Курсовая работа

«Власть, церковь и общество Московской Руси: история и принципы взаимоотношений»

  • 40 страниц
Содержание

Введение 3

Глава 1. Объединение русских земель вокруг Москвы 8

1.1 Факторы, влияющие на объединение земель вокруг Москвы 8

1.2 Возвышение Московского княжества. Роль Ивана Калиты 15

1.3 Перемещение главы Русской православной церкви в Москву 16

2.Образование русского централизованного государства 22

2.1. Процесс образования русского централизованного государства 22

2.2. Государство и Церковь 32

Заключение 38

Библиографический список 40

Введение

Резкий подъем интереса к религии – весьма характерная особенность духовной жизни России не только последнего десятилетия. Надо отметить, что во многих странах мира из-за углубляющихся проблем экологического, демографического и иного планетарного характера, грозящих катастрофой и гибелью всего живого на Земле, растет опасение относительно будущего человечества. В России вселенские тревоги грядущих бедствий соединились с конкретными негативными явлениями социально-экономического и политического кризиса последних десятилетий. Поэтому многие люди потянулись к религии, пытаясь найти в этом надежду и спасение. Религия, пронизывает едва ли не все сферы человеческого бытия и духовного мира. Даже далекие от Церкви люди в большинстве считают, что религия необходима как основа национального самосознания и культуры, как носительница духовных ценностей. В сознании нашего народа во все века существования страны имелась самая тесная связь между Православием и национальной идентичностью. Православие идентифицируется с национальным образом жизни, выступает символом национального своеобразия, тем стержнем, который связывает воедино сегодняшнюю Россию с ее тысячелетней историей. Давно уже привычным фактом стало сотрудничество Церкви и государственных структур. Их взаимодействие оказывается востребованным при решении многих социальных проблем, в частности, в вопросах нравственного и патриотического воспитания, благотворительности и др. Не представляется возможным без помощи Церкви выйти из нравственного кризиса, который охватывает общество. Стоит прислушиваться к тем ценностям, которые проповедует Православие: к идеям духовности, милосердия и внимания к другому человеку.

Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. Хотелось бы обратиться к данным историографии изучения «истории русской церкви» и ее взаимоотношений с властью и обществом. В порядке хронологической постепенности мы должны бы говорить о церковной истории преосвещенника Иннокентия, но в историческом обзоре систематических работ по истории русской церкви было бы несправедливо, в угоду только единству темы, не упомянуть о трудах киевского митрополита Евгения Болховитинова (1767-1837), так много содействовавших успеху нашей науки именно в первое время ее развития, хотя они и не представляют собой цельной церковно-исторической системы. Труд Болховитинова «История российской иерархии», изданная (М. 1807-1815) содержит в собственном смысле историко-иерархические сведения (в епархиях, митрополитах, патриархах), а также содержит общее введение в историю русских монастырей. Богатое содержание этого творения, в свое время имевшего громадное значение в нашей науке, еще и до наших дней не исчерпано вполне новейшими изданиями и литературой по предмету русской церковной истории. Как редкий знаток наших рукописных сокровищ архимандрит Макарий (митрополит), собрал в своем трехтомном труде «История русской церкви», составленная в 1857, СПб., для целей церковной истории весь этот, известный ему материал, сообщив много новых текстов в объемистых приложениях и томам первой половины своей истории, и сделав множество ценных указаний в своих обстоятельных примечаниях. Недостатки начальных томов - заметная некритичность, то апологетический, то полемический тон, объясняемые духом времени, уступают здесь место беспристрастию историка, для которого служебные цели раскрываемых им событий прошлого не имеют интереса. Но, насколько часто преосвещенник Макарий делает полемические замечания отделов своей Истории в первых томах, настолько же бесстрастно пишет он историю возникновения его в своем последнем томе. Поэтому во второй и большей своей половине «История» митрополита Макария по всей справедливости доныне занимает в науке первенствующее положение труда, еще никем в целом не превзойденного. Более полвека тому назад нашу науку обогатил своим замечательным произведением профессор Московской Научной Академии, а с 1903 года и академик Е.Е. Голубинский (1912г.). Это его «История русской церкви» Т.1. Первая и вторая половины, период первый – киевский и домонгольский, Москва, 1880-1881гг. Здесь, с его богатой эрудицией, профессор, обладающий выдающимся критическим талантом, смело подошел к первоначальной истории русской церкви и приложил к нему впервые приемы строгого историка. И вот, осторожно созидаемое до этих пор построение ее, несомненно, пострадало в своей цельности под ударами его критики, но, несомненно и то, что ряд поднятых профессором вопросов принес редкую услугу исторической истине. Еще один человек, относящийся к числу ученых страны,- Николай Михайлович Никольский, чьи труды входят в золотой фонд российской науки, составляя ее гордость и славу. Большое научно-атеистическое значение имело фундаментальное исследование Н.М. Никольским сложных проблем происхождения христианства и формирование книг Нового завета собственно христианской части Библии. Результаты этого исследования отражены в публикациях: «Раннее христианство» (1908), «Иисус и первые христианские общины» (1918), «Мировой и социальный переворот, по воззрениям раннего христианства» (1922) и др. Среди научно-популярных публикаций можно отметить работу Н.М. Никольского – его «Историю русской церкви» [23], под влиянием которой очень многие верующие и колеблющиеся пересмотрели свое прежнее отношение к религии и церкви, не переиздавалась с 1931г. Убедительно, на конкретном историческом материале раскрыты Н.М. Никольским социальный смысл православия, роль церкви как феодального института, угнетавшего народные массы не только духовно, но и экономически. С такой же убедительностью показана социальная обусловленность возникновения и эволюции старообрядчества, многочисленных сект, их детерминированность коллизиями, порожденными эксплуататорским строем, угнетением человека человеком. Автор книги на достоверном историческом материале показал антинародный характер негативных аспектов идеологической и практической деятельности русской православной церкви, проявлявшийся в союзе православия с самодержавием – глубоко враждебной народу силой, в опоре церкви на самые реакционные политические круги дореволюционной России, в непосредственной причастности церковной властью выступлений народных масс против своих угнетателей. «Историю русской церкви» Н.М. Никольского отличает не только глубокий методологический подход к критике религиозной идеологии и освещению событий церковной жизни дореволюционной России, но и научная обстоятельность авторского анализа данных событий. Ей присуща полнота и глубина охвата основных вопросов сложной темы, каковой является история русского православия, насыщенность большим и разнообразным фактическим материалом, что дает возможность современным исследователям пользоваться «Историей русской церкви» как ценным справочным пособием.

Уже упоминавшийся исследователь в области «Истории русской церкви» Голубинский правильно отметил, что истории церквей обычно в сильнейшей степени определяются политическими событиями. И это естественно, ибо церковь живет на земле в тесной связи с судьбами и в идеале пасомых ею народов. Русская политическая и культурная история в своей принятой трактовке издавна укладывается в три периода: Киевский, Московский и Петербургский. Применяя чисто церковное мерило к ходу исторического развития русской церкви, нельзя не признать воистину «делающим эпоху» одно европейское и общехристианское событие половины XV века, а именно Флорентийскую унию. Она потрясла русское религиозное и национальное сознание и породила фактическую автокефалию русской церкви. Для каждой церкви – стать автокефальной есть событие не формально, только, а и существенно важное в ее истории. Это – новая эпоха, которая означает и новый период.

Если к ХIII – ХIV векам сложились основные черты русской этно-культурной общности, духовным стержнем которой было православие, то

автокефальность русской православной церкви с этого времени определила вектор фундаментального развития российской цивилизации. И прежде всего в вопросах смысла жизни, социальной регуляции направления и динамизма развития, в отношениях личности с обществом, с властью. С этого времени по-настоящему начинается Московский период истории русской церкви, новый этап в эволюции общества и государства.

Вместе с тем, новый этап в развитии российского государства, церкви и общества был подготовлен всем предыдущим ходом эволюции. С другой стороны, отношения между ними не были статичными, а являлись результатом исторического развития. Поэтому изучение формирования принципов отношений власти, церкви и общества целесообразно в контексте значимого исторического этапа. В данном случае русского централизованного государства – Московской Руси.

Объект исследования: Взаимоотношения власти, церкви и общества в период становления Московского государства.

Предмет исследования: История формирования принципов взаимоотношений власти, церкви и общества.

Исторический период, рассматриваемый в данном исследовании: конец XIIIв начало XVIIв.

Цель: Выявить последовательность формирования, характер и особенности принципов взаимоотношений власти, церкви и общества в период Московской Руси.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть процесс завершения объединения русских земель под властью Москвы, образование русского централизованного государства.

2.Раскрыть эволюцию отношений общества, церкви и власти в к. XIII в. - н. XVIIв.

3.Сформулировать выводы по результатам исследования.

Фрагмент работы

Централизация — процесс не стихийный. Его осуществляли конкретные исторические субъекты — люди, группы людей, народы, наделенные разумом и волей. Население России к XVI в составляло примерно 5-6 млн. человек. [3, с.71]. Кто же был заинтересован в объединении земель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим, что собой представляло русское общество в XIII – XIV вв. Крупные землевладельцы — вотчинники — князья, бояре, духовенство. Иерархия — великие князья, удельные князья, бояре и служилые князья, слуги под дворским (управляющим княжеским хозяйством) — княжеская администрация, впоследствии называемая дворянством.

Землевладение на вотчинном и условном держании островками вкрапливалась в море крестьянских общин. До конца XV в. в Северо-Восточной Руси преобладали так называемые черные земли. Для черных земель было характерно общинное землевладение крестьян с индивидуальным владением приусадебным участком и пашенной землей. Отношения в общине регулировались посредством выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем представителей княжеской администрации — наместников и волостелей. Община гарантировала экономические и социальные аспекты жизнедеятельности своих членов (до н. XVI в).

В XIV веке вместо многих терминов, обозначавших различные категории крестьянства, появляется новый термин — "крестьяне". В его среде выделялись две категории: чёрные крестьяне, жившие общинами в селах, не принадлежавших отдельным феодалам, и крестьяне владельческие, жившие на надельных землях в системе феодальной вотчины. Чёрные крестьяне платили налог в размере 20-30% своего совокупного продукта [3, с.71]. После вычета затрат на возмещение сельскохозяйственного производства, пищевых затрат, затрат по хозяйству, на орудия труда, при урожайности сам-2,5, сам-4, простое воспроизводство оставалось устойчивым, были и некоторые возможности для накопления. Крестьяне владельческие были лично зависимы от феодала, но степень этой феодальной зависимости была различной. В период формирования централизованного государства основной формой зависимости становится полевая барщина. В конце XIII – XIV вв. с постепенным ростом владельческих и удельных земель возникает потребность в рабочих руках для их обработки — в полевой барщине. Крестьяне, оставаясь в массе в этот период еще свободными и будучи вынужденными в поте лица трудиться на свою землю (вспомним низкую урожайность и короткий цикл полевых работ), физически не могли и не хотели работать на поле помещика. Нужна была сила, способная их заставить. Такой силой могла стать крепкая государственная власть. Однако прикрепление крестьян к земле еще не стало главной целью землевладельцев. Они в тот период были больше заинтересованы в привлечении на свои территории свободного земледельческого и ремесленного населения, в освоении новых земель, в колонизации. В этом смысле колонизация населения в Северо-Восточные земли находила поддержку у тех, кто стремился к единению земель и созданию единой государственной власти. По мнению ряда ученых в качестве первых шагов к закрепощению крестьян можно считать разработку Судебника 1497 г.

Заключение

В результате изучения Московского периода были сформулированы следующие выводы:

1. Процесс образования русского централизованного государства, в отличие от централизации в странах Западной Европы, определялся больше факторами политическими, духовными и природно-климатическими, нежели собственно экономическими. Этот процесс происходил на основе развития феодальных отношений, тогда как в странах Западной Европы он совпал с зарождением отношений буржуазных.

2. Процесс образования централизованного государства был следствием действия как объективных, так и субъективных факторов.

3. Мощным фактором, ускорившим централизацию, явилось наличие внешней опасности и необходимость борьбы с нею.

4. Образование централизованного государства стал возможен по той причине, что он отвечал интересам народных масс, которые прежде всего страдали от феодальных междуусобиц.

5. Складывание нового государства вокруг Москвы во многом было обусловлено наличием личностей, оказавшихся способными решать исторически важные задачи.

6. К концу XVI в. сложилось централизованное русское государство с самодержавной властью. Однако опыт исторического развития на территории Московской Руси включал и определенные традиции архаичной демократии, развитие традиции местного самоуправления.

7. В процессе централизации территорий и власти можно выделить решение следующих задач: а) окончательно были ликвидированы остатки политической самостоятельности земель; б) получило развитие общегосударственное право и общегосударственное законодательство; в) сложилась общегосударственная система налогов; г) созданы централизован-ные вооруженные силы, подчинённые самодержавной власти; д) перестроено управление на местах, ликвидирована система кормлений, создана приказная система.

8. Важную роль в духовном и политическом единении русского народа сыграла православная церковь. Формирование единого государства и установление самодержавного правления отвечало политическим и экономическим интересам церкви. По этой причине идеологически обосновывала самодержавие, оказывала политическую помощь и поддержку московским государям. Взамен православная церковь получила поддержку в вопросах автокефальности, защиту религиозной паствы от влияния католичества.

9. К концу правления Ивана Грозного общество испытала глубокие структурные изменения. Уменьшилось политическое влияние боярско-княжеской аристократии, возвысилось служилое дворянство.

10. Становление централизованного государства сопровождалось изменением экономического и социально-политического положения народных масс, и прежде всего крестьянства. Небольшая ещё в XV в. прослойка крепостных крестьян, к концу XVI в. значительно увеличилась.

Список литературы

1. Андреев И.Л. Дворянство и служба в ХYII веке // Отечественная история. 1998. № 2. С. 163 –175.

2. Антоненко Н.В. Отечественная история: Учебно-методический комплекс. – Мичуринск, 2007, 290с.

3. Арсланов Р.А., Керов В.В., Мосейкина М.Н. История России с древнейших времен до начала XX века: Учеб. для студентов гуманит. спец. / Под ред. В.В.Керова. - М.: Высш. шк., 2001. - 784 с.

4. Борисов Н.С. Политика Московского княжества XIII- XIV вв. - М.,1999. – 235с.

5. Борисов Н.С. Церковные деятели Средневековой Руси XVI -XVII вв. -

М. - 1988.

6. Гордеева Л. Великий князь Иоанн III Васильевич // Наука и религия. 1998. № 1. С. 25 – 33.

7. Иоанн Грозный. Петр Великий. А.Д. Меньшиков. Г.А. Потемкин: Биографические очерки. М.:Республика, 1998. 366 с. ил. (Жизнь замечательных людей).

8. Исаев М. Лекции по истории Московского государства и права. - М.,1996.

9. История России с древнейших времен до к. XVII века/ А.П. Новосельцев, А.Н Сахаров, В.И. Буланов, В.Д. Назаров; Отв. ред. А.Н Сахаров, А.П. Новосельцев. М.: Изд-во АСТ, 1996, с.379.

10. Карамзин Н.Г. История государства российского. - Спб., 1997.

11. Карташев А.В. Очерки русской церкви. Собрание сочинений:Т.1: Очерки по истории русской церкви. - М., 1992.- 686с. Т.2. - М., 1992.- 569с.

12. Ключевский В.О. Курс русской истории. - М.: Мысль, 1987.

13. Кобрин В. Русское государство в конце XVII – начале XVI века // Знание – сила. 1996. № 1. С. 48 –56.

14. Кобрин В. Смута // Родина. 1991. № 3. С. 67 – 73.

15. Костомаров Н.И. Раскол: Исторические монографии и исследования. М., 1994. 608 с.

16. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 2004.- 1024с.

17. Леонтьев К. Храм и церковь. - М., 2003.

18. Лобачев С.В. У истоков церковного раскола // Отечественная история. №2. С. 134 – 140.

19. Милов Л. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопр. ист. 1992. № 4 – 5. С.37-53.

20. Мейендорф И. Византия и Московская Русь. - М., 2008.

21. Милюков П.Н.Очерки по истории русской культуры. Т.3. - М., 1995. - 480с.

22. Московское государство XV – XVII вв. по сказаниям современников – иностранцев / Сост. Н.В. Бочкарев. 2-е изд. М. : Крафт+, 2000. 248 с.

23. Никольский Н.М. История русской церкви.- 3-е изд. - М., 1983. - 448с.

24. Острогорский М. История России. -М., 1992.- 112с.

25. Ричардс Пайпс. Россия при старом режиме. - М., «Независимая газета», 1993.- 421с.

26. Россия ХV - ХVII веков глазами иностранцев / сост., авт. вступ. ст., авт. коммент. Ю. А. Лимонов. - Л. : Лениздат, 1986. - 543 с. - (Библиотека "Страницы истории Отечества").

27. Скрынников Р.Г. Крест и корона: церковь и государство на Руси IX – XVII вв. СПб.: Искусство–СПб, 2000. 463 с.

28. Скрынников Р.Г. Русь IX – XVII века. – СПб.: Издательство "Питер", 1999. 352 с.

29. Пивоваров Ю.С. Русская власть и исторические типы ее осмысления // Полития. - 2001. - №7.

30. Розанов В.В. Религия, философия, культура. - М.,- 1992.

31. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., - 1992.

32. Шаров В. Опричнина // Родина. 1991. № 1. С. 22 – 24.

33. Шепотько Л. В. История России в сравнительном освещении:

Учеб. пособие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2003. – 234 c.

34. Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Т. 3: Московское царство / Отв. ред. А.А. Корольков. СПб.: Алетея, 1999. 434 с.

35. Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Т. 4: Спорные и невыясненные вопросы русской истории / Отв. ред. А.А. Корольков. СПб.: Издательство "Алетея", 1999. 332 с.

36. Юрганов А.А. Опричнина и страшный суд // Отечественная история. 1991. № 3. С. 52 – 75.

Покупка готовой работы
Тема: «Власть, церковь и общество Московской Руси: история и принципы взаимоотношений»
Раздел: История
Тип: Курсовая работа
Страниц: 40
Цена: 700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика