Дипломная работа

«Танец как форма самовыражения актеров драматического театра»

  • 82 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ АКТЕРОВ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ЧЕРЕЗ ТАНЕЦ 11

1.1 Проблема самовыражения средствами танца в теории и практике. Основные источники и способы самовыражения личности 11

1.2 . Особенности творческой профессиональной деятельности актеров драматического театра 17

Выводы по 1 главе 34

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТАНЦА КАК ФОРМЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ АКТЕРА ДРАМАТИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ 36

2.1. Содержание, формы и методы использования танца как формы самовыражения актера драматического спектакля 36

2.2. Примерная программа занятий танцевальными и пластическими дисциплинами у актеров драматического театра 58

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 67

Выводы по главе 2 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79

ПРИЛОЖЕНИЕ 83

Введение

Танец - искусство пластическое. Тело исполнителя является средством выражения идей, мыслей, содержания танцевального произведения. Поэтому, чем лучше он будет им владеть, тем вернее, ярче и выразительнее станет его танцевальный язык [35. с.25].

Любой вид, жанр искусства определяется своими законами и особенностями, заложенными внутри его системы. Постулаты, принятые в хореографии будут сильно отличаться от того, чем руководствуются композиторы при создании музыки. Хотя в настоящее время, использование закономерностей других жанров стало основополагающим при создании современного искусства, ограниченность в выражении и использовании средств может обернуться как чем-то новым и многозначным, так и стать пережитком прошлого.

Актуальность исследования. В настоящее время драматический театр динамично развивается, и от актеров требуется не только хорошая физическая подготовка, но и высокого уровня танцевальные навыки, умение телесно импровизировать. Это видно по многочисленным постановкам в современных драматических спектаклях, мюзиклах осуществляемых в разных театрах России, также об этом свидетельствует появление такого нового жанра, как «спектакль без слов», «пластический спектакль» и некоторые другие. В последние годы, учебный процесс в театральных школах и вузах постоянно совершенствуется, добавляется все больше «движенческих» и танцевальных дисциплин, развитию тела драматического актера, его пластическому мышлению, а также танцевальному воспитанию и навыкам импровизации уделяют все больше внимания, но их совершенствование и оттачивание продолжается на протяжении всей профессиональной деятельности, во время репетиций, тренингов и самого постановочного процесса.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время многие ученые и теоретики посвятили свои научные исследования проблемам связи задач обучения с предстоящей сценической практикой, исследовал Х.Х. Кристерсон в статье «Танцевальное образование драматического актера», также созданию развернутой и научно обоснованной программы по «танцу» для студентов режиссерского факультета он представил свою работу «Танец в спектакле драматического театра».

Вопросы танцевального воспитания актера разрабатывает Е.Д. Васильева в книге «Танец», которая стала первым учебным пособием по методике преподавания «танца» на актерском факультете. Автор выстраивает систему обучения на основе классического экзерсиса, историко-бытового и народного танцев.

Проблемам обучения актера средствами танца посвящено исследование Ю.И. Громова «Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера».

Проблемы организации системы танцевального воспитания актера затрагивает С.П. Кузнецов в статье «Прикладная хореография и некоторые проблемы обучения танцу в театральной школе».

Вопросы организации обучения «танцу» в театральном вузе рассматривает В.В. Гуревич в работе «Роль танца в процессе воспитания драматического актера».

Однако, накопленный в педагогике и в системе танцевального образования опыт для разрешения следующих противоречий:

- между потребностью в формировании у студентов театральных

вузов танцевальной культуры и отсутствием целостной системы танцевального воспитания в практике общего образования;

- значимостью педагогических условий развития и становления

уроков классического танца и недостаточной разработанностью уроков п современным танцевальным направлениям у студентов актерских отделений.

Данные противоречия выявляют проблему исследования, специфика творческих взаимоотношений хореографа с участниками постановочного процесса драматического спектакля, проблемы пластического воспитания будущих актеров.

Объектом данного исследования послужил исторический процесс формирования и становления танцевального воспитания и развития актера в драматическом театре. Также, в работе мы исследуем вопросы танцевально-пластической подготовки драматических актеров, методику, педагогические методы постановочной деятельности хореографов, которые помогают развитию тела и пластики актеров, сам процесс становления и развития танцевальных учебных дисциплин.

Предметом исследования стали основные принципы взаимодействия и взаимопроникновения танцевальных и драматических школ, пластика и танец в современном драматическом спектакле. Взаимосвязь режиссера- постановщика и режиссера по пластике, специфика их творческих отношений.

Целью написания данной работы стало изучение и анализ истории процесса подготовки актера к работе в театре при помощи движения и танца, также раскрыть место пластики и танца в современном драматическом театре, рассмотреть сложную взаимосвязь режиссера-постановщика и режиссера по пластике, хореографа в работе над драматическим спектаклем, которая, в конечном счете, обусловливает художественную целостность сценического произведения.

Гипотеза исследования. Обучение танцевальным и пластическим дисциплинам у студентов театральных вузов будет успешным, если:

- разработать учебно-тематический план уроков танцев, направленный на изучение новых актуальных танцевальных направлений;

- разработать урок по реабилитации травм, основанный на таких техниках как пилатес, йога, соматик-техники.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены задачи исследования:

1. проанализировать место и значение режиссера по пластике, хореографа в современном драматическом театре

2. раскрыть основные принципы и особенности становления и развития системы профессиональной подготовки драматического актера средствами хореографического и пластического языка;

3. исследовать основные принципы построения взаимоотношений между хореографом (режиссером по пластике) и актерами во время репетиционного и постановочного процесса;

4. осмыслить сам процесс создания танцев и пластики в спектакле

5. проанализировать образовательную программу подготовки актеров драматического театра в России.

Теоретико-методологической основой исследования стали идеи и вопросы:

- в области хореографии (И.В. Яснец «Танец и пластическое решение спектакля в драматическом театре на рубеже XX-XXI вв.»);

- рецензии (М.Н. Суворовой «Работа балетмейстера в драматическом театре»);

- статьи о драматических спектаклях (В.А. Звездочкин в работе «Пластика актера в современном драматическом спектакле);

- труды режиссеров (А.Я. Таирова «Записки режиссера»);

- хореографов (Ю.А. Бахрушина «История русского балета»);

- историков театра (Г.В. Морозова «Пластическое воспитание актера»), которые затрагивают методику танцевального воспитания актеров.

Для рассмотрения явлений танца как специфически художественных использовался философско-эстетический и историко-искусствоведческий подход.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ

психолого-педагогической, танцевально-педагогической литературы,

периодических научных изданий, учебных планов и программ по предмету «Танец»); эмпирические (педагогическое наблюдение за деятельностью актеров драматического театра, беседа, анкетирование, диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у актеров к новым танцевальным знаниям, эксперимент); методы математической обработки (анализ и обработка результатов опытно-экспериментальной работы с применением методов математической статистики).

Теоретическая значимость исследования:

- теоретически проанализирована сущность понятий «режиссер по

пластике», «танцевальное воспитание и образование» в контексте исследуемой проблемы;

- проанализированы современные научные исследования в области

образования актеров в театральных вузах.

Практическая значимость исследования:

- разработан тематический план уроков хореографии для студентов актеров драматического театра и уже действующих актеров;

- теоретически осмысленна модель воспитания танцевальной культуры мышления студентов на уроках танцев.

Опытно-экспериментальная база исследования: Альметьевский государственный татарский драматический театр г. Альметьевск.

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в три этапа:

Первый этап - (констатирующий), предполагал анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; ретроспективный анализ педагогической практики; выявление проблемного поля и разработку категориального аппарата исследования; теоретическое раскрытие модели обучения хореографии студентов театральных вузов. Проведенный анализ послужил основой для определения теоретических основ, разработки цели, задач, методологии и методов исследования.

Второй этап - (формирующий), включал разработку и внедрение учебно-методического обеспечения (разработку тематического плана и практическую реализацию на уроках хореографии и танца) и определение эффективности предложенной модели обучения хореографии студентов театральных вузов; было проведено первичное исследование действующих актеров на базе Альметьевского государственного татарского драматического театра г. Альметьевсвка с целью определения уровня танцевальной культуры артистов. По теме исследования организованы экспериментальные занятия по разработанному тематическому плану на базе Альметьевского государственного татарского драматического театра г. Альметьевсвка, с актерами обоих полов.

Третий этап - (результативный) - подведение итогов проведённого эксперимента и литературное оформление исследовательской работы в виде магистерской диссертации.

Положения, выносимые на защиту:

- подготовка драматических актеров средствами танца на протяжении изученного исторического периода в России основывалась на профессиональных требованиях танцевальной школы;

- формирование системы танцевального воспитания актера в 21 веке;

- создание современной системы танцевальной подготовки драматического актера основывается на принципе комплексного изучения классического, народно-сценического, историко-бытового и современных танцев, а также техник по реабилитации травм;

- особенности работы режиссера по пластике.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- на основе анализа философской, психолого-педагогической литературы уточнены понятия «творчество», «творческая деятельность», «режиссер по пластике»;

- обоснованы особенности деятельности студентов на занятиях танцевальными дисциплинами в театральных вузах;

- разработана и теоретически обоснована система форм и методов развития тела будущего актера в процессе обучения танцевальными и пластическими дисциплинами.

Мир танца и хореографии устанавливает свои законы представления реальности, базирующиеся никак не в дословном согласовании актуального и образного использованного материала, а в уровне преданности фигуральному, лироэпическому отблеску существования. Балет, как особый вид искусства, отрицает натуралистическое воплощение, прямую достоверность, ему свойственны образные и метафорические высказывания. Но в тоже время, автор не может создавать за пределами существующей реальности, так или иначе, проецируя свои постановки с настоящим. Эта связь носит опосредованный характер, совмещая в себе общие законы эстетики и хореографии.

В наше время театральное искусство и хореография, пластика неразрывно связаны между собой, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Современному артисту, чтобы быть востребованным необходимо владеть разными навыками, помимо всего и танцевальными. Любому режиссеру и хореографу интереснее творить с актером, тело которого готово к работе, пластично и эмоционально выразительно.

Процесс становления обучения танцам и пластики актеров драматического театра в нашей стране проходил разные этапы, от изучения только классического, народного и бальных танцев, до contemporary dance и основ соматик техник.

В настоящее время программа подготовки и обучения танцам и пластики в разных учебных заведениях различна, но самое главное она непрерывно обновляется и развивается. Мы хотим попробовать отследить эти изменения и составить свою программу обучения будущих артистов в высших учебных заведениях.

Апробация и внедрение результатов основных положений исследования осуществлялись на научно-практических конференциях: на Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции

«Музыкальное образование сегодня: проблемы и решения. В рамках Всероссийского педагогического арт-форума «Камертон» (г. Уфа, 2019). По теме диссертации опубликовано 3 научных работы.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Список использованных источников включает наименования научной и специальной литературы, интернет-источников общим объемом 57 источников.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ АКТЕРОВ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА ЧЕРЕЗ ТАНЕЦ.

1.1. Проблема самовыражения средствами танца в теории и практике. Основные источники и способы самовыражения личности.

С самого начала формирования театрального образования в нашей стране «танец» был неотъемлемым предметом подготовки драматических актеров. Уровень преподавания был соответствующим тому времени, в основном обучали историко-бытовым танцам и сценическому движению. В основе преподавания лежал принцип от простого к сложному, а также изучение основных классических поз и элементов для построения выразительного тела актера, позже добавился народно-сценический танец, для освоения более бытовых жестов и движений.

С появлением режиссерского театра, который возглавляли такие личности как К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд, В.И. Немирович- Данченко, Е.Б. Вахтангов и другие началось появление пластического осмысления существования актера на площадке. Вопрос пластической импровизации актера, выразительности через движение стал осуществляться через театральные студии и школы при театрах. Особое влияние оказало творчество А. Дункан, ее система «свободного танца», также теория жеста по Ф. Дельсарту и некоторых других.

В 20-е гг. количество движенческих дисциплин было увеличено, добавились такие предметы как «ритмика», «фехтование», «пантомима». «акробатика», «биомеханика», «жонглирование» и др. Самым главным было формирование естественного, свободного существования актеров на площадке.

В 30-х гг. в связи с репрессиями театральных деятелей искусств, развитие экспериментального синтетического театра приостановилось, как следствие снижение пластической выразительности актеров. Возникшие проблемы усугубились в связи с Великой Отечественной войной, но в конце 50-х годов стал возобновляться процесс развития новой системы танцевального воспитания актеров. Тема выразительного жеста активно разрабатывалась как на общих, так и индивидуальных занятиях.

В связи с расширением репертуара и появление иностранной литературы, стало необходимым изучение стилевых особенностей разных культур и национальностей.

В 80-е годы особое развитие получил такой жанр как мюзикл, который требовал особой танцевальной и физической подготовки от артистов, он способствовал появлению новых дисциплин: «джаз-модерн танец»,

«современный танец». Актеры должны уметь не только драматически существовать на площадке, но и петь, танцевать, выполнять какие-то акробатические трюки.

Любое сценическое действо в драматическом спектакле, подчиняется замыслу и задумке автора спектакля - режиссеру и его команде. Современные студенты театральных школ - это конкретная возрастная категория, с надлежащими психическими отличительными чертами формирования, это подростки и молодежь, которые в силу различных обстоятельств мало знакомы с культурой, тем более танцевальной, как своей страны, так и своего народа. Основным источником знаний у них остается интернет, который является великим достижением, но полон ошибок. Поэтому, складывается такая ситуация, что у многих студентов при поступлении нет танцевальной базы, пластической развитости тела, отсутствуют эстетические критерии оценки работы, умение анализировать, сопоставлять художественные произведения, а также объективно оценивать свою работу.

С другой стороны, если студент-актер до поступления, занимался каким- то одним танцевальным направлением, или одним видом спорта, то это тоже чревато последствиями, педагогу-хореографу будет необходимо работать индивидуально, чтобы убрать мышечные зажимы, вызванные прежними занятиями, также выводить тело студента из зоны комфорта, заставляя по-новому телесно мыслить, убирая штампы и хорошо отработанные приемы.

Студенты-актеры понимают необходимость пластических дисциплин, и важность их освоения, умении импровизировать в том или ином танцевальном стиле.

Заключение

Мир танца уникален и своеобразен, иногда более реалистично, иногда более метафорично и завуалированно раскрывает нам действительность, существую по своим собственным законам.

Танец, по природе своей чужд натуралистической достоверности, это в первую очередь, эмоции, чувства, жесты, выраженные языком тела, движений, которые сливаясь воедино раскрывают образы героев и саму идею произведения, его структуру.

Сегодня танец несет в себе все больше функции, становясь не просто средством выразительности, но и одним из методов релаксации, реабилитации, источником вдохновения, а также физического воспитания и раскрытия человека, снятие его внутренних и мышечных зажимов и т.д.

В данной работе мы рассмотрели разные виды танцев, от классического экзерсиса, народно-сценического танца и спортивно-бальных до соматических методик, все более заовоевывающих современный «танцевальный рынок». Каждый танец принадлежит своей эпохе, своему времени и народу.

Современному актеру с каждым годом необходимо постоянно совершенствоваться, дабы быть востребованным и соответствовать все усложняющимся стандартам, помимо актерского мастерства, умения петь и играть на различных музыкальных инструментах, сейчас от артистов требуется навык танцевания различных стилей, от классических до уличных, также умение импровизировать в этих разных направлениях, что очень непросто.

В заключении, мы пришли к выводу, что танец стал неотъемлемой частью практически каждого современного драматического спектакля, а сам современный драматический театр стал площадкой пересечения разных видов искусств, хореографии, пластики, акробатики, пантомимы, драматической игры и некоторых других. Изучение взаимодействия работы режиссера-постановщика и хореографа дало толчок появлению новой функции профессии, как режиссер по пластике и режиссер-хореограф.

Личный опыт, как хореографа и режиссера по пластике подтверждает практическую ценность системы танцевального развития актера, его пластической и хореографической подготовки. Синтез драматического и балетного искусства плодотворно сказался на развитии театра в целом. Сейчас требования к драматическому актеру ужесточились, помимо мастерской драматической игры, нужны навыки владения разными танцевальными стилями, умение импровизировать в разных жанрах, жонглировать, фехтовать, петь, исполнять трюки. Все это помогает авторам создавать неповторимый, уникальный спектакль, используя по максимуму возможности актеров.

Совместное творчество режиссера-постановщика и хореографа позволяет осуществлять постановочную работу, отвечая современным мировым тенденциям, соединяя драму и танец в единое художественное целое, тем самым обогащая традиционный язык драмы и образуя новые средства художественной выразительности. Насколько «приживется» и закрепится этот синтез в будущем, покажет время, но он еще раз доказывает актуальность и важность визуального ряда, так называемой «картинки», которая помогает лучшему восприятию зрителя, более полному раскрытию образов. Вопрос реформирования в области образования и подготовки актеров остается открытым, необходимо появление таких дисциплин как «contemporarydance», пилатес, йога, пластическая импровизация, а также соматик техник по реабилитации травм и многие другие.

Современная хореография и пластика представляют собой сложный синтез различных видов искусств: живописи, музыки, танца, драматургии, слова, актёрского воплощения и авторского прочтения. Содержательность образа тесно связана в первую очередь с драматургией, а потом уже с ее воплощением посредством пластики, музыки, живописных характеристик.

Только при гармоничном единстве и целостности, получается настоящее художественное открытие, достойный культурный продукт.

Мы пришли к выводу, что классический танец, остается актуальным, как система развития тела актера, но наиболее действенным будут соматические техники, такие как контактная импровизация, метод Фельдинкрайза, Хосе Лимоне, буто и другие. Взрослому человеку, с уже сформировавшейся костной системой, достаточно сложно начинаться осваивать классический станок, изучение которого артисты балета начинают в среднем от трех до 11 лет, когда мышцы и сухожилия более эластичны и подвижны. Поэтому основная задача современных педагогов театральных вузов, по нашему мнению, заключается в первую очередь в гармоничном развитии тела актеров, снятии мышечных зажимов, дать им базовые знания основных танцевальных направления классического, народно-сценического, современного, джазового и уличных танцев, а также научить импровизировать, выражать свои чувства и эмоции языком тела, а также методам реабилитации травм и ушибов, для быстрого восстановления.

Педагог - хореограф должен объяснить, что понятие «некрасивое движение» не существует, что пластика может быть разной, главное это внутреннее наполнение и содержание актера.

Что касается, хореографов в театре и режиссеров по пластике. На наш взгляд, в первую очередь нужно ориентироваться на психосоматику актера, выявление его индивидуальных особенностей и акцентирование на них, создавая тем самым, неповторимый образ персонажа. Наиболее оптимальный и правильный вариант это совместный поиск с актером, тогда получится наиболее яркий и интересный образ.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980 г.

2. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М. 2001 г.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М. 2002 г.

4. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., 1995. - С.23.

5. Брук П. Пустое пространство. Секретов нет. М. 2003 г.

+ еще 80 источников

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Танец как форма самовыражения актеров драматического театра»
Раздел: Педагогика
Тип: Дипломная работа
Страниц: 82
Цена: 2800 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика