ВКР

«Методика обучения живописи в системе дошкольного образования. серия работ «тропинка в родительский дом» (бумага, акварель)»

  • 84 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Акварельная живопись в изобразительном искусстве 8

1.1. История акварельной живописи 8

1.2. Пейзажный жанр в акварельной живописи 12

1.3. Башкирские художники-акварелисты 24

Глава II. Методика работы над серией работ «Тропинка в родительский дом».

2.1. Работа над эскизами к серии работ «Тропика в родительский дом».28

2.2. Последовательность работы над дипломным проектом «Тропинка в родительский дом» 31

2.3. Методические рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников средствами живописи 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Введение

Актуальность работы определяется значимостью проблемы формирования эстетических представлений у человека, начиная уже с раннего возраста. В этом плане очень важна работа уже с детьми дошкольного возраста - тот период, когда закладываются основы характера.

Характерной чертой искусства является отражение действительности в художественных образах, которые влияют на восприятие личности, воспитывают в нем определенное отношение к происходящему, помогают углубить реальность, а также способствуют возможности полностью осознать влияние искусства на формирование личности человека.

Эстетическое воспитание включает в себя знакомство с разными видами искусства, накопление эстетических впечатлений, пробуждение интереса к произведениям искусства, первые шаги осознанного творческого процесса, воспитание грамотного зрителя, умение понимать, обдумывать и ценить произведения искусства, пропагандируя способность выявить красоту во всех проявлениях жизни.

Картины, богатые идейным содержанием, совершенные по своей художественной форме, создают художественный вкус, способность понимать, различать и ценить красоту не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в повседневной жизни.

Живопись воссоздает все богатство и разнообразие мира. В живописи реальный мир воссоздается в таких проявлениях как в пространственной глубине, объеме, цвете, свете, воздухе. Развивать эстетические идеи, концепции и вкусы, рисуя пейзажи цветами акварели, - очень значимая педагогическая задача.

Возрастной фактор в современной парадигме образования имеет большое значение, поскольку уже с самого раннего возраста - дошкольного родители начинают работу по вовлечению детей в образовательное пространство, в детском садике и в частных дошкольных учреждениях. В этом плане на наш взгляд, актуально использование простого материала, но такого как акварель, которая будет способствовать развитию творческой фантазии и воображения детей, обогащая его эстетические способности. [1]

Не случайно при выборе материала для дипломной работы мы остановили свой выбор на акварели. Вообще тема достаточно интересна, поскольку имеет большое практическое значение, соответственно определенный уровень разработанности теоретического ее содержания также присутствует - тема визуальной грамотности и эстетических представлений уже получила свое развитие в трудах таких ученых, как Кузин В.С., Шорохов Е.В., Ростовец Н.Н., Сокольникова Н.М. и другие, которые разрабатывали проблемы преподавания живописи.

Цель исследования: создание серии пейзажей «Тропинка в родительский дом» в технике акварели и разработка на этой основе методических рекомендаций по акварельной живописи для дошкольников.

Для их достижения необходимо было решить следующие задачи:

- Проанализировать историю акварельной живописи.

- Осветить эволюцию пейзажного жанра.

- Показать историю акварельной живописи в Башкортостане.

- Описать работу над эскизами.

- Показать ход работы, применить разработанные схематические планы.

- Подготовить методические рекомендации для работы по воспитанию эстетических представлений у дошкольников.

Методы исследования: работа с литературой, наблюдение за работой детей, беседа с детьми на эту тему, сравнительный опыт. Анализ литературы и практики позволил сформулировать общую гипотезу исследования.

Развитие знаний, умений, навыков, эстетических идей, концепций, вкуса будет более эффективным, если будет создана система развития навыков художественного письма, анализа детских шедевров, развития умения работать над развитием зрительной памяти, воображения, воображения учащихся.

Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованной литературы.

Фрагмент работы

Глава I. Акварельная живопись в изобразительном искусстве

1.1. История акварельной живописи

Для решения задач нашей работы, необходимо проследить эволюцию акварельной живописи. Акварелью именуют технику живописи, для которой характерно применение так называемых «акварельных красок». Когда акварельные краски растворяют в воде, происходит образование полупрозрачной взвеси тонкого пигмента. Это способствует появлению эффекта легкости и тонких переходов оттенков.

Техники подобные акварели стали возникать с момента появления бумаги. На территории Древнего Китая это происходит более двух тысяч лет назад. [Приложение 1]. В эпоху Античности на территории Европы появляется фресковая живопись - своего рода предшественник акварельной техники со сходными эффектами, правда роспись наносилась на поверхность сырой штукатурки, соответственно материал отличался очень сильно [Приложение 2]. В европейских странах периода Средневековья акварель получает развитие в двенадцатом - тринадцатом столетии на территории государств Пиренейского и Аппенинского полуострова.

Акварель - это одно из самых красивых искусств, не только доступное, но и самодеятельное художнику. Секреты ее не на поверхности, нужен продолжительный опыт, что поможет прочувствовать и по-настоящему понять ее секреты. Твердая белая бумага, как органная музыка, помещает один чувствительный опыт.

Следует отметить, что акварель является очень интересной, непростой и загадочной техникой. Тайна ее, на первый взгляд, проста: очень тонко измельченные частицы пигмента растворяются в воде, образуя прозрачный цветной слой, в который проникает свет, отражающийся на белой поверхности бумаги, расширяя диапазон интенсивности колорита.

В 1264 году в Италии заводы «Fabriano» стали выпускать специальную бумагу для акварели. Поверхность бумаги имела особую текстуру, которая могла выдержать множество слоев наложенной акварели. На «Fabriano» впервые создали и водяные знаки. В наши дни некоторые виды акварельной бумаги до сих пор производятся на этих заводах.

С 14 века акварельная бумага постепенно стала появляться во Франции, Германии и Швейцарии. А вот в Англии хорошую качественную бумагу не выпускали вплоть до 18 века.

Когда бумага появилась в Европе, то появилась и акварельная живопись. Хотя этой техникой пользовались такие мастера периода Возрождения, как Альбрехт Дюрер («Вид на Арко») [Приложение 3.] и Антонис ван Эйк, акварель не получила должного развития. В середине XVIII века она вообще считалась уделом непрофессионалов.

История русской акварели началась в XVIII столетии - ее использовали для «подсветки» резьбы и архитектурных проектов. Что интересно на территории континентальной Европы, акварель находилась долгое время в тени масляной живописи. В конце века акварель стала самостоятельным видом искусства благодаря художественному выражению. В восемнадцатом столетии в период Петровских преобразований (с 1701 по 1725 год) возрастают культурные связи с Европой, и влияние европейцев начинает ощущаться и в живописи. Акварельная техника приходит в пределы Российской империи, а также многих европейских стран из Великобритании. В практике английской акварели существуют определенные технические системы обработки «оригинальных» красок, которые используются для широкого спектра заливки. В общем тоне преобладают другие цвета: художественное впечатление основано на градиентах и почти не заметно наличие тональных переходов.

Первым примером такого «английского пути» может быть такой как пейзажные акварели М.М. Иванова - работы в направлении видовых ландшафтов, например, «Вид крепости в Бендерах», [Приложение 4], а также редкие для того периода работы Г.И. Скородумова пример - «Портрет И.Я. Скородумова» (1790) [Приложение 5] труд, представляющий большой интерес, поскольку его автор долгое время жил в Великобритании.

Родиной различных видов акварели, которые впоследствии широко распространились, была Италия. Итальянская акварель предполагает писание картин лессировкой. Оттенки постепенно накладываются друг на друга, и после того, как штрихи предыдущего слоя высохнут, цветовая гамма оттенков серого увеличивается от светлого к темному. Итальянские акварели характеризуются звуковой многодетностью, пластичностью, яркостью и интенсивностью цвета.

Заключение

В современном мире и искусстве жанр пейзажа очень распространен. Для многих людей природа и её изображения могут быть источником эстетических чувств и эмоций. От эпохи к эпохе постепенно менялось отношение, задачи и смысл изображения природы. С развитием жанра пейзажа произведения художников стали нести не только информативную функцию, но и выступать как средство формирования духовных качеств человека. Тем временем для художника важно видеть природу через призму опыта искусства. Работа над законченными акварельными листами, этюдами, которые можно назвать станковыми, требует от исполнителя большого опыта, накопление вспомогательного материала. Для того, чтобы овладеть искусством живописи пейзажа акварелью необходимо внимательно изучать произведения художников, анализировать композиционные решения, технику и другие художественные средства, обращаться к культурному наследию, а также читать воспоминания самих художников, которые делятся жизненным опытом и опытом творческой деятельности.

Художественный образ - этическое и эмоционально-эстетическое отношение художника к действительности. Для того чтобы выразить образ используют определённые средства: композицию, рисунок, формат, технику. На сегодняшний день художник может себе позволить выбирать из множества художественных материалов и техник те, что наиболее соответствуют его замыслу.

Творческий подход к изображению пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые получаешь при работе с натуры. Только в результате общения с природой может возникнуть вдохновение, может созреть замысел пейзажных композиций.

Очень важно сочетание тщательного изучения натуры с воспитанием художественно-творческого подхода к ней. Это важнейший момент творческого процесса - перевод жизненного материала на язык изобразительного искусства. Решая композицию пейзажа, нельзя выхватывать отдельные куски природы, нужно показать самое характерное, типичное и выразить своё эмоциональное отношение к увиденному. Выразительной получается та картина, которая передаёт чувства, мысли и впечатления художника.

Преподавание живописи для детей дошкольного возраста имеет ряд тонкостей при организации работы с ними.

Для начала работы с детьми в этом направлении необходимо вначале провести работу по формированию у детей наглядно-образных представлений. Кроме того, дети должны получить информацию, о том какие бывают виды пейзажей, узнать о том что такое акварель, какие бывают ее виды и только потом рассказать о ее различных техниках.

Вначале детям стоит показать некоторые простые упражнения, небольшие этюды пейзажа, показать, как выполняются отдельные зарисовки их детали. Затем предпринимаются попытки научить детей изображению таких деталей - цветочки, растительность, деревья, затем элементы простых построек, или вначале даже лучше их фрагментов - крылечко, окошко, колодец, амбар.

Важно отметить, что попытки форсировано научить детей сложным приемам и элементам, редко приводят к положительному или хотя бы удовлетворительному результату. В ходе работы над пейзажным этюдом, может появиться целая группа сложностей композиционного или цветового характера: как передать объемное пространство, показа состояний натуристических (природа), специфика освещения в ходе сезонов годичного цикла.

Дебютная часть может начинаться с этюдов не особо значительных по размеру - лучше просто малого, - тогда удается сосредоточить внимание на деталях передачи основной тональности и колорита без фокусировке на подробных элементах.

Полученный в данной работе опыт можно использовать при работе с детьми.

Для начала работы с детьми в этом направлении необходимо вначале провести работу по формированию у детей наглядно-образных представлений. Кроме того, дети должны получить информацию, о том какие бывают виды пейзажей, узнать о том, что такое акварель, какие бывают ее виды и только потом рассказать о ее различных техниках.

Организация работы по развитию у детей творческих способностей - это очень трудоемкий и продолжительный процесс. Такая работа должна проводиться уже с раннего возраста с учетом познавательных особенностей, их основных мотивов и возможностей.

Искусство акварельной живописи не теряет своей популярности уже несколько столетий и по праву считается одной из главных живописных техник. Обучение технике акварельной живописи способствует развитию у детей художественного вкуса и логики, практических навыков в изобразительном искусстве.

Также искусство акварели не требует особо оборудованных помещений. Им могут заниматься как дети любого возраста, так и взрослые. В то же время новые технологии позволяют совершенствовать и развивать эту технику, дают ей новые пространства и возможности использования.

В современном мире акварелью занимается большое количество художников-живописцев. Техника акварели проста и сложна одновременно. Главная задача преподавателя не отбить желание рисовать, а наоборот заразить тягой творчества, влюбить в акварель ученика, научить его быть смелым, получать чувство восторга от работы. Новые современные, качественные материалы очень этому способствуют.

Список литературы

1. Акварельная живопись. Учебное пособие / Школа акварели Сергея Андрияки ; [авт. текста: Андрияка С. Н., Беседнова Н. В., Волокитина О. В.]. Москва, 2009.

2. Акварельная живопись. Учебное пособие / Школа акварели Сергея Андрияки ; [авт. текста: Андрияка С. Н., Беседнова Н. В., Волокитина О. В.]. Москва, 2009. Том Начальный рисунок АКВАРЕЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

учебное пособие / Школа акварели Сергея Андрияки ; [авт. текста: Андрияка С. Н., Беседнова Н. В., Волокитина О. В.]. Москва, 2012. (2 изд.)

3. Акварельная живопись учебное пособие / Школа акварели Сергея Андрияки ; [авт. текста: Андрияка С. Н., Беседнова Н. В., Волокитина О. В.]. Москва, 2012. Том Ч. 1 (2 изд.)

4. Акварельная живопись. Шаг за шагом Б. Фудурих [и др.] ; [пер. с англ. Е. И. Ильиной]. Москва, 2004. Сер. Библиотека художника

5. Антонычева Е.Ю. Методические рекомендации по использованию бумаги как основы для акварельной живописи. В сборнике: Современные проблемы развития художественного образования и визуальных искусств (к 100-летию Витебского народного художественного училища). Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.О. Соколова. 2018. С. 219-222.

+ еще 35 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Методика обучения живописи в системе дошкольного образования. серия работ «тропинка в родительский дом» (бумага, акварель)»
Раздел: Педагогика
Тип: ВКР
Страниц: 84
Цена: 2600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы
Популярные услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика