Контрольная работа

«13 заданий по естествознанию»

  • 30 страниц
Содержание

1 Как происходило становление человека как вида? Перечислите основные этапы антропогенеза 3

2 Каково соотношение биологического и социального в истории становления человечества? Продолжается ли в настоящее время биологическая эволюция человека? 6

3 Действительно ли труд создал человека? 7

4 Назовите основные проблемы антропосоциогенеза 9

5 Дайте характеристику взаимодействия сознательного и бессознательного в мотивации поведения человека 12

6 Какие методы и средства передачи накопленного опыта существуют у общества? Какую роль они играют в социальной и культурной эволюции? 16

7 Как осуществлялся переход от биосферы к ноосфере? 18

8 Почему В.И. Вернадский сравнивает деятельность разума человека с геологической силой? 20

9 Что такое биоэтика? Перечислите предпосылки ее формирования? Какова ее сущность и основные принципы? 22

10 Назовите социально-этические проблемы генной инженерии человека 24

11 Каковы основные положения теории развития этносов Л.Н. Гумилева? 25

12 В чем выражается противоречивость взаимоотношений между природой и человеком? 26

13 Что такое биоэтика, чем она занимается и каковы ее основные принципы? 28

Список использованной литературы 30

Введение

Предполагают, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных обезьян была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших 25—30 млн. лет назад. Имеется много косвенных данных, подтверждающих подобное предположение. Способность человеческой руки вращаться во все стороны благодаря шаровидному суставу плечевой кости могла возникнуть лишь у древесной формы, а не у бегающих по земле четвероногих животных. Только человек и приматы обладают способностью к вращению предплечья внутрь и наружу, а также хорошо развитой ключицей. У человека и обезьян на кистях и стопах развиты кожные узоры, которые имеются только у древесных млекопитающих.

Древесная жизнь способствовала совершенствованию сложных и тонко скоординированных движений, столь характерных для обезьян, обитающих на деревьях. Хорошо развитая хватательная функция кисти явилась предпосылкой к манипулированию предметами и превращению кисти в руку человека. Обитанию на деревьях благоприятствовала малая плодовитость крупных обезьян, у которых высоко развита забота о потомстве благодаря стадному образу жизни и тесной связи матери и детеныша.

Таким образом, обезьяноподобные предки человека обладали признаками, которые, совершенствуясь, давали преимущества в естественном отборе: развитие хватательной конечности способствовало возникновению прямо хождения; хорошо развитый головной мозг стимулировал усложнение поведения; стадный образ жизни со сложно организованной структурой общества способствовал развитию средств коммуникации и в конечном итоге привел к возникновению членораздельной речи.

Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангутан, шимпанзе), и гоминид (людей).

Фрагмент работы

2 Каково соотношение биологического и социального в истории становления человечества? Продолжается ли в настоящее время биологическая эволюция человека?

Соотношение природного и социального в антропогенезе было неодинаково на разных его этапах. В первобытном обществе гоминид прогресс социальной организации в значительной степени зависел от биологических изменений человека и в то же время процесс естественного отбора зависел от возникновения и развития общественных закономерностей и создания культурной среды. Относительная стабильность физического типа современного человека сохраняется примерно с середины позднего палеолита.

Считается, что в современном обществе отбор выступает как механизм поддержания сформировавшейся морфофункциональной организации в пределах видовой нормы реакции (стабилизирующий отбор) или как фактор внутривидового полиморфизма (дизруптивный отбор). Биологическое развитие современного человека проявляется обычно в виде разнонаправленных изменений различных признаков, а также структуры заболеваемости, темпов развития и т.д .

4 Назовите основные проблемы антропосоциогенеза

Происхождение и сущность человека- научные, методологические и мировоззренческие проблемы первостепенной важности. Их решение оказывает самое сильное влияние на жизненные ориентиры личности, на характер оценок, выбор жизненных приоритетов, на взгляды о цели и ценности собственного существования. До XIX в. человек рассматривался преимущественно как биологический вид, как ячейка в таксономическом пространстве животного мира. Только в XIX в., когда сама структура научного познания меняется коренным образом, Человек становится предметом гуманитарных наук. Будучи живым существом, человек растет, функционирует, имеет потребности, видит, как перед ним раскрывается пространство, подвижные координаты которого пересекаются в нем самом; иначе говоря, его телесное существование так или иначе пересекается с остальной живой природой, обладая языком, он может построить себе символический мир, внутри которого он вступает в отношения со своим собственным прошлым, с вещами, с другими людьми, на основе которого он только и может построить какое-то знание (и особенно знание о самом себе, одной из возможных форм которого являются гуманитарные науки).

Естественные и общественные науки «расчленяют» человека, каждая из них рассматривает его сквозь призму своего предмета. Целостное видение человека дает философия. В школьном образовании частично представлен лишь «философский образ» человека и не изучаются основы тех наук (психологии и социологии), которые раскрывают небиологические аспекты его сущности.

Назрела необходимость в школьном курсе человекознания, который на философской основе обеспечил бы синтез того, что известно о месте человека в научной картине мира, цели, смысле и ценности его жизни, перспективах развития. Именно в таком курсе было бы естественным обсуждение проблем происхождения человека на основе всесторонних знаний о его сущности.

7 Как осуществлялся переход от биосферы к ноосфере?

Условие гаромничного и сбалансированного взаимоотношения Человека и Биосферы можно записать в виде следующего тождества

Из этого тождества можно увидеть, что \"крестный Путь\" Человека в Ноосферу происходит по цепочке: \"Человек-Социум-Биосфера - Ноосфера\".

В этом тождестве каждая компонента определяется через три других (триединство) и, следовательно, понятие \"Ноосфера приобретает простой и ясный смысл

Говоря об эволюционном развитии мира, его переходе в ноосферу, другой основатель этого учения, Тейяр де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу, т.е. «в Cферу Разума, эволюция которой подчиняется разуму и воле человека», путем постепенного сглаживания трудностей между человеком и природой. Данное определение не противоречит определению В.И. Вернадского. Основной акцент здесь смещается в сторону духовной, интеллектуальной и социальной составляющих ноосферы.

9 Что такое биоэтика? Перечислите предпосылки ее формирования? Какова ее сущность и основные принципы?

Биоэтика (от др.-греч. βιός — жизнь и ἠθική — этика, наука о нравственности) — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

Предпосылки возникновения биоэтики.

Экологическое движение. Научно-технический прогресс представляет собой не только источник цивилизационных благ, но и зачастую угрожает существованию человека, разрушая природную среду его обитания. Исторически первой и наиболее существенной предпосылкой формирования биоэтики является идеология экологического движения, которое возникает как ответ на угрозу для физического (природного) благополучия человека. Влияние экологического мышления на сферу биомедицины особенно усилилось после талидамидовой катастрофы 1966 (рождение детей без конечностей у матерей, принимавших во время беременности лекарственное средство талидамид в качестве снотворного). Эта трагедия способствовала радикальному изменению структуры взаимоотношений между наукой и практической медициной. Целью биомедицинской науки стала не только разработка новых терапевтически эффективных лекарственных средств или медицинских технологий, но и предотвращение их побочных негативных воздействий. Достижению последней цели уделяется не меньше, а подчас и значительно больше времени и средств. В результате, резко возросло время между синтезом новой терапевтически активной субстанции и началом ее клинического использования. Если в начале 60-х оно составляло несколько недель, то в начале 80-х подскочило до 10 лет. Одновременно цена разработки увеличилась в 20 и более раз. Безопасность, т. е. предотвращение негативных эффектов действия лекарства, превратилась в одно из быстро развивающихся направлений развития медицинской науки.

11 Каковы основные положения теории развития этносов Л.Н. Гумилева?

Пассионарная теория этногенеза — историко-этнологическая гипотеза Льва Гумилёва, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Была опубликована в виде статей в рецензируемых журналах, представлена в виде диссертации на соискание степени доктора географических наук (защищена, но не утверждена в ВАК) и депонирована в виде рукописи «Этногенез и биосфера Земли» в ВИНИТИ РАН, позднее издана в виде монографии в издательстве ЛГУ (1989 г.)

Гипотеза Гумилева определяет и описывает понятия этноса (точнее, несколько видов этнических систем), вводит понятие пассионарности, описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов.

Пассионарная теория этногенеза не встретила понимания и поддержки ни у советской, и наследовавшей ей современной российской исторической науки, ни у международного научного сообщества. Вместе с тем заслуживает внимания то обстоятельство, что пассионарная теория преподнесена в доступном (научно-популярном) изложении, доходчива, увязана с известными историческими фактами.

Этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию; этнос является важнейшим из видов этнических систем, может входить в состав суперэтносов, и состоять из субэтносов, конвиксий и консорций; уникальное сочетание ландшафтов, в котором образовался этнос, называется его месторазвитием .

Заключение

Биоэтика (от др.-греч. βιός — жизнь и ἠθική — этика, наука о нравственности) — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

Развитие биоэтики обусловлено тем, что в современном мире медицина претерпевает процесс цивилизационных преобразований. Она становится качественно иной, не только более технологически оснащенной, но и более чувствительной к правовым и этическим аспектам врачевания. Этические принципы для новой медицины хотя и не отменяют полностью, но радикально преобразуют основные положения \"Клятвы Гиппократа\", которая была эталоном врачебного морального сознания на протяжении веков. Традиционные ценности милосердия, благотворительности, ненанесения вреда пациенту и другие получают в новой культурной ситуации новое значение и звучание. Именно это и определяет содержание биоэтики.

К биоэтическим обычно относят моральные и философские проблемы аборта; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение \"в пробирке\", суррогатное материнство); проведения экспериментов на человеке и животных; получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов (в том числе с ограниченной компетентностью — например, детей или психиатрических больных); выработки дефиниции (определения) смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной); проблемы отношения к умирающим больным (хосписы); вакцинации и СПИДа; демографической политики и планирования семьи; генетики (включая проблемы геномных исследований, генной инженерии и генотерапии); трансплантологии; справедливости в здравоохранении; клонирования человека, манипуляций со стволовыми клетками и ряд других.

Фундаментальные принципы биоэтики — автономности индивида, свободы воли и выбора, информированного согласия — не просто несут на себе отпечаток ценностей либерализма, но являются их выражением в конкретной области моральных решений и действий .

Список литературы

1. Биомедицинская этика // под ред. Покровского В.И.- М., Медицина.- 1997.

2. Бондарев В.П. Концепции современного естествознания. М., 2005.

3. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания. - М.: Изд. ИЭМПЭ, 1998.

4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новосибирск: ЮКЭА, 1997.

5. Концепции современного естествознания./ Басаков М.И., Голубинцев В.О., Зарубин А.Г. и др. - Ростов-на-Дону.: \"Феникс\", 2001.

6. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы. М., 2005.

7. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, - 2001.

8. Парцвания В.В. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I / Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. Издательство «Петрополис», Санкт-Петербург, 2001.

9. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. – 1995. - № 8.

10. Чебышев Н.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г. Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы. Т. 2. М., 2000.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика