Дипломная работа

«Развитие познавательного интереса младших школьников с применением музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе»

  • 87 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки с применением музыкально-компьютерных технологий 9

1.1. Психолого-педагогическая проблема развития познавательного интереса младших школьников 9

1.2. Музыкально-компьютерные технологии как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки 18

Выводы по 1 главе 25

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе 28

2.1. Содержание, формы и методы применения музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки 28

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты 41

Выводы по 2 главе 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68

Приложения 72

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время одной из актуальнейших проблем общего музыкального образования является проблема развития познавательного интереса младших школьников. Уже с первых недель пребывания ребенка в школе проявляющийся у него познавательный интерес приобретает огромное значение. Он дает импульс для активизации умственной деятельности, стимулирует мышление, воображение, внимание, память. Его выраженная активность положительно сказывается на результатах обучения, что способствует формированию положительного отношения к учебе как к ведущему виду деятельности ребенка данного возраста. Познавательный интерес может стать устойчивой чертой личности школьника и влиять на её развитие, помогая преодолевать трудности на пути к поставленной цели.

Однако всплеск стремительного развития множества современных электронных и цифровых устройств - от самых простых до мощных игровых компьютеров, которые, в свою очередь, предлагают красочные развлекательные сервисы, - отвлекают внимание учащихся от учебной деятельности. Это становится своеобразным препятствием для развития у детей устойчивого интереса как к обучению в целом, так и, в частности, к урокам музыки. В таких условиях пробудить у школьников познавательный интерес становится достаточно сложной и не всегда успешно решаемой задачей.

В то же время вездесущность компьютерных технологий и быстрое техническое развитие аппаратного и программного обеспечения предоставляют ряд возможностей их использования в различных видах музыкальной деятельности. Таким образом, мы можем предположить, что применение музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки должно играть определенную положительную роль и в развитии познавательного интереса младших школьников.

Однако изучение современной практики преподавания предмета «музыка» в общеобразовательной школе позволяет говорить о том, что при решении данной задачи музыкально-компьютерные технологии используются недостаточно. С другой стороны, мы отмечаем, что в отечественной педагогической науке имеется целый ряд работ, которые могут послужить основанием для нашего исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблему развития познавательного интереса к учению исследовали многие педагоги и психологи. Так, Ю.К. Бабанский рассматривал познавательный интерес как средство обучения. В трудах Л.С. Выготского познавательный интерес представлен как естественный побудитель деятельности ребенка. В трудах А. Н. Леонтьева познавательный интерес расценивается как фактор, побуждающий личность к творчеству. Г.И. Щукиной познавательный интерес описывается как естественное для человека стремление к познанию. С проблемой познавательного интереса связано изучение особенностей познавательной деятельности и средств ее формирования Д.Б. Элькониным. Различные аспекты проблемы учения с интересом представлены также в трудах С.П. Баранова, Л.И. Божович, В.А. Крутецкого, М.И. Махмутова, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, М.Н. Скаткина, К.П. Ягодовского и др. Все эти исследования внесли серьезный вклад в разработку проблемы развития познавательного интереса учащихся. Однако с точки зрения опережающего развития современных цифровых компьютерных технологий (планшеты, смартфоны, ноутбуки и др.) и активного пользования данных технологий обществом рассматриваемая проблема требует отдельного анализа и дополнительного изучения.

Все вышесказанное позволило констатировать в рассматриваемой нами проблеме следующие противоречия:

- между широким проникновением во многие сферы жизни младших школьников компьютерных технологий и недостаточным их применением на уроках музыки;

- между необходимостью развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки с учетом современных реалий и недостаточной разработанностью инновационных подходов в данной предметной области касаемо музыкально-компьютерных технологий;

- между потребностью в совершенствовании форм и методов развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса.

Выявленные противоречия определили проблему исследования, каковой является необходимость теоретической разработки и практической апробации содержания, форм и методов развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе с применением музыкально-компьютерных технологий.

Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволили сформулировать тему исследования: «Развитие познавательного интереса младших школьников с применением музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе».

Цель исследования: теоретически обосновать формы и методы развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки с применением музыкально-компьютерных технологий и экспериментально проверить их эффективность.

Объект исследования: процесс общего музыкального образования младших школьников.

Предмет исследования: формы и методы развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки с применением музыкально-компьютерных технологий.

Гипотеза исследования: эффективность развития познавательного интереса младших школьников с применением музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки будет обеспечена, если:

- познавательный интерес младших школьников рассматривается как результат целенаправленного педагогического воздействия;

- процесс развития познавательного интереса младших школьников выстраивается с учетом сущностной характеристики данного феномена и предусматривает актуализацию познавательно-развивающего потенциала музыкально-компьютерных технологий;

- в целях развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки реализуются такие формы и методы применения музыкально-компьютерных технологий, эффективность которых теоретически обоснована и экспериментально доказана.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были определены для решения следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую проблему развития познавательного интереса младших школьников.

2. Выявить познавательно-стимулирующий потенциал музыкально-компьютерных технологий.

3. Выявить и теоретически обосновать формы и методы обучения, обеспечивающие развитие познавательного интереса младших школьников на уроках музыки с применением музыкально-компьютерных технологий.

4. Экспериментальным путем проверить достоверность выявленных форм и методов развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки с применением музыкально-компьютерных технологий и провести анализ полученных результатов.

Методологической основой исследования послужили положения психолого-педагогической науки о развитии познавательных способностей детей и о роли обучения и воспитания в этом процессе (Л.С.Выготский, Я.А.Коменский, С. Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский), а также идеи по использованию компьютера в музыкальном обучении (И.М.Красильников, А.Ю.Жданов).

Для решения поставленных задач в работе применялись взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение); эмпирические (педагогическое

наблюдение, педагогическая беседа, анкетирование, тестирование,

педагогический эксперимент); методы обработки данных (регистрация, шкалирование, ранжирование).

Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат основного общего образования города Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан.

Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены виды музыкально-компьютерных технологий, применение которых способствует развитию познавательного интереса младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке структуры, содержания и критериально-уровневых характеристик

познавательного интереса младших школьников к музыке; в раскрытии перспективности использования музыкально-компьютерных технологий для развития познавательного интереса школьников на уроках музыки; в научном обосновании соответствующих форм и методов обучения. Все это можно считать определенным вкладом в развиваемую в педагогике теорию применения современного компьютера как средства обучения в общеобразовательной школе, а также в общую теорию развития познавательного интереса младших школьников.

Практическую значимость исследования составляет создание

методических рекомендаций «Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе с применением музыкально-компьютерных технологий» и разработка познавательно-развивающих уроков музыки с применением музыкально-компьютерных технологий. Эти материалы могут быть использованы в практике учителей- музыкантов для решения задач по развитию познавательного интереса к музыке у младших школьников. Также практическую значимость имеет систематизация диагностического инструментария, позволяющего на основе разработанных нами критериев и уровней производить оценку состояния познавательного интереса к музыке у младших школьников. Практические результаты исследования внедрены в образовательный процесс МБОУ школа-интернат г.Белебея.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (49 наименований), приложений. Текст изложен на 70 страницах, содержит 32 рисунка, 1 блок- схему, 1 таблицу и 3 диаграммы.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1 Психолого-педагогическая проблема развития познавательного интереса младших школьников

В числе основных характеристик выпускника начальной школы, заявленных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, названы любознательность, активность и заинтересованность в познании мира [45,c.7]. Достижение данного требования невозможно без обеспечения положительного отношения школьников к учению и качественного освоения ими образовательной программы. Немалую роль при этом играет заинтересованность учащихся в новых знаниях, стремление к их самостоятельному приобретению. Таким образом, целенаправленное развитие познавательного интереса младших школьников выступает важнейшей задачей начального общего образования, в том числе и музыкального.

В психологии и педагогике проблема развития познавательного интереса имеет фундаментальное значение. Она достаточно широко представлена в трудах отечественных исследователей - Л.И.Божович, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной и других [7; 11; 39; 47].

Рассмотрение содержания понятия «познавательный интерес» логично, на наш взгляд, начать с раскрытия значения терминов «познание» и «интерес».

«Познание» в психологии рассматривается в значении «когнитивность» и понимается как способность к умственному восприятию и переработке внешней информации [8, с.10]. В педагогике этот термин трактуется следующим образом: «Познание - обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом которого является новое знание о мире. Специально организованное познание составляет 9

сущность учебно-воспитательного процесса» [22, с.111]. В Российской

педагогической энциклопедии содержание понятия «познание» раскрывается как «воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности». При этом подчеркивается социальная и культурная опосредованность познания. Немаловажным для нас является также указание на то, что познание в большинстве случаев предполагает осознанное использование средств и способов познавательной деятельности [38, с.373].

Таким образом, познание - это целенаправленный и осознаваемый процесс получения знаний об окружающей действительности.

Обратимся теперь к рассмотрению термина «интерес». Его происхождение связано с латинским словом «interest» - «имеет значение», «важно».

Понятие «интерес» в психологии определяется как проявление

умственной и эмоциональной активности [39, с. 692]. Как показывают исследования Л.И.Божович, познавательный интерес заключает в себе силу, побуждающую человека стремиться к познанию, находить средства и способы удовлетворения возникшей жажды знаний [7, с.203].

Так же как «мощный побудитель активности личности» рассматривается интерес и в педагогике. Считается, что под влиянием интереса «все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной» [47, с.142]. Расширенную трактовку интереса приводит Российская

педагогическая энциклопедия: «Интерес - стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе» [38, с. 373]. Следует подчеркнуть, что познавательный интерес раскрывается учеными как «глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов» [47, с.247].

Итак, категория интереса рассматривается в различных аспектах, однако интерес при этом непременно квалифицируется как часть общей проблемы воспитания и развития личности. В одних случаях он исследуется с точки зрения источника побуждений, мотива поведения и деятельности (Л.И.Божович, Н.Г.Морозова, А.Н.Леонтьев), в других - как отношение, избирательная направленность этой деятельности (А.А.Бодалев, Н.Ф.Добрынин, В.Н.Мясищев), в третьих - в качестве условия продуктивности учебного процесса, источника развития познавательной активности учащихся (М.А.Данилов, Г.А.Щукина) [7; 33; 29; 6; 10; 34;14; 47].

Из сказанного можно сделать вывод, что интерес - это очертание возникновения познавательных потребностей личности, направленных к познанию новых фактов окружающего мира. Интерес - это то, что важно для человека в данный момент, эмоциональное состояние, которое пробуждает активность человека к деятельности.

Заключение

Сегодня проблема развития познавательного интереса является актуальной в связи с появлением множества современных цифровых мобильных устройств (смартфоны, гаджеты, игровые компьютеры), которые отвлекают учащихся от учебной деятельности. Если познавательный интерес к обучению сформирован, то более успешно протекает приобретение музыкальных знаний. Снижения познавательного интереса можно избежать с помощью музыкально-компьютерных технологий. МКТ имеют ряд возможностей использования в различных видах музыкального творчества, играя, таким образом, свою роль в развитии познавательного интереса.

Проблема развития познавательного интереса к учению разрабатывалась многими учеными. Рассматривались разные подходы к ее решению. Эти исследования внесли серьезный вклад в изучение проблемы развития познавательного интереса, однако по-прежнему остается недостаточной ее разработанность касаемо использования музыкально-компьютерных технологий в общем музыкальном образовании.

В связи с вышесказанным в данной проблеме нами были выявлены следующие противоречия:

- между широким проникновением во многие сферы жизни младших школьников компьютерных технологий и недостаточным их применением на уроках музыки;

- между необходимостью развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки с учетом современных реалий и недостаточной разработанностью инновационных подходов в данной предметной области касаемо музыкально-компьютерных технологий;

- между потребностью в совершенствовании форм и методов развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса.

Целью исследования стало: теоретически обосновать формы и методы развития познавательного интереса младших школьников на уроках 64

музыки с применением музыкально-компьютерных технологий и экспериментально проверить их эффективность.

Гипотеза исследования выразилась в предположении, что эффективность развития познавательного интереса младших школьников с применением музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки будет обеспечена, если:

- познавательный интерес младших школьников рассматривается как результат целенаправленного педагогического воздействия;

- процесс развития познавательного интереса младших школьников выстраивается с учетом сущностной характеристики данного феномена и предусматривает актуализацию познавательно-развивающего потенциала музыкально-компьютерных технологий;

- в целях развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки реализуются такие формы и методы применения музыкально-компьютерных технологий, эффективность которых теоретически обоснована и экспериментально доказана.

В процессе исследования были решены задачи, сформулированные в соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой:

1. На основе изучения психолого-педагогической литературы мы констатировали, что познавательный интерес младшего школьника представляет собой стремление личности ребенка к приобретению знаний в определенной области. Познавательный интерес - это сложное образование, в котором мы выделили следующие компоненты: когнитивный, включающий разнообразные умения, связанные с восприятием музыкальных образов, а также с умением осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации по предмету; эмоциональный, отражающий степень увлеченности музыкально-познавательной деятельностью; ценностно-волевой, управляющий процессом познания на основе собственных ценностных ориентаций. Сормированность познавательного интереса к учению делает процесс приобретения знаний и навыков более успешным.

Поэтому в процессе обучения необходимо развивать интерес к познанию или, по-другому, пробудить познавательный интерес.

2. Было установлено, что музыкально-компьютерные технологии содержат значительный познавательно-стимулирующий потенциал в следующих составных частях: звуковые редакторы, нотные редакторы, клавишные музыкальные синтезаторы, музыкальные конструкторы,

программы для пения караоке, музыкальные редакторы (виртуальная студия для создания музыки). Реализация выявленного потенциала в музыкально-образовательном процессе способствует активизации внимания учащихся, стимулирует процессы восприятия и мышления, вовлекает школьников в непосредственную музыкально-познавательную деятельность, что в конечном счете пробуждает у них познавательную инициативу и познавательный интерес.

3. Были выявлены и теоретически обоснованы формы и методы обучения, обеспечивающие развитие познавательного интереса младших школьников на уроках музыки с применением музыкально-компьютерных технологий. Ими стали такие специфические методы, как метод караоке, метод осциллограммы, метод компьютерной презентации, а также традиционные методы - сравнения и сопоставления, наглядно-слуховой, объяснительно-иллюстративный.

4. Экспериментальным путем была подтверждена достоверность выявленных форм и методов развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки с применением МКТ. В результате проведенной опытно-экспериментальной работы возросла творческая активность обучающихся, школьники стали больше интересоваться уроками музыки, повысилась посещаемость внеурочных мероприятий, также повысилась познавательная активность. Таким образом, результаты исследования показали, что использование музыкально-компьютерных технологий действительно способствует развитию познавательного интереса младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что задачи исследования выполнены и выдвинутая гипотеза доказана.

Список литературы

1. Айдарова, И.Р. Компьютерная музыка в российской образовательной практике / И. Р. Айдарова // Музыка в школе. - 2006. - №1. - С. 23-26.

2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Владос, 2000. - 336 с.

3. Бабанский, Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю.Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

4. Баранов, С.П. Сущность процесса обучения / С.П.Баранов. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.

5. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э. А. Баранова. - СПб.: Речь, 2005. — 128 с.

+ еще 44 источника

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Развитие познавательного интереса младших школьников с применением музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 87
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика