Курсовая работа

«Оценка формирования НДС в России и за рубежом»

  • 33 страниц
Содержание

Введение 3

1. Характеристика НДС в России 6

1.1. Налогоплательщики НДС и объекты налогообложения 7

1.2. Определение налоговой базы 8

1.3. Налоговый период и ставки НДС 11

1.4. Определение суммы налога 12

1.5. Счет-фактура 15

1.6. Налоговые вычеты 16

2. Особенности НДС за рубежом 18

3. Сравнительная оценка НДС 26

Заключение 30

Список использованной литературы 32

Введение

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Основное место в отечественной налоговой системе занимают косвенные налоги. В настоящее время к ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и акцизные сборы, тарифно-таможенные сборы, импортно-экспортные пошлины и сборы. Наиболее существенную роль как в составе данных налогов и сборов, так и в составе доходных источников бюджетов всех уровней играет НДС. Обложение данным налогом охватывает как товарооборот на внутреннем рынке, так и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговой деятельности России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Часто НДС называют “европейским” налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии европейского интеграционного процесса.

То, что механизм экономического воздействия государства на предпринимательскую деятельность товаропроизводителей не может быть неизменным, что в этой связи следует время от времени проводить “инвентариза-цию” всех его элементов, — не вызывает сомнений, тем более в условиях, когда, как сейчас в нашей экономике, отмечается явное неблагополучие. Имеющийся механизм ее государственного регулирования не содействует реализации эффективных мер, способствующих выходу из сложившегося тяжелого положения. Во многом объясняется это тем, что компоненты данного механизма образовывались в разное время и в разных обстоятельствах, да и не всегда они в должной мере продумывались. В результате составляющие механизма не только слабо увязаны между собой, но и подчас выполняют функции, прямо противоположные тем, для которых изначально предназначались. Так обстоит дело с налогом на добавленную стоимость (НДС).

В связи с этим рассматриваемая проблема представляется достаточно актуальной.

Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Так, на протяжении 2005-2008 годов доля НДС в налоговых доходах бюджета Российской Федерации увеличилась с 57 до 62%. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.

Однако, несмотря на ведущую роль НДС в налоговой системе Российской Федерации в отечественном законодательстве все же сохраняются значительные проблемы, требующие своего скорейшего разрешения. Причем на повестке дня остро стоит вопрос изменения методики расчета НДС, повышения роли и значения расчетных документов в системе налога, значительного сокращения перечня используемых льгот, отмены специальных порядков расчета НДС в ряде случаев, проявивших себя не эффективно.

Российское законодательство по НДС характеризуется чрезвычайной подвижностью и изменчивостью. Огромное количество законодательных актов, инструкций и других нормативных документов, регламентирующих порядок исчисления налога, требуют своей унификации, так как их многочисленность и разрозненность является причиной ряда распространенных нарушений порядка исчисления и уплаты налога.

Налог на добавленную стоимость широко используется и в мировой практике. Он взимается более чем в 50 странах. Специалисты в области налогообложения называют три основные группы причин, делающих целе-сообразным введение НДС: он обеспечивает высокие процентные государствен-ные доходы, ему свойственны нейтральность и, конечно же, эффективность. В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % государственных доходов, что эквивалентно примерно 5-10 % валового национального продукта. Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога со-ставляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. НДС обладает такими качествами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные позиции секторов экономики.

НДС имеет преимущества, как для государства, так и для налогоплатель-щика. Во-первых, от него труднее уклониться. Во-вторых, с ним связано меньше экономических нарушений. В-третьих, он в большей степени повышает заинтере-сованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.

Однако, несмотря на столь успешное применение налога в мировой практике, зарубежный опыт использования НДС также содержит ряд нерешенных вопросов, связанных с негативными особенностями широкого использования НДС. Поэтому слепое копирование положений зарубежного законодательства об НДС в отечественную теорию и практику применения этого налога крайне нежелательно.

Опыт введения НДС в России выявил все положительные свойства этого налога на потребление. С помощью этого налога удается более успешно решать чисто фискальные цели пополнения средств государственного бюджета, административные задачи, связанные с созданием более эффективной системы сбора налогов. Вместе с тем, целый ряд насущных проблем еще ждет своего решения в ходе дальнейшего совершенствования российского законодательства об НДС. Среди них - реализация принципа нейтральности; более последовательное осуществление принципа равенства и обеспечения прогрессивного характера НДС; повышение его роли в стимулировании роста производства, внутренних и иностранных инвестиций.

Цель данной работы – рассмотреть особенности формирования налога на добавленную стоимость в Российской Федерации и за рубежом.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть характеристику НДС в России;

- дать характеристику НДС за рубежом;

- сравнить характеристики и сделать выводы.

Фрагмент работы

За рубежом налог на добавленную стоимость (НДС) рассматривается в качестве многоступенчатого всеобъемлющего налога, распространяющегося на все стадии процесса производства и распределения и включающего в свою базу все виды товаров и услуг. НДС – это налог зачетного типа, исключающий кумулятивный эффект налогообложения, поскольку дает возможность зарегистрированным в качестве плательщиков этого налога фирмам вычитать суммы, уплаченные зарегистрированным поставщикам-плательщикам НДС, из сумм выручки за реализацию товаров или услуг. С точки зрения международных отношений НДС “ориентирован на пункт назначения”, то есть товары и услуги облагаются в стране назначения или месте их потребления, а не по месту происхождения или производства. Наконец, НДС представляет собой разновидность налога на потребление.

К достоинствам НДС западные эксперты традиционно относят, прежде всего, его нейтральность по отношению к сложившейся в стране системе производства и распределения товаров и услуг. В частности, в отличие от налога с оборота, НДС не зависит от числа посредников при движении товара по товаропроводящей сети от производителя к конечному потребителю. НДС нейтрален по отношению к технологии изготовления товара. Другими словами, он не зависит от того, является технология трудоемкой, капиталоемкой или наукоемкой. НДС не зависит от конкретной организационно-правовой формы предприятий, участвующих в производстве и распределении товаров и услуг. При прочих равных условиях независимо от того, где был произведен продукт – в государственном или частном секторе, на крупной или на мелкой фирме – сумма налога остается одной и той же. Все это, по мнению западных экспертов, является отличительной чертой «правильного, справедливого» налога в странах, где оптимальное распределение ресурсов определяется свободной игрой рыночных факторов. [11, c.169]

Нейтральность НДС проявляется и в отношении момента потребления товара или услуги, будь это немедленное или отложенное потребление. Хотя НДС сокращает абсолютную величину прибыли от накоплений, он не уменьшает чистую норму прибыли. Другие налоги, как, например, налог на доход, сокращают чистую норму прибыли, поскольку налогом облагается как сумма депозита, так и процент по нему. В этом смысле НДС является налогом, стимулирующим инвестиции, а, следовательно, и экономический рост.

В большинстве стран Европы НДС служит гибким и стабильным источником пополнения государственных бюджетов. Поступления по линии НДС составляют в среднем примерно 0,4 % ВВП на один процент ставки НДС. Изменение ставки немедленно приводит к изменению дохода бюджета.

В странах Европейского Союза (ЕС) НДС играет важную роль, поскольку он способствует реализации одной из основных целей Союза: обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, людей и капитала в границах Союза. В ЕС приняты схемы администрирования НДС, позволяющие осуществить точное начисление и возмещение этого налога на экспортируемые товары и услуги, благодаря чему они покидают страну свободными от налогообложения. Однако, прибыв в страну назначения, импортированные товары и услуги облагаются НДС точно так же, как и отечественные. Это свойство НДС позволяет создать однородную налоговую среду для товаров и услуг, вышедших на международный рынок, эффективно противодействуя стремлению государств использовать национальные системы налогообложения в протекционистских интересах. Если какая-либо страна действительно намерена стать полноправным членом мирового рынка, ее налоговая система не должна диссонировать с международным порядком.

В большинстве стран СЭВ налог на добавленную стоимость был введен после распада “социалистического лагеря”. После исчезновения Советского Союза НДС был введен и в странах бывшего СССР. Во всех странах НДС рассматривался в качестве экстренной меры мобилизации средств в национальные бюджеты в условиях инфляции. По мере укрепления связей с ЕС страны бывшего СЭВ, которые стали называться странами Центральной и Восточной Европы и Балтии, пересматривали свои налоговые системы в части НДС в сторону более тесной увязки с директивами ЕС.

Заключение

Налогообложение добавленной стоимости — одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Часто НДС называют “европейским” налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. В странах — членах Европейского Союза НДС является важнейшим источником доходной базы бюджета. Несмотря на то, что НДС активно используется при осуществлении фискальной политики, ему присуши и определенные стимулирующие функции. Так, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налог банки, финансовые учреждения, учебные заведения, врачи и адвокаты, лица, сдающие в наем жилье. За ним укрепилась характеристика наиболее “нейтрального” налога. Правительства многих зарубежных стран стараются покрывать бюджетный дефицит, прежде всего за счет увеличения поступлений от НДС, поскольку практиковавшееся в прошлом в подобных случаях усиление прогрессивного характера обложения доходов негативно влияло на процесс накопления и деловую активность в целом.

В российскую практику хозяйствования НДС был введен Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 с изменениями от 17 марта 1997 г. как составная часть цены с целью регулирования спроса и предложения на товарном рынке. Согласно российскому законодательству налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Механическое заимствование механизма взимания НДС из зарубежной практики без осмысления специфики его действия в условиях реформируемой экономики, да еще с учетом особенностей России, не оправдалось. НДС применяется более чем в 60 странах и везде выполняет нивелирующую функцию в условиях давно сложившегося равновесия денежного спроса и товарного предложения и относительно стабильной межотраслевой нормы прибыли. В таких условиях он лишь упрочивает общее равновесие экономической системы, сложившееся естественным рыночным путем. У нас же, в обстановке общей потери измерительных координат и управляемости экономики, НДС приобрел содержание, которое вполне правомерно назвать полностью иррациональным. Словом, применение НДС, фактически не связанного с процессом создания и возрастания стоимости, представляется не только бесперспективным, но и опасным для государства и его экономики.

Как показывает практика процедура начисления и взимания НДС представляет собой довольно трудоемкую операцию. В современных условиях назрела необходимость в разработке и применении новых методик взимания НДС. В связи с этим в данной работе была рассмотрена концепция равновесия, позволяющая значительно повысить эффективность этого процесса. Данный метод не следует считать "кинжалом, приставленным к горлу предпринимателя", так как государству выгодно, чтобы развивалась экономика. Ибо динамическая модель состояния равновесия хозяйствующего субъекта показывает, что если НДС будет взиматься выше установленных природой норм, то хозяйствующие субъекты, а, следовательно, и вся экономика в целом эффективно развиваться не будут: то есть государство обеднеет.

В мировой практике известно применение различных ставок НДС. В России применяется три ставки налога на добавленную стоимость: 0%, 10% и 18%. В отличие от России в странах ЕС ставки колеблются от 8,5 до 25%. А также в отличие от России применяется одна, две, три или четыре ставки. Однако практически во всех странах применяется нулевая ставка по учету НДС.

Система начисления НДС при использовании метода зачета имеет еще одну особенность. Объем начисляемого и соответственно взимаемого НДС (при одной и той же его ставке) в значительной степени зависит от метода исчисления зачета. На практике известны три метода: метод поставки или начислений, метод оплаты или кассовый метод, гибридный метод. Здесь НДС начисляется и взимается с проданной продукции на момент ее поставки, а с покупаемой для производства продукции - на момент ее оплаты. В международной практике используются все три метода, но наибольшее распространение получает первый метод (поставки или начислений).

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2.

2. О налоге на добавленную стоимость: Закон Российской Федерации от 06.12.91 г. № 1992-1 (в редакциях последующих Федеральных Законов)

3. Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.96 г. № 914

4. О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость: Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 г. № 39 (в редакции последующих изменений и дополнений Госналогслужбы РФ)

5. О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с НДС и акцизами: письмо Минфина Российской Федерации от 12.11.96 г. № 96. (Новое в бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации 1997 г. № 2)

6. Постановление Правительства РФ от 13 ноября 1995 г. № 1120 «О продовольственных товарах, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов».

7. Постановление Правительства РФ № 914 от 28 июля 1996 г. «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

8. Инструкция № 01-20/741/16 от 30 января 1993 г. «О порядке применения налога на добавленную стоимость и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территории Российской Федерации».

9. Гуккаев В. Б. Производство: налоги и учет. – М.: Бератор – Пресс, 2003. – 224с.

10. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. Пособие. Издание 2-е, доп. и испр. – М.: Омега – 2003. – 296 с.

11. Налоги и налогообложение. Учебник. Под ред. Майбурова И.А. – М.: Юнити, 2007. – 655 с.

12. Незамайкин В. Н., Юрзинова И. Л. Налогообложение юридических и физических лиц. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 448 с.

13. Новый План счетов бухгалтерского учета (с комментариями). – М.: ООО «Нитар Альянс», 2007. – 368 с.

14. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: Учебник. – М.: Изд-во «Финансы и статистика»., 2006. – 264 с.

15. Пепелеев С. Г. Налоговое право. – М.: ИД «ФБК-ПРЕСС», 2004. – 354 с.

16. Русакова И. Г., Кашин В. А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити, 2003. – 440 с.

17. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений / О.В. Скворцов, Н.О. Скворцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 240 с.

18. Шаталов С. Д. Комментарии к Налоговому кодексу РФ, части второй. – М.: МЦФЭР, 2008. – 125 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Оценка формирования НДС в России и за рубежом»
Раздел: Налоговое право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 33
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика