Дипломная работа

«Послевоенная советская пресса»

  • 63 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПОСЛЕВОЕННОЙ ПРЕССЫ 6

1.1 Особенности послевоенной прессы 6

1.2 Методы формирования «образа врага» и отображение начала «холодной войны» в послевоенной прессе 21

2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ МАССОВОЙ РАБОТЫ ПОСЛЕВОЕННОЙ ПРЕССЫ 40

2.1 Формы работы 40

2.2 Методы работы 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

ЛИТЕРАТУРА 62

Введение

В переломные моменты истории перед современниками возникает острая необходимость переосмыслить «незыблемые» понятия, что само по себе является моментом поиска нового образа жизни и ценностей. В этих условиях интерес для исследования представляет первое послевоенное десятилетие (1946-1956 гг.). Оно вместило в себя такие разноречивые события как последнюю волну репрессий («ленинградское дело», дело врачей), борьбу с низкопоклонством и космополитизмом, восстановление разрушенного войной хозяйства, смерть Сталина и создание предпосылок к «оттепели» и разоблачению преступлений сталинского режима.

В течение периода произошли значительные изменения во внутренней и внешней политике супердержав и их союзников, а вместе с ними – изменения в стратегии и тактике пропаганды. Если в 1945 – первой половине 1947 года СССР и США формально были союзниками, то со второй половины 1947 года они превратились в непримиримых противников, которые вели психологическую войну. Ее важным элементом был образ врага. В период разрядки международной напряженности – с весны 1953 г., образ врага претерпел изменения. К концу 1954 г. он приобрел то содержание и формы, которые сохранились вплоть до середины восьмидесятых годов. Эти события также влияли на методологию и проблематику выступлений советской прессы.

Победное окончание Великой Отечественной войны стимулировало в советской журналистике дальнейшее усиление идеологической пропаганды, пропаганды величия сталинизма, обожествления личности Сталина во всех сферах жизни. Это в полной мере относится и к журналистике. С окончанием войны возникла острая необходимость в перестройке и дальнейшем развитии прессы, в изменении характера ее работы.

Все вышеизложенное определяет значимость темы форм и методов работы советской прессы послевоенного периода. Данной теме посвящено не так много работ, что и определяет ее актуальность.

Цель дипломной работы – анализ форм и методов работы советской прессы первого послевоенного десятилетия. Поставленная в работе цель определяет следующие задачи:

• выявление особенностей послевоенной прессы;

• анализ формирования «образа врага» в советской прессе послевоенного периода;

• общий анализ форм и методов прессы послевоенного периода;

• изучение пропаганды как неотъемлемой составляющей работы прессы послевоенного периода.

Предметом исследования являются формы и методы работы советской прессы послевоенного периода. Объектом исследования являются газетные и журнальные материалы советской печати рассматриваемого периода. В качестве основного объекта исследования взяты представители союзной («Комсомольская правда» – ежедневная газета, объем 4 листа), городской («Ленинградская правда» – ежедневная газета, объем 4 листа), республиканской («Адыгейская правда» – г. Майкоп, периодичность выхода: вторник, пятница, суббота, воскресенье, объем 4 листа ) и местной («Колхозник Дона» – ст. Казанская, Ростовской области, периодичность выхода: вторник, четверг, объем 4 листа) прессы.

Методологической основой исследования являются принципы системности и историзма, которые предполагают рассмотрение явлений и фактов в совокупности, развитии; изучение структуры и функций предмета исследования, его многообразных связей, образующих определенную целостность. Существенное значение для анализа материала имела теория информации, так как пропаганда – явление не только идеологическое, но и культурное. Основное внимание исследования при рассмотрении функционирования прессы в аспекте пропаганды сосредоточено на анализе способов и форм социального взаимодействия. Исследуются основные характеристики системы журналистской пропаганды, особенности ее функционирования в условиях построения социализма, холодной войны.

Научно-методологическую базу исследования составили фундамен-тальные концепции, представленные в классических, современных исследо-ваниях зарубежных, отечественных ученых журналистов и литературоведов.

Поставленные цели и задачи определили структуру данной работы. Первая глава посвящена общей характеристике принципов и методов работы послевоенной прессы. Во второй главе анализируются конкретные формы и методы работы советской прессы послевоенного периода.

Фрагмент работы

Советская послевоенная пресса имела свои отличительные особенно-сти. К маю 1945 г. структура советской печати представляла собой тщательно разработанную систему военной и тыловой прессы, рассчитанной на условия военного времени. В тоже время, после окончания войны почти все местные газеты – республиканские, краевые, областные, городские, районные – продолжали выходить в уменьшенном объеме – на двух полосах (городские и районные – половинного формата «Правды»). Ограниченные размеры газетной площади лишали их возможности наиболее полно освещать жизнь страны и своего района. Остро ощущались бедность материально-технической базы, недостаток журналистских кадров, что в значительной степени сказывалось на качестве периодических изданий.

Окончание войны вызвало необходимость не только реорганизовать систему печати, но и провести значительные изменения во всех звеньях и структурах средств массовой информации. После войны произошла существенная перестройка СМИ: был увеличен до четырех полос объем республиканских, краевых и областных газет, возобновилось издание молодежных газет, увеличился объем и стал более частым выход районных изданий. Уже 20 июня 1945 г. ЦК ВКП(б) принимает решение «Об улучшении качества и увеличении объема республиканских, краевых и областных газет». Это первое послевоенное Постановление явилось программным для деятельности советской прессы в условиях мирного строительства. Установленный с 15 июля 1945 г. четырехполосный объем республиканских, краевых и областных газет, потребовал от редакций расширить информацию о жизни Советского Союза, союзных республик, краев и областей, больше публиковать материалов по проблемам промышленности, сельского хозяйства и культуры, уделять более пристальное внимание работе среди населения. В Постановлении определялась не только основная проблематика газет, но обращалось внимание и на их оформление, на использование различных газетных жанров. Главное же внимание в Постановлении было обращено на то, чтобы все газеты стали «боевыми органами политического воспитания масс», важнейшим средством «партийного руководства массами» .

Заключение

Подводя итоги проделанной работы, следует, в первую очередь, отметить, что в деятельности советской журналистики послевоенного десятилетия есть позитивные составляющие. В первые послевоенные годы пресса уделяла внимание задачам восстановления народного хозяйства, распространяли опыт передовиков в промышленности и сельском хозяйстве. В международной проблематике доминирующее место заняла борьба за мир, циклы статей, посвященные показу всемирно-исторического значения разгрома гитлеровской Германии и фашизма.

В региональной и местной печати осуществлялся выпуск новых цен-тральных отраслевых изданий, потребность в которых диктовалась неотложными задачами восстановления народного хозяйства. В структуре советской журналистики появились новые республиканские и областные газеты. Значительное развитие получила пресса на национальных языках. Вместе с тем, будучи целиком подчиненной требованиям административно-командной тоталитарной сталинской системы, пресса стремилась во что бы то ни стало добиться выполнения ее директив.

Послевоенные годы приводят к значительным изменениям во всех звеньях системы советской прессы. Они были связаны в первую очередь с реорганизацией ее структуры. За первое послевоенное десятилетие было принято около 50 документов о печати и других средствах информации. Классификация их позволяет обозначить две основные группы вопросов, на которые в первую очередь обращалось внимание. Первая из них была связана с необходимостью усиления проблемно-тематического содержания печати. Вторая группа – укрепление партийного руководства и борьба с инакомыслием в любых его проявлениях.

В своей организаторской деятельности печать использовала многочисленные формы и методы работы, в творческой – обращалась к различным жанрам. Так редакция газеты «Труд» положила начало новой форме массовой работы – «стахановским вторникам». Проводились они редакцией совместно с отраслевыми профсоюзами и министерствами и преследовали цель распространения передового опыта в различных отраслях промышленности. Стремясь использовать различные формы работы с массами, редакции часто приглашали рабочих и сельских корреспондентов принять участие в общественных рейдах. Возросло значение писем трудящихся в улучшении содержания газеты, был налажен учет читательских писем, контроль за их прохождением, система «обратной связи» с читателями.

Однако основным методом деятельности советской прессы послевоенного периода следует считать пропаганду. Журналистика того времени в одном из своих аспектов существовала как целостный пропагандистский механизм, чьи усилия, по большому счету, были направлены на формирование положительного отношения к тоталитарному режиму. С этой целью пресса окончательно выработала особую систему манипулятивного воздействия на общество, способ-ствующую упрощенному, не критическому восприятию в массовом сознании окружающей действительности. Манипулятивность жур-налистики проявлялась и проявляется в существовании стереотипизации и мифологизации, способствующей формированию единой идеологии, глав-ным образом – единого политического мировоззрения.

Одним из «достижений» пропаганды того времени является формирование «образа врага». В эволюции послевоенного советского варианта образа врага можно выделить ряд этапов. При этом содержание и формы образа врага, отображаемые в прессе, соответствовали направлениям политики советского правительства и определяли его функции. Важнейшая функция образа врага – сохранение общественного и государственного строя, господства номенклатуры в условиях «холодной войны». Для воздействия на общественное сознание сограждан использовался и образ внешнего, и образ внутреннего врага. Связанные друг с другом, эти формы имели и специфические функции. С помощью образа внутреннего врага чиновники осуществляли политику «разделяй и властвуй», развивали взаимное недоверие и конкуренцию между гражданами, а при помощи образа внешнего врага сплачивали отчуж-денных друг от друга индивидов вокруг правительства, ЦК ВКП(б), вождя И.В.Сталина. Подобная тактика способствовала эффективному манипулированию общественным сознанием и поведением граждан, пресекала рост классового самосознания советских рабочих, крестьян, низших слоев бюрократии – тормозила возникновение предпосылок гражданского общества в СССР.

Для мифологизации и внедрения образа врага в массовое сознание ЦК ВКП(б) допустил антисемитскую деятельность наиболее косных представителей аппарата и населения. В результате термины «еврей» и «сионист» стали синонимами врага. Мифологическое мышление идеологов и граждан приводило к искажению фактов всемирной и отечественной истории в угоду политической конъюнктуре; способствовало подмене патриотизма великодержавной гордыней; развитию национализма, а не действительного национального самосознания у народов СССР; вело к неадекватному общественному познанию; неверному самопознанию личности.

В тоже время, с точки зрения автора, необходимо строго различать навязываемый номенклатурой державный вариант «советского патриотизма» и патриотизм миллионов советских людей, которые отстояли свою родину в борьбе с фашизмом, восстановили ее экономику после войны. Важнейшая черта державного варианта патриотизма – слепая ненависть к государствам-противникам и инакомыслящим соотечественникам, ненависть, которая приводила к дискредитации всех сторон жизни других наций, к современным формам невежества и догматизму. Эта ненависть отсутствовала в широких кругах советских людей, и государство было вынуждено искусственно воспитывать ее в людях.

Однако, внедренный в массовое и индивидуальное сознание, образ врага превратился в элемент саморазрушения общества и личности. В середине 50-х годов советский вариант внутреннего образа врага потерпел крах, стал медленно уходить из общественного сознания. Образ внешнего врага практически без изменений сохранился до середины 80-х годов.

Список литературы

1. Хрестоматия по истории отечественной журналистики. / Под ред. И.В. Кузнецова. – М., 2004.

2. Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. – М.: Высшая школа, 1980.

3. Берге Ванден Иван. Историческое недоразумение? «Холодная война» (1917-1990). – М., 1996.

4. Блюм А.В. Советская цензура в эпоху тотального террора. – М., 2000.

5. Даллес А. О политике // Вопросы истории. 1998. № 4.

6. Денисов А. К 80-летию «Кузнецкого рабочего». Истории строки. Вместо пресс-служб были пресс-папье. // Кузнецкий рабочий. 27.08.2009.

7. Джилас М. Лицо тоталитаризма. – М., 1992.

8. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. – М., 2001.

9. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца 20 века. – М.: Дрофа, 2001.

10. Журналистика и идеология / Под ред. В. В. Ученовой. – М., 1985.

11. История России 20 века. / под ред. Б.В. Личмана. – Издательство УГ-ТУ-УПИ, Екб, 2003.

12. Крысько В. Г.Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). – Минск, 1999.

13. Кузнецов И.В. История новейшей отечественной журналистики (1917-2000). – М., 2002.

14. Кузнецов И.В., Мишурис А.Л. История партийно-советской печати. – М.: Изд-во московского университета , 1974.

15. Лелъчук В.С., Пивовар ЕМ. Конфронтация двух систем и менталитет советского общества // СССР и холодная война. – М., 1995

16. Николаева Н.И. Новый образ США: изменения в советской политике и пропаганде 1947-1948 гг. // Вопросы истории. 1999. №1.

17. Овсепян Р. История новейшей отечественной журналистики. – М., 2000.

18. Почепцов Г. Г. Информационные войны. – М., 2000.

19. Почепцов Г. Г. Пропаганда и контрпропаганда. – М.: Центр, 2004.

20. Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. – М.: Центр, 1998.

21. Почепцов Г. Г. Тоталитарный человек: очерки тоталитарного симво-лизма и мифологизма. – Киев.: Глобус, 1994.

22. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики – М.: Высшая школа, 1980.

23. Скуленко М. И. Журналистика и пропаганда. – Киев, «Вища школа», 1987.

24. Стровский Д. Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001.

25. Теория и практика советской периодической печати / ред. Д. Т. Бека-сов и др. – М.: Высшая школа, 1980.

26. Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде 1945-1954 гг. – М., 1999.

27. Фатеев А.В. Державный патриотизм времен позднего сталинизма // Преподавание истории в школе. 1995. №7.

28. Филиппов A.M. Германский вопрос: от раскола к объединению. – М., 1993.

29. Филиппов А.М. Как начиналась «холодная война» // Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985). Новое прочтение. – М., 1995.

30. Филиппов A.M. «Холодная война». Историографические дискуссии на Западе. – М., 1991.

31. Фред С. Сиберт, Уилбур Ш., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М.: Вагриус, 1998.

Покупка готовой работы
Тема: «Послевоенная советская пресса»
Раздел: Журналистика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 63
Цена: 3700 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика