Дипломная работа

«Программа "Намедни" - анализ авторского журналистского произведения»

  • 57 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРОГРАММА «НАМЕДНИ» КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЖАНРА ИНФОРТЕЙНМЕНТ 8

1.1 Особенности жанра инфотейнмент 8

1.2 Общая характеристика программы и ее места на российском телевидении

2. АВТОРСКОЕ И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОГРАММЫ «НАМЕДНИ» 28

2.1 Авторские особенности программы 28

2.2 Особенности использования журналистских жанров в программе .40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….55

Введение

В современной медиакультуре среди разнообразной продукции телевидения, радио, Интернета все большее место отводится новым жанрам, которые строятся на основе развлечения. Эта тенденция неизменно сопровождает средства массовой коммуникации (СМК) в их стремлении привлечь и удержать внимание как можно большей аудитории. Развлекательность можно рассматривать как один из атрибутов «медиума». Кажется, что с течением времени СМК все больше осознают ее в качестве своей глубинной характеристики, которая привносит собственные смыслы в сообщение, независимо от его содержания. Развлекательность постепенно становится не только важной компонентой медиапрограмм, но и их формой, несущей с собой новые значения.

На телевидении появляются «гибридные» передачи, в которых формулы привычных жанров соединяются с ходами, приемами, стратегиями шоу, игры, театрализованной постановки. Одной из таких ярких передач являлась, до недавнего времени, программа «Намедни» с Леонидом Парфеновым. Изучение этой передачи является важным из-за того влияния, которое она оказала на другие продукты медиа. Во многих телепередачах заимствуются ее стилистика и приемы выбора материалов, построения сюжетов, способы общения со зрителем. Этим и определяется актуальность проведенного исследования.

Леонид Геннадьевич Парфенов родился 26 января 1960 года в г. Череповец Вологодской области, в семье инженера-металлурга. В 1983 году окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А. А. Жданова.

После университета Леонид печатался в «Огоньке», «Правде», «Советской культуре». С 1983 года Л. Парфенов работал корреспондентом в газете «Вологодский комсомолец», затем на Вологодском областном телевидении. В 1985 году, работая на Вологодском ТВ, провел телеинтервью с опальным в то время музыкальным критиком Артемием Троицким.

В 1986 году Леонид принимал участие в организации рок-фестиваля в Череповце. С 1986 года Парфенов работает спецкором молодежной редакции ЦТ, корреспондентом программы «Мир и молодежь».

В 1987 году Леонид Парфенов вместе с Андреем Разбашем создал трехсерийный документальный фильм «Дети XX съезда» о поколении шестидесятников.

В 1988 году пришел на «Авторское телевидение».

В 1991 году Леонид Парфенов выпустил в эфир на «ATV» первую версию «Намедни» как еженедельный выпуск «неполитических новостей».

С ноября 1993 года Леонид Парфенов перешел работать в штат телекомпании «НТВ». В 1997 году он становится членом совета директоров НТВ и генпродюсером канала (в этой должности проработал до 1999 г.).

В 1997 году Парфенов выпустил масштабный проект «Намедни: 1961-1991. Наша эра», в котором впервые выступил в роли историографа. «Наша эра» явилась своеобразной энциклопедией эпохи советских лет. Далее последовало продолжение передачи, в которой рассказывалось уже об истории современной России. А в 2001 году программа «Намедни» стала выходить уже на постоянной основе и выходила до 2004 года.

В начале декабря 2004 года Леонид Парфенов принял предложение компании «Axel Springer Russia», издающей еженедельник «Русский Newsweek», стать главным редактором журнала. По словам самого Парфенова, новое назначение не исключает его сотрудничества с телевидением.

Л. Парфенов – автор идеи и соавтор сценария первых и вторых «Песен о главном» (ОРТ), автор телефильмов «17 мгновений весны. 25 лет спустя» и «Место встречи. 20 лет спустя», выходивших на НТВ в цикле «Новейшая история», а также телефильмов «Весь Жванецкий», «Жизнь Солженицына», «Век Набокова», «Живой Пушкин», «Российская империя». Член Академии российского телевидения, лауреат премии Союза журналистов и ТЭФИ-2000 (спецприз Академии).

Степень изученности проблемы. Теоретико-методологическую базу исследования составили жанровые концепции, представленные в классических и современных исследованиях отечественных и зарубежных ученых в области журналистики. Рассматриваемая в работе тема недостаточно освещена в научной и исследовательской литературе. Жанр передачи – инфотейнмент детально изучался в работах П. Бурдье, Н. Голядкина, В. Зверевой, Н. Зоркова, М. Кастельса, А. Кудрявцева. Самой же передаче «Намедни» посвящены только статьи Г. Беспамятновой и Н. Картозия.

Целью дипломной работы является анализ журналистских особенностей программы «Намедни».

На основании цели в работе выделены следующие задачи:

• определить место жанра инфотейнмент в отечественном медиапространстве;

• выявить жанровую принадлежность программы «Намедни»;

• изучить авторские особенности программы «Намедни»;

• проанализировать жанровые составляющие программы «Намедни».

Объект исследования – программа «Намедни».

Предметом исследования данной работы являются жанровые и авторские особенности программы «Намедни».

Материалом работы послужили телевизионные выпуски программы «Намедни».

Методологической базой дипломного проекта являются как общенаучные, так и специальные методы анализа и синтеза, логического и ситуационного анализа.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.

В первой главе выявляются особенности жанра инфотейнмент, выявляются телевизионные передачи, выходящие в данном жанре, изучаются их индивидуальные особенности, анализируется история зарождения и становления программы «Намедни», а также история ее закрытия.

Во второй главе изучаются авторские особенности программы «Намедни», ее отличительные черты, а также использование в ней отдельных жанров, таких как статья, репортаж, интервью, обозрение.

Заключение

Социологические исследование, проводившиеся в США в конце 70-х годов XX века, констатировали усталость общества от «серьезной» информации. В эти же годы американская журналистика столкнулась с процессом падения рейтингов информационных программ. Об опасности этого явления предупреждали многие исследователи информационного общества. Мозг современного человека перегружен обилием поступающей информации, все чаще встречаются формы «плохой индивидуальной адаптации», о которых предупреждал Э. Тоффлер: «блокирование» пугающей информации, специализация, реверсионизм, «сверхупростительство». Стремление уйти от стрессов и проблем породило бегство от реальности. Журналистика не может оставаться в стороне от этих процессов, она должна искать такие формы предъявления информации, которые бы, во-первых, могли преодолеть состояние тревожности человека перед новой информацией, а во-вторых, позволяли бы реализовать традиционную для журналистики просветительскую функцию, помочь человеку разобраться в окружающем мире в новых, быстро изменяющихся условиях. Ответом на эти требования стало появление инфотейнмента.

Инфотейнмент базируется на традициях интеллектуальной «игры», когда с помощью специальных приемов зритель незаметно втягивается в эвристический процесс. Например, намеренное дробление новости на отдельные факты, образы, мнения, заставляет аудиторию самостоятельно выстраивать полную картину события на основе предоставленного журналистом набора отдельных деталей.

Влияние инфотейнмента на содержание характеризуется тем, что объектом внимания журналиста часто становится не только суть явлений, событий, но яркие детали происходящего, иногда не имеющие особого значения для раскрытия темы, но обогащающие сюжеты образно и эмоционально. Другая тенденция состоит в том, что социальные и политические изменения начинают иллюстрироваться через изображение конкретного («частного») человека. На уровне предъявления информации заметны следующие приемы: визуализация проблемы, яркая образность, преднамеренное упрощение информации, обыгрывание кадра, повышение роли репортера (иногда он сам становится частью репортажа). Важную роль в подаче материала играют лингвистические приемы – языковая игра и ирония. Также можно отметить драматизацию репортажей, когда в них вводится элемент интриги, и сравнительно быстрый темп подачи информационных сообщений в программах, использующих принципы инфотейнмента. Все вышеназванные приемы не только привлекают внимание аудитории, но через игру способствуют ее просвещению.

Использование (неиспользование) приемов инфотейнмента в значительной степени зависит от концепции телевизионной информационной программы. В «Намедни» демонстрируется профессионализм, который можно назвать технологическим. В программе конструируется та реальность, которая кажется их авторам востребованной. Складывается впечатление, что именно эта децентрированная «облегченная» реальность отвечает на запрос потребителя. Однако в этом есть своя трудность: создатель программы зависит от смоделированной им аудитории-«массы» и уподобляется ей. Характерные черты этой конструкции становятся его собственными. Между тем, задача подобного проекта могла бы состоять в том, чтобы попытаться делать интересы, языки, приоритеты аудитории более сложными.

Технологический профессионализм в изучаемой программе не восполняет недостаточность концептуального, риторического, эстетического профессионализма. Технологические инновации замещают обдумывание проблемы, выбор точных слов для ее репрезентации. Языковое и образное пространство насыщается случайными ходовыми словами и образами. В результате снижается качество продукции и общий уровень требований к профессии. Но все вышеперечисленное не мешало программе «Намедни» иметь относительно высокую популярность у аудитории, которая и считается в конечном итоге показателем качества продукции коммерческой телекомпании, которой является НТВ.

Надежда на то, что программа «Намедни» вернется на телеэкраны в прежнем качестве, как говорится, умирает последней. И все же место Парфенова в медиапространстве пустует. Не потому что профессионалов мало, а потому что, как оказалось, он такой один. Журналист, который вызывает доверие, и художник, чья работа всегда интересна. «Намедни» прекратили свое существование, но влияние программы на отечественное телевидение продолжается.

Список литературы

1. Беспамятнова Г.Н. Информационные проекты Леонида Парфенова на НТВ // Акценты. 2005. №1.

2. Беспамятнова Г.Н. Информационные проекты Леонида Парфенова на НТВ // Акценты. 2005. №2.

3. Бородина А. Парфенонсенс. // Коммерсантъ. 03.06.2004.

4. Борецкий Р. А. Осторожно телевидение. – М., 2002.

5. Бурдье П. О телевидении и журналистике. – М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002.

6. Вартанов А. Скандал как атрибут жанра // Журналист. 1996. №9.

7. Герасимов А. Закадровая политика. // Мир новостей. 03.06.2004.

8. Голядкин Н.А. ТВ информация в США. – М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 1995.

9. Гуревич П.С. Бог поразительных преображений // Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: АСТ, 2004.

10. Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс–медиа. – М.: Вагриус, 1997.

11. Засурский Я.Н. Сравнительный анализ концепций общественного и государственного телерадиовещания Франции и России. // Международная конференция «Общественное телерадиовещание для России: возможности и перспективы (30 сентября –1 октября 2000 года). – СПб., 2000.

12. Зверева В. Инфотейнмент на российском телевидении. / Сб. Наука о телевидении. – М., 2004.

13. Зорков Н. Инфотейнмент на российском телевидении. / Сб. Наука о телевидении. – М., 2004.

14. Картозия Н. Программа «Намедни»: русский инфотейнмент. // Медиамаркет. 2005. №1.

15. Кастельс М. Становление общества сетевых структур //Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология /Под ред. В.Л.Иноземцева. – М.: Academia, 1990.

16. Ковалева А. Алексей Пивоваров, телеведущий: Мы хотим сделать модные новости. // Известия. 20.02.2003.

17. Ковач Б., Розенстип Т. Элементы журналистики. – М., 2007.

18. Кузин Е. На два голоса информация воспринимается естественнее. // Газета. 10.02.2003.

19. Кудрявцев А. Инфотейнмент: о научном – иронично. // Телефакты. 2007. №1.

20. Кузнецова Е. Леонид Парфенов – секрет неповторимости. // Наш фильм. 2007. №1.

21. Макаров А. Желтый журналист. Напрасная попытка // Журналист. 1999. №1.

22. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.

23. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество: Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста». – М.: РИП-холдинг, 2003.

24. Панюшкин В. Дорогу осилит ведущий. // Деньги. 05.05.2003.

25. Парфенов Л. Информация к развлечению. // Коммерсантъ. 20.08.2001.

26. Сенкевич Н. Он вынес сор из избы и сам последовал за ним. // Комсомольская правда. 02.06.2004.

27. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.

28. Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: АСТ, 2004.

29. Чугунов А.В. Теоретические основания концепции «Информационного общества»: Учебно-методическое пособие по курсу «Интернет и политика». – СПб.: Каф. политологии философского ф-та СПбГУ, 2000.

30. Щеглов Д. Владислав Листьев. Послесловие… – М.: АСТ, 2002.

31. Юрьева И. Укротительница новостей. // Итоги. 05.03.2002.

32. PR-глоссарий // PR-клуб Московской Международной Бизнес Ассоциации. – М., 2009.

33. Намедни. // ru.wikipedia.org

Покупка готовой работы
Тема: «Программа "Намедни" - анализ авторского журналистского произведения»
Раздел: Журналистика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 57
Цена: 3900 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика