Курсовая работа
«Экскурсия "Сурб-Хач"»
- 32 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СПЕЦИФИКА ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО КОМПЛЕКСУ «СУРБ-ХАЧ» 5
1.1 Особенности выбора тем и подтем экскурсии 5
1.2 Контрольный текст 9
2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕКСТ ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО КОМПЛЕКСУ «СУРБ-ХАЧ» 17
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Рабочая схема пешеходного экскурсионного маршрута 26
«Монастырский комплекс Сурб-Хач» 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Технологическая карта экскурсии 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Карточки объектов экскурсии 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Портфель экскурсовода 32
Уже с древнейших времён территория современного Ростова примыкала к оживлённым торговым путям, вблизи которых возникали крупные города: Танаис, Азов и ряд других. В период азовских походов Петра Первого в устье Темерника находился лагерь российских войск, здесь производились ремонт и дооснащение кораблей Азовской флотилии. Тогда же, по преданию, именно Петр дал название роднику «Богатый колодезь». Позднее, в 1713 году, после вынужденного ухода российских войск из Азова и Таганрога, был основан Темерницкий форпост. Появляются и первые поселения, не имевшие тогда еще прочной оседлости. Сюда стекались, в том числе, и беглые крепостные.
Город Ростов-на-Дону был основан в 1749 году. Таким образом, уже 260 лет насчитывает история города Ростова-на-Дону – история яркая и славная, тесно связанная с судьбами нашего государства и его народов. Самим своим географическим положением – на пересечении сухопутных и водных дорог – городу было предначертано сыграть заметную роль в жизни страны. Поэтому и актуальна тема истории данного населенного пункта. При этом история Ростова-на-Дону неоднократно анализировалась отечественными историками. Здесь можно выделить работы В. Лобжанидзе, Г. Лаптева, Г.А. Иноземцева.
В данной работе анализируется одна из сторон истории Ростова – история монастырского комплекса Сурб-Хач. Целью работы является анализ организации экскурсии по территории монастырского комплекса Сурб-Хач. Поставленная в работе цель обуславливает выполнение следующих задач:
• анализ особенностей выбора тем и подтем данной экскурсии;
• подготовка контрольного текста экскурсии;
• разработка индивидуального текста экскурсии;
• подготовка рабочей схемы, технологической карты, карточек объектов экскурсии, портфеля экскурсовода.
Объектом изучения курсовой работы является монастырский комплекс Сурб-Хач. Предмет изучения – история и культура монастырского комплекса Сурб-Хач.
Методы исследования: описательный и сравнительный, методы систем-ного анализа, а также используются приёмы классификации и обобщения. Структура курсовой работы: она состоит из введения, двух глав, выводов и рекомендаций, приложений, а также библиографического списка.
Церковь армянского монастыря Сурб-Хач (1786-1792 гг.) – памятник истории и архитектуры федерального значения. Территория Сурб-Хач – живописный островок истории и культуры донских армян, расположенный среди домов новостроек Северного жилого массива. Кованые решетки, спускающаяся к источнику Чорхах белокаменная лестница и, наконец, само здание храма бывшего армянского монастыря Сурб-Хач( «Святой крест»), построенного по проекту известного русского архитектора И.И. Старова в 1798 г., привлекают внимание посетителей.
В стенах монастыря располагалась первая на юге России типография. Помимо этого, монастырь примечателен ещё тремя фактами: во-первых, это самое старое каменное здание, находящееся на нынешней территории Ростова; во-вторых, церковь Сурб-Хач первой из ростовских храмов была увенчана золотым крестом; в-третьих, здесь находились древние церковные реликвии — хачкары [1, стр. 11].
У стен монастыря Сурб-Хач похоронены: Арутюн Аламдарян – педагог, поэт, видный армянский общественный деятель; Микаэл Налбандян – поэт, публицист, философ-материалист, соратник Герцена и Чернышевского; Рафаэль Патканян – классик армянской литературы, поэт-патриот.
До недавнего времени на территории комплекса Сурб-Хач действовал музей русско-армянской дружбы (Филиал Ростовского областного музея «Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник краеведения»), открытый в 1972 г. по инициативе М. Сарьяна. Старейшие экспонаты в музее – каменный хачкар, привезённый армянами из Крыма, и старинные книги, напечатанные здесь в монастыре, где помещалась первая на юге России типография Г. Халдарянца. В музее действовала постоянная краеведческая экспозиция русско-армянских отношений и истории поселения армян на донской земле. В музее хранились предметы быта XVIII в., армянские книги XVIII в., подлинные материалы о жизни и творчестве Рафаэла Патканяна и т.д. Музей русско-армянской дружбы сейчас временно находится в здании областного краеведческого музея. В скором времени экспозиция музея должна переехать в здание бывшей библиотеки для взрослых им. А.С.Пушкина на площади Свободы (здание бывшего особняка Искидарова).
На территории комплекса находится действующая армянская церковь (храм), в которой проводятся религиозные богослужения Здание церкви бывшего монастыря 20 марта 2007 года передано в пользование Армянской Церкви по решению администрации Ростовской области. В сентябре 2008 года Ростов-на-Дону посетил Католикос всех армян Гарегин II. Он принял участие в торжественном богослужении и освящении храма.
На основании изложенного выше, выберем для проведения экскурсии следующие объекты, задающие соответствующие подтемы:
В соответствии с поставленной целью в работе был решен ряд задач.
Рассмотрев этапы выбора тем и подтем экскурсии, было определено, что выбор подтем экскурсии напрямую зависит от демонстрируемых на ней объектов. Главное требование методики проведения экскурсии состоит в том, чтобы все основные объекты и раскрываемые на них подтемы были объединены в единое целое. Таким образом, для рассматриваемой экскурсии были выбраны следующие подтемы:
• монастырский комплекс,
• храм,
• могилы усопших,
• источник Чорчах.
В соответствии с данными объектами был разработан маршрут экскур-сии.
Изучение возможностей составления контрольного текста показало, что основными требованиями к данному тексту являются краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык. На основании данных требований и был разработан контрольный текст данной экскурсии.
Анализ принципиальных отличий индивидуального текста от контрольного показал, что они заключаются в том, что индивидуальный текст, основываясь на контрольном, содержит вступление, основную часть и заключительную часть. Для связки подтем в индивидуальном тексте служат логические переходы. Исходя из вышеизложенного, в работе был разработан индивидуальный текст экскурсии.
1. Вырубов С.С. Прошлое и настоящее монастыря Сурб-Хач // Аргументы и факты. – 2008. – №39.
2. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005.
3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М.: Советский спорт, 2005.
4. Иконов О.О. Монастырь Сурб-Хач в Ростове-на-Дону возвращен Армянской церкви. // Мир православия. – 2008. – №3.
5. Иноземцев Г.А. 200 лет Ростову. – Ростов-на-Дону, 1949.
6. Лобжанидзе В., Лаптев Г. Путешествия по старому Ростову. – Ростов-на-Дону, 1997.
7. Петрушин О. Откуда брались ростовчане. / rostov-dom.info
8. Рубаева Е. Профессия моей жизни. // Мир экскурсий. – 2009. – №3.
Включает практическую часть
Тема: | «Экскурсия "Сурб-Хач"» | |
Раздел: | Туризм | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 32 | |
Цена: | 690 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
Курсовая работа
«"Хранители Ростова-на-Дону" экскурсия»Курс лекций
«Учебное пособие по дисциплине «экскурсионная деятельность»»Дипломная работа
«Разработка экскурсионного маршрута для школьников «По местам боевой славы»»Дипломная работа
«Экскурсия по Новосибирску. Новосибирск как объект показа.Дипломное исследование.»Курсовая работа
«Экскурсия как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»