Доклад

«Муниципальное право. Лекции»

  • 130 страниц
Введение

Тема 1. Введение в муниципальное право

§1. Понятие муниципального права

§2. Предмет муниципального права

§3. Понятие и признаки местного самоуправления

§4. Источники муниципального права

§5. Система местного самоуправления в Российской Федерации

§6. Гарантии местного самоуправления

§1. Понятие муниципального права

Вопрос о понятии муниципального права, а также его месте в системе российского права является дискуссионным.

Муниципальное право понимается как совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования местного самоуправления и выражающие публичные и частные ценности муниципальной демократии, полноту прав населения по решению вопросов местного значения1, как комплексная отрасль российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления2. А.Н. Костюков полагает, что в юридической науке самостоятельность муниципального права как отрасли права доказана и не вызывает сомнений3.

По нашему мнению для уяснения места муниципального права в системе российского права необходимо проанализировать муниципально-правовые нормы с точки зрения их отраслевой принадлежности.

Важнейшее место в муниципальном праве занимают нормы конституционного права. Норма статьи 12 Конституции Российской Федерации о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, определила магистральное направление развития муниципального права. Кроме того, местному самоуправлению посвящена глава 8 Конституции. Конституционное право «определяет начала и принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия»4. Нормы муниципального права, регламентирующие реализацию субъективных прав на местное самоуправление, очевидно тяготеют к праву конституционному. Это, в частности, относится к формам непосредственного самоуправления населения. Институты муниципальных выборов и местного референдума имеют очевидную конституционно-правовую природу.

Фрагмент работы

§2. Предмет муниципального права

Вопрос о предмете муниципального права также является неоднозначным.

Под предметом муниципального права понимают муниципальные (самоуправленческие) отношения9, местное самоуправление как комплекс общественных отношений властно-управленческого, организационного, финансово-экономического свойства10, общественные отношения, возникающие в процессе реализации населением своего права на местное самоуправление11.

По нашему мнению, предмет муниципального права составляют следующие группы общественных отношений.

1. Отношения между населением и муниципальными образованиями. В эту группу входят отношения по формированию органов местного самоуправления, отношения, складывающиеся при осуществлении местного самоуправление через формы непосредственной демократии, а также отношения по поводу привлечения выборных лиц местного самоуправления к ответственности перед населением.

2. Отношения между муниципальным образованием и государством. К ним можно отнести отношения по установлению и изменению границ муниципальных образований, отношения, складывающиеся в рамках института переданных государственных полномочий, отношения, связанные с государственным контролем за деятельностью органов местного самоуправления, а также отношения по привлечению органов и должностных лиц к ответственности перед государством.

3. Внутримуниципальные отношения - это отношения складывающиеся между органами местного самоуправления муниципального образования, между органами местного самоуправления муниципальных образований разных территориальных уровней, а также отношения в рамках межмуниципального сотрудничества.

4. Отношения муниципальных образований с физическими и юридическими лицами. В данную группу входят управленческие отношения, складывающиеся в процессе осуществления муниципального управления на соответствующей территории (отношения власти - подчинения), налоговые отношения, складывающиеся на муниципальном уровне, отношения муниципальных образований с муниципальными предприятиями и учреждениями.

Заключение

Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях устанавливаются Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»6.

Особенности организации местного самоуправления на пограничных территориях обусловлены установлением пограничного режима в пограничной зоне и в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации. Пограничная зона устанавливается в пределах территории административного района, города, прилегающей к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.

В сфере защиты Государственной границы органы местного самоуправления и их должностные лица:

оказывают помощь пограничным органам и пограничным войскам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;

создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.

Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам

Примечания

Защищено на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика