Курсовая работа

«Художественная обработка дерева. на примере изготовления декоративных изделий»

  • 45 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДЕРЕВА ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДЕРЕВА 7

1.1. История художественной обработки дерева 7

1.2. Обработка дерева 9

1.3. Виды художественной обработки дерева 12

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДЕРЕВА 16

2.1. Создание декоративных изделий из дерева. Узорная резьба по дереву 16

2.2. Узорная, художественная, геометрическая резьба по дереву 19

2.3. Создание орнамента в декоративном искусстве 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43

ЛИТЕРАТУРА 44

Введение

Человек в повседневной жизни постоянно соприкасается с деревом – на лоне природы, и в быту с теми или иными изделиями, созданными из дерева. Дерево является тем материалом, который защищает, греет, помогает и радует человека, доставляя ему эстетическое наслаждение. В качестве поделочного материала дереву нет альтернативы: его физические и пластические возможности издавна привлекают человека.

Многовековая практика обработки дерева позволила накопить большой опыт, изучить все его свойства и выразительные возможности. Так постепенно сложились определенные традиции работы с деревом в зависимости от природно-климатических условий, образа жизни и деятельности человека.

Принцип сочетания полезного и красивого в изделиях материальной культуры привел к появлению неповторимых школ работы с деревом, возникли уникальные центры художественной обработки дерева. Но каждая эпоха рождала новые формы и образы изделий, изготовление которых требовало совершенствования приемов и технологии работы с деревом. За последнее столетие новые материалы стали активно вытеснять дерево из сферы строительства и быта. Дерево все чаще используется как художественно-декоративный материал, обретая новые образные формы и функции.

В наше время проблемы формирования материальной среды, окружающей человека, привлекают к себе все большее внимание. Едва ли найдется человек, которого не интересовали бы, например, вопросы, связанные с жильем, красивыми и практичными предметами быта. Нашему поколению более по душе изделия материальной культуры, имеющие современную форму, но это не значит, что исчезает интерес к старинным образцам изделий, созданным предшествующими поколениями. Люди, интересующиеся вопросами материальной и художественной культуры, не могут обойтись без познаний в области истории создания изделий из дерева, стилевых форм прошедших эпох.

История обработки дерева является одним из специальных разделов всеобщей истории искусства и культуры. Зарождение нового стилевого направления в создании деревянных изделий проходит в условиях длительного соперничества с предшествующими стилями. Изменение форм деревянных изделий определяется потребностями и вкусами людей той или иной исторической эпохи. Стилистика и формы деревянных изделий всегда были органично связаны с архитектурой определенных исторических периодов и со всеми видами изобразительных искусств.

Также важно установление той тесной взаимосвязи, которая существовала между образом жизни людей и формами деревянных изделий.

Происхождение и развитие различных стилевых форм зависит от самых различных факторов: это не только идеологические, эстетические взгляды, но и материалы, и техника изготовления изделий, уровень развития производства, бытовые запросы, сложившиеся формы. Стиль, который создается в определенное время и в определенной стране, находит свое выражение в каждом произведении искусства, даже в скромных формах повседневных предметов быта. Идеи, лежащие в основе какого-либо крупного произведения, ощутимы и в скромных формах бытовых вещей. Появление новых форм и средств выразительности в искусстве обработки дерева непосредственно зависит от стиля искусства эпохи.

Стиль определяется совокупностью признаков, типичных для искусства определенного времени. Художественная обработка дерева, без сомнения, один из популярных видов народного декоративного искусства.

Народное искусство всех времен и народов дает замечательные образцы того, как самые простые бытовые предметы и орудия производства превращались в произведения искусства. Декоративные образы, воплощенные в материале, и в домовой резьбе, утвари и крестьянской мебели в течение многих столетий оставались чисто крестьянским, народным занятием. Этот самый массовый вид народной резьбы всегда остается первоисточником вдохновения для последующих поколений народных мастеров и самодеятельных художников.

Второй уровень – это народные промыслы по различным видам художественной деятельности, где собираются лучшие мастера народного искусства и художники-профессионалы, совместно создающие деревянные изделия в массовом порядке. Они создают художественный товар для рынка, сохраняют многие виды промыслов, продолжают традиции.

И, наконец, художники, профессионально работающие в дереве, создающие единичные образцы художественных изделий и работы для художественных выставок и музеев. Все эти три уровня художественного творчества тесно взаимосвязаны, сплетены в коллективы единомышленников и представляют творческое лицо нашего времени.

Все вышесказанное говорит об актуальности рассмотрения данной темы.

Объектом работы является обучение основ художественной обработки дерева на примере изготовления декоративных изделий.

Предметом работы является изучение технологии художественной обработки дерева на примере изготовления декоративных изделий.

Целью является разработка методического пособия для обучения основам художественной обработки дерева.

Гипотеза данной работы сводится к тому, что выполнение проектной деятельности эффективно если в содержание обучения будут введены изучение технологии основ художественной обработки дерева.

Задачами курсовой работы являются:

1. Обзор теоретической и методической литературы по теме курсовой работы.

2. Изучить технологии художественной обработки древесины.

3. Разработать методическое пособие для изучения технологий художественной обработки дерева.

Методами курсовой работы при выполнении поставленных задач являются:

1. Теоретический анализ научно-технической и методической литературы по технологии художественной обработки древесины

2. Применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложении данной работы.

Фрагмент работы

1.1. История художественной обработки дерева

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.

Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII — XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли — галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств.

Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма и в целом «чувство вещи».

До наших дней на русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились крестьянские дома — произведения неизвестных ваятелей и резчиков. Высокие фронтоны завершаются мощными бревнами-охлупнями, один край которых вырезан в виде головы рогатого оленя, круглогривого коня или птицы. Доски-причелины и спускающиеся с них доски-полотенца заполнены растительным орнаментом либо пропильным геометрическим узором.

В Поволжье получила распространение глухая или долбленая резьба в сочетании с подкраской. На белом или голубом, углубленном в массу дерева фоне рельефно выделяются суриково-красные и золотистые изображения добродушных львов, русалок-фараонок с рыбьими хвостами, птиц-сиринов с распущенными веером хвостами и оплетающей их орнамент из виноградных лоз, акантовых побегов

Если для архитектурной резьбы характерны крупные монументальные формы, то в резьбе предметов обихода масштаб меняется, став им соразмерным. Ткацкие станки и прялки, вальки для выколачивания белья, трепала для льна, рубеля — крестьянские утюги для разглаживания, катания белья и тканей, праздничные сани-кошовки и выездные телеги, дуги, солоницы и жбаны щедро покрывались узорочьем простого геометрического орнамента: квадратами, треугольниками, розетками и ромбами самых различных сочетаний.

В прошлом мотивы резьбы имели вполне определенный символический смысл, связанный с языческими представлениями наших далеких предков. Например, круги, изображения коней и птиц были связаны с культом солнца, от которого зависела судьба урожая, а значит, и будущее крестьянина-земледельца.

В крестьянском искусстве XVIII — XX вв. геометрическая резьба была не только красивым узором — народ помнил заключенный в нем глубокий смысл.

Цвет и текстура древесины бесконечно разнообразны, а это открывает перед мастером богатые возможности выявить красоты материала, не прибегая к подсобным средствам создания художественной композиции.

Говоря о резчике, нужно иметь в виду не исполнителя, а резчика-хужожника, поэтому такому мастеру необходимо иметь представление и об изобразительном искусстве, однако станковую живопись не следует переносить в декоративную резьбу, так как у кисти и ножа совершенно разные возможности в создании художественных произведений. Только неустанный творческий труд, а не слепое копирование и подражание позволит в короткий срок с совершенстве овладеть ремеслом столяра и мастерством резчика

1.2. Обработка дерева

Физические и механические свойства древесины

Цвет - важной декоративной особенностью и диагностическим признаком древесины является ее цвет. Каждая древесная порода имеет только ей присущий цвет. Цвет может меняться в зависимости от возраста, влияния воздушной среды, воздействия прозрачных отделочных материалов, угла отражения светового потока от изделия, сроков и условий эксплуатации вещи и т.д. Интенсивность цвета древесины усиливается с возрастом дерева и под влиянием прозрачных отделочных материалов. Степень декоративности древесины повышает ее блеск — способность отражать направленные световые лучи. Блеск зависит от породы древесины, степени гладкости поверхности и характера освещения.

Текстура - не менее чем цвет, она определяет декоративную ценность древесины. Текстура — естественный рисунок на радиальном и тангенциальном срезах древесины, который зависит от характера расположения годичных колец и различной окраски в них ранней и поздней зон, строения самой древесины — рассеянно- или кольцепорового, наличия мелких или крупных сердцевинных лучей, отличающихся от окружающей их древесины по цвету, структуре, размеру и форме.

Запах - почти каждой породе в той и или иной мере присущ своеобразный запах, зависящий от содержания в древесине различных смол. дубильных веществ и пр. Сильный запах исходит от свежесрубленных деревьев хвойных пород: липы, осины, дуба и др. Слабый — от выдержанной древесины. По запаху порой можно судить о доброкачественности дерева, а в некоторых случаях он служит дополнительным признаком для определения породы дерева.

Влажность - от нее во многом зависят свойства древесины. В древесине различают влагу связанную, находящуюся в стенках древесных клеток в виде тончайших прослоек, и свободную, заполняющую полости клеток и межклеточные пространства. Количество свободной влаги зависит главным образом от пористости древесины и ее наполненности, насыщенности водой. Чем древесина плотнее и тяжелее, тем меньше пор, и наоборот — чем легче и рыхлее, тем пор больше. Максимальная влажность древесины твердых пород колеблется от 80 до 120, а мягких — от 200 до 250 процентов.

Гигроскопичность - гигроскопичностью древесины называется ее свойство поглощать влагу из окружающего воздуха. Гигроскопичность зависит от породы дерева меньше, чем от температуры и влажности воздуха. С повышением температуры влагопоглощение понижается. а повышением влажности воздуха увеличивается. Влагопоглощение вызывает изменение формы, размеров и прочности древесины, и именно от этого зависит прочность изделий. Гигроскопичность уменьшается при отделке продукции водоотталкивающими составами.

Заключение

Многие тысячелетия дерево оставалось доступным, любимым и понятным человеку материалом. Дерево – конструкционный материал. В этом качестве оно является незаменимым строительным материалом. Удивительны его механические, физические качества: дерево хорошо поддается обработке, его можно резать, рубить, пилить, строгать, точить, гнуть. Упругость и вязкость позволяют хорошо удерживать шурупы и гвозди. Покрытия лаками и олифами делают дерево водонепроницаемым.

Дерево обладает исключительными практическими качествами. Все предметы, созданные из дерева, несут в себе черты скульптурности. Дерево – материал декоративный. Как живой природный организм оно имеет свои неповторимые особенности строения, выражающиеся в текстуре и цвете. Во всей совокупности механических, пластических и декоративных качеств дерево является исключительно подходящим материалом для выполнения художественных работ.

Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма.

Список литературы

1. Барадуллин В.А. Художественная обработка дерева. – М., 1986.

2. Бидерман Ганс. Энциклопедия символов. – М.: Республика, 1996.

3. Борисов И. Б. Обработка дерева. – М.: Феникс, 2000.

4. Бубнов Е.Н. Русское деревянное зодчество Урала. – М.: Стройиздат, 1988.

5. Бузинов М., Потапов Г. Искусство резьбы по дереву: Учебное пособие. – М., 1998.

6. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. – М., 1997.

7. Вейс Герман. История цивилизации. – М.: Эксмо-Пресс, 1998.

8. Глазычев В. О дизайне и цвете - М.: Искусство, 1998.

9. Гропиус В., Добельман Э.И. Границы дизайна. – Спб.: Творчество, 2001.

10. Декоративно-прикладное искусство: учебно-справочное пособие / сост. Ртищева Н.Л. – Уфа: Вагант, 2011. – 244 с.

11. Домовая и художественная резьба по дереву /сост. Кирюхин А.В. М., «Спектр», 1996.

12. Забылин М. Русский народ: его обычаи. - М.: Изд-во Эксмо, 2003.

13. Иллюстрированный словарь по искусству и архитектуре/ Сост. Р.П. Андреева. – СПб.: Издательский дом Литера, 2003.

14. Иллюстрированный энциклопедический словарью – М.: Терра, 1998.

15. Ковешников А.И. Методика проектирования детских игровых площадок: Учебное пособие. – М.: Прометей МГПУ им. В.И.Ленина, 1991.

16. Колесов В. В. Гобелен .Санкт - Петербург, «Художник», 2000.

17. Колесов В. В. Народно - художественные промыслы России- М., Россия, 2002.

18. Костомаров Н. И. «Русско - народное творчество». М.:Изд.КУПС 2004.

19. Котин М.Н., Бочарский К.С. Создание предметной среды. – Спб.: Секрет, 2001.

20. Купер Ронда и Джеффри. Шедевры искусства Китая. – Минск: Белфаксиздатгрупп, 1997.

21. Научно - популярный журнал «Народное творчество» №4, 2006.

22. Некрасова М. Народное искусство России. – М.: Советская Россия, 1983.

23. Онианс Д. Резьба по дереву. – М.: Мир книги, 2004.

24. Резьба по дереву. Мозаика сост. И.В. Рыженко. – М., 1997.

25. Робен Э.В., Васильева Г.К. Краткая методика художественного конструирования. - М., 1996.

26. Самородский П. С., Симоненко В. Д. Технология обработки конструкционных материалов: Учебное пособие для студентов индустриально-педагогических, технолого-экономических факультетов пединститутов и учителей труда.- Брянск: Издательство БГПИ, 1994.

27. Стерноу А.Сюзанна. Арт Нуво. – Минск: Белфаксиздатгрупп, 1997.

28. Фаткуллин Р.М., Фаткуллина Д.Р. Уроки дерева. – Уфа: Изд-во БГПУ «Вагант», 2009. – 516 с., ил.

29. Федотов Г.Я. Дерево. – М.: Эксмо-Пресс, 2001.

30. Холмянский Л.М. Дизайн. – М.: ТЕРРА, 1999.

31. Черепахина А.Н. История художественной обработки из древесины. – М., 1995.

Примечания

К работе прилагается творческий проект (Разработка пособия).

К работе прилагается все необходимое для сдачи

Учебное пособие предназначается для студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, учителей общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования, а также широкого круга читателей интересующихся декоративно-прикладным искусством.

Покупка готовой работы
Тема: «Художественная обработка дерева. на примере изготовления декоративных изделий»
Раздел: Искусство и культура
Тип: Курсовая работа
Страниц: 45
Цена: 1400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика