Курсовая работа

«История формирования культурологи как гуманитарной дисциплины и социальной науки»

  • 35 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….2

1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ…4

1.1 Предмет и проблемы исследования культурологии….4

1.2. Методы культурологии…9

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ….16

2.1 От Архаики до Нового времени….16

2.2 Новейшее время….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….34

Введение

Человечество всегда интересовалось своим прошлым, так же как и жизнью здравствующих, но одновременно и различных по культуре народов. Сегодня средства массовой информации (газеты, журналы, кино, телевидение) в какой-то мере удовлетворяют эти запросы. Именно культурология аккумулирует в себе всё многообразие современных и исторических культур. Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вико (1668— 1744), И. Г. Гердера (1744—1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770—1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассирер и О. Шпенглер (1880—1936), автор одной из самых интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, Н. А. Бердяева, Э. Фромма, М. Вебера, А. Тойнби, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, X. Ортега-и-Гассета, П. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, М. Бубера и др. В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822—1885), Н. А. Бердяева (1874—1948), А. Ф. Лосева, а также Д. С. Лихачева, М. М. Бахтина, А. Меня, С. С. Аверинцева, Ю. М. Лотмана, Э. Ю. Соловьева, Л. М. Баткина, Л. С. Васильева, А. Я. Гуревича, Т. П. Григорьевой, Г. Гачева, Г. С. Померанца и др.

Культурология молодая наука, но в свете современной глобализации и унификации культур, одна из самых актуальных. Сегодня она заняла место базисной дисциплины среди других социально-гуманитарных наук, получила свои предметы и объекты исследования, законы функционирования, области применения. В формирование науки культурология внесли свой вклад известные ученые О.Шпендлер, О.Конт, Т.Шарден, П.Сорокин, Ю.Лотман и др. Современные авторы предлагают большое множество культурологических концепций, по-разному толкуют основные понятия науки.

Цель данной работы рассмотреть исторические этапы становления культурологии как науки.

Объект нашего исследования наука культурология. Предмет исследования – её становление как гуманитарной дисциплины и социальной науки.

Для достижения поставленной цели нами был поставлен ряд задач:

1. Рассмотреть предмет исследования культурологии.

2. Охарактеризовать основные методы культурологии как гуманитарной дисциплины и социальной науки.

3. Проанализировать основные исторические этапы развития культурологии и культурологические концепции.

Работа состоит из введения двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение

Культурология – одна из самых молодых наук. Сам термин «культура», хотя данное слово известно с древних времен, в современном привычном для нас значении используется лишь с начала XIX века. Термин «культурология» еще моложе. Впервые он появился в работах американского ученого Лесли Уайта в середине XX столетия. Этим понятием он означил новую дисциплину, родившуюся на стыке гуманитарных и социально-научных знаний. Уайт обосновал необходимость формирования новой науки и заложил ее общие теоретические основы. В своих трудах «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культуры» он рассматривает культуру как целостную систему элементов материального и духовного планов, которая имеет свойство самонастраивания и движения вперед по мере осваивания человеком действительности и самого развития технологической и энергетической сторон цивилизации.

Понятие о культуре возникло еще в античности. Оно обозначало состояние ( качество ) общества и личности противоположное варварскому. Само слово «культура» переводится с латыни как «возделывание», «обработка» и первоначально служило для характеристики земледелия, т. е. Уровня развития производства. Постепенно его значение расширялось. В средние века понятие «культура» концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил . Путь от варварства к культуре, отожествляемой с христианским вероисповеданием, разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения мира, от язычества - к полной христианизации человечества.

Толчком к возникновению собственно культурологии послужило неверие в идею направленного поступательного прогресса, отожествляемого с появлением новых технических средств, развитием науки и просвещения.

Сомнение в идеи механического, предопределенного прогресса создало предпосылки для принципиально новых подходов к анализу социальных явлений. Специфическое понимание культуры связано со становлением в конце ХVIII - начале ХIХ вв. романтизма как художественного направления и специфического видения мира. В своем поиске иррационального, духовного романтики стремились выявить неповторимое своеобразие национальных черт в характере, быте, способах существования и деятельности народа.

Именно в недрах национальной философии зародилась культурология. Как социальная теория культурология рассматривает общество как результат реализации специфических духовных принципов, зафиксированных в религии, философии, искусстве и т.д. Предметом культурологии, естественно, является сама культура. Но под культурой понимается уникальный социальный организм, имеющий собственные законы существования, которые обусловлены спецификой превалирующих ценностных ориентаций. История в культурологии предстает не как исходная руководящая идея, а как проблема. Под вопрос ставятся и само понимание истории как последовательного единообразного процесса развития общества, и возможность осуществления такого процесса в будущем. Отсюда возникает и проблема взаимодействия культур, которую обостряет диффузионизм (жесткая концепция культурологии, которая отрицает возможность взаимопроникновения культур).

Здесь же возникает проблема вычленения культуры из других социальных явлений. Проблема осложняется тем, что все предшествующее социальное знание организовано как описание непрерывного исторического процесса. В этой ситуации необходимо определить сущность культуры. Поскольку исторические стереотипы преодолеваются с трудом, многие исследователи ограничиваются созданием типологии культур.

Наиболее важная особенность культурологии заключается в том, что она допускает идею неизбежной смерти культуры, т. е. каждого отдельного социального организма. Основная задача (цель) культурологии - установить причины смерти культуры или основу ее существования, секрет долгожительства.

Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становиться таковым. Образование, воспитание- это ни что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу. Любой человек, взрослея, прежде всего, овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования. Огромна роль средств массовой информации-радио, телевидения, печати. Осваивая накопленный ранее опыт, человека может внести свой собственный вклад в культурный слой. Процесс социализации - это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, о ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент- менталитет. В плотную подошли к формированию теории и истории культуры гуманисты возрождения, которые обратились к изучению историко-культурного идеала своей эпохи – «золотого» века античности. Именно тогда, благодаря истории изучения языка, искусства, науки, права, вырабатывается ряд понятий и идей, которые затем включаются в понятийный и методологический аппарат теории и истории культуры (идея исторической эпохи, как сложного, взаимосвязанного целого, понятие «исторический контекст» и вытекающие из него методологические требования учёта условий, места и времени происходившего события; это также и осознание многоликости и разнообразия историко-культурного процесса, постановка проблематики рассмотрения предмета истории).

Список литературы

1. Бердяев Н. А. О назначении человека. — М., 2003.

2. Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н. А. Смысл истории. — М., 2000.

3. Бердяев Н. А. Духовное состояние современного мира // Новый мир. — 1990, № 1, с.43

4. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1999.

5. Бердяев Н. А. Смысл истории. — М., 2005.

6. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два филос. введения в XXI век. М., 2001.

7. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. — М., 2004.

8. Жаров С. Н. Наука и религия в интегральных механизмах развития познания // Естествознание в борьбе с религиозным мировоззрением. — М, 1988.

9. Мещерякова Н. А., Жаров С. Н. Концептуальные основания философского метода и содержание вузовского курса философии // Наука, образование, человек. — М., 1991. С. 88—90.

10. Межуев В. М. Культура как философская проблема // Вопр. философии. — 2002. №10.

11. Мещерякова Н. А. Наука в ценностном измерении //Свободная мысль.—1992. № 12.

12. Орлова Э.А. Актуальные проблемы культурологии // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: Инф. сб. М., 1994. Вып. 10

13. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 2004.

14. Розин В.М. Культура и проблема ее изучения // Методол. проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. М., 2002.

15. Руководство по методологии культурно-антропологических исследований. М., 2005.

16. Свасьян К. А. Человек как творение и творец культуры // Вопр. философии. — 1987. №6.

17. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. — М., 2005.

Покупка готовой работы
Тема: «История формирования культурологи как гуманитарной дисциплины и социальной науки»
Раздел: Культурология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 35
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика