Доклад

«Ответы "История отечественного государства и права"»

  • 99 страниц
Содержание

1. Возникновение государственности у восточных славян: причины, особенности.

2. Форма правления и государственного устройства Древней Руси.

3. Общая характеристика «Русской правды» как источника права.

4. Правовое положение населения по «Русской правде».

5. Нормы гражданского права в «Русской правде».

6. Нормы уголовного права в «Русской правде».

7. Процесс в период Древней Руси.

8. Русская государственность периода политической раздробленности.

9. Особенности государственного устройства Новгородской и Псковской земли.

10. Развитие права на северо-западе Руси. Псковская и Новгородская судные грамоты.

11. Государство .и право Золотой Орды.

12. Образование Русского централизованного государства (XIV -XV вв.). Его особенности.

13. Судебник 1497 года. Общая характеристика. Эволюция права.

14. Высшие органы государственной власти периода сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.).

15. Эволюция органов местной власти в Московском государстве (XVI-XVI1 вв.).

16. Усложнение источников права Московской Руси (XVI-XVII вв.).

17. Судебник 1550 года. Общая характеристика. Развитие права.

18. Соборное Уложение 1649 года как источник права.

19. Правовой статус сословий в Русском централизованном государстве (XV-XVI вв.).

20. Формирование крепостного права. Крепостное законодательство конец XVI-cep. XVII вв.

21. Уголовное право периода сословно-представительной монархии.

22. Процессуальное право периода сословно-представительной монархии.

23. Эволюция права собственности в XVI-XVII вв. Вотчина и поместье.

24. Развитие семейно-наследственного права от «Русской правды» до Соборного Уложения 1649 года.

25. Реформа государственного аппарата Петра I.

26. Изменение правового положения сословий в XVIII в.

27. Реформы местного управления в XVIII в.

28. Судебный процесс в XVIII в.

29. Эволюция уголовного законодательства в XVIII в. «Воинский артикул» Петра I.

30. Общие тенденции развития права в XVIII в.

31. Взаимоотношения государства и церкви в XVI-XVIII вв.

32. Абсолютная монархия в России формирование и эволюция в

XVIII в.

33. Судебная реформа Екатерина II.

34. «Устав благочиния или полицейских» 1782 года.

35. Изменения в системе государственного управления в первой четверти XVIIIB. М.М. Сперанского, Н.Н. Новосельцева.

36. Правление Николая I - апагей абсолютизма. Особенности государственного управления в центре и на местах.

37. Кодификация русского права в первой половине XIX в.

38. Развитие уголовного права в первой половине XIX в. «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года.

39. Изменения в правовом статусе сословий в первой половине

XIX в.

40. Крестьянская реформа 1861 года: правовой механизм ее реализации.

41. Судебная реформа 1864 года.

42. Земская и городская реформы (вторая половина XIX в.).

43. Реформы армии и полиции в 60-80-х гг. XIX в.

44. Эволюция норм гражданского права в пореформенный период. Причины и проявления.

45. Социальный строй Российской империи на рубеже XIX-XX вв.

46. Реформирование государственной системы Российской империи под влиянием революции 1905-1907 гг.

47. Первые Государственные Думы Российской империи: механизм формирования и функционирования.

48. Столыпинское аграрное законодательство.

49. Уголовное и административное законодательство в нач. XX в.

50. Изменения в государственном аппарате в годы Первой мировой войны.

51. Падение самодержавия и формирование новой государственной системы России в период февральской революции.

52. Законодательная политика Временного правительства.

53. Судебный процесс во второй половине XIX-нач. XX вв,

54. Семейное право в кон. XIX - нач. XX вв.

55. Слом старого и создание советского государственного аппарата.

56. Советы и Учредительное собрание как альтернативы российской государственности.

57. Первые правовые акты Советского государства. Ид роль в формировании права.

58. Конституция РСФСР 1918 года.

59. Основные направления формирования и развития советского права в годы революции и гражданской войны.

60. Распад Российской империи и поиск форм государственного единства в годы революции и гражданской войны.

61. Демонтаж и формирование новой правоохранительной системы в годы революции и гражданской войны.

62. Реформы государственной системы в годы НЭПа.

63. Предпосылки кодификации советского права в 20-е годы.

64. Развитие советского гражданского права в условиях НЭПа. ГК РСФСР 1922 года.

65. Возникновение советского трудового права. КЗоТ 1922 года.

66. Эволюция советского уголовного права в 20-е гг. XX в.

67. Возникновение и развитие советского семейного права. Кодекс о браке, семье и опеке 1918 и 1926 гг.

68. Деформация политической системы и государственного аппарата в 1930- нач. 50-х гг. XX в.

69. Образование СССР. Национально-государственное размежевание в 20-е гг.

70. Конституция СССР 1924 года.

71. Конституция СССР 1936 года.

72. Национально-государственное строительство в 30-40-х гг. XX в.

73. Советское право в годы Великой Отечественной войны.

74. Изменения в государственном аппарате и механизме управления СССР в годы Великой Отечественной войны.

75. Советское государство и право в послевоенное десятилетие (1945-март 1953 гг.).

76. Реформы государственной системы в период хрущевской «оттепели» (1953-1964 гг.)

77. Основные тенденции развития советского права во второй половине 50-нач. 60-х гг. XX в.

78. Государство и право в сер. 60-нач. 80-х гг.ХХ в.

79. Конституция СССР 1977 года.

80. Изменения в политической системе в период «перестройки» (вторая половина 80-х - начало 90-х гг. XX в).

81. Конституция Российской Федерации 1993 года.

82. Система государственного управления в Российской Федерации по Конституции 1993 года.

Введение

Восточная Европа издревле населялась славянскими племенами. О восточных славянах в первые века новой эры писали античные авторы, называвшие их венетами, антами, склавенами. Эти племена жили на значительной территории нынешних Украины и России. Их основным занятием было земледелие. Следовательно, они были не кочевым, а оседлым народом. Славяне занимались также скотоводством, различными видами ремесел. Большое количество римских монет II-IV вв. новой эры, найденных археологами в местах расселения славян, свидетельствует о том, что восточные славяне поддерживали устойчивые торговые связи с соседними народами и государствами. Развитой у них была и внутренняя торговля.

Накануне образования Древнерусского государства и в начальный период его существования источники обычно именуют наших предков по названиям племен или племенных союзов, в которые они объединялись, - поляне, древляне, кривичи, вятичи и пр. Но в это же время в источниках появляется, хотя и в разных транскрипциях, слово "рос" ("рус" и т.п.). Несколько позже, в договорах киевского князя Олега с Византией (911 г.), о Руси говорится как о договаривающейся стороне. Здесь же можно встретить упоминание о "законе русском", под которым, видимо, следует понимать совокупность правовых обычаев, которыми восточные славяне руководствовались в своей жизни. Император Византии Константин Багрянородный, правивший в Х в., в известном сочинении "Об управлении империей" неоднократно говорит о росах как народе и даже о "России" как стране.

Современные исследователи в большинстве своем ведут происхождение термина "русь" от названия речки Рось, притока Днепра, протекавшей по земле полян. По названию этой небольшой реки сначала сами поляне, а затем и жители всего Киевского государства стали именоваться русами. Впрочем, сходные названия имели еще несколько рек, в том числе и Волга, которую также в те времена называли Росью. Был на Руси и город Росия в устье Дона. Напрашивается вывод: вся эта топонимика произошла от имени народа русь, которое является самоназванием.

Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. (т.е. до образования Древнерусского государства) скудны и отрывочны. Тем не менее из них следует, что у славян уже в VI в. были сильные вожди, властью своей напоминающие монархов. Выделению родоплеменной знати, имущественному расслоению внутри славянских племен способствовали развитие производства, крупные военные экспедиции против Византии и других соседей. Племенные вожди-князья окружали себя приближенными воинами - дружиной, все более явственно возвышаясь над массой своих соплеменников. Под влиянием завоевательных походов различные славянские племена нередко объединялись в племенные военно-политические союзы, причем это объединение происходило уже по территориальному (а не родовому, как прежде) признаку.

Немало сведений по политической истории (и предыстории) Древнерусского государства содержит древнейший летописный свод "Повесть временных лет", автором которого был монах Киевско - Печерского монастыря летописец Нестор. По свидетельству летописного свода, в среднем течении Днепра в VI в., сложилось княжество полян, ставшее важным этапом в процессе возникновения Древнерусского государства. Во время, непосредственно предшествовавшее его образованию, существовали княжества полянское, древлянское, дреговичское, полоцкое, словенское. Применительно к VIII в. источники говорят о трех восточнославянских объединениях - Куявии, Славии, Артании.

Фрагмент работы

2. Форма правления и государственного устройства Древней Руси

Киевская Русь не была централизованным государством. Как и другие государства периода формирования феодальных отношений, например, империя Карла Великого в Западной Европе, Древнерусское государство было "лоскутным", его населяли разные племена - полян, древлян, кривичей, дреговичей и др. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей, присутствовали на феодальных съездах, некоторые из них входили в состав княжеского совета. Но по мере развития феодальных отношений, углубления процесса феодализации связи местных князей с киевским великими князем все больше ослабевают, возникают предпосылки для феодальной раздробленности.

Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору (участвовать в его военных экспедициях и платить ему дань). В свою очередь сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защищать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммунитетом. Это означало, что в его внутренние дела не мог вмешиваться никто, в том числе и сюзерен. Вассалами великого князя были местные князья, обладавшие такими иммунитетными правами, как право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов.

Во главе Древнерусского государства стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великий князь киевский сосредоточил в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства, лично водил войско в бой. (Князь Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о своих 83 больших походах). Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различные международные договоры военного и торгового характера в устной или письменной форме. Дипломатические переговоры вели сами князья; они же иногда возглавляли посольства, направляемые в другие страны. Выполняли князья и судебные функции.

Фигура князя возникла в результате эволюции власти, принадлежавшей племенному вождю, но князья периода военной демократии были выборными. Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение - княгиня Ольга.

Хотя великие князья были монархами, все же они не могли обойтись без того, чтобы выслушивать мнения приближенных. Так сложился совет при князе, юридически никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины - княжьи мужи. Иногда в древнерусском государстве созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские споры, некоторые другие вопросы. В литературе высказывалось предположение, что на одном из таких съездов и была принята Правда Ярославичей - важная составная часть Русской Правды. Существовало в Древнерусском государстве и вече, выросшее из древнего народного собрания. Особенно была высока его активность в Новгороде.

Заключение

Всю полноту государственной власти в Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент — Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство Российской Федерации) и судебной (Конституционный Суд Рос-сийской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации) ветвей власти, действующих самостоятельно.

Президент как глава государства является одновременно верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации и гарантом Конституции Российской Федерации, прав свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он назначает выборы, распускает Государственную Думу, вносит в нее законопроекты, подписывает указы и распоряжения. Президент назначает с согласия нижней палаты парламента Председателя Правительства Рос-сийской Федерации, а также его заместителей и федеральных министров.

Совет Федерации – верхняя палата российского парламента – формируется из представителей субъектов Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов их государственной власти), образует комитеты и комиссии, проводит парламентские слушания по вопросам своего ведения; утверждает Указы Президента Российской Федерации о введении военного (чрезвычайного) положения; решает вопросы об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами страны; назначает выборы Президента и отрешает его от должности; по представлению Президента назначает на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда; назначает и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов

Государственная Дума – нижняя палата Федерального Собрания — избирается в составе 450 депутатов на четырехлетний срок на профессиональной постоянной основе. Государственная Дума образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания, принимает федеральные законы (о федеральном бюджете, финансовом, валютном и таможенном регулировании, войне и мире и др.), высказывается о доверии Правительству Российской Федерации, назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации и Председателя Счетной палаты.

Примечания

Защищено на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика