Курсовая работа

«Законодательный процесс: понятие и его основные стадии на примере Федерального собрания Российской Федерации»

  • 35 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….….…

ГЛАВА I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА РФ….…

1.1 Понятие законодательного процесса….….…

1.2 Стадии законодательного процесса….….

ГЛАВА II КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА …

2.1 Субъекты права законодательной инициативы и в Федеральном Собрании….….….….

2.2 Рассмотрение законопроектов и принятие законов Федеральным Собранием….…

ГЛАВА III ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА….…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….…

Введение

Актуальность темы определяется ролью и значением закона, законодательства, законодательного процесса в современной государственной и общественной жизни юридической силы в правовой системе российского государства определяет исключительно важную роль и значимость законодательного процесса в современной России.

Целью настоящей работы является – является рассмотреть законодательный процесс в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.

Задачи исследования:

- дать понятие законодательного процесса;

- дать понятие стадии законодательного процесса;

- охарактеризовать основные и дополнительные стадии законодательного процесса произвести, их классификацию;

- проанализировать стадии законодательного процесса: законодательная инициатива; предварительное рассмотрение законопроектов; рассмотрение законопроектов в Государственной Думе;

Объектом исследования курсовой работы являются нормы конституционно-правового характера, научная литература, посвященная вопросам взаимодействия палат Российского Парламента, процедурам участия субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе.

Предмет исследования: составляют конституционно-правовые нормы, понятие, принципы, сущность и стадии законодательного процесса, реализация права законодательной инициативы, обсуждение и принятие нормативных правовых актов, законодательная техника, язык и стиль принимаемых законов

Методы исследования. Общей методологической основой исследования является диалектический метод познания. Также применялись методы исследования систематизации, сравнения, обобщения, классификации.

Информационную основу работы составили нормативные документы и статистические данные, результаты проведенных автором исследований. При написании работы использовались труды ученых в области теории государства и права, конституционного права, социологии права, материалы периодических изданий, научно-практических конференций и др.

Фрагмент работы

Говоря о законотворческой деятельности государства, следует обратить внимание на то, что она является частью процесса правообразования. Характеризуя этот процесс, следует отметить, что есть, прежде всего, перевод объективных законов общественного развития на язык решений, облеченный в соответствующую юридическую форму. «Обычно сложившаяся в жизни норма реального поведения предшествует правовым предписаниям. В законе часто закрепляется то, - пишет В.Н.Кудрявцев, - что уже оправдало себя на практике, сформировалось как оптимальная форма поведения» .

Законотворчество - юридическая форма государственно-властной деятельности посредством выявления, формирования и утверждения воли народа в виде общеобязательных (законодательных) правил. Необходимость адекватного и полного выражения воли народа в законе, обеспечение в нем должного баланса интересов различных социальных групп, публично-территориальных образований, учет всех возможных положительных и отрицательных последствий введения законодательного регулирования, формирование уже на стадии принятия законодательного решения условий для как можно более полного достижения его целей в последующей правоприменительной практике, защита от принятия произвольных (несправедливых, несоразмерных, непропорциональных) законов настоятельно требуют сотрудничества всех органов государственной власти в законодательном процессе при их подчиненности общим конституционным целям.

Конституция РФ характеризует Федеральное Собрание как законодательный орган (ст. 94), в соответствии, с чем законотворчество является основной функцией российского парламента. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права принимать федеральные и федеральные конституционные законы, имеющие высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным актам и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Конституционное положение о том, что Федеральное Собрание является постоянно действующим органом, обусловливает активную роль парламента в политическом и законодательном процессе .

В современной российской юридической литературе сложилось устойчивое определение понятия законодательного процесса. Приведем одну из таких достаточно исчерпывающих формулировок: «Законодательный процесс - регламентированный Конституцией, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов».

В широком смысле законодательный процесс рассматривается как порядок деятельности Федерального Собрания РФ по принятию законов - федеральных и федеральных конституционных. В более узком смысле, с точки зрения конституционного права, законодательный процесс можно представить как конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов. В первом случае усиливается роль парламента и одновременно от законодательного процесса отсекаются действия тех, кто подготовил и внес законопроект в парламент, а также тех, кто подписал и обнародовал закон. Такое понимание законодательного процесса представляется уязвимым, поскольку в нем исключаются из законодательной процедуры те шаги, без которых появление закона и его вступление в действие немыслимы.

Основными логико-хронологическими структурными компонентами организационно-процессуальной деятельности в ходе разработки законопроекта и продвижения его от замысла до того качественного состояния, которое позволяет считать проект закона собственно законом, вступившим в силу, являются этапы, стадии и процедуры.

Этап - совокупность логически связанных мероприятий, которые составляют содержание деятельности, позволяющей решать стратегически значимые задачи законопроизводства.

Заключение

Законодательный процесс — это упорядоченная деятельность парламента по принятию федерального закона, включающая ряд последовательных стадий (этапов): внесение законопроекта, рассмотрение законопроекта, принятие федеральных законов, подписание и обнародование федеральных законов.

Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ предусмотрены следующие стадии законодательного процесса:

1) подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу (так называемая стадия законодательной инициативы);

2) обсуждение законопроекта в Государственной Думе с последующим принятием либо отклонением его (полностью или частично);

3) одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона либо отклонение его;

4) подписание закона либо его отклонение (применение вето) Президентом РФ;

5) опубликование закона.

В процессе законотворчества роль исполнительной власти сводится к внесению проекта. Закон РФ характеризуется рядом свойственных ему черт:

- принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа РФ;

- содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом;

- обязателен для исполнения всеми государственными органами, действующими на территории РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами РФ;

- имеет прямое действие на всей территории РФ;

- является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции РФ, которой закон не может противоречить.

Список литературы

I. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации: 2009. №4. Ст. 445.

2. Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе. Утв. указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. № 549 (с изм. и доп.) // СЗ РФ 1996, № 16. Ст.1842.

II. Научная и учебная литература

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. Т.2. М., 2010. – 347 с.

2. Безруков А.В. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: особенности проблемы реализации // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: сборник научных трудов. Выпуск 5. Красноярск, 2009. – 425 с.

3. Васильев Р.Ф. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии. Науч.-практ.пособие. М., 2010. – 400 с.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2011. – 380 с.

5. Сырых В.М. В кн.: Совершенствование законодательной деятельности и участие органов государственной власти в законодательном процессе. М. Юристь. 2010. – 435 с.

6. Холодилова Е.А. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации: проблемы теории и практики. Дисс.канд.юр.наук. Екатеринбург, 2012. – 466 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Законодательный процесс: понятие и его основные стадии на примере Федерального собрания Российской Федерации»
Раздел: Конституционное право РФ
Тип: Курсовая работа
Страниц: 35
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика