Курсовая работа

«Государственная Дума РФ»

  • 33 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. МЕСТО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ В СТРУКТУРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

1.1 Государственная Дума РФ как «нижняя» палата Федерального Собрания РФ

1.2 Компетенция Государственной Думы РФ

2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАР-СТВЕННОЙ ДУМЫ РФ

2.1 Организация выборов и порядок роспуска Государственной думы РФ

2.2 Организация деятельности Государственной думы РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

В подавляющем большинстве государств мира, за исключением нескольких абсолютных монархий и диктаторских режимов восточно-азиатского типа, имеется всенародно избираемый парламент (от фр. parler – говорить) – представительный орган государственной власти. Основной функцией парламента является принятие законов – нормативно-правовых актов высшей (помимо конституции) юридической силы. В некоторых государствах саму конституцию принимает и изменяет тоже парламент. Особое положение парламента в государственном устройстве определяется тем, что это практически единственный орган государственной власти, который имеет юридическое право выступать от имени народа, делегированное ему избирателями через входящих в его состав депутатов.

Институт парламента имеет многовековую историю. Родиной парламента считается Англия, где уже в XVII в. королевская власть была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства, представителей графств и городов. Впоследствии подобные представительные учреждения возникли в Испании, Франции и в ряде других европейских стран. Однако все они носили сословный характер, поэтому считается, что история развития современных парламентских учреждений берет начало с эпохи буржуазных революций XVIII в. Правовой статус парламента определяется существующей в государстве формой правления.

Первый опыт российского парламентаризма имел место в начале XX столетия. 17 октября 1905 г. царь Николай II издал Манифест об усовер-шенствовании государственного порядка, которым провозглашалось создание Государственной Думы. Хроника его становления и развития связана с основными событиями в жизни страны.

Современный российский парламентаризм фактически начал складываться после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 г. Он был развит в Конституции РФ 12 декабря 1993 г. и в ходе работы Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В России сложилась политическая система, которая стоит уже на принципах парламентаризма, хотя и не является парламентарной республикой. Поэтому и является актуальной тема данной работы.

Цель работы – анализ Государственной Думы РФ как части парламентского института современной России. В работе поставлены следующие задачи:

• выявление места Государственной Думы РФ в структуре законода-тельной власти России;

• определение сферы компетенции Государственной Думы РФ;

• анализ порядка избрания и прекращения деятельности Государствен-ной Думы РФ;

• изучение порядка функционирования Государственной Думы РФ

Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Фрагмент работы

В соответствии с Конституцией 1993 г. в стране был образован новый орган государственной власти – Федеральное Собрание. Наименование «Федеральное Собрание» подчеркивает его федеративную природу, обязанность осуществлять свои полномочия в системе федеративных отношений и установленного Конституцией РФ (ст. 71-73) разделения законодательных прерогатив. Федеральное Собрание РФ является учреждением парламентского типа. В статье 94 Конституции впервые прямо закреплено: «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации».

Российский парламент осуществляет различные функции: представительную, законодательную, контрольную, легитимизационную, финансово-бюджетную, властную, функцию обратной связи, стабилизационную, идеологическую. Основными из них являются представительная и законодательная функции. Другие функции парламента РФ не названы в Конституции РФ прямо, однако они непосредственно прослеживаются исходя из закрепленных ею полномочий парламента, инструментов и средств. Так, например, контрольная функция парламента не указана напрямую, но закреплена Конституцией косвенно путем обеспечения парламентариев множеством средств обеспечения этой функции: отчеты пра-вительства, информация об исполнении бюджета, парламентские слушания и т.д. Выражение недоверия правительству, проверка исполнения законов, парламентские расследования служат важными рычагами обеспечения действенного парламентского контроля .

Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путем проведения периодических и свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей.

Характеристика Федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации. Хотя Конституция России не разделяет палаты Федерального Собрания на верхнюю и нижнюю, но аналитическим путем, исходя из перечня их полномочий, можно определить, что Совет Федерации является верхней палатой парламента, а Государственная Дума – нижней .

Заключение

Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание – парламент Россий-ской Федерации – является представительным и законодательным органом Рос-сийской Федерации. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания определяют совокупности юридических норм (институтов), содержащихся в Конституции РФ, других законодательных актах, характеризующих его место и роль в системе органов государственной власти.

В основе порядка образования и деятельности Федерального Собрания лежали следующие принципы: разделение властей, федерализм, многопартийность. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Государственной Думы и Совета Федерации.

Основной функцией Государственной Думы является разработка феде-рального законодательства. В компетенцию Государственной Думы входит также решение следующих вопросов:

1) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

2) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

4) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

5) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

6) объявление амнистии;

7) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы, Государственная Дума принимает постановления. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. Порядок рассмотрения вышеперечисленных вопросов подробно урегулирован Регламентами палат Федерального Собрания.

Государственная Дума является палатой общенародного представительства. выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе пропорциональной избирательной системы. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями.

Правовым основанием организации и порядка деятельности Государственной Думы является Конституция РФ, Регламент Государственной Думы Российской Федерации.

Список литературы

1. Конституция РФ. // Консультант-плюс.

2. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // Консультант-плюс.

3. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях». // Консультант-плюс.

4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. №2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М., 2007.

6. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник для юрид. вузов (полный курс). В 3 т. – М., 2004.

7. Борисов А.Н. Комментарий к ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». – М., 2008.

8. Вишневский Б.Л. Должны ли губернаторы быть федеральными политиками // Независимая газета. 2000. 1 февраля.

9. Дмитриев Ю.А. Регламент – правовая основа деятельности парламента России // 100-летие выборов Государственной Думы: история и современность. – М., 2006.

10. Катков Д.Е., Корчиго Е.В. Конституционное право России. – М.: Юриспруденция, 2008.

11. Конституция РФ. Научно-практический комментарий (постатейный). Отв. ред. Ю.А. Дмитриев. – М., 2008.

12. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. – М., 2007.

13. Нундненко Л.А. Новеллы федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. №6

14. Романов Р.М. Понятие и сущность парламентаризма // Социально-политический журнал. 2008. № 4.

15. Самигуллин В.К. Конституционное право России. Учебник. – Уфа: изд-во БашГУ. – М., 2008.

Покупка готовой работы
Тема: «Государственная Дума РФ»
Раздел: Конституционное право РФ
Тип: Курсовая работа
Страниц: 33
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика