Дипломная работа

«Учебно-тренировочный процесс юных борцов»

  • 44 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

Глава I. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….7

1.1 Спортивная борьба, как средство всестороннего развития физических качеств и двигательных умений….7

1.2 Теоретико-методические основы обучения двигательных действий….10

1.3 Аспекты этапа начальной спортивной подготовки борцов вольного стиля…12

1.4 Характеристика и критерии оценки координационных способностей спортивных действий…16

1.5. Значение координационных способностей в процессе обучения….21

Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ….24

2.1 Методы исследования….24

2.2 Организация исследования….27

Глава III. АНАЛИЗ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ЮНЫХ БОРЦОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ…31

3.1 Анализ организации и состояния координационного воспитания юных борцов методом социологического опроса….31

ВЫВОДЫ….37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….39

Введение

Актуальность. На современном этапе развития борьбы значительно увеличился объем двигательной деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности движений и их биомеханической рациональности связывают с понятием координационных способностей.

Наиболее успешно в соревновательной деятельности выступают спортсмены, обладающие высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей, что проявляется в совершенствовании таких специализированных восприятий, как «чувство дистанции» «чувство ковра», «чувство соперника», «чувство равновесия», «чувство ритма» «чувство темпа» и т.д.

Есть все основания полагать, что методика подготовки юных борцов направленная, прежде всего на тщательную отработку определенных технических навыков и тактических умений, концентрированное развитие специальных физических способностей, вместе с тем не создает нужных условий для совершенствования психомоторных способностей, лежащих в основе формирования координационных способностей в специфической двигательной деятельности.

Процесс совершенствования координационных способностей у борцов органически связан с решением задач технико-тактической подготовки, с развитием скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.

Многие исследователи считают, что наиболее эффективно развиваются координационные способности в условиях отсутствия утомления. Вместе с тем, соревновательная деятельность юных борцов предусматривает выполнение специализированных двигательных действий высокой координационной сложности в самых различных функциональных состояниях (от устойчивого до тяжелых проявлений утомления) и при различных условиях внешней среды (от комфортных до исключительно сложных).

В современной теории спортивной тренировки методика развития координационных способностей остается наименее разработанной. Отсутствует четкое понимание природы координационных способностей, разноречивы данные о их структуре и возрастных особенностях проявлений, не разработаны критерии оценки уровней развития координационных способностей, не выявлены особенности технологий развития данного физического качества применительно к борьбе.

Противоречивость и нерешенность многих вопросов развития координационных способностей у юных борцов обуславливают актуальность данной работы и требуют дальнейших научных исследований.

Наша задача выяснить, какую роль играет координационные способности в тренировочном процессе борцов.

Проблема состоит в создании современных педагогических технологий, позволяющих осуществлять параллельное совершенствование координационных способностей и психических функций у борцов на этапе начальной спортивной подготовки.

В поисках решения поставленной задачи, была сформулирована проблема исследования: каковы основные направления повышения эффективности начальной подготовки юных борцов.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс юных борцов вольного стиля.

Предмет исследования – роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов.

Цель исследования – рассмотреть отношения тренеров к роли координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

1.Проанализировать литературные источники по теме исследования.

2. Определить значимость координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов.

3. Выявить условия для воспитания координационных способностей.

Практическая значимость работы заключается в разработке практико-методических рекомендаций для специалистов в области борьбы, которые помогут правильно организовать и провести учебно-тренировочный процесс, с учетом индивидуального подхода к каждому занимающемуся.

Гипотезой нашего исследования является предположение, что специально разработанная анкета, освещающая роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе юных борцов и проведение социологического исследования, позволит определить факторы, способствующие повышению уровня психомоторных способностей юных борцов вольного стиля.

Фрагмент работы

ГЛАВА I. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Спортивная борьба, как средство всестороннего развития

физических качеств и двигательных умений

Физическая культура охватывает огромную область двигательных и умственных упражнений, призванных совершенствовать биологические функции человека. Роль физической культуры возрастает в связи с ростом технического прогресса, снижающего двигательные энергозатраты в деятельности человека.

Если учитывать все виды нагрузок, предъявляемых всем системам организма в процессе выполнения соревновательных упражнений, то из всех видов спортивных упражнений наиболее сложными являются единоборства, поскольку они предъявляют высокие требования: к энергетике, скоростно-силовым качествам, сенсомоторике, психике, в плане её помехоустойчивости[4,5,6]

Путь к мастерству, лежит только через массовость, а массовость можно обеспечить только насыщением учебно-тренировочного процесса образовательным компонентом. В то же время тренеры по спортивной борьбе, богатой разнообразными сложно-координационными приёмами, увлекаются общефизическими упражнениями, подменяя обучение массированными объёмами тренировочных нагрузок, в ущерб образовательному компоненту, перенося задания, рассчитанные на взрослых, на плечи маленьких детей, неготовых по многим объективным причинам усвоить и осилить координационную или энергетическую нагрузку [6,8].

Результаты опроса проведенные А.С. Кузнецовым показали, что учащихся ДЮСШ по видам спортивной борьбы свидетельствуют о том, что из секций борьбы, в основном, уходят по причинам:

- слишком сложные упражнения- 27 %:

- боязнь соревновательных схваток - 42%;

- тяжелые физические нагрузки - 98 %.

- не присваивают разрядов - 53%

- мало борьбы - 61 %

- мало приемов единоборств - 72%

- слишком много упражнении, не относящихся к единоборствам - 74%

Эти цифры свидетельствуют о том, что значительная часть детей идет в секции за образовательным компонентом, а не за физическим развитием, которое происходит само собой, в то время, как основная часть тренеров ориентируется на интенсивные физические нагрузки [8,10,14].

Чрезмерные физические нагрузки, разрушающие детский организм, особенно в ранний период, обусловлены общей тенденцией спорта - конкуренцией. «Огромная конкуренция в спорте стимулирует рост спортивных результатов, большинство из которых приближается к пределу возможностей человека» [16,20].

Увлечение многих тренеров общефизическими нагрузками не может быть оправдано, поскольку на соревнованиях, в конечном итоге, оцениваются не общефизические качества, а специфические действия.

Спортивная борьба является одним из сложнейших видов, имеющим большой набор технических действий и большую степень неопределенности предстоящих действий. Наша страна богата одаренными людьми, что позволяет в ряде случаев добиваться больших спортивных достижений за счет природных качеств. Но достижение их требует полной отдачи сил на ковре. Намного легче и долговечнее был бы спортивный путь борцов, если бы они приобрели в юношеские годы навыки основ техники борьбы.

Согласно программы для ДЮСШ задачей этапа начальной подготовки в процессе двух лет занятий является: «Укрепление здоровья, всесторонняя физическая подготовка, изучение специальных физических упражнений, простых форм борьбы, выполнение норм 1-й ступени комплекса нормативов».

Выходит, что ребенок, придя в секцию борьбы, вынужден 2 года заниматься не тем, ради чего он пришел и, самое главное, он не может получить обратной связи, поскольку в течение 2-х лет отсутствует контроль и оценка усвоения специализированных действий. Неудивительны поэтому вышеприведенные результаты опроса учащихся ДЮСШ [18,19,10].

Способом сохранения контингента обучаемых без ущерба качеству подготовки может стать акцент на техническую подготовку без форсирования спортивных результатов.

По данным ряда источников специальной литературы в возрасте с 11 до 18 лет мотивацией к занятиям в секциях спортивной борьбы являются факторы познавательной деятельности и потребности к самоутверждению. Поэтому в учебных программах на первом плане должны стоять требования к содержательному технико-тактическому компоненту, как об этом уже говорилось выше и создаваться условия к формированию щадящего и стимулирующего режима квалификационных требований [18,6,25].

Из вышесказанного можно заключить, что в проблеме повышения двигательной деятельности единоборцев одним из малоизученных факторов является вопрос мотивации деятельности учащихся спортивных секций в период начальной подготовки. Дети, приходя в спортивную секцию единоборств, вынуждены преимущественно заниматься общефизическими упражнениями, не имеющими ничего общего с избранным видом спорта. Однако в тех случаях, когда программа базовой технической подготовки насыщена специфическими упражнениями, продолжает иметь место отсев по причине отсутствия стимулирующего контроля и оценки усвоения специфических умений.

Таким образом, возникает серьезная проблема организации мотивирующего контроля и оценки усвоения умений на начальном этапе спортивной подготовки в единоборствах.

1.2 Теоретико-методические основы обучения

двигательных действий

Многие специалисты определяют спорт как собственно соревновательную деятельность, специфической формой которой является система соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата. Однако достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, а именно совокупности методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям [29,18,31,42].

Спортивная деятельность — это, по существу, педагогический процесс, в том числе процесс обучения двигательным действиям, технике физических упражнений. Обучение следует рассматривать как процесс постоянного качественного изменения техники движений по неуклонно восходящей линии, хотя и с временными задержками.

С позиций науки об управлении системами — кибернетики — процесс обучения и совершенствования следует рассматривать как сложную динамическую систему, которая может быть управляемой. Управление осуществляется там, где имеется система. Оно означает перевод системы из одного состояния в другое возможное для нее состояние в результате передачи, получения и переработки информации в форме сведений о ранее известных событиях посредством прямой и обратной связи [35]. По своей сущности управление техническим совершенствованием — это процесс перевода сложной динамической системы из одного состояния в другое путем воздействия на ее переменные — обучаемость, тренированность. При этом техническое мастерство формируется по определенной системе обучения и самообучения.

Заключение

В результате изучения специализированной литературы по проблеме воспитания координационных способностей, в частности борцов, были выявлены особенности и факторы, которые могут повлиять на двигательную деятельность борца.

Анализ литературных источников показал, что проблема начального обучения остается одной из актуальных тем спортивной борьбы. Существующая учебно-методическая литература по начальному обучению борцов носит разноплановый характер. В связи с этим необходимо создание методики начальной подготовки спортсменов-борцов с учетом многих компонентов.

Установлено, что применение рациональной методики тренировки занимающихся с подбором нестандартных средств и методов, положительно могут повлиять на процесс формирования координационных способностей.

Определили роль координационных способностей в учебно-тренировочном процессе борцов посредством анализа социологического опроса.

Выявлено более рациональное условие для воспитания координационных способностей, которое является, по мнению респондентов – этапом начальной спортивной подготовки.

Выявлены стороны спортивной техники, которая является комплексом из многих двигательных навыков, сочетаемых последовательно, параллельно и одновременно. Поэтому, при организации учебно-тренировочного процесса на начальном этапе спортивной подготовки целесообразно включать:

– подвижные игры;

– имитационные упражнения;

– координационно-ритмические задания;

– идеомоторные упражнения;

Определено, что применения музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе позволяет добиваться высоких результатов меньшими волевыми усилиями спортсменов.

Значительную роль в снижении нервно-психических напряжений в подготовке борцов могут играть:

– Музыкальное сопровождение, создающее комфортные условия для тренировки и восстановления спортсменов.

– Разнообразие тренировочных приемов и действий.

Для определения этих и других факторов, преподаватель должен быть компетентен в вопросах, педагогики, спортивной психологии включая изучения психомоторики человека, физиологии и др.

Список литературы

1. Алиханов И.И. Биомеханические аспекты спортивной борьбы // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1984. С. 20-22.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.

3. Бальсевич В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практические приложения / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. 1996. № П.С. 15-19.

4. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.287 с.

5. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Н. А. Бернштейн; под ред. В.П. Зинченко. Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. 604 с.

6. Бернштейн Н. А. Физиология движения и активности / Н. А. Берн-штейн. М.: Наука, 1990. 496 с.

7. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. М. : Физкультура и спорт, 1985. 192 с.

8. Бойченко С. Особенности проявления комплексных координационных способностей у представителей спортивных игр/ С. Бойченко, Ю. Войнар, А.Смотрицкий // Физическое образование и спорт. 2002. Т. 46. С. 313-314.

9. Булкин В.А. Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности / В.А. Булкин, Е.В. Попова, Е.В. Сабурова // Теория и практика физической культуры. 1997. № 3. С. 44-46.

10. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. 3-е изд., испр. М.: Советский спорт, 2007. 296 с.

11. Дякин A.M., Невретдинов Ш.Т. Методика отбора борцов // Спортивная борьба: Ежегодник. - М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 13-16.

12. Жуковский М.И. О памяти пассивных движений / М.И. Жуковский // Обозрение психиатрии, неврологии и психологии. М., 1989. Вып. 5. С. 362-386.

13. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е. П. Ильин. М.: Просвещение, 1987. 284 с.

14. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2003. 384 с.

15. Карапетян А.С. За техническое разнообразие // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1984. С. 43-44.

16. Карпеев А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа / А.Г. Карпеев. Омск: СибГАФК, 1998. 324 с.

17. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука. 1983. 367 с.

18. Коджаспиров Ю.Г. Функциональная музыка в подготовке спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1987. 64 с.

19. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии: Учеб. пособие / В.Б. Коренберг. М.: Советский спорт, 2005. 232 с.

20. Круцевич Т.Ю. (ред). Теория и методика физического воспитания: Учебник. В 2-х томах. Киев: Олимпийская литература, 2003. Т. 2. 392 с.

21. Кудинов Г.В., Дахновский B.C., Николаев В.В. Эффективность учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1983. С.31-33.

22. Лапутин А.Н. Обучение спортивным движениям / А.Н. Лапутин. Киев: Здоров'я, 1986. 214 с.

23. Ленц А.Н. Тактика в спортивной борьбе. М.: Физкультура и спорт, 1967. 152 с.

24. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: 2-ое издание. М.: 2004.

25. Лях В.И. Координационные способности школьников: основы тестирования и методика развития / В.И. Лях // Физическая культура в школе. 2000. № 5. С. 3–10.

26. Лях В.И. Специфические координационные способности как критерий прогнозирования спортивных достижений футболистов / В.И. Лях, З. Витковски, В. Жмуда // Теория и практика физической культуры и спорта. № 4. 2002. С. 21–25.

27. Лях В.И., Соколкина, В.А. К вопросу о природе межиндивидуальной вариативности некоторых координационных способностей детей 7–9 лет / В.И. Лях В.А. Соколкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 2. С. 2–7.

28. Матвеев Л.П. Методика физического воспитания с основами теории / Л. П. Матвеев, С. Б. Мельников. М.: Просвещение, 1991. 191 с.

29. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. пособие / Л. П. Матвеев. М.: Известия, 2001. 175 с.

30. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. Киев.: Олимпийская литература, 1999. 320 с.

31. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культ. / Л. П. Матвеев. М. : Физкультура и спорт, 1991. 531 с.

32. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л.Д. Назаренко. М.: Теория и практика физической культуры, 2001. 332 с.

33. Назаренко Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л.Д. Назаренко. М.: Теория и практика физической культуры, 2003. 259 с.

34. Озеров В.П. Психомоторное развитие спортсменов / В. П. Озеров. Кишинев: Штиинца, 1983. 139 с.

35. Озеров В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. Дубна: Феникс-Плюс, 2002. 320 с.

36. Озолин Н.Г. Молодому коллеге / Н.Г. Озолин. М.: Физкультура и спорт, 1988. 288 с.

37. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать/Н. Г. Озолин. М.: Астрель: АСТ 2006. 863 с.

38. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. Киев: Олимпийская литература, 1997. 583 с.

39. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. Киев: Виша школа. Головное изд-во, 1984. 352 с.

40. Платонов В.Н. Теория спорта / Под ред. В.Н. Платонова. Киев: Виша школа, 1987. 424 с.

41. Погребной А.И. Электрофизиологическое исследование некоторых центральных механизмов произвольных движений человека: Автореф. дис. канд. биол. наук. М., 1980. - 16 с.

42. Преображенский С.А. Борьба - занятие мужское. М: Физкультура и спорт, 1983.279 с.

43. Смертин Ю.А. Обучение технико-тактическим действиям юных борцов посредством заданий по решению эпизодов поединка: Омск, 1991 .18 с.

44. Ратов И.П. Пограничные проблемы биомеханики, психологии и теории обучения движениям / И. П. Ратов // Психология и современный спорт.: междунар. сб. науч. работ по психологии спорта / сост. А. В. Родионов, Н.А. Худадов. М.: Физкультура и спорт, 1982, С. 43-49.

45. Тер-Ованесян А.А. Обучение в спорте / А.А. Тер-Ованесян, И.А. Тер-Ованесян. М.: Советский спорт, 1992. 192 с.

46. Туманян Г.С. Классификация и характеристика средств тренировки борцов: Методическая разработка для студентов, аспирантов и слушателей ФПК ГЦОЛИФК. М., 1984. 33 с.

47. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория методика, организация тренировки. Учебное пособие. В 4-х Кн. II / Кинезиология и психология. М.: Советский спорт, 1998. 280 с.

48. Туманян Г.С. Спортивная борьба: Теория, методика, организация тренировки. Учебное пособие. В 4-х кн. Кн. 3. Методика подготовки. М.: Советский спорт, 1998. 400

49. Филин В.П. Основы юношеского спорта / В. П. Филин, Н. А. Фомин. М.: Физкультура и спорт, 1980. 255 с.

50. Юшков О.П. Сердюк В.П. Начальное обучение в вольной борьбе // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1982. С. 19-23.

Покупка готовой работы
Тема: «Учебно-тренировочный процесс юных борцов»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Дипломная работа
Страниц: 44
Цена: 1500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика