятельности фирма проводит исследования и фиксирует заключение о факторах, воздействующих на ее работу. Использование индексов позволяет установить количественные взаимосвязи между значимыми для фирмы показателями, которые приводятся к некоторому общему знаменателю, делающему их сравнимыми. Индексный метод широко применяется для изучения последовательного изменения явлений как способ изучения их динамики, для сопоставления в пространстве, позволяя выделить и измерить влияние факторов на изучаемое явление.

При анализе какого-либо явления проводится определение характеристик, лежащих в основе изучаемого процесса, и отбрасываются менее существенные факторы. Так как в сложной модели учитываемые показатели могут быть очень различны, для включения их в расчеты необходимо привести их к единой базе. Получив сравнимые индексы, мы можем определить соотношение признаков в изучаемом явлении. Это позволяет определить возможные замещения существующих процессов альтернативными (методы производства, сбыта и т.д.) для повышения эффективности деятельности фирмы.

Фрагмент работы

1. Понятие об индексах, их значение. Индексируемые признаки. Индексный метод

Индекс (от лат. index – показатель, список) – статистический относительный показатель, характеризующий соотношение социально-экономических явлений во времени[1] или в пространстве. То есть, любой показатель, выражающий сравнение двух величин между собой, можно называть индексом. В разговорной речи часто коэффициенты, разработанные статистической наукой для изучения отдельных социально-экономических явлений, также называют индексами.

Для полноты определения необходимо упомянуть об еще одном понимании индекса, как символа, идентифицирующего каждый элемент какого-то массива, и как упорядоченного справочного списка, содержащего сведения для определения местоположения элементов. Например, хi; уj (произносится «Икс итый»; «Игрек житый»). Но в данной теме, термин «индекс» будет употребляться в первом значении, то есть как показатель.

В самом общем виде все индексы могут быть представлены как отношение, в котором индексируемый признак, соизмеряется с признаком, принятым в качестве базы для сравнения.

Если сравнить понятия «Темп роста», «Относительная величина динамики», «Относительная величина планового задания», «Относительная величина выполнения плана», «Индивидуальный индекс», то можно сделать вывод о наличии у них единого принципа расчета: это – соотношение явлений, как правило, с учетом фактора времени.

Индексируемый признак – признак, изменение величины которого определяется. Название индексов обычно содержит указание на индексируемый признак. Например, если индексируемым признаком является объем произведенной продукции, выраженный в натуральных измерителях, то название индекса определяется как «Индекс физического объема произведенной продукции». При построении индексов, также как при построении средних величин, используются признаки-веса[2].

В результате расчета индекса образуется значение, которое может быть выражено двумя способами:

- число раз, в которое изменилась (уменьшилась или увеличилась) величина признака;

- процентный уровень.

Взаимосвязь между индексами выражается таким же соотношением, как и взаимосвязь между признаками, на основе которых строятся индексы. Например, если размер дохода за месяц одного жителя региона N умножить на число человек, живущих в этом регионе, то получим общий доход, получаемый всеми жителями данного региона, – именно так будет выглядеть взаимосвязь между этими признаками. Следовательно, и между индексами, отражающими изменение указанных признаков, будет такая же взаимосвязь: произведение индекса дохода на душу населения региона и индекса численности жителей региона даст индекс общего дохода всех жителей региона. Однако, следует внимательно относиться к данному правилу, т.к. взаимосвязь между признаками может выражаться суммой или разностью. Индексы, являясь относительным показателями, всегда взаимосвязаны между собой произведением или отношением.

Правила построения индексов:

1. Признак за отчетный период относится к признаку за базисный период. Исключения составляют отдельные показатели, имеющие между собой обратно пропорциональную зависимость.

2. Если изучаемый признак первичный, то признак (признак-вес), влияющий на него, берется на неизменном уровне базисного периода. Если изучаемый признак вторичный, то признак (признак-вес), влияющий на него, берется на неизменном уровне отчетного периода.

Индексный метод анализа – метод статистического исследования, позволяющий соотносить социально-экономические явления, состоящие из неоднородных элементов, а также выявлять влияние отдельных факторов на изучаемый признак. Например, для достижения цели исследования необходимо соотнести объем услуг, потребленных населением г. Тюмени с объемом услуг, потребленных населением г. Салехарда. Услуги могут быть разными и выражаться в различных единицах измерения. Чтобы привести все услуги к сопоставимому виду, в анализе используется стоимость услуг, всегда выраженная в денежных единицах измерения. Таким образом, достигается сопоставимость объемов потребленных в разных городах услуг, как сложных социально-экономических явлений, и появляется возможность их сравнения. Но на изменение общей стоимости услуг может повлиять не только изменение физического объема их потребления, но и изменение их цены. Степень влияния этих двух признаков (объема и цены) на общий, стоимость услуг, можно выявить, применяя индексный метод.

2. Виды индексов

Все индексы по базе сравнения можно разделить на территориальные и динамические.

Показатель, отражающий сравнение величин одного исследуемого общественного процесса, протекающего на разных территориях, называется территориальным индексом.

Показатель, отражающий сравнение величин одного изучаемого общественного процесса, протекающего в различных периодах времени (другими словами, с учетом временного фактора) называется динамическим индексом.

По степени охвата исследуемого явления выделяют следующие индексы:

1. Индивидуальные;

2. Сводные:

а) Сводные общие;

б) Сводные групповые (субиндексы).

По наличию и виду весов выделяют следующие индексы:

- базисные индексы.

- цепные индексы.

- взвешенные индексы:

1) базисные индексы с постоянными весами;

2) базисные индексы с переменными весами;

3) цепные индексы с постоянными весами;

4) цепные индексы с переменными весами.

2.4. Индекс переменного состава, постоянного состава, структурных сдвигов

С помощью индексного анализа можно изучать изменение как первичных, так и вторичных признаков. Как уже говорилось выше, при соотнесении во времени первичного признака для отдельного явления без учета влияния на него других признаков строится индивидуальный индекс. Для изучения показателей, которые строятся на основе вторичных признаков и выражаются в форме средней величины разработаны специальные индексы. Они так и называются «индексы средней взвешенной величины».

Индексом переменного состава называется индекс, выражающий соотношение средних уровней изучаемого явления, относящихся к разным периодам времени. Например, индекс переменного состава себестоимости продукции одного и того же вида рассчитывается по формуле:

,

где - индекс переменного состава.

Индекс переменного состава отражает изменение не только индексируемой величины (в данном случае себестоимости), но и структуры совокупности (весов).

Индекс постоянного (фиксированного) состава - это индекс, исчисленный с весами, зафиксированными на уровне одного какого-либо периода, и показывающий изменение только индексируемой величины. Индекс фиксированного состава определяется как агрегатный индекс. Так, индекс фиксированного состава себестоимости продукции рассчитывают по формуле:

,

где - индекс фиксированного состава.

3. Разностный анализ, основанный на применении индексного метода

При применении индексного метода существует возможность оценки абсолютных размеров изменения изучаемого явления. При соотнесении изучаемых явлений мы получаем процентное выражение изменения, или число раз, в которое изменилось изучаемое явление. А при вычитании из показателя, выраженного в абсолютных величинах другого показателя в абсолютном выражении, принятого за базу для сравнения, мы получим абсолютный размер изменения исследуемого явления. Другими словами, с помощью расчета разности между числителем и знаменателем построенного индекса также можно характеризовать изменение явления, но уже в абсолютном его измерении. Такой анализ называется разностным, а абсолютные изменения явлений – приростами.

Индексный метод имеет широкое применение в статистике торговли. В зависимости от характера изучаемого явления здесь вычисляются индексы объемных и качественных показателей. Посредством индексов объемных показателей характеризуются изменения объема поступления и реализации товаров, уровня товарных запасов и т.д. Индексами качественных показателей характеризуются изменения цен, производительности труда, издержек обращения, прибыли и других показателей.

Статистический индекс — это относительная величина сравнения сложных совокупностей и отдельных их единиц. При этом под сложной понимается такая статистическая совокупность, отдельные элементы которой непосредственно не подлежат суммированию.

Для эффективной работы фирмы необходимо собирать, обрабатывать и изучать информацию о движении продукции, чтобы планировать систему транспортировки сырья, продвижения товара от начальной стадии до конечной. Та же задача стоит и перед органами государственной статистики, на информацию которых опирается правительство при принятии решений об экономической политике страны. Следовательно, для достижения положительных результатов на всех уровнях экономики важно применение и изучение статистики продукции.

4.Индексы – Дефляторы

Индекс-дефлятор по сути является индексом цен. Но он охватывает более широкий круг элементов, чем индекс потребительских цен. Индекс-дефлятор анализирует не только цены потребительских товаров и услуг, но и цены инвестиционных товаров и услуг, т.е. оптовые цены. Поэтому с помощью индексов-дефляторов можно характеризовать общую динамику цен и тарифов для всей экономики страны.

Индекс-дефлятор рассчитывается как отношение фактической стоимости продукции отчетного периода к стоимости объема продукции, структура которого аналогична структуре отчетного года, но определенного в ценах базисного года. В основе расчета индекса-дефлятора лежит формула Пааше - агрегатная формула индекса с текущими весами. Индекс-дефлятор для ВВП в 1992г. определяется по формуле:

,

где - индекс-дефлятор;

- объем продукции в 1998г.;

, - цены, фактически действовавшие в 1998г. и базисном году соответственно.

Заключение

Индексы относятся к важнейшим обобщающим показателям. С помощью экономических индексов можно измерить динамику социально-экономического явления за два и более периодов времени, динамику среднего экономического показателя и сопоставить уровни явления в пространстве: по странам, экономическим районам, областям и т.д. Индексы широко используются также для определения степени влияния измерений значений одних показателей из фактических цен в сопоставимые.

В практике статистики индексы наряду со средними величинами являются наиболее распространенными статистическими показателями. С их помощью характеризуется развитие национальной экономики в целом и ее отдельных отраслей, анализируются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организации, исследуется роль отдельных факторов в формировании важнейших экономических показателей, выявляются резервы производства, индексы используются также в международных сопоставлениях экономических показателей, определения уровня жизни, мониторинге деловой активности в экономике и т.д.

Обычно сопоставляемые показатели характеризуют явления, состоящие из разнородных элементов, непосредственное суммирование которых невозможно в силу их несоизмеримости. Например, промышленные предприятия выпускают, как правило, разнообразные виды продукции. Получить общий объем продукции предприятия в таком случае нельзя суммированием количества различных видов продукции в натуральном выражении. Здесь возникает проблема соизмерения разнородных элементов. В качестве меры соизмерения разнородных продуктов можно использовать цену, себестоимость или трудоемкость единицы продукции.

С помощью индексных показателей решаются следующие основные задачи:

1) характеристика общего изменения сложного экономического показателя (например, затрат на производство продукции, стоимости произведенной продукции и т.д.) или формирующих его отдельных показателей-факторов;

2) выделение в изменении сложного показателя влияния одного из факторов путем элиминирования влияния других факторов (например, увеличение выручки от реализации продукции, связанное с ростом цен или выпуска продукции в натуральном выражении). В качестве самостоятельной выделяется задача обособления влияния изменения структуры явления на индексируемую величину. Например, при изучении динамики среднеотраслевой себестоимости продукции исследуется влияние измерения в распределении объемов выпуска продукции по предприятиям отрасли.

Способы построения индексов зависят от содержания изучаемых показателей, методологии расчета исходных статистических показателей, имеющихся в распоряжении исследователя статистических данных и целей исследования.

Индексные показатели в статистике вычисляются на высшей ступени статистического обобщения и опираются на результаты сводки и обработки данных статистического наблюдения.

Список литературы

1. «Индексы потребительских цен», методологическое руководство, Торвей Р./Международная организация труда. Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1993.

2. «Общая теория статистики»: учебник. Под редакцией проф. М.Р. Ефимовой, Москва, изд. ИНФРА-М, 1997.4.

3.Статистика: национальные счета, показатели и методы анализа: Справ. пособие / Под ред. И.Е. Теслюка. – Минск: БГЭУ, 1995. – С.332–338.

4. «Теория статистики»: учебник. Под редакцией проф. Р.А. Шмойловой, Москва, изд. «Финансы и статистика», 1998.

5. Торвей Р. Индексы потребительских цен: методологическое руководство // Международная организация труда: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 248 с.

6. Уотшем Т.Дж, Паррамоу К. Количественные методы в финансах: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – С.5–128, 110-111.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика