Реферат

Общие принципы организации сенсорных систем

  • 16 страниц
  • 15 просмотров
  • 0 покупок
Содержание

Введение…. 3

1. Понятие сенсорной системы….4

2. Функции сенсорной системы….7

3. Принципы построения сенсорных систем….….11

Заключение….14

Список использованных источников….16

Введение (выдержка)

Актуальность темы исследования заключается в том, что в обеспечении контактов организма с окружающим миром ведущая роль принадлежит сенсорным системам, осуществляющим прием и обработку внешне сигналов. На основе информационных процессов создается образ мира, складывается индивидуальный опыт, формируется познавательная деятельность. По И.П. Павлову, сенсорной системой называют часть нервной системы, состоящую из воспринимающих элементов — сенсорных рецепторов, получающих стимулы из внешней или внутренней среды, нервных путей, передающих информацию от рецепторов в мозг, и тех частей мозга, которые перерабатывают эту информацию. Поэтому изучение психофизиологии сенсорных процессов имеет огромное научное и практическое значение.

Таким образом, сенсорная система вводит информацию в мозг и анализирует ее.

Работа любой сенсорной системы начинается с восприятия рецепторами внешней для мозга физической или химической энергии, трансформации ее в нервные сигналы и передачи их в мозг через цепи нейронов.

Цель исследования: изучить общие принципы организации сенсорных систем.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие сенсорной системы

2. Изучить функции сенсорной системы

3. Проанализировать принципы построения сенсорных систем

Основная часть (выдержка)

1. Понятие сенсорной системы

Сенсорной системой называют отделы нервной системы (НС), воспринимающие внешнюю по отношению к мозгу информацию, передающие ее в мозг и анализирующие ее. Работа любой сенсорной системы сводится к преобразованию энергии внешнего стимула в специфическую активность нервной системы и анализу этой информации [1].

По словам Сазонова «Сенсорные системы включают в себя периферические сенсорные рецепторы вместе со вспомогательными структурам (органы чувств), отходящие от них нервные волокна (проводящие пути) и сенсорные нервные центры (низшие и высшие). Низшие нервные центры трансформируют (перерабатывают) входящее сенсорное возбуждение в выходящее, а высшие нервные центры наряду с этой функцией образуют экранные структуры, формирующие нервную модель раздражения - сенсорный образ» [6].

Сенсорной системой (анализатором по И.П. Павлову) называют часть нервной системы, состоящую из воспринимающих элементов – рецепторов, получающих стимулы из внешней или внутренней среды, нервных путей, передающих информацию.

Рецептор – периферическая специализированная часть анализатора, посредством которой воздействие раздражителей внешнего мира и внутренней среды организма трансформируется в процесс нервного возбуждения.

Сенсорные системы являются необходимым звеном для формирования ответных реакций на воздействия среды. Для сенсорной системы характерно наличие обратных связей, адресованных к рецепторному или первому центральному отделу. Активация их дает возможность регулировать процесс восприятия информации и ее проведение по восходящим путям в мозге.

Процесс передачи сенсорных сигналов сопровождается многократным их преобразованием и перекодированием и завершается высшим анализом и синтезом (опознанием образа), после чего формируется ответная реакция организма.

Информация, поступающая в мозг, необходима для программирования и реализации простых и сложных рефлекторных актов вплоть до психической деятельности человека. И.М.Сеченов писал, что «психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения». Возбуждение – свойство живых организмов, активный ответ возбудимой ткани на раздражение. Для нервной системы возбуждение – одна из основных функций.

Переработка сенсорной информации может сопровождаться, а может не сопровождаться осознанием стимула. Если осознание происходит, говорят об ощущении. Ощущение – отражение в сознании свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Заключение (выдержка)

В результате изучения данной темы, можно сделать следующие выводы:

1.Сенсорной системой называют отделы нервной системы (НС), воспринимающие внешнюю по отношению к мозгу информацию, передающие ее в мозг и анализирующие ее. Работа любой сенсорной системы сводится к преобразованию энергии внешнего стимула в специфическую активность нервной системы и анализу этой информации.

2.В сенсорную систему входят 3 отдела: рецепторы (органы чувств), проводниковый отдел, связывающий рецепторы с мозгом, и отдел коры головного мозга, которая воспринимает и обрабатывает информацию.

3.Основными функциями сенсорной системы являются: 1) обнаружение; 2) различение; 3) передачу и преобразование; 4) кодирование; 5) детектирование признаков; 6) опознание образов.

4.В этом процессе выделяются основные этапы:

1) возбуждение рецепторов в ответ на действие адекватного стимула (формирование рецепторного потенциала);

2) передача нервного возбуждения от рецепторов в высшие отделы центральной нервной системы;

3) анализ поступающего сигнала в центральных отделах анализатора и выделение из него биологически значимой информации;

4) формирование субъективного образа, адекватного действующему раздражителю;

5) опознание, классификация, идентификация стимула, принятие решения и формирования ответной реакции организма.

5.Все сенсорные системы выполняют одинаковую функцию и, следовательно, имеют сходные принципы конструкции и организации: принцип многоэтажности (или многослойности) сенсорных систем; принцип многоканальности проведения информации; принцип «сенсорных воронок», а также дифференциация по вертикали и горизонтали.

Таким образом, рефлекторная деятельность человека, его психические процессы и поведение напрямую зависят от функционального состояния его органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, соматической и висцеральной чувствительности, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ информации, получаемой им из окружающего материального мира и внутренней среды организма. Сенсорная информация необходима для полноценного развития человека.

Список литературы

1. Александров Ю. И. Психофизиология. СПб, 2014.

2. Анатомия, физиология, психология человека. Словарь./под ред. А.С.Батуева. СПб., 2011.

3. Дорогина, О. И. Нейрофизиология : учеб. пособие / О. И. Дорогина ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019 — 100 с.

4. Высоцкая Т. А, Крысюк О. Н. Курс лекций по основам нейрофизиологии Учебное пособие. Ч.2: «Сенсорные системы»: Чита Изд-во ЗабГПУ, 2004.

5. Реброва Н.П. Физиология сенсорных систем: Учебно-методическое пособие. СПб.,НП «Стратегия будущего», 2007.

6. Сазонов В.Ф. Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Электронный ресурс] // Кинезиолог, 2009-2020: [сайт]. Дата обновления: 12.10.2020. URL: http://kine**olog.su/content/vozrastnaya-anatomiya-fiziologiya-i-gigiena (дата обращения: 15.02.2021).

7. Физиология сенсорных систем: учебно-методическое пособие / сост. Каюмова А.Ф., Тупиневич Г.С., Киселева О.С., Курмаева А.О., Шафиева Л.Н. - Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2011 – 115с.

300 руб.
Купить эту работу

Не подошла эта работа?

Закажите новую работу, выполненную по вашим требованиям с нужным уровнем оригинальности.

Не нашли нужную работу?

Разместите задание, а мы подберём эксперта

Заботимся о вас и вашем времени

У нас есть все, чтобы сделать вашу жизнь более приятной и беззаботной

Не бросаем после выполнения работы

Бесплатно выполним все доработки в рамках задания

Средний бал наших работ

  • 4.9

Узнай стоимость

Это быстро и бесплатно :)

Отзывы довольных студентов

Мы помогли более 10К+ студентам

Екатерина
Тема работы: Трудовой договор и его отличия от смежных гражданско-правовых договоров в Российской Федерации

Спасибо огромное !! Уже не первый раз спасаете в трудные моменты в учебе . Качество самое достойное !

Наталья
Тема работы: История музыки

отлично!

Елена
Тема работы: История возникновения презентаций

Спасибо автору за хорошую работу. Всё было сделано грамотна и в срок. Оценку получила за работу высокую (40 баллов из 50).

Малая Елена
Тема работы: какие нормы закона не дают развиваться сфере культуры в россии

Спасибо большое!!!!

Полина
Тема работы: Соотношение диспозитивности и публичности в уголовном преследовании.

Автор всё делает в срок, выходит на контакт, исправила работу по моей просьбе. НО! Искусственно завышен был антиплагиат, не соблюдена пунктуация в работе, работа полностью состоит из цитирования статей, использованы некорректные источники. Пришлось переделывать самостоятельно

Студент
Тема работы: криминалогия

Оказанной услугой полностью доволен.