Курс лекций

«В.А.Аграновский. Ради единого слова»

  • 94 страниц
Введение

Тема нашего разговора - "кухня" журналиста, то есть технология его

творчества. Должен, однако, оговориться: в основе любой творческой

профессии, в том числе и нашей, лежит природный дар, отсутствие которого

восполнимо разве что самоотверженным трудом и безмерной любовью к делу, но

никак не только знанием технологии.

Прошу понять меня правильно: я вовсе не отпугиваю от журналистики

молодых мечтателей. Говоря о необходимости природного дарования, всего лишь

подчеркивают безусловный примат таланта над технологией, определяя таким

образом удельный вес секретов мастерства в профессии газетчика. Вместе с тем

известно, что многие люди, проявившие способность к журналистике, попадают в

число "несостоявшихся". Почему? Потому, думается, что их талант не

подкреплен техникой исполнения. Стало быть, верно и то, что в журналистику

надо идти по призванию, которое есть дитя таланта, но верно и то, что одних

природных способностей мало, их нужно подкреплять знанием технологии.

Какую "Америку" я открыл? Никакой. Сказал лишь вслух о том, что каждый

знает "про себя".

Теперь о мастерстве. Наша профессия, по праву считающаяся одной из

древнейших в мире, до сих пор лишена того, что называют "школами". Мы не

можем, к примеру, как вокалисты, похвастать наличием своей школы, подобной

"миланской" или "свердловской" оперной школе, "классическим" или

"современным" направлением. У нас все едино. Методология работы отдельных

ярких индивидуальностей пока еще основательно не изучена, не осмыслена, не

обобщена. Мы, рядовые газетчики, недостаточно хорошо знаем наследство,

оставленное "звездами первой величины", и еще слабо пользуемся секретами их

мастерства.

Фрагмент работы

ДЕЛО, КОТОРЫМ МЫ ЗАНИМАЕМСЯ

Стертые границы документалистики. ".Так как я не красноречив и даже

не великий писатель, то, не рассчитывая на свой стиль, я стараюсь собрать

для своей книги факты"1. Стендаль, которому принадлежат эти слова, в силу

своего истинного величия мог позволить себе подобное кокетство. Нам же

следует точно знать наше место в литературе, чтобы работать на уровне

предъявляемых к журналистике требований и не искать снисхождения читателей

по части художественной. Тем более что за последние десятилетия

документалистика, обретя невиданную популярность, стала успешно

конкурировать с беллетристикой. Явление это феноменальное, - впрочем, ему

есть, вероятно, объяснение, - и не учитывать его нельзя.

Заключение

Редактируя материал, старайтесь не допускать вкусовой правки. Только

смысловую! И никогда не правьте самовольно. Пригласите автора, растолкуйте

ему свое мнение, постарайтесь его убедить, - мысленно поменяйтесь с ним

местами, и тогда вы в полной мере ощутите его состояние. Не забывайте, что

над вкусовой правкой, когда вы меняете "увидел" на "заметил", в газете

смеются. А самовольщиков не любят.

Никогда не унижайте авторов, переписывая за них материал. Все замечания

журналисты должны вносить сами. И не пишите на полях различные "ох!", "ну и

ну", "еще чего!" и так далее. Это унижает автора, он невольно перестает

уважать вас, как вы не уважали тех, кто писал на полях вашей рукописи: "Да

ну?" и "А ты кто такой?"

Список литературы

Стендаль. Собр. соч. в 15-ти томах, т. 7. М., 1959, с. 286.

"Вопросы литературы", 1966, No 9, с. 21.

Л. Н. Толстой. Полн. собр. соч., т. 13. М., 1949, с. 55.

В. Шкловский. Заметки о прозе русских классиков. М., 1953, с. 12.

"Вопросы литературы", 1966, No 9, с. 29.

См. "Комсомольская правда", 17 ноября 1968 г.

Цит. по: "Вопросы литературы", 1966, No 9, с. 5.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 25. М., 1953, с. 86.

См. М. Горький. Литературно-критические статьи. М., 1937, с. 587 - 589.

Н. Г. Чернышевский. Полн. собр. соч., т. II. М, 1949, с. 277.

Аристотель. Поэтика. М., 1957, с. 67.

А. Д. Аграновский. Очерки разных лет. М., 1960, с. 107 - 108.

"Журналист", 1967, No 4, с. 15, 16.

Л. Н. Толстой. Полн. собр. соч., т. 54, М., 1952, с. 74.

Е. Богат. Чувства и вещи. М., 1975, с. 73.

Там же, с. 70.

Там же.

Ю. Олеша. Повести и рассказы. М., 1965, с. 502.

Цит. по: "Вопросы литературы", 1966, No 9, с. 47.

ЗАМЫСЕЛ, ФАКТ, ТЕМА

Энциклопедический словарь в 2-х томах, т. 2. М., 1964, с. 491.

М. Горький. Литературно-критические статьи, с. 588.

См. "Известия", 17 ноября 1928 г.

М. Монтень. Опыты, кн. I. М.-Л., 1958, с. 189.

См. А. И. Верховская. Письма в редакцию и читатель. М., 1972, с. 30 -

40.

СОЗДАНИЕ КОНЦЕПЦИИ

См. В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, т. I. М.,

1955, с. XXIV.

В. И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка, т. II. М.,

1955, с. 282.

ПЕРЕД ДОРОГОЙ

В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 30, с. 351.

"Комсомольская правда", 3 марта 1967г.

В. Г. Белинский. Полн. собр. соч. в 10-ти томах., т. V. М., 1955, с. 59

- 60.

А. С. Пушкин. Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. V. М., 1964, с. 191.

Б. П. Пастернак. Стихи. М., 1966, с. 253.

СБОР МАТЕРИАЛА

См. "Комсомольская правда", 23 - 29 июня 1974 г.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 30. М., 1956, с. 308.

См. В. Шкловский. Заметки о прозе русских классиков, с. 8.

ИСКУССТВО БЕСЕДЫ

См. "Юность", 1967, No 12.

В. Аграновский. Остановите Малахова! М., 1976, с. 63.

В. Аграновский. Взятие сто четвертого. М., 1967, с. 15.

ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА

М. Монтень. Опыты, кн. I, с. 218.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 26. М., 1953, с. 65.

См. В. Шкловский. Заметки о прозе русских классиков, с. 13.

См. "Вопросы литературы", 1966, No 9, с. 22.

Цит. по: В. Шкловский. Заметки о прозе русских классиков, с. 11.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 27. М., 1953, с. 226.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 26, с. 59.

Там же, с. 224.

Там же, с. 88.

Цит. по: М. Монтень. Опыты, кн. I, с. 523.

ПРОЦЕСС ПИСЬМА

М. Монтень. Опыты, кн. I, с. 200.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 26, с. 225.

Там же, с. 87.

Там же, с. 59 - 60.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 25, с. 258.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 26, с. 68.

Цит. по: М. Монтень. Опыты, кн. I, с. 524.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 25, с. 148.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 26, с. 67.

Там же, с. 68.

Там же, с. 89.

Там же, с. 62.

А. П. Чехов. Полн. собр. соч., т. 1. М., 1944, с. 60, 61.

"Л. Н. Толстой о литературе". М., 1955, с. 8.

А. Серафимович. Собр. соч. в 7-ми томах, т. 7. М., 1960, с. 392.

А. С. Пушкин. Полн. собр. соч. в 10-ти томах, т. VII. М., 1964, с. 15.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 25, с. 117.

ПОД ЗАНАВЕС

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 25, с. 126.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 26, с. 61.

М. Горький. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 27, с. 156, 160.

Примечания

Защищено на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика